Слайд 1
Внутренняя среда организма
Яснова Л.В., учитель биологии
МБОУ «Соболевская СОШ»
Первомайского района
Оренбургской области
Яснова Л.В.,
учитель биологии
«Соболевская СОШ»
Первомайского района
Оренбургской области
Открытый урок по биологии
8 класс
Тема. Обобщение по теме: «Внутренняя среда организма».
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о составе и значении внутренней среды организма.
Задачи.
- образовательная: углубить понятия о гомеостазе и иммунитете, клетках крови, группах крови;
- развивающая: научить работать с дополнительными источниками информации и коллекцией ЦОР
- воспитательная: преобладание мыслей о здоровом образе жизни и физической активности, которые ведут к здоровью и долголетию.
Межпрдметные связи: химия, физика, физическая культура, математика.
Внутрипредметные связи: генетика, цитология, гигиена.
Обеспечение занятий наглядными пособиями – Презентация «Внутренняя среда организма», ЦОР – виртуальная лаборатория «Анализ группы крови»
раздаточный материал: карточки с заданиями практической направленности
Ход урока
I. Оргмомент
II. Обобщение и закрепление учебного материала
Учитель: (слайд № 1 ) Сегодня у нас обобщающий урок по теме. Как вы думаете, какие задачи мы должны решить с вами?...
Прежде всего, что такое внутренняя среда организма? (слайд №2)
С глубокой древности человека интересовали особенности состава и строения крови. Каковы особенности «сока» находящегося внутри тела человека?….
Проведем терминологическую разминку: (слайд №3)
1.Белок эритроцитов – (гемоглобин).
2.0,9% раствор поваренной соли? (физиологический)
3.Снижение числа эритроцитов в крови и уменьшение содержания в них гемоглобина – (анемия или малокровие).
4.Человек, дающий кровь – (донор).
5.Человек, принимающий кровь – (реципиент).
6.Впервые был обнаружен у макак – (резус – фактор).
7.Препараты из ослабленных микробов – (вакцины).
8.Нерастворимый белок крови (фибрин).
9.Защитный механизм организма (иммунитет)
10.Соединение гемоглобина с кислородом – (оксигемоглобин)
(слайд №4) в 1929 году американский физиолог Кеннон ввел понятие «гомеостаз» (от греч. постоянство, подобный). Внутренняя среда организма поддерживает постоянство состава солей, воды, белков, жиров и углеводов. Если концентрация этих веществ отклоняется от нормы, то в работу вступают механизмы, регулирующие это постоянство.
(слайд №5)Мы с вами уже знаем, что эритроциты ведут себя по-разному в растворах поваренной соли с разной концентрацией. Предварительно было дано задание учащимся: (выступление уч-ся) Опыт: возьмите два одинаковых кусочка картофеля. первый поместите в дистиллированную воду, а второй – в концентрированный раствор поваренной соли. Через сутки наблюдали результаты опыта.
Учитель: Интересный факт-Гипертонический раствор – (10 % раствор натрий хлор) применяют при лечении гнойных ран. Если наложить такой раствор на рану, то жидкость из раны будет выходить наружу на повязку. При этом жидкость будет увлекать за собой гной, микробы, рана очистится быстрее и заживет.
У вас на столах находятся оценочные листы, выполните задание №1- биологический диктант, впишите в таблицу ответы. У доски данное задание будут выполнять… (слайд №6)
1 вариант
1. Вещество, составляющее большую часть массы плазмы…
2. Ученый, открывший защитную функцию крови…
3. Жидкая часть крови…
4.Клетки крови, участвующие в свертывании крови…
5. Функция лейкоцитов…
2 вариант
1.Растворимый белок плазмы …
2. Кровь – это…
3. Неспособность организма противостоять заболеваниям….
4.Функция кровяных пластинок…
5. Процесс поглощения клеткой чужеродных тел…
Проведем проверку выполненного задания: слайд № 7
Оцените
каждый себя сам, подсчитав количество
правильных ответов, впишите их в колонку-
баллы.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
баллы |
1 вариант |
вода |
Мечников |
плазма |
тромбоциты |
защитная |
|
2 вариант |
фибриноген |
Жидкая соединительная ткань |
СПИД |
Образование тромба |
фагоцитоз |
|
(слайд
8) Мы все знаем, что свертывание крови
предохраняет организм от кровопотерь
при ранениях и травмах, а ведь есть
болезнь, при которой она нарушена.
Что это за заболевание? Гемофилия
– тяжелое наследственное заболевание,
вызванное мутацией в Х – хромосоме. У
женщин этих хромосом две, и вероятность
заболевания практически сводится к
нулю. А вот у мужчин – только одна Х –
хромосома, а вторая половая хромосома,
У – не идентична Х – хромосоме и не
может компенсировать дефект в Х –
хромосоме. Таким образом, носительницами
гемофилии являются женщины, а болеют
ее мужчины, получившие дефектную
хромосому от матери. При
гемофилии в сложной цепочке реакций
образования сгустка крови отсутствует
одно из важных белковых веществ, поэтому
кровь при повреждении сосудов не
свертывается. Сын русского царя Николая
2, царевич Алексий, страдал тяжелой
формой гемофилии. Предположите, от кого
он унаследовал ген гемофилии.
Выполним 2 задание: тесты с одним ответом. Двое учащихся будут выполнять его у доски.-слайд 9
Проверка задания. Самооценка- слайд -10
Тесты с одним ответом:
1 вариант
1. Омывает клетки
и осуществляет обмен веществ:
А.
Кровь
Б. Тканевая жидкость
В.
Лимфа
2. Межклеточным веществом крови
является:
А. Вода
Б. Плазма
В.
Лимфа
3. Срок жизни эритроцитов
составляет:
А. 30 дней
Б. 100–120 дней
В.
5–7 дней
4. Клетки крови, способные
вырабатывать антитела:
А. Лейкоциты
Б.
Тромбоциты
В. Лимфоциты
5. Лейкоциты
образуются:
A. В красном костном
мозге
Б. В желтом костном мозге
B. В лимфатических узлах
2 вариант
1.
Прозрачная жидкость, в которой отсутствуют
эритроциты, участвующая в защите
организма от инфекции:
А. Кровь
Б.
Тканевая жидкость
В. Лимфа
2.
Мелкие безъядерные клетки крови
двояковогнутой формы:
А. Эритроциты
Б.
Лейкоциты
В. Тромбоциты
3. Гемоглобин
в составе эритроцитов легко
взаимодействует:
А. С кислородом
Б.
С азотом
В. С водородом
4. Атомы
какого металла входят в состав
эритроцитов:
А. Меди
Б. Цинка
В.
Железа
5. Бесцветные клетки крови,
способные к амебоидному движению сквозь
стенки сосудов:
А. Эритроциты
Б.
Лейкоциты
В. Тромбоциты
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
баллы |
1 вариант |
Б |
Б |
Б |
В |
А |
|
2 вариант |
В |
А |
А |
В |
Б |
|
Слайд -11. Еще одно заболевание крови – это малокровие или анемия. Причина анемии - нарушение системы доставки кислорода в органы и ткани. Оно может быть результатом нехватки эритроцитов или их аномалии. Еще одна причина анемии – снижение количества гемоглобина – переносчика кислорода. Анемичный человек выглядит бледным, усталым, ему трудно выполнять даже элементарную работу. Очень часто анемия возникает из-за нехватки в организме железа, являющегося важнейшим компонентом гемоглобина. Такая анемия называется железодефицитной. Железа много содержится в морепродуктах, мясных продуктах, гречке, фасоли, яблоках, капусте.
Физминутка- упражнение для снятия напряжения с глаз
Задание
№3- Установите соответствие
клеток крови и их особенностями-слайд
12
1 вариант
А.Эритроциты
Б Тромбоциты
1. кровяные пластинки
2. содержат ядро
3. содержат гемоглобин
4. переносят кислород
5.двояковогнутая форма
2 вариант
А.Лейкоциты
Б. Эритроциты
1.Красные клетки
2.Амёбоидная форма
3.Фагоциты
4. Безъядерные клетки
5.в 1 куб. мм.- до 6 млн
Слайд -13
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
баллы |
1 вариант |
Б |
Б |
А |
А |
А |
|
2 вариант |
Б |
А |
А |
Б |
Б |
|
Слайд -14 Приём «Третий лишний» (А сейчас из предложенных мною трех терминов, объясните, почему то или иное слово лишнее в каждом конкретном случае
1.Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты
2. Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты
3. Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты
Слайд -15 Задание №4 Определите последовательность протекающих процессов- у доски двое- рефлексия- слайд 16
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
баллы |
1 вариант |
4 |
1 |
5 |
2 |
3 |
|
2 вариант |
1 |
5 |
2 |
4 |
3 |
|
Слайд -17 Очень часто для спасения жизни больных требуется кровь и поэтому нужны доноры, люди сдающие кровь. Всем известно, что существуют группы крови и одни из них совместимы, а другие нет. Например, люди с I-ой группой крови являются универсальными донорами, с IV-ой группой универсальными реципиентами, но есть еще резус – фактор. – слайд 18
Слайд -19.Сейчас мы с вами посетим лабораторию, где будет взят анализ крови. – виртуальная лаборатория-анализ крови-ЦОР.( выступления учащихся: один демонстрирует взятие крови для анализа, другой комментирует: Многие из присутствующих проходили данную процедуру, когда необходимо знать группу крови. Для этого у пациента берется анализ крови, помещается в специальной посуде. К капле крови добавляется сыворотка. В ряде случаев происходит агглютинация- склеивание эритроцитов. На этом процессе основано определение группы крови.
Учитель: Итак, сейчас необходимо определить, какая группа крови:. Каждый мысленно ответит на этот вопрос, а ответ мы увидим на экране.
В лаборатории забыли надписать фамилии пациентов на анализах крови. Врачу придется определить, где. Чей анализ. Помогите врачу, свой выбор обоснуйте.
(пациент 1- Z пациент2- Y пациент 3-X)
Донор- человек, спасающий жизнь другому. Выступление фельдшера Соболевского ФАПа о донорах села. (слайд- 20)
Иммунитет – это невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям, но ведь существует глобальная проблема человечества – СПИД. (слайд-21
Прием обратной связи "Ладошки".
Заканчивая урок, я благодарю вас за сотрудничество и попрошу вас открыть мне ваши ладони, если вы удовлетворены уроком, а если нет - отверните их от меня.
Оценочный лист по биологии
учени 8 класса вариант_______
____________________________________________________
Тема: Внутренняя среда организма
Задание 1. Биологический диктант,
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
баллы |
|
|
|
|
|
|
Задание 2. Тесты с одним ответом
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
баллы |
|
|
|
|
|
|
Задание 3. Установите соответствие
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
баллы |
|
|
|
|
|
|
Задание 4. Определите последовательность
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
баллы |
|
|
|
|
|
|
Общее количество баллов:________ умножьте на 5 = _____%
Отметка:
«5»- 90% и более
«4» -75-89%
«3»- 50-74%
ВАША ОТМЕТКА__________
Источники информации:
1. Тест "ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА. КРОВЬ. КАК НАШ ОРГАНИЗМ ЗАЩИЩАЕТСЯ ОТ ИНФЕКЦИЙ" http://lppbio.ucoz.ru/publ/anatomija_fiziologija_psikhologija_i_gigiena_chelovek/kontrolnye_raboty/vnutrennjaja_sreda_organizma_krov_kak_nash_organizm_zashhishhaetsja_ot_infekcij/20-1-0-38
2. КРОВЬ ОСТАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ. http://matveeva.ucoz.ru/index/urok_1_sostav_i_rol_krovi/0-84
3. Сатонкина Т.И.Открытый урок (часть 1)8 класс.Тема. Обобщение по темам: «Внутренняя среда организма» и «Транспорт веществ». http://osin-chola-21.ucoz.ru/index/otkrytyj_urok_chast_1/0-37
4. Презентация: Кровь: её строение и функции. Группы крови. http://biologymoscow.ucoz.ru/index/transport_veshhestv/0-43
5. Яндекс-картинки http://yandex.ru/yandsearch?text
Автор: Яснова Лидия Викторовна
→ Lidij 01.01.2012 1 11970 1971 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.