Урок биологии "Питание и здоровье"; 8 класс
Задачи урока:
• создать условия для получения учащимися системы знаний и приобретения КАКИХ?…..компетенций по теме: «Пищеварение. Обмен веществ», повторить и обобщить полученные знания;
• формировать активную жизненную позицию, убеждение в необходимости заботиться о своем здоровье и здоровье своих близких;
• формировать умение находить научные данные, анализировать их и применять в повседневной жизни.
Методы:
эвристические: опережающие самостоятельные задания, поисковая индивидуальная и групповая деятельность;
исследовательские: проведение лабораторных опытов, анкетирование, анализ анкет, самостоятельные исследования.
Элементы технологий:
ТРИЗ, информационные технологии, здоровьесберегающие
Продолжительность занятия: 80 минут (сдвоенный урок)
3. Ход занятия:
1. Организация, сообщение целей урока.
2. Мотивация: все хотят быть здоровыми, больной хочет поправиться, здоровый – не заболеть. Тема эта волнует каждого, вне зависимости от того, сколько ему лет и какой он профессии. Человек, имеющий цель в жизни, не может позволить себе роскошь заболеть. Как поддержать свой организм в работоспособном состоянии, учитывая тот факт, что энергию и строительный материал для жизни мы получаем с пищей. Мы постараемся сформулировать ответ на этот вопрос в течение урока.
3. Основная часть: подготовлена как ответы на 10 вопросов о правильном питании
Вопрос 1. ПОЧЕМУ ЧЕЛОВЕКУ НЕОБХОДИМО ЕСТЬ?
(сообщения учащихся с использованием электронных презентаций, подготовленные к уроку самостоятельно)
1.Обмен веществ как основная функция жизни
У всех организмов, от самых примитивных до самого сложного – человеческого организма, обмен веществ и энергии — основа жизни.
В организме человека, в его органах, тканях, клетках идет непрерывный процесс создания, образования сложных веществ из более простых. Одновременно с этим происходит распад, окисление сложных органических веществ, входящих в состав клеток организма.
Рост, обновление клеток организма возможны только в том случае, если в организм непрерывно поступают кислород и питательные вещества. Питательные вещества — тот строительный пластический материал, из которого строится организм. Для построения новых клеток организма, их непрерывного обновления, для работы таких органов, как сердце, желудочно-кишечный тракт, дыхательный аппарат, почки и т.д., а также для совершения работы человеку нужна энергия. Эту энергию организм получает при распаде, окислении в процессе обмена веществ.
Таким образом, питательные вещества, поступающие в организм человека, служат не только пластическим, строительным материалом, но и источником энергии.
2. Обмен белков
Белки в обмене веществ занимают особое место. В зависимости от возраста, пола, выполняемой деятельности меняется норма белков в питании. Для взрослого человека в суточном рационе должно содержаться в среднем 100-118 г. белков. При тяжелой физической работе норма белков в пище увеличивается до 130-140 г. Растущий организм ребенка нуждается в дополнительном количестве белков, обеспечивающих рост и формирование тела. Если для взрослого человека нужно на 1 кг. массы тела около 1,5 г. белков в сутки, то для ребенка в первые годы жизни эта норма должна быть примерно в З раза больше.
Белки входят в состав цитоплазмы, гемоглобина, плазмы крови, многих гормонов, иммунных тел, поддерживает постоянство водно-солевой среды организма. Без белков нет роста. Ферменты, обязательно участвующие во всех этапах обмена веществ — белки.
3.Обмен жиров
Общее количество жира в организме человека колеблется в широких пределах и составляет в среднем 10-12% массы тела, а в случаях ожирения может достигать 50% массы тела. Количество запасного жира зависит от характера питания, количества потребляемой пищи, пола, возраста и т.д.
Поступивший с пищей жир в пищеварительном тракте расщепляется на глицерин и жирные кислоты, которые всасываются в основном в лимфу и лишь частично в кровь. Уже в клетках кишечного эпителия синтезируется жир, свойственный данному организму. Через лимфатическую и кровеносную системы жиры поступают, главным образом, в жировую ткань, которая имеет значение «депо» жира. Много жира в подкожной клетчатке, вокруг некоторых внутренних органов (почек), а также печени и мышцах. Жир используется организмом как богатый источник энергии. При распаде 1 г жира в организме освобождается энергии в два с лишним раза больше, чем при распаде такого же количества белков и углеводов. Жиры входят в и состав клеток (цитоплазма, ядро, клеточные мембраны), где их количество устойчиво и постоянно. Скопления жира могут выполнять и другие функции. Например, подкожный жир препятствует усиленной отдаче тепла, околопочечный жир предохраняет почки от ушибов. Недостаток жиров в пище нарушает деятельность центральной нервной системы и органов размножения, снижает выносливость к различным заболеваниям.
4.Обмен воды и минеральных солей
Все превращения веществ в организме совершаются в водной среде. Вода растворяет пищевые вещества, поступившие в организм. Вместе с минеральными веществами она принимает участие в построении клеток и во многих реакциях обмена.
Пополнение тела водой происходит постоянно за счет всасывания ее из пищеварительного тракта. Человеку нужно в сутки 2 -2,5 литра воды при нормальном пищевом режиме и нормальной температуре окружающей среды. Это количество воды поступает из следующих источников:
• воды, потребляемой при питье (около 1 л) ;
• воды, содержащейся в пище (около 1 л) ;
• воды, которая образуется в организме при обмене белков, жиров и углеводов (300-350 куб.см.).
4. Витамины
Витамины — органические соединения, совершенно необходимые для нормального функционирования организма. Витамины входят в состав многих ферментов, являясь источником образования из активных
простетических групп. Это объясняет важную роль витаминов в обмене веществ. Витамины способствуют действию гормонов.
Витамины способствуют повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды (инфекция, действие высокой и низкой температуры и т.д.). Витамины необходимы для стимулирования роста, восстановления тканей и клеток после травм и операций. В отличие от ферментов и гормонов большинство витаминов не образуется в организме человека. Главным источником витаминов являются овощи, фрукты и ягоды. Содержатся витамины также в молоке, мясе, рыбе. Витамины требуются в очень небольших количествах, но их недостаток или отсутствие в пище нарушает образование соответствующих элементов, что приводит к авитаминозам.
• создать условия для получения учащимися системы знаний и приобретения КАКИХ?…..компетенций по теме: «Пищеварение. Обмен веществ», повторить и обобщить полученные знания;
• формировать активную жизненную позицию, убеждение в необходимости заботиться о своем здоровье и здоровье своих близких;
• формировать умение находить научные данные, анализировать их и применять в повседневной жизни.
Методы:
эвристические: опережающие самостоятельные задания, поисковая индивидуальная и групповая деятельность;
исследовательские: проведение лабораторных опытов, анкетирование, анализ анкет, самостоятельные исследования.
Элементы технологий:
ТРИЗ, информационные технологии, здоровьесберегающие
Продолжительность занятия: 80 минут (сдвоенный урок)
3. Ход занятия:
1. Организация, сообщение целей урока.
2. Мотивация: все хотят быть здоровыми, больной хочет поправиться, здоровый – не заболеть. Тема эта волнует каждого, вне зависимости от того, сколько ему лет и какой он профессии. Человек, имеющий цель в жизни, не может позволить себе роскошь заболеть. Как поддержать свой организм в работоспособном состоянии, учитывая тот факт, что энергию и строительный материал для жизни мы получаем с пищей. Мы постараемся сформулировать ответ на этот вопрос в течение урока.
3. Основная часть: подготовлена как ответы на 10 вопросов о правильном питании
Вопрос 1. ПОЧЕМУ ЧЕЛОВЕКУ НЕОБХОДИМО ЕСТЬ?
(сообщения учащихся с использованием электронных презентаций, подготовленные к уроку самостоятельно)
1.Обмен веществ как основная функция жизни
У всех организмов, от самых примитивных до самого сложного – человеческого организма, обмен веществ и энергии — основа жизни.
В организме человека, в его органах, тканях, клетках идет непрерывный процесс создания, образования сложных веществ из более простых. Одновременно с этим происходит распад, окисление сложных органических веществ, входящих в состав клеток организма.
Рост, обновление клеток организма возможны только в том случае, если в организм непрерывно поступают кислород и питательные вещества. Питательные вещества — тот строительный пластический материал, из которого строится организм. Для построения новых клеток организма, их непрерывного обновления, для работы таких органов, как сердце, желудочно-кишечный тракт, дыхательный аппарат, почки и т.д., а также для совершения работы человеку нужна энергия. Эту энергию организм получает при распаде, окислении в процессе обмена веществ.
Таким образом, питательные вещества, поступающие в организм человека, служат не только пластическим, строительным материалом, но и источником энергии.
2. Обмен белков
Белки в обмене веществ занимают особое место. В зависимости от возраста, пола, выполняемой деятельности меняется норма белков в питании. Для взрослого человека в суточном рационе должно содержаться в среднем 100-118 г. белков. При тяжелой физической работе норма белков в пище увеличивается до 130-140 г. Растущий организм ребенка нуждается в дополнительном количестве белков, обеспечивающих рост и формирование тела. Если для взрослого человека нужно на 1 кг. массы тела около 1,5 г. белков в сутки, то для ребенка в первые годы жизни эта норма должна быть примерно в З раза больше.
Белки входят в состав цитоплазмы, гемоглобина, плазмы крови, многих гормонов, иммунных тел, поддерживает постоянство водно-солевой среды организма. Без белков нет роста. Ферменты, обязательно участвующие во всех этапах обмена веществ — белки.
3.Обмен жиров
Общее количество жира в организме человека колеблется в широких пределах и составляет в среднем 10-12% массы тела, а в случаях ожирения может достигать 50% массы тела. Количество запасного жира зависит от характера питания, количества потребляемой пищи, пола, возраста и т.д.
Поступивший с пищей жир в пищеварительном тракте расщепляется на глицерин и жирные кислоты, которые всасываются в основном в лимфу и лишь частично в кровь. Уже в клетках кишечного эпителия синтезируется жир, свойственный данному организму. Через лимфатическую и кровеносную системы жиры поступают, главным образом, в жировую ткань, которая имеет значение «депо» жира. Много жира в подкожной клетчатке, вокруг некоторых внутренних органов (почек), а также печени и мышцах. Жир используется организмом как богатый источник энергии. При распаде 1 г жира в организме освобождается энергии в два с лишним раза больше, чем при распаде такого же количества белков и углеводов. Жиры входят в и состав клеток (цитоплазма, ядро, клеточные мембраны), где их количество устойчиво и постоянно. Скопления жира могут выполнять и другие функции. Например, подкожный жир препятствует усиленной отдаче тепла, околопочечный жир предохраняет почки от ушибов. Недостаток жиров в пище нарушает деятельность центральной нервной системы и органов размножения, снижает выносливость к различным заболеваниям.
4.Обмен воды и минеральных солей
Все превращения веществ в организме совершаются в водной среде. Вода растворяет пищевые вещества, поступившие в организм. Вместе с минеральными веществами она принимает участие в построении клеток и во многих реакциях обмена.
Пополнение тела водой происходит постоянно за счет всасывания ее из пищеварительного тракта. Человеку нужно в сутки 2 -2,5 литра воды при нормальном пищевом режиме и нормальной температуре окружающей среды. Это количество воды поступает из следующих источников:
• воды, потребляемой при питье (около 1 л) ;
• воды, содержащейся в пище (около 1 л) ;
• воды, которая образуется в организме при обмене белков, жиров и углеводов (300-350 куб.см.).
4. Витамины
Витамины — органические соединения, совершенно необходимые для нормального функционирования организма. Витамины входят в состав многих ферментов, являясь источником образования из активных
простетических групп. Это объясняет важную роль витаминов в обмене веществ. Витамины способствуют действию гормонов.
Витамины способствуют повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды (инфекция, действие высокой и низкой температуры и т.д.). Витамины необходимы для стимулирования роста, восстановления тканей и клеток после травм и операций. В отличие от ферментов и гормонов большинство витаминов не образуется в организме человека. Главным источником витаминов являются овощи, фрукты и ягоды. Содержатся витамины также в молоке, мясе, рыбе. Витамины требуются в очень небольших количествах, но их недостаток или отсутствие в пище нарушает образование соответствующих элементов, что приводит к авитаминозам.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лемякина Елена павловна
→ учитель57 26.03.2012 2 5761 677 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
А вы знали?
Инструкции по ПК