Урок биологии по теме "Внутренняя среда организма"; 8 класс


 

Яснова Л.В.,

учитель биологии

«Соболевская СОШ»

Первомайского района

Оренбургской области

Открытый урок по биологии

8 класс

Тема. Обобщение по теме: «Внутренняя среда организма».

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о составе и значении  внутренней среды организма.

Задачи.

- образовательная: углубить понятия о гомеостазе и иммунитете, клетках крови, группах крови;

- развивающая: научить работать с дополнительными источниками информации и  коллекцией ЦОР

- воспитательная:  преобладание мыслей о  здоровом образе жизни и физической активности, которые ведут к  здоровью и долголетию.

Межпрдметные связи: химия, физика, физическая культура, математика.

Внутрипредметные связи: генетика, цитология, гигиена.

Обеспечение занятий наглядными пособиями – Презентация «Внутренняя среда организма», ЦОР – виртуальная лаборатория «Анализ группы крови»

раздаточный материал: карточки с заданиями практической направленности


Ход урока

I. Оргмомент

II. Обобщение и закрепление учебного материала

Учитель: (слайд № 1 ) Сегодня у нас обобщающий урок по теме. Как вы думаете, какие задачи мы должны решить с вами?...

Прежде всего, что такое внутренняя среда организма? (слайд №2)

С глубокой древности человека интересовали особенности состава и строения крови. Каковы особенности «сока» находящегося внутри тела человека?….


Проведем терминологическую разминку: (слайд №3)

     1.Белок эритроцитов – (гемоглобин).

     2.0,9% раствор поваренной соли? (физиологический)

     3.Снижение числа эритроцитов в крови и уменьшение содержания в них гемоглобина – (анемия или малокровие).

     4.Человек, дающий кровь – (донор).

     5.Человек, принимающий кровь – (реципиент).

     6.Впервые был обнаружен у макак – (резус – фактор).

     7.Препараты из ослабленных микробов – (вакцины).

     8.Нерастворимый белок крови  (фибрин).

9.Защитный механизм организма (иммунитет)

  10.Соединение гемоглобина с кислородом – (оксигемоглобин)

(слайд №4) в 1929 году американский физиолог Кеннон  ввел понятие «гомеостаз» (от греч. постоянство, подобный). Внутренняя среда организма поддерживает постоянство состава солей, воды, белков, жиров и углеводов. Если концентрация этих веществ отклоняется от нормы, то в работу вступают механизмы, регулирующие это постоянство.

(слайд №5)Мы с вами уже знаем, что эритроциты ведут себя по-разному в растворах поваренной соли с разной концентрацией. Предварительно было дано задание учащимся: (выступление уч-ся) Опыт: возьмите два одинаковых кусочка картофеля. первый поместите в дистиллированную воду, а второй – в концентрированный раствор поваренной соли. Через сутки наблюдали результаты опыта.

Учитель: Интересный факт-Гипертонический раствор – (10 % раствор натрий хлор) применяют при лечении гнойных ран. Если наложить такой раствор на рану, то жидкость из раны будет выходить наружу на повязку. При этом жидкость будет увлекать за собой гной, микробы, рана очистится быстрее и заживет.

У вас на столах находятся оценочные листы, выполните задание №1- биологический диктант, впишите в таблицу ответы. У доски данное задание будут выполнять… (слайд №6)

1 вариант

1.  Вещество, составляющее большую часть массы плазмы…

  2. Ученый, открывший защитную функцию крови…

 3. Жидкая часть крови…

 4.Клетки крови, участвующие в свертывании крови…

5. Функция лейкоцитов…


2 вариант

1.Растворимый белок плазмы …

2. Кровь – это…

3. Неспособность организма противостоять заболеваниям….

4.Функция кровяных пластинок…

5. Процесс поглощения клеткой чужеродных тел…


Проведем проверку выполненного задания: слайд № 7

Оцените каждый себя сам, подсчитав количество правильных ответов, впишите их в колонку- баллы.


1

2

3

4

5

баллы

1 вариант

вода

Мечников

плазма

тромбоциты

защитная


2 вариант

фибриноген

Жидкая соединительная ткань

СПИД

Образование тромба

фагоцитоз




(слайд 8) Мы все знаем, что свертывание крови предохраняет организм от кровопотерь при ранениях и травмах, а ведь есть болезнь, при которой  она нарушена. Что это за заболевание? Гемофилия – тяжелое наследственное заболевание, вызванное мутацией в Х – хромосоме. У женщин этих хромосом две, и вероятность заболевания практически сводится к нулю. А вот у мужчин – только одна Х – хромосома, а вторая половая хромосома, У – не идентична Х – хромосоме и не может компенсировать дефект в Х – хромосоме. Таким образом, носительницами гемофилии являются женщины, а болеют ее мужчины, получившие дефектную хромосому от матери. При гемофилии в сложной цепочке реакций образования сгустка крови отсутствует одно из важных белковых веществ, поэтому кровь при повреждении сосудов не свертывается. Сын русского царя Николая 2, царевич Алексий, страдал тяжелой формой гемофилии. Предположите, от кого он унаследовал ген гемофилии.



Выполним 2 задание: тесты с одним ответом. Двое учащихся будут выполнять его у доски.-слайд 9

Проверка задания. Самооценка- слайд -10

Тесты с одним ответом:

1 вариант

1. Омывает клетки и осуществляет обмен веществ:
А. Кровь
Б. Тканевая жидкость
В. Лимфа
2. Межклеточным веществом крови является:
А. Вода
Б. Плазма
В. Лимфа
3. Срок жизни эритроцитов составляет:
А. 30 дней
Б. 100–120 дней
В. 5–7 дней
4. Клетки крови, способные вырабатывать антитела:
А. Лейкоциты
Б. Тромбоциты
В. Лимфоциты

5. Лейкоциты образуются:
A. В красном костном мозге
Б. В желтом костном мозге

B. В лимфатических узлах


2 вариант

1. Прозрачная жидкость, в которой отсутствуют эритроциты, участвующая в защите организма от инфекции:
А. Кровь
Б. Тканевая жидкость
В. Лимфа

2. Мелкие безъядерные клетки крови двояковогнутой формы:
А. Эритроциты
Б. Лейкоциты
В. Тромбоциты
3. Гемоглобин в составе эритроцитов легко взаимодействует:
А. С кислородом
Б. С азотом
В. С водородом
4. Атомы какого металла входят в состав эритроцитов:
А. Меди
Б. Цинка
В. Железа
5. Бесцветные клетки крови, способные к амебоидному движению сквозь стенки сосудов:
А. Эритроциты
Б. Лейкоциты
В. Тромбоциты



1

2

3

4

5

баллы

1 вариант

Б

Б

Б

В

А


2 вариант

В

А

А

В

Б



Слайд -11. Еще одно заболевание крови – это малокровие или анемия. Причина анемии - нарушение системы доставки кислорода в органы и ткани. Оно может быть результатом нехватки эритроцитов или их аномалии. Еще одна причина анемии – снижение количества гемоглобина – переносчика кислорода. Анемичный человек выглядит бледным, усталым, ему трудно выполнять даже элементарную работу. Очень часто анемия возникает из-за нехватки в организме железа, являющегося важнейшим компонентом гемоглобина. Такая анемия называется железодефицитной. Железа много содержится в морепродуктах, мясных продуктах, гречке, фасоли, яблоках, капусте.


Физминутка- упражнение для снятия напряжения с глаз


Задание №3- Установите соответствие клеток крови и их особенностями-слайд 12

1 вариант

А.Эритроциты

Б Тромбоциты


1. кровяные пластинки

2. содержат ядро

3. содержат гемоглобин

4. переносят кислород

5.двояковогнутая форма


2 вариант

А.Лейкоциты

Б. Эритроциты


1.Красные клетки

2.Амёбоидная форма

3.Фагоциты

4. Безъядерные клетки

5.в 1 куб. мм.- до 6 млн


Слайд -13


1

2

3

4

5

баллы

1 вариант

Б

Б

А

А

А


2 вариант

Б

А

А

Б

Б




Слайд -14 Приём «Третий лишний» (А сейчас из предложенных мною трех терминов, объясните, почему то или иное слово лишнее в каждом конкретном случае

1.Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты

2. Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты

3. Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты


Слайд -15 Задание №4 Определите последовательность протекающих процессов- у доски двое- рефлексия- слайд 16



1

2

3

4

5

баллы

1 вариант

4

1

5

2

3


2 вариант

1

5

2

4

3



Слайд -17 Очень часто для спасения жизни больных требуется кровь и поэтому нужны доноры, люди сдающие кровь. Всем известно, что существуют группы крови и одни из них совместимы, а другие нет. Например, люди с I-ой группой крови являются универсальными донорами, с IV-ой группой универсальными реципиентами, но есть еще резус – фактор. – слайд 18


Слайд -19.Сейчас мы с вами посетим лабораторию, где будет взят анализ крови. – виртуальная лаборатория-анализ крови-ЦОР.( выступления учащихся: один демонстрирует взятие крови для анализа, другой комментирует: Многие из присутствующих проходили данную процедуру, когда необходимо знать группу крови. Для этого у пациента берется анализ крови, помещается в специальной посуде. К капле крови добавляется сыворотка. В ряде случаев происходит агглютинация- склеивание эритроцитов. На этом процессе основано определение группы крови.


Учитель: Итак, сейчас необходимо определить, какая группа крови:. Каждый мысленно ответит на этот вопрос, а ответ мы увидим на экране.


В лаборатории забыли надписать фамилии пациентов на анализах крови. Врачу придется определить, где. Чей анализ. Помогите врачу, свой выбор обоснуйте.





(пациент 1- Z пациент2- Y пациент 3-X)


Донор- человек, спасающий жизнь другому. Выступление фельдшера Соболевского ФАПа о донорах села. (слайд- 20)

 

Иммунитет – это невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям, но ведь существует глобальная проблема человечества – СПИД. (слайд-21

Прием обратной связи "Ладошки".

Заканчивая урок, я благодарю вас за сотрудничество и попрошу вас открыть мне ваши ладони, если вы удовлетворены уроком, а если нет - отверните их от меня.














Оценочный лист по биологии

учени 8 класса вариант_______


____________________________________________________


Тема: Внутренняя среда организма


Задание 1. Биологический диктант,


1

2

3

4

5

баллы









Задание 2. Тесты с одним ответом


1

2

3

4

5

баллы








Задание 3. Установите соответствие

1

2

3

4

5

баллы









Задание 4. Определите последовательность


1

2

3

4

5

баллы









Общее количество баллов:________ умножьте на 5 = _____%



Отметка:

«5»- 90% и более

«4» -75-89%

«3»- 50-74%


ВАША ОТМЕТКА__________







Источники информации:


1. Тест "ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА. КРОВЬ. КАК НАШ ОРГАНИЗМ ЗАЩИЩАЕТСЯ ОТ ИНФЕКЦИЙ" http://lppbio.ucoz.ru/publ/anatomija_fiziologija_psikhologija_i_gigiena_chelovek/kontrolnye_raboty/vnutrennjaja_sreda_organizma_krov_kak_nash_organizm_zashhishhaetsja_ot_infekcij/20-1-0-38

2. КРОВЬ ОСТАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ. http://matveeva.ucoz.ru/index/urok_1_sostav_i_rol_krovi/0-84

3. Сатонкина Т.И.Открытый урок (часть 1)8 класс.Тема. Обобщение по темам: «Внутренняя среда организма» и «Транспорт веществ». http://osin-chola-21.ucoz.ru/index/otkrytyj_urok_chast_1/0-37

4. Презентация: Кровь: её строение и функции. Группы крови. http://biologymoscow.ucoz.ru/index/transport_veshhestv/0-43

5. Яндекс-картинки http://yandex.ru/yandsearch?text





Слайд 1
Внутренняя среда организма Яснова Л.В., учитель биологии МБОУ «Соболевская СОШ» Первомайского района Оренбургской области
Слайд 2
Внутренняя среда- единая система жидкостей- является естественным продолжением водной основы клеток
Слайд 3
Терминологическая разминка • • • • • • • • • • 1.Белок эритроцитов 2.0,9% раствор поваренной соли 3.Снижение числа эритроцитов в крови и уменьшение содержания в них гемоглобина 4.Человек, дающий кровь 5.Человек, принимающий кровь 6.Впервые был обнаружен у макак 7.Препараты из ослабленных микробов 8.Нерастворимый белок крови 9.Защитный механизм организма 10. Соединение гемоглобина с кислородом
Слайд 4
Уолтер Кеннон • «Как часть природы, каждый животный организм представляет собою сложную обособленную систему, внутренние силы которой каждый момент, покуда она существует, как таковая, уравновешиваются с внешними силами окружающей среды. Чем сложнее организм, тем тоньше, многочисленнее и разнообразнее элементы уравновешивания. Для этого служат анализаторы и механизмы как постоянных, так и временных связей, устанавливающие точнейшие соотношения между мельчайшими элементами внешнего мира и тончайшими реакциями животного организма. Таким образом, вся жизнь от простейших до сложнейших организмов, включая, конечно, и человека, есть длинный ряд все усложняющихся до высочайшей степени уравновешивания внешней среды»
Слайд 5
Эритроциты в растворах NaCl с разной концентрацией
Слайд 6
Биологический диктант • • • • • 1 вариант 1. Вещество, составляющее большую часть массы плазмы… 2. Ученый, открывший защитную функцию крови… 3. Жидкая часть крови… 4.Клетки крови, участвующие в свертывании крови… 5. Функция лейкоцитов… . 2 вариант •1.Растворимый белок плазмы … •2. Кровь – это… •3. Неспособность организма противостоять заболеваниям…. •4.Функция кровяных пластинок… •5. Процесс поглощения клеткой чужеродных тел…
Слайд 7
1 вариант • • • • • 1.Вода 2.Мечников И.И. 3. Плазма 4. Тромбоциты 5. Защитная 2 вариант • 1.Фибриноген • 2.Жидкая соединительная ткань • 3. СПИД • 4. Образование тромба • 5. Фагоцитоз Биологический диктант Проверь себя!
Слайд 8
Гемофилия – это наследственное нарушение процесса свертываемости крови
Слайд 9
• 1 вариант • 1. Омывает клетки и осуществляет обмен веществ: А. Кровь Б. Тканевая жидкость В. Лимфа 2. Межклеточным веществом крови является: А. Вода Б. Плазма В. Лимфа 3. Срок жизни эритроцитов составляет: А. 30 дней Б. 100–120 дней В. 5–7 дней 4. Клетки крови, способные вырабатывать антитела: А. Лейкоциты Б. Тромбоциты В. Лимфоциты 5. Лейкоциты образуются: A. В красном костном мозге Б. В желтом костном мозге B. В лимфатических узлах • 2 вариант 1. Прозрачная жидкость, в которой отсутствуют эритроциты, участвующая в защите организма от инфекции: А. Кровь Б. Тканевая жидкость В. Лимфа 2. Мелкие безъядерные клетки крови двояковогнутой формы: А. Эритроциты Б. Лейкоциты В. Тромбоциты 3. Гемоглобин в составе эритроцитов легко взаимодействует: А. С кислородом Б. С азотом В. С водородом 4. Атомы какого металла входят в состав эритроцитов: А. Меди Б. Цинка В. Железа 5. Бесцветные клетки крови, способные к амебоидному движению сквозь стенки сосудов: А. Эритроциты Б. Лейкоциты В. Тромбоциты Тесты с одним ответом
Слайд 10
1 вариант • • • • • 1. -Б 2. - Б 3. – Б 4. – В 5. - А 2 вариант • • • • • 1.- В 2- А 3.- А 4. –В 5. -Б Тесты с одним ответом Проверь себя!
Слайд 11
малокровие анемия. или
Слайд 12
• • • • • • • • • 1 вариант А.Эритроциты Б. Тромбоциты 1. кровяные пластинки 2. содержат ядро 3. содержат гемоглобин 4. переносят кислород 5.двояковогнутая форма • • • • • • • • • 2 вариант А.Лейкоциты Б. Эритроциты 1.Красные клетки 2.Амёбоидная форма 3.Фагоциты 4. Безъядерные клетки 5.в 1 куб. мм.- до 6 млн Установите соответствие клеток крови их особенностям строения
Слайд 13
1 вариант • • • • • 1. -Б 2. - Б 3. – А 4. – А 5. - А 2 вариант • • • • • 1.- Б 2- А 3.- А 4. –Б 5. -Б Установите соответствие клеток крови их особенностям строения Проверь себя!
Слайд 14
1.Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты 2. Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты 3. Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты «Третий лишний»
Слайд 15
2 вариант 1. 1 вариант Образование тромба 1. -Скопление тромбоцитов у места повреждения 2. - Образование тромба 3. – Превращение фибриногена (растворимый белок плазмы) в фибрин под действием Са 4. – Повреждение стенки сосуда 5. - Выделение тромбопластина из повреждённых тромбоцитов 2. 3. – 4. – 5. Фагоцитоз Определите последовательность процессов
Слайд 16
1 вариант 4,1,5,2,3 2 вариант 1,5,2,4,3 Определите последовательность Проверь себя!
Слайд 17
Переливание крови 0(I) А(II) В(III) АВ(IV))
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
1. Внутренняя среда- единая система жидкостей- является естественным продолжением водной основы клеток 2. Внутренняя среда организма представлена кровью, лимфой, тканевой жидкостью 3. Межклеточное вещество крови – плазма. 4. Гемоглобин – белок эритроцитов, переносящий кислород 5. Существуют четыре группы крови, отличающиеся особенностями 6. СПИД- заболевание разрушающее иммунитет
Слайд 24
1. Тест "ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА. КРОВЬ. КАК НАШ ОРГАНИЗМ ЗАЩИЩАЕТСЯ ОТ ИНФЕКЦИЙ« http://lppbio.ucoz.ru/publ/anatomija_fiziologija_psikhologija_i_gigiena_ chelovek/kontrolnye_raboty/vnutrennjaja_sreda_organizma_krov_ kak_nash_organizm_zashhishhaetsja_ot_infekcij/20-1-0-38 2. КРОВЬ ОСТАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ. http://matveeva.ucoz.ru/index/urok_1_sostav_i_rol_krovi/0-84 3. Сатонкина Т.И.Открытый урок (часть 1)8 класс.Тема. Обобщение по темам: «Внутренняя среда организма» и «Транспорт веществ». http://osin-chola-21.ucoz.ru/index/otkrytyj_urok_chast_1/0-37 4. Презентация: Кровь: её строение и функции. Группы крови. http://biologymoscow.ucoz.ru/index/transport_veshhestv/0-43 5. Яндекс-картинки http://yandex.ru/yandsearch?text Источники информации:
Слайд 25
Благодарю за работу на уроке! Удачи в изучении биологии Л.В.Яснова

Полный текст материала Урок биологии по теме "Внутренняя среда организма"; 8 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Яснова Лидия Викторовна  Lidij
01.01.2012 1 11970 1971

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК