Урок биологии "Покрытосеменные самые значительные растения Земли и Ростовской области?"; 7 класс


МОУ СОШ №10







План – конспект

урока биологии, с использованием регионального компонента,

на тему:


«Покрытосеменные – самые

значительные растения планеты

и Ростовской области!?»

Учитель: Заикина Н.С.












Г. Красный Сулин, 2010г.

Покрытосеменные - самые значительные

растения планеты и Ростовской области!?


Цель урока:

- создание условий для осознания важности и необходимости покрытосеменных растений в планетарном и региональном масштабе.


Задачи урока:

- Актуализировать знания о признаках цветковых растений.

-Изучение значения покрытосеменных в природе и жизни человека.

-Ознакомление с культурными и лекарственными растениями Донского края.

- развитие навыков самостоятельной творческой работы, систематизации знаний, формулирования вывода.

-продолжить воспитание бережного, уважительного отношения к природе своего края.


Технология: проектная, личностно – ориентированная.

Формы организации учебной деятельности:

- фронтальная работа;

- групповая работа;

- подготовка и защита проектов.


Подготовительный этап к уроку.

Перед уроком в классе выделяется 2 инициативные проектные группы, каждая из них получает творческое задание. Первая группа на тему «Многообразие покрытосеменных»; вторая « Значение покрытосеменных». Третья группа может выбрать одну из этих тем и подготовить презентацию на электронном носителе. Проекты могут выполняться на дому или в классе после уроков, под руководством учителя. Но учитель только направляет работу, а дети сами подбирают материал и демонстрируют тему. Помимо этого учитель сам готовит презентацию по теме урока, для демонстрации.


Оборудование к уроку: детские проекты на бумаге; компьютер, интерактивная доска.


Ход урока:


  1. Организационный момент.


  1. Вступительная часть.


- Ребята, сегодня мы повторяем всё, что нам известно об отделе Покрытосеменные растения. Посмотрите на тему урока. В формулировке темы два знака: вопросительный и восклицательный. В ходе урока мы должны определить, какой знак следует оставить, а какой убрать.

Я думаю, вы понимаете, что цель нашего урока еще раз обозначить самые важные и значительные моменты, касающиеся этого отдела растений. Мы с вами должны рассмотреть все сферы применения и распространения этих организмов на нашей планете и в нашем родном крае- Ростовской области. Нам надо познакомиться с важнейшими культурными растениями, произрастающими в Ростовской области.

( По ходу вступления учитель демонстрирует второй слайд презентации по уроку, на котором обозначены цели урока, см. приложение)


Итак, вспомним какие растения относятся к покрытосеменным, какими признаками обладают эти организмы.

- Что такое покрытосеменные растения?

- Какими признаками обладают эти растения?

( Дети отвечают, учитель, в подтверждение верности ответов демонстрирует слайд №3)

- Встречаются ли покрытосеменные в нашей области?

- Какие цветковые растения вам знакомы?


  1. Работа в группах.


- Ребята, сейчас мы поработаем в группах. Задача каждой группы показать, что особенности строения покрытосеменных позволяют им широко распространиться и заселить разные среды обитания.

Группы получают задания:

1-я – Рассмотреть особенности строения корня и доказать, что корень даёт цветковым дополнительные преимущества перед другими растениями.

Назвать растения Ростовской области, обладающие разными типами корневых систем.

2-я – Рассмотреть особенности строения стебля и доказать, что стебель даёт возможность приспособиться к разным средам обитания.

Определить, какие растения нашей области имеют разные виды стебля. Доказать хозяйственное значение этих растений.

3-я – Рассмотреть лист и объяснить особенности этого органа, позволяющие выживать в экстремальных условиях. Назвать растения Ростовской области, у которых имеются видоизменённые листья. Показать значение этих видоизменений.

4-я – Рассмотреть генеративные органы и указать преимущества размножения с помощью цветков, плодов и семян.

Определить какие растения Ростовской области образуют плоды и семена, имеющие хозяйственное значение.


Группы работают 2-3 минуты и защищают свою точку зрения.


Делается общий вывод:


Покрытосеменные имеют множество эволюционных приобретений, дающих им ряд преимуществ перед другими растениями.

Эти преимущества дают возможность занимать новые среды обитания, распространяться по планете, занимать значительное место в жизни человека. Среди растений Ростовской области имеется большое количество хозяйственно значимых, используемых человеком видов цветковых растений.






4.)Защита проектов.

Творческие группы демонстрируют результаты своей работы. Сначала выступает первая группа с проектом «Растения – эфемеры Ростовской области» (приложение 2).

Затем выступает вторая группа с проектом «Хозяйственное значение покрытосеменных Ростовской области» (приложение 3).

Это выступление может сопровождаться демонстрацией презентации по теме урока, слайды 4-14 (см. приложение). В ходе демонстрации презентации ведется подробная беседа с классом по теме урока, в соответствии с целями.

Постепенно учащиеся подходят к выводу по теме урока.


  1. Формулирование вывода.


- Ребята, еще раз обратимся к теме урока. Какой же знак мы оставим?

- Какой вывод следует сделать по сегодняшней беседе?


Покрытосеменные – самая распространённая и значительная группа растений на Земле. Эти растения составляют основу флоры Ростовской области, которая отличается богатством и многообразием форм. Среди растений области множество диких, культурных, декоративных, лекарственных растений, имеющих огромное значение в жизни человека.


5.) Подведение итогов и выставление оценок за урок.


Слайд 1
Значение покрытосеменных в природе и жизни человека Материалы к уроку биологии на тему «Покрытосеменные – самые значительные растения России и Ростовской области!?» Учитель биологии Заикина Наталья Семёновна. МОУ СОШ №10 Г. Красный Сулин.
Слайд 2
Цветковые растения Участие в круговороте веществ Образование природных сообществ Хозяйственное значение в жизни человека
Слайд 3
Участие цветковых в круговороте веществ
Слайд 4
Образование природных ландшафтов    Покрытосеменные – основной элемент любых биологических сообществ. Образуют внешний вид земной поверхности В нашей области это степи и лесостепи.
Слайд 5
Растительные ресурсы, используемые человеком
Слайд 6
Хозяйственное значение покрытосеменных Ростовской области Зерновые – основные сельскохозяйстве нные культуры Дона. Овощи и фрукты – источник витаминов и микроэлементов.
Слайд 7
Плоды донской земли
Слайд 8
получения растительных масел  Подсолнечник – основная масличная культура.  Это растение высоко ценится на Дону и издавна возделывается в нашей местности.
Слайд 9
Лекарственное сырьё  Лекарственные растения повсеместно распространены в нашей области.
Слайд 10
Лекарственные растения
Слайд 11
Эстетическое значение  Внешний вид населённых пунктов, жилых помещений и офисов невозможно представить без цветковых растений.
Слайд 12
Родная земля… Тенистые сады, привольные степи, богатые поля и луга, пастбища. Где бы ты ни был, повсюду тебя окружают удивительные, привычные глазу, дорогие сердцу, необходимые для жизни цветковые растения.
Слайд 1
Растения – эфемеры Ростовской области. Творческий проект учениц 7 класса Заикиной Татьяны и Корнеевой Анны Учитель Заикина Н. С.
Слайд 2
Нарядно, но не долго…  С наступлением весны донские степи одевают необыкновенный наряд: пестрый, яркий. Но, к сожалению, этот наряд держится недолго.  Растения – эфемеры: ковыли, тюльпаны, ирисы- это визитная карточка Донских степей.
Слайд 3
Ковыль – украшение степи.  Ковыли – одни из самых удивительных эфемеров Ростовской области.  Листья утонщены-так растение справляется с недостатком влаги.  Вегетирует короткое время в начале лета.
Слайд 4
Полевые ирисы.  Удивительно грациозны полевые ирисы.  Зацветая на короткий период времени, они придают нашим степям необыкновенную тонкую красоту.
Слайд 5
Донские тюльпаны. Невозможно представить себе донскую степь без тюльпанов, этих простых и одновременно аристократичных цветов.
Слайд 6
Приспособления эфемеров.  Все эфемеры имеют ряд сходных приспособлений к условиям существования в сухой жаркой степи: - Прежде всего это короткий вегетационный период. - Кроме того, сохранение запасов влаги и питательных веществ в луковицах, как у ирисов и тюльпанов. - Или, видоизменение листьев, для уменьшения испарения, как у ковылей.

Полный текст материала Урок биологии "Покрытосеменные самые значительные растения Земли и Ростовской области?"; 7 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Заикина Наталья Семёновна  пчёлка74
17.10.2011 0 6666 810

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК