Методика использования дидактических стихов на уроках биологии (.docx)
ПРЕДИСЛОВИЕ.
В работе, которую Вы держите сейчас в руках, отражен опыт преподавания всего курса биологии по авторской методике с использованием дидактических стихов на уроках биологии на базе 6 – 11 классов МОУ СОШ №28 п. Новые Поляны МО Апшеронский район. Содержание методики универсально и может быть адаптировано к любой программе по биологии. Система знаний, полученная в процессе работы с дидактическими стихами, может оказать учителям помощь, в совершенствовании урока и учебно-воспитательной работы, в развитии грамотной, экологически и творчески развитой личности.
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЫТА.
Объективная реальность сама по себе автоматически не формирует биоэкологически развитую личность. Для этого необходимо активное освоение содержания биологической и экологической культуры каждым человеком. И чем раньше оно начнется, тем лучшего результата можно достичь.
Работа по использованию дидактических стихов была начата с 1991 года. Однако, использование их в системе, как методики преподавания предмета, началось с 2000 года.
Основной формой обучения детей является классно-урочная система.
Применение методики использования дидактических стихов позволяет разраба-тывать и проводить как стандартные уроки, так и не традиционные уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-зачеты, уроки-КВНы, уроки-эрудиционы, интегрированные и другие уроки. Не традиционными они названы потому, что в их основе лежат дидактические стихи.
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ СТИХОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.
В настоящее время внимание общества приковано к реформам, которые идут в области образо-вания. В средствах массовой информации широко обсуждаются вопросы содержания образования и методы его реализации.
Вопросы теории и практики биоэкологического образования неразрывно связаны со становле-нием познавательного интереса к изучению предмета как части общечеловеческой культуры, а так же развитию всех сфер личности учащихся, их возможностей и ориентации на ценности гуманисти-ческого характера.
Включение дидактических стихов в биоэкологическое образование может быть рассмотрено как один из возможных путей гуманизации. Содержание школьного курса биологии характеризуется большим объемом информации, которая на уровне фактов, идей и понятий должна быть освоена учениками. Однако, не вся информация способна пробудить у них познавательный интерес. Исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что он характеризуется тремя обязательными элементами:
1. положительные эмоции по отношению к деятельности;
2. наличие познавательной стороны этих эмоций;
3. наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.
Следовательно, любая деятельность по усвоению учебной информации лишь тогда продуктив-на, когда она вызывает у учащихся определенные эмоции и чувства. Эмоциональная окрашенность информации углубляет ее восприятие, позволяет ощутить отношение к ней и, следовательно, выра-ботать ответную реакцию.
Рассматривая все биологическое содержимое, изучаемое школьниками, можно отметить, что слабо эмоционально окрашена информация о морфологических, анатомических и физиологических особенностях организма. Практически не вызывает эмоционального отклика информация о молеку-лярном строении веществ, химических реакциях, протекающих в клетках, строении клеток и тканей.
Эмоционально окрасить биологическое содержание можно различными способами, в том числе и при помощи дидактических стихов.
К дидактическим относятся стихи, которые написаны или подобраны для применения в процессе обучения и содержат учебную информацию.
Все стихотворения, используемые на уроке биологии, можно условно разделить на так называ-емые «первично» и «вторично» дидактические стихи. К первой группе относятся специально сочи-ненные стихотворения, обязательно включающие терминологию изучаемого предмета. С одной сто-роны они должны быть строго научны и достоверны в отношении подаваемой информации, а с дру-гой – эмоционально-образны. Ко второй группе относятся стихи, которые изначально не были пред-назначены для учебных целей, поэтому они могут содержать фактические ошибки, а это и определя-ет специфичный характер использования их на уроке.
Все используемые мною дидактические стихи, используемые в процессе обучения биологии можно подразделить на 8 типов (таблица №1):
В работе, которую Вы держите сейчас в руках, отражен опыт преподавания всего курса биологии по авторской методике с использованием дидактических стихов на уроках биологии на базе 6 – 11 классов МОУ СОШ №28 п. Новые Поляны МО Апшеронский район. Содержание методики универсально и может быть адаптировано к любой программе по биологии. Система знаний, полученная в процессе работы с дидактическими стихами, может оказать учителям помощь, в совершенствовании урока и учебно-воспитательной работы, в развитии грамотной, экологически и творчески развитой личности.
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЫТА.
Объективная реальность сама по себе автоматически не формирует биоэкологически развитую личность. Для этого необходимо активное освоение содержания биологической и экологической культуры каждым человеком. И чем раньше оно начнется, тем лучшего результата можно достичь.
Работа по использованию дидактических стихов была начата с 1991 года. Однако, использование их в системе, как методики преподавания предмета, началось с 2000 года.
Основной формой обучения детей является классно-урочная система.
Применение методики использования дидактических стихов позволяет разраба-тывать и проводить как стандартные уроки, так и не традиционные уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-зачеты, уроки-КВНы, уроки-эрудиционы, интегрированные и другие уроки. Не традиционными они названы потому, что в их основе лежат дидактические стихи.
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ СТИХОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.
В настоящее время внимание общества приковано к реформам, которые идут в области образо-вания. В средствах массовой информации широко обсуждаются вопросы содержания образования и методы его реализации.
Вопросы теории и практики биоэкологического образования неразрывно связаны со становле-нием познавательного интереса к изучению предмета как части общечеловеческой культуры, а так же развитию всех сфер личности учащихся, их возможностей и ориентации на ценности гуманисти-ческого характера.
Включение дидактических стихов в биоэкологическое образование может быть рассмотрено как один из возможных путей гуманизации. Содержание школьного курса биологии характеризуется большим объемом информации, которая на уровне фактов, идей и понятий должна быть освоена учениками. Однако, не вся информация способна пробудить у них познавательный интерес. Исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что он характеризуется тремя обязательными элементами:
1. положительные эмоции по отношению к деятельности;
2. наличие познавательной стороны этих эмоций;
3. наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.
Следовательно, любая деятельность по усвоению учебной информации лишь тогда продуктив-на, когда она вызывает у учащихся определенные эмоции и чувства. Эмоциональная окрашенность информации углубляет ее восприятие, позволяет ощутить отношение к ней и, следовательно, выра-ботать ответную реакцию.
Рассматривая все биологическое содержимое, изучаемое школьниками, можно отметить, что слабо эмоционально окрашена информация о морфологических, анатомических и физиологических особенностях организма. Практически не вызывает эмоционального отклика информация о молеку-лярном строении веществ, химических реакциях, протекающих в клетках, строении клеток и тканей.
Эмоционально окрасить биологическое содержание можно различными способами, в том числе и при помощи дидактических стихов.
К дидактическим относятся стихи, которые написаны или подобраны для применения в процессе обучения и содержат учебную информацию.
Все стихотворения, используемые на уроке биологии, можно условно разделить на так называ-емые «первично» и «вторично» дидактические стихи. К первой группе относятся специально сочи-ненные стихотворения, обязательно включающие терминологию изучаемого предмета. С одной сто-роны они должны быть строго научны и достоверны в отношении подаваемой информации, а с дру-гой – эмоционально-образны. Ко второй группе относятся стихи, которые изначально не были пред-назначены для учебных целей, поэтому они могут содержать фактические ошибки, а это и определя-ет специфичный характер использования их на уроке.
Все используемые мною дидактические стихи, используемые в процессе обучения биологии можно подразделить на 8 типов (таблица №1):
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ерошевская Наталья Андреевна
→ Bella-donna 22.03.2012 2 7289 1781 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
А вы знали?
Инструкции по ПК