Открытый урок по биологии "Человек как житель биосферы"; 10 класс


ОТКРЫТЫЙ УРОК.


Общая Биология 10 класс.

Методическая разработка учителя высшей категории МОУ СОШ №62 г.Рязани Лаушиной Татьяны Николаевны


Тема урока: «Человек как житель биосферы».


Образовательная цель урока: продолжить изучение теории В. И. Вернадского о биосфере; подвести учащихся к выводу о том, что человек становится «новой геологической силой на планете, о невозможности переработки биосферой искусственных веществ созданных человеком.


Воспитательная цель урока: обратить внимание учащихся на исчезающие виды растений и животных; на опасность технологических и иных видов загрязнений для биосферы.


Компонент интегрирования географии и биологии:

- взаимодействие человека и природы;

- биологические ресурсы и их оскудение;

- антропогенное воздействие на биосферу;

- пути решения экологических проблем человечества;

- природоохранная деятельность и экологическая политика.



ХОД УРОКА:


  1. Организационный момент.

Сегодняшний урок мы посвящаем актуальной теме: «Биосфере и человеку».


2. Объяснение нового материала.


  1. Динамическое равновесие в биосфере и ее эволюция обеспечивается за счет круговоротов живого и косного вещества.

  2. Давайте вспомним, что собой представляет живое, костное и биокосное вещество?

  3. Роль солнечной энергии в круговороте веществ, который регулируется с помощью живых организмов. (Миграции веществ и энергии с помощью автотрофов и гетеротрофов). Анализ рисунка 18 «Функции живых организмов» (стр. 62 Учебника).

  4. «Ноосфера» - сфера разума.

Утверждение В.И. Вернадского: «Человеческий разум и организованная им деятельность меняют ход природных процессов в такой степени, как меняют их другие известные нам проявления энергии, но меняют по- новому».


Выступление ученика об академике В.И. Вернадском – крупнейшем ученом, естествоиспытателе, философе, общественном и политическом деятеле, заслужившем прозвание «Ломоносов ХХ века». Рассказ о его жизненном пути и главной заслуге – создании учения о Биосфере и о том, как человек превращается в главную геологическую силу нашей планеты.


  1. Влияние человека на природу. Постепенный уход из-под контроля биологических законов развития и все большее подчинение социальным законам развития человеческого общества. Человеческое общество все время совершенствует орудия охоты, труда, рыболовства, строительство жилищ, добычу полезных ископаемых и обработку почвы. О том, как подсечное земледелие изменяет природу, расскажет нам ученик 10 класса «А»…


Современное влияние выжигание растительности используют в Скандинавии, в России, в Азии.


  1. Взаимодействие Природы и Общества в 20- 21 веках (просмотр презентации «Человек – житель биосферы»):

  • Изъятие из природы веществ и энергии. Создание новых химических веществ.

  • Уничтожение и переделку огромного количества видов растительного животного мира, приводящее к сокращению биологического разнообразия.

  • Перемещение многих видов в новые для них места обитания.

  • Преобразование природных ландшафтов.

  • Сброс колоссального количества отходов (газообразных, жидких, твердых) в окружающую среду.

  • Переселение людей в благоприятные условия приводит к изменению биогеоценоза.

  • Рост городов, увеличение сельскохозяйственных угодий приводит к обеднению экологических систем.

  • Засорение экосистемы ядохимикатами, дефолиантами, моющими средствами, искусственными органическими соединениями.

  • Выпадение радиоактивных осадков; газообразные отходы производств; продукты сгорания и разливов нефти и другого техногенного мусора.

  1. Сокращение биологического разнообразия. Темпы роста биологического разнообразия. Анализ таблицы «Скорость возможного заселения живыми организмами всей поверхности планеты (по В.И. Вернадскому)».

  2. Глобальная Экологическая система - Географическая оболочка.

  3. Биологическое разнообразие живого вещества - огромный материальный ресурс глобальной экосистемы.

  4. Невмешательство человека в природу в начале 21 века невозможно.


В ноябре этого года в городе Калининграде родился 7 млрд. житель нашей планеты. Человечество увеличивается, ему не хватает материальных благ и ресурсов.


В то же время воздействие общества на природу идет по каналам положительной обратной связи. Поэтому в биосфере возможны нарушения ее устойчивости.


Такими нарушениями являются истощение озонового слоя вокруг Земли, возникновение «парникового эффекта», образование смога, возникновение у людей аллергических заболеваний и увеличения порога заболеваний в отдельных регионах мира.


  1. Задача человечества – осуществить разумную взаимосвязь «Природа-Общество».

  2. Ориентирование в природе по принципу: «НЕ НАВРЕДИ!».


Выступление учащихся:

  1. Тема «Охрана почв. Опустынивание».

Доклад раскрывает жизненно важное значение почвенных ресурсов для человечества, подчеркивает неумелую хозяйственную деятельность в качестве основной причины нарушения почвенного покрова – эррозии почв, а также знакомит учащихся с основными способами охраны и защиты почв: ослабление действия дождей, водных потоков и ветров; улучшение состояния почвы и дренаж земель. Кроме того, необходимо понимать опасность опустынивания земель в результате полного разрушения почв и растительного покрова, к которому помимо природных факторов (длительные засухи) приводят и антропогенные факторы. В числе антропогенных факторов опустынивания основными являются сведение лесов, перевыпас скота, интенсивная распашка, водная и ветровая эррозия.

Последствия водной и ветровой эррозии почв за последние сто лет – потеря 2 млрд га плодородных земель, а в результате опустынивания ежегодно выводится из оборота 6 млн га орошаемых земель. Анализ почвенной карты мира.


  1. Тема «Не навреди Биосфере».

Человечество является составной частью Биосферы и наряду с другими ее элементами участвует в обмене и распределении энергии и биологического вещества. Биосфера является саморегулирующейся системой и залогом ее стабильности является поддержание баланса между составными элементами. В пределах ограниченных размеров почти полностью заселенной планеты, комплексное воздействие человека на биосферу постоянно увеличивается и нарушает хрупкое равновесие. Забота о последствиях своей хозяйственной деятельности, бережная интеграция в природу и помощь ей для человека должна стать приоритетной. Нанесение невосполнимого ущерба окружающей среде ставит под угрозу дальнейшее существование человечества, поскольку с исчезновением Биосферы оно не сможет существовать.


Домашнее задание:

1. Общая биология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений./ Под ред. Проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2006. - §18

2. Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009 – повтор раздела «Почвенные ресурсы мира»

2. Творческая работа: Как вы понимаете выражение Антуана де Сент-Экзюпери «…..мы все уносимся вдаль на одной и той же планете – мы жители одного корабля».


Список литературы:

  1. Общая биология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений./ Под ред. Проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2006.

  2. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология./ Глав.ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2001

  3. Энциклопедия для детей. Том 2. Биология. /Ред. коллегия: М. Аксенова, Г. Вильчек и др. – М.: Аванта+, 2005

  4. Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009

  5. Природопользование: Пробный учебник для 10-11 классов профильных школ/ Н.Ф. Винокурова, Г.С. Камерилова, В.В. Николина и др. – М.: Просвещение, 1995

  6. Н.Ф. Винокурова, В.В. Николина, В.М. Смирнова. «Природопользование». 10-11 классы: учебное пособие. – М.: Дрофа, 2007

  7. Интернет ресурсы: http://biouroki.ru/crossword/biologiya-10-klass-ponomaryova/



Скорость возможного заселения живыми

организмами всей поверхности планеты

(по В.И. Вернадскому)








Водоросли планктона

168-183 дн.

Морские водоросли

49-79 лет

Бактерии: холеры

1,25 дня

тифа

1,8 дня

Инфузория

10,6 дня

Комар

203 дня

Муха

366 дней

Клевер

11 лет

Сельдь

7-12 лет

Камбала

6 лет

Треска

4 года

Курица

15-18 лет

Крыса

8 лет

Свинья домашняя

8 лет

Свинья дикая

56 лет

Слон индийский

1000 лет


Слайд 1
Человек – житель биосферы Влияние человека на природу Презентацию подготовила учитель высшей категории Лаушина Татьяна Николаевна МОУ СОШ №62 г. Рязани
Слайд 2
Новая геологическая сила Человек Новое состояние биосферы Ноосфера. Сфера человеческого разума
Слайд 3
Гармоническое взаимоотношение между Обществом и Природой обеспечит их устойчивое развитие. 1987г. Международная комиссия по окружающей среде и развитию опубликовала доклад «Наше общее будущее». 1992г. Конференция ООН по окружающей среде дала оценку устойчивого развития биосферы.
Слайд 4
Место человека в природе.  Человек должен знать свое место в природе.  Хорошо знать, что ему запрещено и недоступно.  Предвидеть биосфере.  Использовать грамотности.  Знать законы экологии.  Применять их на практике. результаты своих принципы действий в экологической
Слайд 5
Экологические законы Б. Коммонера. Все связано со всем Природа знает лучше За все надо платить Все надо куда-то девать
Слайд 6
Природа знает лучше.  Человек должен сохранять регуляторные механизмы  Экологическое равновесие биосферы естественные
Слайд 7
За все надо платить.  Международное сообщество финансирует научные проекты, позволяющие сохранять биологическое разнообразие и климат
Слайд 8
Все надо куда-то девать.  Международное сообщество приняло специальные законы о запрете на вывоз ядовитых и радиоактивных отходов и их захоронение в бедных странах.  Мировой океан не место для отходов.  Каждая страна должна производить захоронения отходов на собственной территории.
Слайд 9
Все связано со всем. Человек Природа Планета Земля
Слайд 10
«Добро пожаловать» в НООСФЕРУ!?
Слайд 11
Спасибо за внимание

Полный текст материала Открытый урок по биологии "Человек как житель биосферы"; 10 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лаушина Татьяна Николаевна  TatjanaNik_007
25.01.2012 2 16781 3162

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК