Методическая разработка и презентация к уроку биологии "Семейства Бобовые и Пасленовые"; 7 класс


Автор Загария Ирина Владимировна

учитель географии и биологии УВК 1 г. Енакиева Донецкой области Украина

Тема: Класс Двудольные растения. Характеристика растений семейства Бобовые и Пасленовые. (Слайд № 1)

Цели:

Образовательная: продолжить формирование представления о многообразии цветковых растений; познакомить учащихся с представителями семейств Бобовые, Пасленовые, особенностями строения их вегетативних и репродуктивних органов; сформировать представление об их практическом и экологическом значении.

Развивающая: развивать внимание, любовь к природе, интерес к истории растений. Воспитательная: воспитывать умение анализировать, самостоятельно делать выводы.

Тип урока: усвоения новых знаний.

Комплекс использованных методов: интерактивная лекция, работа в группах.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентационный материал, гербарии одно- и двудольных растений, учебники.

Список литературных источников: А. Ю. Білотіл "Педагогічни знахідки на уроках біології", Х. Основа, 2007 р., С. В. Мілюкова "Інтерактивні уроки з біології рослин", К. Шкільний світ, 2008 р., Ю. Г. Гамуля "Біологія 7 клас. Дидактичні матеріали до курсу", Х. Основа, 2007 р.

Структура урока:

Ι. Организационный момент.

ΙΙ. Актуализация знаний и умений учащихся.

ΙΙΙ. Мотивация учебной деятельности учащихся.

ΙV. Изучение нового материала.

V. Закрепление изученного материала

VΙ. Подведение итогов урока.

VΙΙ. Домашнее задание.


Ход урока:

Ι. Организационный момент.

ΙΙ. Актуализация знаний и умений учащихся.

  1. Игра «Узнай растение»

Учащиеся слушают описание растения семейства Розовых и Капустных, которое состоит из нескольких предложений, после чего учитель останаливается, а учащиеся называют варианті ответов.


(Слайд № 2)

В умеренном климате этот представитель семейства розовых - самое главное плодовое дерево. В его плодах содержится много веществ, необходимых людям. В них есть сахара, витамины, кислоты, минеральные соли. Плоды едят свежими, сушёными, мочёными и замороженными. Из них готовят соки, компот, варенье, повидло, мармелад. Яблоня

(Слайд №3)

Многолетний полукустарник семейства розоцветных, с ароматными плодами красного цвета. Их традиционно применяют при простудных заболеваниях, острых респираторных инфекциях. Как ягодная культура и лекарственное растение известна с давних времен.

Малина оыкновенная

(Слайд № 4)

Однолетние или двулетние растения семейства Капустные. Съедобны, их выращивают как овощ во многих странах мира. Его название происходит от латинского — корень. В пищу обычно употребляют корнеплоды, которые имеют толщину до 3 см и покрыты тонкой кожей, окрашенной чаще в красный, розовый или бело-розовый цвет. Корнеплоды имеют острый вкус.

Редис

2) Упражнение «Выбери цифру»

(Слайд № 5)

Из предложенного перечня выпишите признаки, характерные для семейства Капустные,

Розовые.


1. Цветок имеет 4 лепестка.

2. Тычинок может быть много.

3. Чашелистиков 5.

4. Пестик один, тычинок 6.

5. Околоцветник цветка двойной.

6. Соцветие - кисть.

7. Плод - яблоко, костянка, многокостянка.

8. Соцветие - язычок.

9. Плод - стручечок, стручок.

10. Чашелистиков 4.


(Ответы: семейство Капустные : 1, 4, 5, 6, 9, 10. семейство Розовые: 2, З, 5, 6, 7, 8.)


  1. Творческое задание «Продолжи сказку» (см. Домашнее задание предыдущего урока «Сказка о Вишне»)

Возможное продолжение сказки


ΙΙΙ. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Известно, что в естественных условиях бобовые и другие (злаковые) растения сами фиксируют азот, который есть в атмосфере. Отдельные виды бобовых способны образовывать от 50 до 300 кг азота с гектара за сезон, и этого достаточно, чтобы вырастить урожай.

Кроме бобовых, на полях человек выращивает и другие сельскохозяйственные культуры.


(Слайд № 6)

Не так давно, лишь триста лет назад.

Знать украшала праздничньый наряд

Цветами нежными. Стихи слагали им поэты,

Дарили дамам нежные букеты…

С любавью ими клумбы украшали,

Их совершенством красоты считали...

Такие вот предания остались.

О чем же речь? Вы догадались?


Да, речь идет о картофеле. И это не выдумка, так действительно было. Долгий путь прошло это растение от украшения женской одежды и клумб дворцов до всем известной картошки, которую украинцы считают вторым хлебом.

Сообщение темы, цели, задач урока. (Слайд № 7)



ΙV. Изучение нового материала.

1. Характеристика растений семейства Бобовые или Мотыльковые (Слайд № 8)

Бобовые- очень большое семейств, к котрому относят до 18000 видов, распространенных по всему земному шару. Это деревья, кустарними и травы. Среди покрытосеменных лишь два семейства- Орхидные и Астровые- по количеству видов больше, чем Бобовые.

(Слайд № 9-10)

У бобовых плод - боб; околоцветник двойной; чашечка из 5 сросшихся чашелистиков; венчик из 5 лепестков, 2 и них срастаются. Лепестки имеют особые названия: верхний - парус, боковые - весла, два сросшиеся нижние-лодочка.

Внутри лодочки находится пестик, окруженный 10 тычинками. У большинства растений нити 9 тычинок срастаются. У некоторых бобовых срастаются нитями все тычинки или все они свободны.

Цветок Ч(5) Л 5 Т(9)+1 П1

Соцветие Кисть, головка

Плод Боб

Листья Простые, сложные: пальчатые, перисте, тройчатые




2. Характеристика растений семейства Пасленовые. (Слайд № 11)

Семейство Пасленовые- не очень многочисленное. К нему относят около 2,5 тысяч видов растений. Они распространены в основном в тропических странах Нового Света, но достаточное количество видов распространено в умеренных областях обоих полушарий.


Несмотря на большое внешнее разнообразие, всем пасленовых свойственны общие признаки: (Слайд № 12)

- цветки имеют чашечку из 5 чашелистиков, которые срослись между собой, венчик из 5 сросшихся лепестков, 5 тычинок и пестик;

- плоды - или ягода (паслен черный и помидор), или коробочка (табак, петуния гибридная, белена черная).

У растений семейства Паслёновые цветки часто бывают крупные, одиночные (душистый табак, петуния, дурман). Но также часто встречаются растения с более мелкими цветами, собранными в соцветия (паслён, белена). Среди соцветий наиболее часто встречаются соцветия кисть (паслён чёрный), завиток (белена чёрная), метёлка.

Цветок Ч(5) Л(5) Т(5) П(2)

Соцветие Кисть

Плод Ягодка и коробочка

Листья Простые


3. Разнообразие бобовых, пасленовых.

Прием «Удивлю всех»

( сообщения учащихся- см. домашнее задание предыдущего урока )


(Слайд № 13)


Откуда к нам пришла картошка?

Наверное, ни одно огородное растение не обросло столькими легендами, слухами и приключениями, как картофель. Теперь его часто называют вторым хлебом. На сегодняшний день даже невозможно представить наш рацион без картошки. Помните, как спорила повариха Тося с лесорубами в фильме «Девчата» насчет того, сколько блюд можно приготовить из картошки? Так вот, по разным подсчетам, с картошкой и из картошки можно приготовит не менее 999 блюд!

Картофель - самая важная культура в каждом огороде. У себя на родине – в Перу – картофель известен еще с незапамятных времен. Ученые установили, что уже более 14 тысяч лет индейцы Южной Америки используют это растение, называя его «папа».

О том, как попала картошка в Европу, существует несколько версий. По самой распространенной, ее завезли испанские завоеватели. Возможно, это был Френсис Дрейк, на его статуе, воздвигнутой в Оффенбурге, даже выбили надпись: Сэр Френсис Дрейк, ввезший картофель в Европу в году 1580.


(Слайд № 14 )

Земляной орех

Земляной орех, или арахис, - однолетнее растение из семейства бобовые - уроженец Бразилии, но распространен во многих странах. Это растение имеет интересную особенность - на время созревания плодов плодоножки удлиняются, и плоды закапываются в землю, чем и объясняется название растения. Из семян, богатых жиром, получают арахисовое масло, использующие в пищу и для мыловарения.


(Слайд № 15)



Перуанское яблоко
Томат- один из самых популярных овощей. Его родина- Перу. Ацтеки называли это растение «помидель Перу», что означает «перуанское яблоко». Через океан это растение привезли в Италию, где его назвали «помидоро»- «большое яблоко». Потом во Франции этот овощ окрестили «яблоком любви». Сначала помидоры есть боялись, считая их ядовитыми. В России помидоры появились во времена правления Екатерины ΙΙ. Только в 1850 г. наши соотечественники догадались, что томаты вкусные и полезные.


V. Закрепление изученного материала

Работа с учебником.

Заполнение 3 и 6 колонок таблицы

«Характерные признаки семейств отдела Покрытосеменные»


Признаки

Капустные

Розовые

Бобовые

Астровые

Пасленовые

Злаковые

Лилейные










VΙ. Подведение итогов урока.

Работа в группах. Прием «Пять предложений»

Учащиеся с помощью пяти предложений характеризуют семейство Бобовых или Пасленовых.


(Слайд № 16)

VΙΙ. Домашнее задание.

  1. Выучить параграф 45, 46 учебника.

  2. Подготовить сообщение о растениях семейства Астровые.






Слайд 1
Слайд 2
В умеренном климате этот представитель семейства розовых самое главное плодовое дерево. В его плодах содержится много веществ, необходимых людям. В них есть сахара, витамины, кислоты, минеральные соли. Плоды едят свежими, сушёными, мочёными и замороженными. Из них готовят соки, компот, варенье, повидло, мармелад.
Слайд 3
Многолетний полукустарник семейства розоцветных, с ароматными плодами красного цвета. Их традиционно применяютпри простудных заболеваниях, острых респираторных инфекциях. Как ягодная культура и лекарственное растениеизвестна с давних времен.
Слайд 4
Однолетние или двулетние растения семейства Капустные. Съедобны, их выращивают как овощ во многих странах мира. Его название происходит от латинского — корень. В пищу обычно употребляют корнеплоды, которые имеют толщину до 3 см и покрыты тонкой кожей, окрашенной чаще в красный, розовый или бело-розовый цвет. Корнеплоды имеют острый вкус.
Слайд 5
Из предложенного перечня выпишите признаки, характерные для семейства Капустные и Розовые. 1. Цветок имеет 4 лепестка. 2. Тычинок может быть много. 3. Чашелистиков 5. 4. Пестик один, тычинок 6. 5. Околоцветник цветка двойной. 6. Соцветие - кисть. 7. Плод - яблоко, костянка, многокостянка. 8. Соцветие - язычок. 9. Плод - стручечок, стручок. 10. Чашелистиков 4. Ответы: семейство Капустные : 1, 4, 5, 6, 9, 10 семейство Розовые: 2, З, 5, 6, 7, 8.
Слайд 6
Не так давно, лишь триста лет назад. Знать украшала праздничньый наряд Цветами нежными. Стихи слагали им поэты, Дарили дамам нежные букеты… С любавью ими клумбы украшали, Их совершенством красоты считали... Такие вот предания остались. О чем же речь? Вы догадались?
Слайд 7
Семейство Бобовые и Пасленовые
Слайд 8
География Бобовых
Слайд 9
Общая характеристика семейства Бобовых Чашечка 5 сросшихся чашелистиков Венчик 5 лепестков Тычинки 10 (9 сросшиеся и 1) Пестик 1 Ч (5) Л 5 Т (9+1) П1
Слайд 10
Строение цветка бобовых парус весла лодочка
Слайд 11
География Пасленовых
Слайд 12
Общая характеристика семейства Пасленовые Цветок Соцветие Плод Листья Ч(5) Л(5) Т(5) П(2) Кисть Ягодка и коробочка Простые
Слайд 13
Откуда к нам пришла картошка?
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Выучить параграф 45-46 Подготовить сообщения о растениях семейства Астровые.
Слайд 17
Автор: Загария Ирина Владимировна учитель географии и биологии УВК № 1 г. Енакиева Донецкой области Украина Источники: http://medgrasses.ru/syspas.html http://www.ecosystema.ru/08nature/flowers/003s.htm http://go.mail.ru/search_images?rch=e&type=all&is=0&q=%D1 %81%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%B9%D

Полный текст материала Методическая разработка и презентация к уроку биологии "Семейства Бобовые и Пасленовые"; 7 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Загария Ирина Владимировна  gorya4ii-led
01.11.2011 0 14211 2732

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК