Методическая разработка и презентация к уроку биологии "Класс Двудольные растения. Семейство Капустные"
Автор Загария Ирина Владимировна
учитель географии и биологии УВК № 1 г. Енакиева Донецкой области Украина
Тема: Класс Двудольные растения. Семейство Капустные. (Слайд № 1)
Цели:
Образовательная: способствовать формированию представления о разнообразии растений класса Двудольные; познакомить учащихся с характерными признаками семейства Капустные, их ролью в природе и жизни человека; совершенствовать умения узнавать изученные растения, сравнивать и обосновывать их принадлежность к определённому семейству.
Развивающая: продолжить создавать условия для развития интеллектуальных умений (анализировать, выделять главное, обобщать), культуры речи учащихся, инициативы учащихся и умения работать самостоятельно и в коллективе; продолжить способствовать формированию умений обосновывать свой ответ, сопереживать, эмоционально откликаться на происходящее.
Воспитательная: способствовать формированию мировоззренческих идей о целостности и материальности мира, создать условия для воспитания коммуникативности; совершенствовать навыки работы с дополнительной литературой при выполнении домашнего задания
Тип урока: усвоения новых знаний.
Комплекс использованных методов: интерактивная лекция, микрофон, работа в группах.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентационный материал, гербарии одно- и двудольных растений, учебники.
Список литературных источников: А. Ю. Білотіл "Педагогічни знахідки на уроках біології", Х. Основа, 2007 р., С. В. Мілюкова "Інтерактивні уроки з біології рослин", К. Шкільний світ, 2008 р., Ю. Г. Гамуля "Біологія 7 клас. Дидактичні матеріали до курсу", Х. Основа, 2007 р.
Структура урока:
Ι. Организационный момент.
ΙΙ. Актуализация знаний и умений учащихся.
ΙΙΙ. Мотивация учебной деятельности учащихся.
ΙV. Изучение нового материала.
V. Закрепление изученного материала
VΙ. Подведение итогов урока.
VΙΙ. Домашнее задание.
Ход урока:
Ι. Организационный момент.
ΙΙ. Актуализация знаний и умений учащихся.
Заполнение таблицы
Характерные признаки классов Двудольные и Однодольные (Слайд № 2)
Признаки |
Двудольные |
Однодольные |
Зародыш Плод
Корневая система Стебель
Лист Жилкование Цветок Опыление |
Две семядоли Семядоля с питательными веществами Стержневая Древовидный, травянистый
Простой или сложный Сетчатое Четырех-, пятичленный Большинство- опыляются насекомыми |
Одна семядоля Эндосперм с питательными веществами Мочковатая Травянистый (редко древовидный) Простой Параллельное или дуговое Трехчленный Большинство- опыляются ветром |
2) Работа с гербарием.
Учащиеся работают в парах.
Задачи
Рассмотрите предложенные растения, разделите их на однодольные и двудольные. По каким признакам вы это сделали?
ΙΙΙ. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Прием
Какой всем известный овощ является кладязем витаминов?
Этим овощем приказывал кормить своих воинов великий полководец Александр Македонский считая, что он прибавляет им силу, храбрость и выносливость?
Знаменитый английский мореплаватель Джеймс Кук ситал, что этот он выгоняет болезни из тела и спасает жизни морякам.
Как называется этот овощ?
Сообщение темы и цели урока.
ΙV. Изучение нового материала.
К классу Двудольные принадлежит семейство Капустные (Слайд № 3)
1. Положение семейства в системе органического мира. (Слайд № 4 )
К семейству Капустные (Крестоцветные) относятся более 3 тыс. видов однолетних, двулетних и многолетних растений.
(Слайд №5 )
Расселены Карустные по земному шару крайне неравномерно. В основном произростают в умеренной зоне северного полушария, главным образом в Старом Свете.
2. Общая характеристика растений семейства Капустные. (Слайд № 6)
Объяснения учителя
1. Общие признаки семейства:
Цветок Ч(4) Л(2+2) Т(2+4) П(2)
Соцветие Кисть
Плод Стручок
Листья Простые
Всем растениям семейства Капустные свойственны общие признаки. Для этой семьи характерны цветки одинакового строения, в которых лепестки расположены крестообразно. Цветки имеют чашечку из 4 чашелистиков, венчик из 4 лепестков, 6 тычинок, из которых 2 короткие и 4 длинные, один пестик. Соцветие - кисть.
(Слайд № 7)
Плоды - стручки или стручечки. Длина стручечков в 2-3 раза больше ширины. Листья крестоцветных расположены на стебле поочередно или собраны в прикорневую розетку. Корневые системы стержневые; у некоторых растений образуются корнеплоды.
3. Разнообразие и значение растений семейства Капустные.
Хозяйственное значение представителей семейства трудно переоцинить. Многие виды- ценные овощные, лекарственные, масличные и медоносные растения.
(Слайд №8)
Основное место среди них занимает капуста и ее разновидности.
(Слайд № 9-10)
Овощные и пряные культуры
Как овощные растения широко известны редька и редиска, как пряные- хрен обыкновенный и сарептская горчица. Свежие корни хрена используют при солении, а из перемолотого жмыха горчицы делают столовую горчицу и горчичники.
Растения-медоносы (Слайд № 11)
Среди Капустных встречаются растения- медоносы редька дикая, сурепка обыкновенная, рапс, икотник серый, капуста полевая.
Лекарственные растения (Слайд № 12)
Многие виды Капустных применяются в медицине. Так, пастушья сумка- прекрасное кровеостанавливающее средство.
Растения Красной книги Украины (Слайд № 13)
В Красну книгу Украины занесены: сердечник греческий, лунник оживающий, капуста крымская, шиверекия подольская.
4. Прием «Домашняя заготовка» (Слайд № 14)
На огороде - первая
Какая овощная культура у нас самая распространенная? Оказывается, первенство на огородах страны принадлежит белокочанной капусте. Это действительно незаменимая культура: урожайная, питательная. А сколько вкусных блюд можно приготовить из нее!
Ее головка - настоящая кладовая различных витаминов. Зимой готовят кислую капусту, сок которой содержит витамина С не меньше, чем лимон и способствует интенсивному выделению желудочного сока, а это значит, что пища лучше переваривается и полнее усваивается организмом. В крестьянском календаре отводились даже дни-капустники.
V. Закрепление изученного материала
Работа с учебником. (Слайд № 15)
Заполнение таблицы (на протяжении 5 уроков)
«Характерные признаки семейств отдела Покрытосеменные»
Признаки |
Капустные |
Розовые |
Бобовые |
Астровые |
Пасленовые |
Злаковые |
Лилейные |
Цветок: |
|
|
|
|
|
|
|
лепестки |
4 |
|
|
|
|
|
|
тычинки |
2+4 |
|
|
|
|
|
|
чашелистики |
4 |
|
|
|
|
|
|
пестик |
2 |
|
|
|
|
|
|
Околоцветник |
двойной |
|
|
|
|
|
|
Опыление |
перекрестное |
|
|
|
|
|
|
Соцветие |
кисть |
|
|
|
|
|
|
Плоды |
стручок, стручочек |
|
|
|
|
|
|
Листорасположение |
очередное или розетка |
|
|
|
|
|
|
Корневая система |
стержневая |
|
|
|
|
|
|
Представители |
редька, капуста, рапс |
|
|
|
|
|
|
VΙ. Подведение итогов урока.
Упражнение «Время похвалы растениям».
Каждый ученик начинает выступление словами «Я хочу написать оду растению за…».
VΙΙ. Домашнее задание. (Слайд №16)
Выучить параграф 43 учебника.
По желанию: подготовить сообщение о растениях семейства Розовые.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Загария Ирина Владимировна
→ gorya4ii-led 01.11.2011 0 6615 1334 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.