Слайд 1
Человек – житель биосферы
Влияние человека на
природу
Презентацию подготовила учитель
высшей категории Лаушина
Татьяна Николаевна
МОУ СОШ №62 г. Рязани
ОТКРЫТЫЙ УРОК.
Общая Биология 10 класс.
Методическая разработка учителя высшей категории МОУ СОШ №62 г.Рязани Лаушиной Татьяны Николаевны
Тема урока: «Человек как житель биосферы».
Образовательная цель урока: продолжить изучение теории В. И. Вернадского о биосфере; подвести учащихся к выводу о том, что человек становится «новой геологической силой на планете, о невозможности переработки биосферой искусственных веществ созданных человеком.
Воспитательная цель урока: обратить внимание учащихся на исчезающие виды растений и животных; на опасность технологических и иных видов загрязнений для биосферы.
Компонент интегрирования географии и биологии:
- взаимодействие человека и природы;
- биологические ресурсы и их оскудение;
- антропогенное воздействие на биосферу;
- пути решения экологических проблем человечества;
- природоохранная деятельность и экологическая политика.
ХОД УРОКА:
Организационный момент.
Сегодняшний урок мы посвящаем актуальной теме: «Биосфере и человеку».
2. Объяснение нового материала.
Динамическое равновесие в биосфере и ее эволюция обеспечивается за счет круговоротов живого и косного вещества.
Давайте вспомним, что собой представляет живое, костное и биокосное вещество?
Роль солнечной энергии в круговороте веществ, который регулируется с помощью живых организмов. (Миграции веществ и энергии с помощью автотрофов и гетеротрофов). Анализ рисунка 18 «Функции живых организмов» (стр. 62 Учебника).
«Ноосфера» - сфера разума.
Утверждение В.И. Вернадского: «Человеческий разум и организованная им деятельность меняют ход природных процессов в такой степени, как меняют их другие известные нам проявления энергии, но меняют по- новому».
Выступление ученика об академике В.И. Вернадском – крупнейшем ученом, естествоиспытателе, философе, общественном и политическом деятеле, заслужившем прозвание «Ломоносов ХХ века». Рассказ о его жизненном пути и главной заслуге – создании учения о Биосфере и о том, как человек превращается в главную геологическую силу нашей планеты.
Влияние человека на природу. Постепенный уход из-под контроля биологических законов развития и все большее подчинение социальным законам развития человеческого общества. Человеческое общество все время совершенствует орудия охоты, труда, рыболовства, строительство жилищ, добычу полезных ископаемых и обработку почвы. О том, как подсечное земледелие изменяет природу, расскажет нам ученик 10 класса «А»…
Современное влияние выжигание растительности используют в Скандинавии, в России, в Азии.
Взаимодействие Природы и Общества в 20- 21 веках (просмотр презентации «Человек – житель биосферы»):
Изъятие из природы веществ и энергии. Создание новых химических веществ.
Уничтожение и переделку огромного количества видов растительного животного мира, приводящее к сокращению биологического разнообразия.
Перемещение многих видов в новые для них места обитания.
Преобразование природных ландшафтов.
Сброс колоссального количества отходов (газообразных, жидких, твердых) в окружающую среду.
Переселение людей в благоприятные условия приводит к изменению биогеоценоза.
Рост городов, увеличение сельскохозяйственных угодий приводит к обеднению экологических систем.
Засорение экосистемы ядохимикатами, дефолиантами, моющими средствами, искусственными органическими соединениями.
Выпадение радиоактивных осадков; газообразные отходы производств; продукты сгорания и разливов нефти и другого техногенного мусора.
Сокращение биологического разнообразия. Темпы роста биологического разнообразия. Анализ таблицы «Скорость возможного заселения живыми организмами всей поверхности планеты (по В.И. Вернадскому)».
Глобальная Экологическая система - Географическая оболочка.
Биологическое разнообразие живого вещества - огромный материальный ресурс глобальной экосистемы.
Невмешательство человека в природу в начале 21 века невозможно.
В ноябре этого года в городе Калининграде родился 7 млрд. житель нашей планеты. Человечество увеличивается, ему не хватает материальных благ и ресурсов.
В то же время воздействие общества на природу идет по каналам положительной обратной связи. Поэтому в биосфере возможны нарушения ее устойчивости.
Такими нарушениями являются истощение озонового слоя вокруг Земли, возникновение «парникового эффекта», образование смога, возникновение у людей аллергических заболеваний и увеличения порога заболеваний в отдельных регионах мира.
Задача человечества – осуществить разумную взаимосвязь «Природа-Общество».
Ориентирование в природе по принципу: «НЕ НАВРЕДИ!».
Выступление учащихся:
Тема «Охрана почв. Опустынивание».
Доклад раскрывает жизненно важное значение почвенных ресурсов для человечества, подчеркивает неумелую хозяйственную деятельность в качестве основной причины нарушения почвенного покрова – эррозии почв, а также знакомит учащихся с основными способами охраны и защиты почв: ослабление действия дождей, водных потоков и ветров; улучшение состояния почвы и дренаж земель. Кроме того, необходимо понимать опасность опустынивания земель в результате полного разрушения почв и растительного покрова, к которому помимо природных факторов (длительные засухи) приводят и антропогенные факторы. В числе антропогенных факторов опустынивания основными являются сведение лесов, перевыпас скота, интенсивная распашка, водная и ветровая эррозия.
Последствия водной и ветровой эррозии почв за последние сто лет – потеря 2 млрд га плодородных земель, а в результате опустынивания ежегодно выводится из оборота 6 млн га орошаемых земель. Анализ почвенной карты мира.
Тема «Не навреди Биосфере».
Человечество является составной частью Биосферы и наряду с другими ее элементами участвует в обмене и распределении энергии и биологического вещества. Биосфера является саморегулирующейся системой и залогом ее стабильности является поддержание баланса между составными элементами. В пределах ограниченных размеров почти полностью заселенной планеты, комплексное воздействие человека на биосферу постоянно увеличивается и нарушает хрупкое равновесие. Забота о последствиях своей хозяйственной деятельности, бережная интеграция в природу и помощь ей для человека должна стать приоритетной. Нанесение невосполнимого ущерба окружающей среде ставит под угрозу дальнейшее существование человечества, поскольку с исчезновением Биосферы оно не сможет существовать.
Домашнее задание:
1. Общая биология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений./ Под ред. Проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2006. - §18
2. Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009 – повтор раздела «Почвенные ресурсы мира»
2. Творческая работа: Как вы понимаете выражение Антуана де Сент-Экзюпери «…..мы все уносимся вдаль на одной и той же планете – мы жители одного корабля».
Список литературы:
Общая биология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений./ Под ред. Проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2006.
Энциклопедия для детей. Том 19. Экология./ Глав.ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2001
Энциклопедия для детей. Том 2. Биология. /Ред. коллегия: М. Аксенова, Г. Вильчек и др. – М.: Аванта+, 2005
Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009
Природопользование: Пробный учебник для 10-11 классов профильных школ/ Н.Ф. Винокурова, Г.С. Камерилова, В.В. Николина и др. – М.: Просвещение, 1995
Н.Ф. Винокурова, В.В. Николина, В.М. Смирнова. «Природопользование». 10-11 классы: учебное пособие. – М.: Дрофа, 2007
Интернет ресурсы: http://biouroki.ru/crossword/biologiya-10-klass-ponomaryova/
Скорость возможного заселения живыми
организмами всей поверхности планеты
(по В.И. Вернадскому)
Водоросли планктона |
168-183 дн. |
Морские водоросли |
49-79 лет |
Бактерии: холеры |
1,25 дня |
тифа |
1,8 дня |
Инфузория |
10,6 дня |
Комар |
203 дня |
Муха |
366 дней |
Клевер |
11 лет |
Сельдь |
7-12 лет |
Камбала |
6 лет |
Треска |
4 года |
Курица |
15-18 лет |
Крыса |
8 лет |
Свинья домашняя |
8 лет |
Свинья дикая |
56 лет |
Слон индийский |
1000 лет |
Автор: Лаушина Татьяна Николаевна
→ TatjanaNik_007 25.01.2012 2 16736 3162 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.