Открытый урок "Неклеточные формы жизни. Вирусы" 10 класс


Отдел образования администрации Нижнетуринского городского округа

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Нижнетуринская гимназия















«Неклеточные формы жизни. Вирусы»

(проблемный урок в 10 классе)















Автор:

Рагозина Ирина Михайловна,

учитель биологии II категории









г. Нижняя Тура, 2010 г.



Неклеточные формы жизни. Вирусы.

Цели урока:

Образовательная:

  • Создать условия для расширения и углубления знаний учащихся о неклеточных формах жизни – вирусах и бактериофагах;

  • Обеспечить условия для изучения особенности строения вирусов, механизма их взаимодействия с клеткой.

Развивающая:

  • Обеспечить условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения исследовательской работы с различными источниками информации.

Воспитательная:

  • Создать условия для формирования ответственного отношения к своему здоровью, как к ценности;

  • Обеспечить условия формирования культуры здоровья для профилактики вирусных заболеваний;

  • Создать условия для формирования навыков работы в группе.

Оборудование: раздаточный материал (алгоритмы подготовки сообщений по заданной теме), учебник "Общая биология" для 10-11 классов под редакцией В.Б. Захарова, учебник "Общая биология" под редакцией А.О. Рувинского, компьтер, мультимедийный проектор, экран, слайд-фильм «Вирусы» для демонстрации.

Ход урока

  1. Орг. момент.

Учитель: Здравствуйте, садитесь. Кто в классе дежурный, кто отсутствует?

  1. Подготовка к активному восприятию новой темы.

Вступительное слово учителя: Задумывались ли вы над тем, что с самого начала существования человечества нашему здоровью угрожали серьезные враги. Являлись они нержиданно, коварно, не звеня оружием. Враги разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, СПИДа и других болезней. О чем же мы будем говорить с вами сегодня на уроке? (О вирусах). Откуда же появились вирусы, какое они имеют строение, где обитают, как размножаются и какие еще готовят сюрпризы? Так, кто такие вирусы? А самое главное, почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить? Поэтому целью нашего урока является рассмотрение особенностей строения и жизнедеятельности вирусов, а также изучение роли вирусов в жизни человека. Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо рассмотреть следующее. Обратимся к плану урока.

П лан урока: 1. Общие сведения о вирусах

2. История открытия вирусов

3. Строение вирусов и их биологические особенности на доске

4. Репродукция вирусов

5. Вирусные инфекции и их профилактика.

3. Изучение нового материала.

  1. Общие сведения о вирусах (рассказ учителя, во время которого учащиеся делают краткие записи в тетрадях).

  • Вирус (от лат. virus-яд) - микроскопическая частица, способная инфицировать

клетки живых организмов

  • Вирусы неклеточные формы жизни, т.е. имеют неклеточную природу

  • Вирусы являются облигатными внутриклеточными паразитами (ведут только паразитический образ жизни и не выживают без связи с хозяином)

  • Вирусы избирательны. Они проникают внутрь совершенно определенной

клетки, и именно эта зараженная клетка превращается в «завод» по

производству вирусов. Для клетки вирус-это не что иное, как плохая новость в белковой оболочке.

  • Вирусы являются самой распространенной формой существования органической материи на планете по численности своей популяции, и, по-видимому, одной из самых распространенных по биомассе: воды мирового океана содержат колоссальное количество бактериофагов (около 1011 частиц на миллилитр воды) (показываем пробирку с водой).

  • Согласно последним исследованиям, геном человека более чем на 30% состоит из информации, кодируемой вирусоподобными элементами.

Учитель: Откуда же свалилась такая напасть на голову не только человечества, но и

всего живого мира? Расскажет нам об этом Вячеслав, пожалуйста, тебе слово.

  1. «История открытия вирусов» сообщение учащегося + презентация.

В 1887 году в Крыму плантации табака поразила неизвестная болезнь: листья растений покрывались абстрактным рисунком, растекавшимся по листу, словно красочная мозаика, переливающаяся с одного листа на другой, от одного растения к другому. Сельское хозяйство несло большие убытки. На место происшествия был направлен молодой ученый, выпускник Санкт-Петербургского университета Дмитрий Ивановский. Сделано бессчетное количество опытов и исследований по изучению возбудителя. И вот в 1892 году мир науки сотрясла новость – обнаружена новая, неизвестная ранее форма жизни, открыты необычайно микроскопические организмы, проходящие сквозь самые узкие отверстия фильтров. Открытые организмы Ивановский назвал «фильтрующимися бактериями», это название использовалось в научных кругах несколько лет, пока в 1899 году голландский ученый Мартин Бейеринк не применил понятие «вирусы», что в переводе с латинского (vira) означает «яд». За открытием Ивановского последовали новые открытия вирусов и вирусных заболеваний растений, животных и человека: грипп, ящур, оспа, чума, герпес, и, наконец, открыт вирус СПИДа. Все эти открытия не только укрепили позиции новой области биологии, но и позволили появиться новой самостоятельной науке – вирусологии («vira» - яд, «logos» - учение). Открытие вирусов принесло мировую славу отечественному ученому – Дмитрию Иосифовичу Ивановскому.

Его имя в науке о вирусах следует рассматривать почти в Том же свете, как имена Пастера и Коха в бактериологии. Имеются все основания считать Ивановского отцом новой науки – вирусологии… У. Стэнли

Учитель: Спасибо, присаживайся. А сейчас вы будете работать в группах. Цель работы: изучить строение вирусов их биологические особенности, а также репродукцию виусов.

Строение вирусов и их биологические особенности, а также репродукция вирусов разбираются учащимися в ходе самостоятельной работы в группах. Каждая группа получает задание в виде алгоритма действий, выполняет его.

Первая группа, внимание. По остроумному определению Питера Медавара, нобелевского лауреата в области физиологии и медицины: «Вирусы – это плохие новости в хорошей упаковке из белка». Так ли это вам и предстоит выяснить в ходе вашей работы. Вторая группа будет работать с афоризмом: «Вирусы – самозванные диктаторы и двигатели эволюции» и либо подтвердит его, либо опровергнет. Задания лежат у вас на партах. На работу вам отводится 10 минут, можете приступать.

Задание для 1 группы. "Вирусы - это плохие новости в хорошей упаковке из белка"

Внимательно изучите текст по учебнику "Общая биология" под редакцией А.О. Рувинского на стр., 106. Ответьте на вопросы:

  • Что такое вирусы?

  • Какие группы вирусов известны?

  • Какие виды инфекций различают?

  • Почему вирусы называют паразитами на генетическом уровне?

Задание для 2 группы. «Вирусы - самозванные диктаторы и двигатели эволюции»

В одной из работ (автор В.З. Солоухин) можно прочесть о том, что на планете есть три природных очага сосредоточения возбудителей гриппа - это биоценоз, водоплавающие птицы, млекопитающие, а также кровососущие насекомые северных морей и тундры, водоемов умеренного и тропического поясов.

Используя рисунок и сведения текста, выделите этапы заражения вирусом клетки?

Внимательно прочитайте текст учебника "Общая биология" под редакцией В.Б. Захарова, стр.183 о взаимодействии вирусов с клеткой, изучите рис., 5.5.

После завершения работы группы готовятся к выступлению. Выступление каждой группы заканчивается формулировкой вывода по рассмотренному вопросу и фиксированием его в тетрадях учащихся. Ключ для проверки группы № 1: на слайде рисунок строения вируса, схема «Группы вирусов», схема «Виды инфекций». Ключ для проверки группы №2: на слайде этапы проникновения вируса в клетку.

Учитель: Когда в организм человека проникает вирус, то организм начинает с ним бороться, вначале на уровне иммунитета, затем появляются антитела, которые нейтрализуют вирус и болезнь заканчивается. Но... В одних случаях, пока вырабатываются антитела, вирус успевает натворить такое, что у человека появляются тяжелейшие последствия или его вообще невозможно спасти. В других случаях вирус заражает клетку и прекращает свое действие до тех пор, пока не ослабнет иммунитет человека. Обратимся к словам японского писателя Акутагава Рюноскэ.

"Человеческая жизнь похожа на коробку спичек. Обращаться несерьезно - опасно".

В 2002 году в экваториальном районе Республики Конго от эпидемии гриппа скончались почти 500 человек из 4000 заболевших. Инфекция уносит жизни не только в слаборазвитых странах. Например, в США за прошедшие 25 эпидемиологических сезонов смертность от гриппа и вызванных им пневмоний составляет в среднем 20-21 тысячу человек ежегодно. Вирусных заболеваний человека очень много. Большинство из них у нас на слуху: полиомиелит, бешенство, ОРВИ, ветрянка, герпес, гепатит, грипп, ВИЧ - инфекция. О некоторых из них расскажут ваши одноклассники, во время их рассказа вы должны самостоятельно вписать в таблицу название вирусов, пути их проникновения и меры профилактики.

Название заболеваний, вызываемых вирусами

Пути проникновения вируса


Профилактика заболеваний


СПИД

Половой способ, через кровь, материнское молоко

Здоровый образ жизни, личная гигиена.

Применение одноразовых шприцов.

Грипп

Воздушно-капельный


Гепатит

через кровь



Учащиеся заслушивают сообщения и заполняют таблицу.

Проверка таблицы.

Учитель: А теперь проверим ваши знания, полученные на сегодняшнем уроке. (Тест)

Итак, наш урок подходит к концу. Мы осветили все вопросы, которые запланировали. И теперь, я думаю, вы сможете ответить на главный вопрос, почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить? (Ответы учащихся: - Вирусы микроскопичны

- Вирусы – неклеточные формы жизни

-Вирусы очень быстро и спонтанно приспосабливаются к новым условиям,

т.е. мутируют

-Могут долгое время находится в скрытой форме.)

4. Домашнее задание по выбору:

  1. Собрать материал о вирусном заболевании и оформить информацию в виде

презентации.

  1. Написать памятки учащимся о профилактике различных видах вирусных заболеваний.

  2. Провести мини-исследование по вопросу: почему то, что поражает компьютерные программы, тоже назвали вирусом?

  1. Рефлексия

И в завершении нашего урока выскажите свое мнение о нем, о своем самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками:

- Сегодня я узнал …

- Я удивился …

- Теперь я умею …

- Я хотел бы …





Я желаю вам здоровья, спасибо за активную работу.


Полный текст материала Открытый урок "Неклеточные формы жизни. Вирусы" 10 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Рагозина Ирина Михайловна  ирачка
17.03.2011 6 16381 2923

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК