Интерактивный плакат "Органы познания мира", природоведение, 5 класс




Полякова Инна Викторовна, учитель биологии, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №25» города Череповца Вологодской области



Пояснительная записка к презентации-интерактивному плакату «Органы познания мира»

Предмет: природоведение, 5 класс, раздел «Как человек изучает природу».

Авторский медиапродукт: мультимедийная презентация выполнена в приложении Microsoft Office PowerPoint 2007 в формате ррtх.

Презентация-интерактивный плакат может быть использован на первых уроках природоведения, посвящённых знакомству с органами чувств человека, для иллюстрации рассказа учителя. В презентацию включена обобщающая таблица для закрепления знаний, полученных учащимися. Учащиеся могут пользоваться данной презентацией и для самостоятельного знакомства с материалом уроков, и для закрепления его. Презентация содержит дополнительную к уроку информацию о гигиене органов чувств, которая поможет расширить кругозор пятиклассников, сформировать у них грамотное представление о здоровом образе жизни и некоторые его навыки.

Цель данной презентации:

  1. обеспечение условий для восприятия и усвоения учащимися знаний о получении человеком информации об окружающем мире;

  2. обеспечение условий для закрепления учащимися этих знаний;

  3. активизация познавательного интереса учащихся к предмету биология;

  4. гигиеническое просвещение учащихся.









Презентация интерактивна и управляется с помощью кнопок:

п/п

Типы кнопок

Рисунок

Функции кнопок

1

Кнопка получения более подробной информации


Получение более подробной информации об органе чувств, чьё название указано на кнопке и подчёркнуто линией

2

Кнопка «Закрыть»



Прекращение демонстрации иллюстрации или анимации

3

Кнопка «Домой»



Возврат к основной схеме интерактивного плаката (к слайду № 2)

4

Кнопка «Навигация по презентации»

Переход к слайду № 24 – информации о презентации и правилах работы с ней

5

Кнопка «Таблица»


Переход к слайду № 23, где содержится обобщающая таблица

6

Кнопка «Выход»


Выход из режима показа слайдов

7

Кнопка «Рисунок»


Просмотр рисунка-схемы органа

8

Кнопка «Под микроскопом»


Просмотр фотографии, сделанной под микроскопом

9

Кнопка «Узнайте советы доктора Пилюлькина»


Получение гигиенической информации об органе чувств

10

Кнопка «Спросите у Знайки»


Получение информации о явлениях природы, познаваемых с помощью органа чувств

11

Кнопка «Фильм»


Демонстрация анимационного ролика



Смена по щелчку возможна только при переходе с первого на второй слайд презентации, далее она отключена.



Желаю приятного просмотра и успешной работы с презентацией!

Слайд 1
Органы познания мира Интерактивный плакат по природоведению для учеников 5 класса Инна Викторовна Полякова, учитель биологии, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №25», г.Череповец
Слайд 2
W N S E уши глаза нос кожа язык Нажмите на любую часть лица на картинке
Слайд 3
глаза W N S E - органы зрения (от устаревшего слова «зрить», что означало «смотреть») роговица радужка зрачок хрустали к сетчатка с чувствительными клетками (палочками и колбочками) палочки (1) и колбочки (2) воспринимают свет и цвет
Слайд 4
глаза W ен т и м Наж ьте б а л с Рас за гла ал сов й о б ю е лю» ю л и т- « п ите д е р уп Пред рукость о близ N S E
Слайд 5
глаза W ит Нажм е ве о с й бо на лю ьте б а л с Рас за гла лю» ю л и т- « п ите д е р уп Пред рукость о близ N S E Привет! Сделаем упражнения для наших глаз. Двигаться должны только глаза, но не голова. 1. Смотрим то вверх, то вниз 2. Смотрим то влево, то вправо 3. Вращаем глазами в разных направлениях 4. Крепко зажмуриваем глаза 5. Поморгаем Берегите своё зрение!
Слайд 6
глаза W Наж м и те ве о с й бо на лю ьте б а л с Рас за гла лю» ю л и т- « п ите д е р уп Пред рукость о близ N S E 1. Подойдите к окну 2. Наклейте на окно яркий кружок 3. Закройте ладонью один глаз. Другим смотрите только на кружок 4. Затем переведите взгляд на какой-нибудь далёкий предмет за окном 5. Снова посмотрите на яркий кружок 6. Смотрите то на яркий кружок, то вдаль несколько раз. Потом повторите это упражнение с другим глазом
Слайд 7
глаза W Поглощает Поглощает Почему мир, окружающий все все лучи лучи нас, видимый? Окружающий нас мир является видимым благодаря свету. Когда лучи света натыкаются на тела, они "отскакивают" от них подобно тому, как мячик отлетает от стены. Это явление называется отражением. Именно благодаря ему мы видим. Свет отражается от тел нам в глаза, и мы видим их. Отражает Отражает зелёные лучи, лучи, зелёные остальные аа остальные поглощает поглощает N S E Почему огурец зелёный, Отражает Отражает все лучи лучи все а помидор красный? Итак, мы видим окружающий мир, потому что солнечный свет отражается от поверхности объектов нам в глаза. Но тела отражают солнечные лучи неодинаково. Огурец поглощает все цвета белого света, кроме зеленого, эти отражённые от него зелёные лучи мы видим и воспринимаем огурец зелёным. Помидор же, который мы видим красным, отражает красные лучи, поглощая все остальные. Отражает Отражает Подробнее об этом расскажет схема. красные красные лучи, лучи, аа остальные остальные поглощает поглощает
Слайд 8
глаза W N S E Как получить радугу в Почему огурец зелёный, 1. Домашний эксперимент. Получение радуги 1. окно окно домашних условиях? а помидор красный? Цель: пронаблюдать Домашний эксперимент преломление света Оборудование: Ход работы: 1) собрать установку, как на рисунке; 2) пронаблюдать преломление лучей света, в водных парах Вывод: лучи света Перевернуть преломляются в парахстраницу воды, распадаясь на семь цветов радуги Итак, мы видим окружающий мир, потому что солнечный свет отражается от поверхности объектов нам в глаза. Но тела отражают солнечные лучи неодинаково. Огурец поглощает все цвета белого света, кроме зеленого, эти 3. отражённые от него зелёные лучи мы 3. зеркало зеркало видим и воспринимаем огурец зелёным. Помидор же, который мы видим красным, отражает красные лучи, поглощая все остальные. Подробнее об этом расскажет схема. 2. 2. ванночка ванночка сс водой водой 4. 4. белый белый картон картон
Слайд 9
уши - органы слуха W N S E улитка со слуховыми волосками на её стенках наружное ухо среднее внутреннее ухо ухо слуховые волоски воспринимают звуки
Слайд 10
уши W ен т и м Наж ал сов й о б ю е N S E лю» ю л и т- « п Не нужно чистить слуховой проход ватной палочкой. Это только Постоянное утрамбовывает использование и ещё более уплотняет серу, ас наушников, особенно при неосторожном большой громкостью, Следите заможет тем, чтобы движении может привести кпривести вода, попавшаяпотере воргана уши во кзначительной повреждению время слуха. слуха.купания, обязательна была удалена Обращайтесь котврачу, если Берегите уши слишком из них. очистить Оставшаяся в от ушах нужно уши Холодно! Необходим громких звуков. Мощная вода может стать серной пробки. головной убор, иначе звуковая волна вызывает причиной воспаления Чистить самостоятельно может возникнуть повреждение слуховых среднего уха и потери можно только ушную воспаление волосков восреднего внутреннем слуха раковину уха! ухе
Слайд 11
уши W Как возникает звук? Звук возникает тогда, когда что-то дрожит, то есть быстро перемещается вперед-назад. Это движение называется вибрацией. Мы слышим звуки, потому что вибрации тел вызывают вибрации воздуха, которые и достигают наших ушей. Для распространения вибраций нужна какая-нибудь среда: вода, воздух. В безвоздушном космическом пространстве звуки не слышны. N S E Обнаружение звуковых вибраций Домашний эксперимент
Слайд 12
уши W N S E Обнаружение звуковых В чём измеряется громкость Домашний эксперимент. Обнаружение звуковых вибрацийвибраций звука? Громкость звука измеряется в Цель: увидеть звуковые вибрации децибелах (дБ) Оборудование: 1)источник звука со звуковой колонкой; Шелест падающих листьев – 10 дБ 2)бумажный листок, привязанный к Громкость обычной беседы – 60 дБ нитке Концерт рок музыки – 110 дБ Ход Рёвэксперимента: двигателя реактивного 1)включите звук; самолёта – 140 дБ 2)поднесите листок к колонке; 3)пронаблюдайте дрожание листка Перевернуть страницу под действием звуковых волн Вывод: в ходе эксперимента обнаружены звуковые вибрации Домашний эксперимент
Слайд 13
язык - орган вкуса W N S E большие вкусовые сосочки малые вкусовые сосочки вкусовой сосочек оценивает съедобность и достоинства пищи
Слайд 14
язык W ен т и м Наж ал сов й о б ю е N S E лю» ю л и т- « п Ряд продуктов (бульонные кубики, лапша быстрого приготовления, быстрые супы, некоторые сорта Кетчупы майонезы колбасы многое Избытокиисолёного, стали традиционными другое) содержат сладкого, горького илина нашем столе. Но их вкус усилители кислого в вкуса, нашей пище перекрывает вкус употребление которых притупляет вкусовые продуктов, небезопасно длякак в ощущения,входящих так состав блюда. Это не на от здоровья и отучает нас делает вкусовые сосочки пользу истинного вкуса менеевкусовым чувствительными. ощущениям. натуральной пищи. СоблюдайтеИспользуйте меру, когда майонезы кетчупы в в Лучше солитеизбегать едуи или кладёте умеренных количествах употребления подобныхи неё сахар, добавляете нечасто продуктов питания жгучий перец или уксус
Слайд 15
язык W N S E Какие вкусы мы можем различать? Какой частью языка мы ощущаем вкус ? Наш язык способен различать четыре вкуса: Вкусовые зоны языка: горькое сладкий солёный кислый горький кислое солёное сладкое
Слайд 16
нос W N S E - орган обоняния (слово «обонять» означает чувствовать запах) зона обонятельных клеток носовая полость обонятельная клетка воспринимает запахи
Слайд 17
нос W ен т и м Наж ал сов й о б ю е N S E лю» ю л и т- « п Враги я я ни н о б о хи а п а З ри лека Регулярная работа Табачный дым Заложенность носа,с резко пахнущими раздражаетвеществами, ипростудой уничтожает вызываемая например, лаками и часть обонятельных или аллергией, красками, притупляет клеток, притупляя значительно снижает чувствительность обоняние. Мельчайшие обоняние. обонятельных клеток. частицы пахучего вещества кофе Запах Запах шоколада лимона мяты Лучше всего использовать Не курите, если хотите в тонут вЗапах огромном для покраски полной мере насладиться количестве слизи, не имея Избавляет от сонливости, Уменьшает Возвращает Этот, присутствующий беспокойство, душевное водорастворимые, не запахами нашего мира! возможности бодрит, повышает тонус добавляет равновесие, почти в каждой ощущение укрепляет зубной имеющие выраженного соприкоснуться с мышц энергии защитные пасте, запах и прилива силы оживляет организма сил ум, запаха материалы. Если чувствительными повышает настроение, это невозможно - работать обонятельными клетками снимает головную боль в респираторе Дальше Дальше
Слайд 18
нос W Как появляется запах? Запах возникает тогда, когда от поверхности какого-либо тела отрываются мельчайшие частицы (молекулы) и с током воздуха приносятся к обонятельным клеткам в нашей носовой полости. Молекулы пахучего вещества сначала растворяются в носовой слизи, окружающей обонятельные клетки, а потом касаются чувствительных выростов обонятельных клеток. N S E Какие типы запахов существуют? Существует всего семь основных типов запахов. Все остальные – это результат различных сочетаний этих типов: камфарный едкий эфирный цветочный мятный мускусный гнилостный Бобр, из пахучей железы которого добывают мускус, Камфорное дерево, из коры которого Запах мяты присутствует в используемый в парфюмерии добывают масло каждой зубной пасте Уксускамфорное яблочный
Слайд 19
кожа W N S E - орган осязания (слово «осязать» означает чувствовать прикосновение) осязательные клетки слой кожи с осязательными клетками воспринимает прикосновения
Слайд 20
кожа W ен т и м Наж ал сов й о б ю е N S E лю» ю л и т- « п Не так давно стало модным татуировать свою ЧтобыНе быть здоровой, кожу. будем спорить о коже нужно активно вкусах. Но нужно помнить, дышать, поэтому наши что тотосязания участок кожи, на Орган – наша одежда исделана обувь должны котором кожа, потому, чтобы быть из дышащих татуировка, уже не в своё сохранить здоровым натуральных материалов. состоянии полноценно осязание, нужно сохранить Синтетику же оставим для выполнять свою роль здоровой свою кожу. для необычныхчто модных организма, очень Важное условие гигиены показови идля забавных опасно кожи, кожи – её чистота! и для фотографий организма в целом!
Слайд 21
кожа W Какие виды чувствительных клеток есть на коже? На нашей коже есть четыре вида чувствительных клеток: тактильные тепловые холодовые болевые N S E Обнаружение на коже разных видов чувствительных клеток Домашний эксперимент
Слайд 22
кожа W N S E Какие виды Обнаружение на коже Домашний эксперимент. Обнаружение на коже чувствительных клеток разных разных видов чувствительных клеток видов есть на коже? чувствительных клеток Цель: найти накоже коже разные виды На нашей есть четыре Домашний эксперимент чувствительных клеток вида чувствительных клеток: Оборудование: булавка Ход эксперимента: прикоснитесь тактильные булавкой к разным точкам на тепловые кисти своей руки холодовые Вывод: в ходе эксперимента болевые обнаружены тактильные, болевые и холодовые чувствительные клетки кожи касание боль! холод
Слайд 23
W N S E Чувства Названия чувств Органы чувств Чувствительные клетки способность воспринимать свет и цвет зрение глаза палочки и колбочки способность воспринимать звуки слух уши слуховые волоски способность воспринимать запахи обоняние нос обонятельные способность воспринимать прикосновения осязание кожа тактильные, тепловые, холодовые и болевые способность оценивать съедобность и достоинства пищи вкус язык вкусовые сосочки
Слайд 24
Навигация по презентации (информация о презентации и о правилах работы с ней) Данная презентация предназначена для изучения органов чувств, служащих для познания мира человеком. Узнать об источниках информации, книгах и интернет-сайтах, использованных для создания презентации, можно здесь. При создании презентации были использованы иллюстрации, с источниками которых можно познакомиться здесь. Презентация управляется с помощью кнопок. Иллюстрации, снабжённые знаком , увеличиваются при нажатии на них. Иллюстрации в виде кадров киноплёнки при нажатии на них открывают экран для просмотра анимационного ролика. Приятного просмотра!
Слайд 25
Навигация по презентации (информация о презентации и о правилах работы с ней) Управляющие кнопки: уши - кнопки с подчёркнутым названием органов тела для получения более подробной о них информации; - возвращение к главной схеме презентации; W N S E - к «навигации» по презентации; - к обобщающей таблице для закрепления материала; - завершение показа; - просмотр рисунка-схемы органа; - просмотр фотографии, сделанной под микроскопом; - получение гигиенической информации об органе чувств; - получение информации о явлениях природы, познаваемых с помощью органа чувств; - демонстрация анимационного ролика.  Вернуться к предыдущей странице
Слайд 26
W Источники информации, использованные при подготовке презентации N S E Андреева А.Е. Природоведение. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Е.Андреева ; под ред. Д.И.Трайтака, Н.Д.Андреевой. – М. : Мнемозина, 2010. Энциклопедия для детей. Том 18 Человек. Ч.1. Происхождение и природа человека. Как работает тело. Искусство быть здоровым / Глав. Ред. В.Володин; отв. Ред. Т.Каширина. – М. : Аванта+, 2004. Рязанцев С., В мире запахов и звуков. – Москва. : Терра, 1997. http://www.razumniki.ru – сайт «Разумники»
Слайд 27
W N S E Источники иллюстраций, использованные при подготовке презентации Лицо ребёнка http://www.bugaga.ru/uploads/posts/2009-04/thumbs/1238579233_gelz_4c209ddd31b0fddc8b87c0c79 2a688f0.jpg Книга - http://ymishe.files.wordpress.com/2010/12/open_book.jpg Фотография глаза - http://cs10349.userapi.com/u143425673/-14/x_172e6298.jpg Строение глаза http://900igr.net/datas/biologija/Ukhudshenie-zrenija/0005-005-Ukhudshenie-zrenija.jpg Сетчатка - http://science.compulenta.ru/upload/iblock/802/P4240182-Retina,_SEM-SPL.png Щегол - http://img1.liveinternet.ru/images/foto/b/1/apps/1/334/1334423_50.jpg Окно - http://okonschik-rostov.ru/wp-content/uploads/2012/02/91.jpg Вид за окном - http://img-fotki.yandex.ru/get/6001/67000176.160/0_775ab_659c620a_XL Знайка - uga-detki.ru/content/images/4cd680689e40.png Доктор Пилюлькин – http://s39.radikal.ru/i084/1010/5f/f1610b00cee0.jpg Фотография уха http://images.agoramedia.com/everydayhealth/gcms/pg-bizarre-cosmetic-surgery-02-full.jpg Строение уха - http://nandreeva.com/wp-content/uploads/2011/09/section-ear.jpg Слуховые волоски - http://static.ddmcdn.com/gif/ears-ring-loud-noise-1.jpg Скрипка - http://open.az/uploads/posts/2011-04/1302831932_bankoboev.ru_skripka_so_smychkom.jpg Ватная палочка - http://www.factroom.ru/wp-content/uploads/2011/10/vpal.jpg Наушник - http://www.npr.org/assets/blogs/health/images/2009/10/earbuds.jpg?t=1256308727&s=51 Морозно – http://rd.foto.radikal.ru/0707/b7/f866ee2f3e85.jpg Купальщик - http://pediatriya.info/wp-content/uploads/2011/10/voda-v-uhe.jpg Звуковые вибрации – http://www.razumniki.ru/chto_takoe_zvuk.html Фотография зыка - http://women.itop.net/content/files/images/wellness/tongue.jpg Строение языка - http://static.howstuffworks.com/gif/adam/images/en/tongue-picture.jpg Вкусовые сосочки http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/77/744/77744707_C0085174Tongue_surface_SEMSPL.png Пирожное - http://i040.radikal.ru/0711/4c/573334b8d287.jpg Соль- http://aksenova49.ru/wp-content/uploads/2012/04/sol-290x290.jpg Кетчуп - http://cs5155.userapi.com/u15946340/-14/x_8a36bdec.jpg Бульонный кубик - http://www.avoska71.ru/media/images/product/2011_05_06_5033_.jpg Фотография носа - http://buygillescantuel.com/wp-content/uploads/2009/10/nose.jpg Строение носа - http://www.lorvrach.ru/images/stories/anatomiya/485.jpg Обонятельные рецепторы - http://www.axellab.columbia.edu/photo/holiday%203.jpg Роза - http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/70/544/70544583_rose.jpg Насморк - http://mamajournal.ru/files/2010/08/img4bfbafd08c430.jpg Краски - http://novremstroy.ru/files/files/58653-800x600.jpg Сигарета - http://cs5758.vkontakte.ru/u7441077/-14/x_d74b0971.jpg Кофе - http://altbazar4.files.wordpress.com/2011/06/cafea-shutterstock.jpg Зубная паста http://www.demotywatory.biz/wp-content/uploads/2012/01/demotywator-pasta-do-zebow-204.jp g Лимон http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/76/7/76007347_3726295_yhodzalimonomvdomashn ihysloviyah1.jpg Шоколад - http://www.patee.ru/r/x4/68/a8/520.jpg Камфорное дерево - http://www.payer.de/tropenarchitektur/trarch040137.jpg Уксус - http://www.toi.com.vn/images/plg_imagesized/68-toi41.jpg Медицинский эфир http://org-him.ru/uploads/images/catalog/produkt-3_f_1_400_0.jpg?ac=62514 Бобр - http://de.trinixy.ru/pics4/20091211/kotomatrix_45.jpg Гниющее яблоко - http://www.supersadovnik.ru/site_images/00000005/00028365.jpg Фотография подушечки пальца http://muramasa1980.appspot.com/www.bilgiustam.com/resimler/2011/10/672-finger.jpg Строение кожи - http://med-dovidka.com.ua/images/stories/kliniki/koregent/dermatolog1.jpg Осязательные рецепторы http://science.compulenta.ru/upload/iblock/337/P7200281-Human_skin_and_hair,_SEM-SPL.png? w=300&h=300 Котёнок - http://oglobo.globo.com/fotos/2009/12/16/16_MHG_saude_gatos.jpg Чистота кожи - http://hopkins.typepad.com/.a/6a00d83451db8d69e20112790b7d6828a4-800wi Татуировки - http://img11.nnm.ru/e/c/2/4/2/ec24284883952395d935725139ce6deb_full.jpg Платье из шариков http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/53/257/53257703_1262508037_daisy_balloon_2.jpg Свеча - http://www.photowall.ru/preview/15/img119.jpg Снежок - http://img-2006-05.photosight.ru/09/1420712.jpg Кактус - http://i062.radikal.ru/1004/11/94e927f79490.jpg

Полный текст материала Интерактивный плакат "Органы познания мира", природоведение, 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Полякова Инна Викторовна  inpol
01.01.2014 4 4961 605

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК