Урок "Значение листьев в жизни растений", 6 класс

Урок "Значение листьев в жизни растений", 6 класс

Проект урока по биологии в 6 классе


Автор: учитель биологии МОУ «Лесная СОШ»

Бийского района Алтайского края

Николаева Славяна Борисовна



Тема урока: Значение листьев в жизни растений


Цель:

  • создать условия для формирования у учащихся знаний о функциях листа (основных - испарение воды, фотосинтез, газообмен, листопад, и дополнительных, выполняемых видоизмененными листьями);

  • развивать аналитико-синтетические способности, умение слушать, формулировать вопросы, работать с текстом учебника, работать в заданном темпе;

  • осуществлять экологическое воспитание, воспитывать коммуникативную культуру, взаимное уважение в ситуации соперничества, формировать интерес к предмету.


Тип урока: комбинированный, урок-игра

Оборудование: презентация Microsoft Power Point по теме урока и оборудование для ее демонстрации, гербарные листы с разными формами листовых пластинок, номера для команд, карточки для работы в группах, листы с поощрительными званиями, ведомость для учета баллов членами жюри (все печатные материалы - см. приложение)

УМК: Н.И.Пономарева


Ход урока:


Этап урока, метод, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


1. Организацион-ный момент

1-2 минуты












Мотивация учащихся


Шкала выставления оценок:

«5» - 16 - 21 балл

«4» - 11 - 15 баллов

«3» - 6 - 10 баллов

«2» - менее 6 баллов

























2. Проверка знаний, умений, навыков.

10-15 минут


Метод обучения: частично-поисковый, словесно-наглядный.


Фронтальный опрос.

























































3. Изучение нового материала


15 - 17 минут

















Постановка цели


Методы обучения: частично-поисковый




















































































4. Закрепление изученного материала


5-7 минут

















































Выставление оценок


















5. Домашнее задание




Приветствие учащихся.

Представление

Проверка организации рабочих мест. (На группы по 5 человек класс разделен заранее.)

Ребята, сегодня мы проведем не совсем обычный урок - урок-исследование, все Вы сегодня ученые, которым предстоит решать важные научные проблемы. А т.к. одна голова - хорошо, а две - лучше, то работать мы будем в научно-исследовательских группах. Каждая команда получит в конце урока оценку в зависимости от количества набранных баллов

Обращает внимание учащихся на доску, где вычерчена таблица учета баллов, и записано, сколько баллов нужно набрать для получения определенной оценки.

Исследование наше пройдет в несколько этапов, каждый из которых оценивается определенной суммой баллов.

Запись на доске.

Отвечать команды будут в соответствии со своими номерами, т.е. 1-ая - команда всегда отвечает первой, 2-ая - второй и т.п.

Для того, чтобы определить какой номер, у какой команды, я приглашаю капитанов команд на жеребьевку

Фиксировать баллы мне будет помогать ……………. ………………………………………………………………….. Вопросы?


Тогда начинаем!

Любой ученый, прежде чем начинать исследование, оценивает какие знания у него есть, а каких не хватает. Начнем с этого и мы. Итак, первый этап: «Блиц-опрос». [слайд №2] каждой команде будет предложено по 3 вопроса, на которые нужно ответить быстро, 1 правильный ответ - 1 балл. Если команда затрудняется ответить, то право ответа переходит к команде первой поднявшей карточку с номером. Максимальная оценка за этот этап 3 балла.

ВОПРОСЫ:

Команда №1

  1. какими тканями образована листовая пластинка?

  2. Чем покрыт лист снаружи?

  3. Из какого вегетативного органа развивается лист?

Команда №2

  1. Какие листья называют простыми?

  2. Какой тип жилкования характерен для двудольных растений?

  3. Как называются отверстия между двумя клетками расположенные в эпидермисе листа?

Команда №3

  1. Как называется процесс воздушного питания растений?

  2. Какие листья называют сложными?

  3. Основная функция эпидермиса?

Команда №4

  1. клетки, какой ткани располагаются внутри листовой пластинки?

  2. какое жилкование характерно для листьев однодольных растений?

  3. что такое лист?


Учитель зачитывает вопросы, после всех ответов команды объявляет количество набранных за ответы баллов.


Молодцы! Знания у вас есть, можете быть настоящими учеными. Но ребята из моей школы, передали вам еще одно задание. Они сами сделали для Вас гербарии и попросили определить какие же листья они собрали? [слайд №3]

Итак, каждая команда получает гербарный лист, на котором есть 6 листьев. Вы определяете, какая это форма листа и записываете в «лист ответов» напротив соответствующего номера. Когда выполнили, поднимаете карточку с номером команды. Команда, которая справилась первой получает один дополнительный балл Максимальная оценка за этот этап 7 баллов.


Молодцы! Любые ученые пользуются научными терминами, давайте с вами вспомним, какие научные термины Вы знаете?

s Скажите, а что такое фотосинтез?

s А газообмен?

  • Листопад?

  • Испарение воды?

  • А имеют ли эти термины какое-либо отношение к листьям растения?

  • А вы в этом уверены? вот, например, фотосинтез может идти в любой зеленой части растения, а испарение идет и с поверхности тела человек и с поверхности водоема, а газообмен между организмом и атмосферой идет у каждого из вас в настоящий момент - вы дышите!

Так вот сегодня Вы и попробуете доказать, принимает ли лист какое-нибудь участие во всех этих процессах, и выясните, зачем нужен лист растению.

Итак, тема нашего урока: «Значение листьев в жизни растений». [слайд №4]

В связи с этим, мы переходим к третьему этапу нашего исследования «Научная работа». [слайд №5]

Ваша группа - команда исследователей, занимающаяся исследованием функций листа Каждая группа получает бланк, в который она будет записывать результаты своего исследования. Вы работаете с текстом учебника, выполняете задания в карточке, готовите рассказ об изученной функции листа для своих коллег, и готовите для них вопрос, чтобы выяснить, как они усвоили то, что вы им рассказывали. Максимальная оценка за этот этап 10 баллов + баллы за ответы на вопросы. Время выполнения 5 минут!

Вопросы?

Запускаем секундомер …[слайд №6]


Организует выполнение заданий в карточках, контролирует ход работы, оказывает по необходимости помощь учащимся.


Итак, время вышло, теперь команды по порядку рассказывают о своей функции листа, потом задают вопрос другим командам. Отвечает на этот вопрос та команда, которая первой поднимет карточку со своим номером.


Слушаем команду №1 «Образование органических веществ на свету» [слайд №7]

По ходу выступления команды учитель на слайде показывает описываемый процесс. Если это необходимо вносит корректировки и дополнения в ответ.

Команда задает вопрос, команды поднявшая карточку с номером первой - отвечает на него.

Учитель объявляет результаты для выступивших команд

Слушаем команду №2 «Испарение воды листьями» [слайд №8]

По ходу выступления команды учитель на слайде показывает описываемый процесс. Если это необходимо вносит корректировки и дополнения в ответ.

Команда задает вопрос, команды поднявшая карточку с номером первой - отвечает на него.

Учитель объявляет результаты для выступивших команд


Слушаем команду №3 «Газообмен и листопад» [слайд №9,10]

По ходу выступления команды учитель на слайде показывает описываемый процесс. Если это необходимо вносит корректировки и дополнения в ответ. Разбирает на слайде сравнительную характеристику фотосинтеза и дыхания.

Команда задает вопрос, команды поднявшая карточку с номером первой - отвечает на него.

Учитель объявляет результаты для выступивших команд


Слушаем команду №4 «Видоизменения листьев» [слайд №11]

Если это необходимо вносит корректировки и дополнения в ответ. После выступления команды учитель сообщает дополнительную информацию о насекомоядных растениях. [слайд №12-16]

Команда задает вопрос, команды поднявшая карточку с номером первой - отвечает на него.

Учитель объявляет результаты для выступивших команд


Молодцы! теперь мы с вами знаем, какие функции, т.е. какую работу выполняют листья.


Я думаю, [слайд №17] многие из вас наблюдали такую ситуацию: идет человек по улице и от нечего делать срывает листья с растений вдоль дороги. Вроде бы ничего особенно страшного он не делает, ведь растение то он сломал под корень! но давайте подумаем, что будет с растением, если с него оборвать все листья?

Итак, задача команд: [слайд №18] придумайте одно последствие того, что на растении будут оборваны все листья. Условие: командам нельзя повторятся!

Время на обдумывание 1 минута



Организация заслушивания ответов команд по очередности, определенной жеребьевкой в начале рока.


Молодцы! Я уверена, что теперь, зная какой вред, наносит растению обрывание листьев, никто из Вас не будет этого делать!










  • Ребята, давайте теперь сформулируем, какое же значение имеет лист в жизни растения?









А теперь давайте подведем итоги нашего научного исследования!

Подсчет баллов присуждение «научных степеней» командам:

4 место - «аспиранты» вы молодцы, в вас заложен большой научно-исследовательский потенциал, и вы еще обязательно проявите себя

3 место - «доценты» ваша команда замечательно потрудилась сегодня и хорошо справилась с решение поставленных задач

2 место - «профессора» вы замечательно справились с решение сложных исследовательских задач, сформулировали свою гипотезу, и усвоили гипотезу своих коллег

1 место - «академики» ваша команда проявила себя на высоте сегодня! вы не только можете изучать сами разные природные явления, но и научить других как это делать!

Запишите, пожалуйста, домашнее задание,

§ 19, вопросы после параграфа, рубрика «Какие утверждения верны?» [слайд №19]


Спасибо за работу на уроке!!!


Приветствие учителя.

Знакомство с учителем. Организация рабочих мест.








Внимательно слушают инструктаж










Капитаны команд вытягивают карточки с номером команды.





Задают вопросы, если таковые есть.




Внимательно слушают инструктаж










  1. Проводящая, основная ткань

  2. Эпидермисом


  1. Из почки



  1. Состоящие из одной листовой пластинки

  2. перистое

  3. устьице





  1. Фотосинтез

  2. Состоящие из нескольких листовых пластинок

  3. Защитная



  1. Основной

  2. Параллельно и дуговое

  3. Специализированный боковой орган растения








Выполняют задание

















Отвечают на поставленные вопросы






















Внимательно слушают инструктаж







Работают с текстом учебника, выполняют задания в карточке, готовят рассказ и вопрос для других команд.










Представитель выступающей команды рассказывает об «исследованной» ими функции листа, формулирует вопрос для других команд.







































Внимательно слушают инструктаж

Отвечают о возможных последствиях потери листьев:

  • основной орган фотосинтеза -голодание растения и оно может погибнуть

  • орган выведения шлаков - все шлаки останутся в растении

  • орган газообмена - нарушится газообмен растения с атмосферой

  • растение не сможет охлаждать себя с помощью испарения воды

  • растения-хищники - не смогут охотится

  • лист запасает питательные вещества - растения не смогут их запасти


Формулируют вывод о значении листьев в жизни растения:

Лист выполняет жизненно-важные для растения функции: фотосинтез, газообмен, запасание питательных веществ, очищение от шлаков. Внешнее и внутреннее строение листьев хорошо приспособлено для выполнения этих функций. Приобретая новые функции, лист видоизменяется.


















Записывают домашнее задание



Литература:

При подготовке урока не использовались никакие методические руководства, все материалы являются авторскими.



















































ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Задачи членов жюри:


  • записывать баллы, начисляемые учителем и суммировать их к концу урока;

  • с

    Шкала выставления оценок:

    «5» - 16 - 21 балл

    «4» - 11 - 15 баллов

    «3» - 6 - 10 баллов

    «2» - менее 6 баллов

    ледить, какая команда первой поднимет карточку на этапах 1,2,3 и сообщать об этом по необходимости учителю.


Таблица учёта баллов

Этап


«Блиц-опрос»

1 ответ - 1 балл, max 3 б.

«Узнай лист»

1 ответ - 1 балл, max 6 б.

«Учёные»

max 10 б.

«Что будет, если…»

max 2 б.

ИТОГ:

Команда

1







2







3







4








Шкала выставления оценок:

«5» - 16 - 21 балл

«4» - 11 - 15 баллов

«3» - 6 - 10 баллов

«2» - менее 6 баллов























ПРИЛОЖЕНИЕ 2


КОМАНДА № ____________________


Этап «Узнай лист»

Определите форму листа и запишите ее название напротив соответствующего номера


Номер листа

Название формы листа

1


2


3


4


5


6





ПРИЛОЖЕНИЕ 3



Лист рефлексии

Сегодня на уроке я могу похвалить:

себя за ……………………………………………………………………………………………………………………………………………….………………..

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

моих одноклассников за…..…………………………………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

учителя за…………………………………………………………………………….…………………………….…………………………………………..…..

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..















ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Тема урока: Значение листьев в жизни растений

Этап «Научное исследование»

КОМАНДА №1

ЗАДАНИЕ: прочтите текст учебника (§ 19) на стр. 68-69, выполните задания в карточке и расскажите о процессе образования питательных веществ в листьях остальным командам.


  1. Одна из основных функций листа - это ________________________________________ _______________________________________________________________________________



  1. Она осуществляется в (каких органоидах клеток?) ____________________________________



  1. Дополните схему протекания фотосинтеза


(какие вещества поглощает лист, какие вещества выделяются в процессе фотосинтеза, какие условия необходимы для протекания процесса фотосинтеза?)





  1. Придумайте вопрос для других команд об образовании органических веществ в листьях: __________________________________________________________

__________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ ?







Т ема урока: Значение листьев в жизни растений

Этап «Научное исследование»

КОМАНДА №2

ЗАДАНИЕ: прочтите текст учебника (§ 19) на стр. 69, выполните задания в карточке и расскажите об испарении воды листьями остальным командам.


  1. Испарение воды в жизни растения имеет следующее значение _________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Регуляция испарения воды у растений происходит с помощью открывания и закрывания _________________________________________________________________


  1. Какие факторы влияют на испарение воды листьями? Распределите их в 2 группы:


усиливают испарение

________________________________

________________________________________________________________


Придумайте вопрос для других команд об испарении воды листьями:

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ ?

















уменьшают испарение

________________________________

________________________________________________________________

Т ема урока: Значение листьев в жизни растений

Этап «Научное исследование»

КОМАНДА №3

ЗАДАНИЕ: прочтите текст учебника (§ 19) на стр. 69-70, выполните задания в карточке и расскажите о газообмене между растением и атмосферой и листопаде остальным командам.


  1. Газообмен между растением и атмосферой осуществляется через _____________ _______________________________________________________________________________



  1. Листопад - это _______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Заполните таблицу:

в таблицу запишите, что поглощается, а что выделяется при фотосинтезе и дыхании


Признаки для сравнения

Фотосинтез

Дыхание

Кислород



Углекислый газ





  1. Придумайте вопрос для других команд о газообмене между растением и атмосферой или листопаде: __________________________________________________

________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________ ?


















Т ема урока: Значение листьев в жизни растений

Этап «Научное исследование»

КОМАНДА №4

ЗАДАНИЕ: прочтите текст учебника (§ 19) на стр. 70-71, выполните задания в карточке и расскажите о видоизменениях листьев и их значении остальным командам.


  1. Видоизменение листьев вызывается ______________________________________ _______________________________________________________________________________


  1. Подпишите (вместо знака ?) значение видоизменений листьев, изображенных на рисунке:


















  1. Придумайте вопрос о видоизменениях листьев для других команд: _________

____________________________________________________________________

__________________________________________________________________ ?





ПРИЛОЖЕНИЕ 5

В

Аспиранты

Академики

арианты «почетных званий» для команд


Полный текст материала Урок "Значение листьев в жизни растений", 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Николаева Славяна Борисовна  Slavyana_Nikolaeva
16.10.2011 0 12489 2160

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК