Конспект урока биологии "Сон и сновидения"; 8 класс
Урок биологии «Человек» 8 класс к учебнику Сонина Н.И. автор учитель биологии высшей категории МОУ « СОШ №6 г. Карабаша»
Тема: Сон и сновидения.
Цель: Изучить явление сна.
Задачи:
Разъяснить физиологическую сущность сна, природу сна и сновидений, цикличность, его значение в нормальном функционировании мозга;
Показать, что циклы сна и сновидения определяются как внутренними, так и внешними факторами;
Познакомиться с теорией сновидений К. Юнга и З.Фрейда:
Ход урока
Мотивационно - организационный этап.
Проверка домашнего задания, работа в группах, с последующим афишированием результатов. (Задания для групп смотри в приложении 1)
Наружный хаос мрака и огня
Мой мозг вгоняет в четкие пределы
Дробит и клеит, разрушает смело
И вечно строит только для меня
Исполненные музыки, значенья,
Причудливые яркие миры-
Творения возвышенной игры,
Сооруженья внутреннего зренья.
Д. Леви ( нейроэстетик)
Древние греки верили, что сны приносит и управляет сновидениями бог Гипнос. Людям, живущим по совести он приносит облегчение и покой, охраняя их сны, и не впускает туда чудовищ ада. Но к тем, кто живет неправедно приходят во сне Цербер ( адский пес Аида) и медузы горгоны терзающие душу но не плоть. Наверное, каждый из вас хоть раз в жизни просыпался в холодном поту от ужаса или страха, кто – то, наоборот, видел хорошее и просыпался с улыбкой, потому что, по мнению греков к нему являлся его сын бог Морфей, который навевал только сладкие сны. А сколько людей видят вещие сны, известно, что Менделеев увидел во сне периодическую таблицу, а Ферма доказал теорему, которую пытаются доказать до сих пор. Тема сна находит свое отражение и в картинах художников, например Сальвадор Дали в картине (как вы думаете, как называется картина?) «Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения» обратился к теме сновидений.
Операционно – исполнительный этап.
Если принять за данность, что средняя продолжительность жизни человека составляет 75 лет, то треть жизни 25 лет мы проводим в состоянии сна. Стадия дремоты появляется у детей в возрасте 8-9 лет. До этого времени дети либо спят крепким сном, либо бодрствуют, они не умеют по-настоящему дремать. Что же такое сон? Найдите определение сна в учебнике и выпишите его в тетрадь. Сон - глубокое охранительное торможение, предотвращающее переутомление и истощение нервных клеток. Сон- это торможение клеток коры больших полушарий головного мозга, но не всех. Во время сна активность головного мозга не прекращается, а лишь перестраивается. Всякий сон есть разговор самого с собой, поэтому все чудеса, которые мы видим это наши мысли, чувства и переживания.
Сон протекает в несколько стадий, называемых фазами. (прочитайте в учебнике на стр. о характерных особенностях сна и заполните схему)
Ф азы сна
Медленный сон Быстрый сон
сердцебиение и обмен сердцебиение усиливается
веществ замедляется приходят сновидения
Итак что же такое сон?( ответы учащихся)
Все животные видят сны, хищники чаще, чем жертвы. Все из-за того , что хищники меньше опасаются за свою жизнь, а значит могут позволить себе расслабиться( пример кошки). Даже не родившийся малыш видит сны. Фаза быстрого сна помогает развитию мозга, поэтому до двух лет у ребенка преобладают сновидения. У взрослого же человека фаза сновидений составляет всего 25 % от общего количества сна. Во время фазы медленного сна у нас останавливается дыхание примерно на 10 секунд в среднем 5 раз за ночь, с возрастом количество таких остановок дыхания увеличивается. А любители поспать видят сны в 2 раза чаще, чем те, кто мало спит. Чаще яркие многоцветные сны видит лентяй и бездельник, потому, что быстрый сон это тренировка тех центров мозга, которые отдыхали днем.
Сновидения – нормальная психическая деятельность мозга, протекающая во сне и связанная с комбинацией осознанных и неосознанных явлений внешнего мира и физиологическими процессами организма.( определение биологический энциклопедический словарь). В состоянии сна сознание общается с подсознанием, в результате мы видим вещие сны, те которые сбываются, уже доказано, что по- настоящему вещие сны человек за всю жизнь может увидеть один- два раза. Причины сновидений объясняли по-разному, особенно интересные теории сновидений Зигмунда Фрейда и Карла Юнга. С теорией сновидений З.Фрейда нас познакомит Шамсутдинов Руслан. С теорией сновидений Карла Юнга Тимошенко Александр.
Итак, в чем же основное отличие теории сновидений Фрейда и Юнга? Вспомните ваше домашнее задание, посмотреть фильм « Астрал», как вы думаете в чью, из предложенных теорий укладывается действие фильма? Почему?
III.Рефлексия.
А какая из теорий сновидений вам ближе? Верите ли вы в вещие сны?
Домашнее задание. На следующем уроке мы будем изучать нарушения сна, гипноз и летаргические состояния, подготовьтесь, прочитав учебник и обратитесь к другим источникам.
Приложение 1
Задания для проверки домашней работы
1 группа
Малышу делала уколы медсестра в белом халате. Он всегда плакал при ее появлении. Уколы закончились, но рефлекс остался. Но со временем люди в белых халатах не будут вызывать у ребенка плач. Почему?
2 группа
Урок труда. Девочки вяжут. Вдруг с улицы раздается громкий, резкий звук. Все бегут смотреть, побросав свои работы. Чем вызвано такое поведение?
3 группа
Собака становилась на задние лапы, выпрашивая лакомство. Но вдруг стала так же, выпрашивать прогулку, хотя ее этому не учили. Объясните почему?
4 группа
Птица подлетает к гнезду, птенцы раскрывают клюв. Схватив пищу, птенцы отворачиваются от матери. Назовите форму поведения.
Раздаточный материал урока предлагается отдельно.
Список использованной литературы.
Петухова Галина Владимировна МОУ « СОШ №6»
Теория сновидений Зигмунда Фрейда( раздаточный материал)
1.
В течение жизни точка зрения Фрейда на
сновидение менялась. Если вначале он
был убежден, что почти каждое
сновидение может быть понято как
осуществленное
желание (способ
удовлетворения неосуществленного
желания), то в последствии он
уточняет,
что сновидение является попыткой
исполнения желания.
2. Если
вначале Фрейд убежден, что «почти каждое»
сновидение может быть понято
с
помощью его метода, то потом он уточняет,
что с помощью его метода можно
толковать
«не все» сновидения.
3. Вначале
Фрейд считал, что создателем сновидения
является бессознательное
влечение,
которое стремиться к своему
собственному удовлетворению и это
является
смыслом всего сновидения.
Потом он добавляет, что состояние сна
кажется особенно
подходящим для
приема телепатического послания, тем
самым, расширяя список
«материала»
сновидения, придает ему дополнительную
функцию и дополнительный
энергетический
источник.
4. Фрейд убежден, что
именно психоанализ вскрыл телепатические
факты при
толковании сновидений,
тем самым, подготовив почву для
предположения таких
процессов как
телепатия.
5. По мнению Фрейда
занятия профессиональных предсказателей
таят благоприятную
возможность
наблюдения за передачей мыслей.
6. Он также считает пророчества
профессиональных предсказателей ни
чем иным как
выражением мыслей,
обратившихся к ним лиц, и особенно их
тайных желаний, тем
самым, сводя
предчувствие (предсказание) к телепатическим
феноменам.
7. Особую роль в
телепатических феноменах, как между
отдельными людьми, так и в
страстно
возбужденных массах, Фрейд отводит
эмоциональному фактору. В теории
сновидений аффективные переживания
во время сна (особенно чувство страха)
разрушают незыблемую основную
функцию сновидения - попытку исполнения
желания.
Теория сновидений Зигмунда Фрейда
1.
В течение жизни точка зрения Фрейда на
сновидение менялась. Если вначале он
был убежден, что почти каждое
сновидение может быть понято как
осуществленное
желание (способ
удовлетворения неосуществленного
желания), то в последствии он
уточняет,
что сновидение является попыткой
исполнения желания.
2. Если
вначале Фрейд убежден, что «почти каждое»
сновидение может быть понято
с
помощью его метода, то потом он уточняет,
что с помощью его метода можно
толковать
«не все» сновидения.
3. Вначале
Фрейд считал, что создателем сновидения
является бессознательное
влечение,
которое стремиться к своему
собственному удовлетворению и это
является
смыслом всего сновидения.
Потом он добавляет, что состояние сна
кажется особенно
подходящим для
приема телепатического послания, тем
самым, расширяя список
«материала»
сновидения, придает ему дополнительную
функцию и дополнительный
энергетический
источник.
4. Фрейд убежден, что
именно психоанализ вскрыл телепатические
факты при
толковании сновидений,
тем самым, подготовив почву для
предположения таких
процессов как
телепатия.
5. По мнению Фрейда
занятия профессиональных предсказателей
таят благоприятную
возможность
наблюдения за передачей мыслей.
6. Он также считает пророчества
профессиональных предсказателей ни
чем иным как
выражением мыслей,
обратившихся к ним лиц, и особенно их
тайных желаний, тем
самым, сводя
предчувствие (предсказание) к телепатическим
феноменам.
7. Особую роль в
телепатических феноменах, как между
отдельными людьми, так и в
страстно
возбужденных массах, Фрейд отводит
эмоциональному фактору. В теории
сновидений аффективные переживания
во время сна (особенно чувство страха)
разрушают незыблемую основную
функцию сновидения - попытку исполнения
желания.
Теория сновидений К. Юнга(раздаточный материал)
Юнг
разграничил сны на три группы: больше
смысловые (важные), средние и
маленькие
(незначительные). Большие смысловые
сны содержат символические
образы
(архетипы), относящиеся к процессу
индивидуации, и оказывают большое
влияние на психический опыт, так
как архетипический продукт не связан
с личным
опытом.
2. Сны для
Юнга - живая реальность и они играют
дополнительную (компенсаторную)
роль
в психике, восстанавливая общее
психическое равновесие, открывают
новые пути
выхода из тупика.
3. Сон - процесс, создающий диалог между
сознанием и бессознательным, что
способствует психическому здоровью
и восстановлению утраченной гармонии.
4. На место свободных ассоциаций Фрейда
Юнг ставит амплификацию, и только
сновидец может знать, что означает
сон.
5. Уникальная и субъективная
психика человека в глубине своей
коллективна и
объективна.
6. Архетипические сновидения могут
выразить коллективные образы извечных
человеческих проблем, и они не
связаны с нарушением только индивидуального
равновесия.
7. «Ощущение
уже виденного» часто основывается на
предчувствии во время сна.
Теория сновидений К. Юнга
1.
Юнг разграничил сны на три группы: больше
смысловые (важные), средние и
маленькие
(незначительные). Большие смысловые сны
содержат символические
образы
(архетипы), относящиеся к процессу
индивидуации, и оказывают большое
влияние на психический опыт, так как
архетипический продукт не связан с
личным
опытом.
2. Сны для
Юнга - живая реальность и они играют
дополнительную (компенсаторную)
роль
в психике, восстанавливая общее
психическое равновесие, открывают новые
пути
выхода из тупика.
3.
Сон - процесс, создающий диалог между
сознанием и бессознательным, что
способствует психическому здоровью
и восстановлению утраченной гармонии.
4. На место свободных ассоциаций Фрейда
Юнг ставит амплификацию, и только
сновидец может знать, что означает
сон.
5. Уникальная и субъективная
психика человека в глубине своей
коллективна и
объективна.
6. Архетипические сновидения могут
выразить коллективные образы извечных
человеческих проблем, и они не связаны
с нарушением только индивидуального
равновесия.
7. «Ощущение
уже виденного» часто основывается на
предчувствии во время сна.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Петухова Галина Владимировна
→ кир-а-син 26.09.2011 2 10498 1519 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.