Слайд 1
Учитель биологии: Гречишкина Ольга Ивановна
Тахтабродская средняя школа.
Казахстан СКО Район Г.Мусрепова.
Солтүстік – Қазахстан облысы.
Ғ.Мүсірепов атындағы ауданы.
Разработка урока
по биологии 6 класс
Мұғалім: Гречишкина О.И.
ГУ «Тахтаброд орта мектебі»
Урок: Строение цветка (6 класс)
Цель: ознакомление учащихся со строением цветка, многообразием строения цветов, их значением в жизни растений.
Задачи:
Образовательные:
изучить особенности строения цветка,
показать связь строения цветка с выполняемой функцией,
сформировать у обучающихся новые знания о строении растений.
Воспитательные:
умение ценить красоту и многообразие окружающего мира,
прививать бережное отношение к природе,
воспитывать стремление к знаниям, общей культуре.
Развивающие:
развивать умение самостоятельно приходить к логическим выводам,
оценивать и сравнивать.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: репродуктивный, проблемный, практический.
Оборудование: таблица «Строение цветка», «Строение цветов растений», гербарий, модели цветков; карточки «Тест-соответствие» и презентация.
Ход урока
Организационная часть
Актуализация материала
Изучение нового материала:
Физминутка
Первичное закрепление материала
Вторичное закрепление материала
Рефлексия
Подведение итогов урока
Задание на дом
1. Организационная часть.
- Проверка подготовленности учащихся к уроку.
- Приветствие.
- Организация внимания. (Слайд №2,3)
Учитель: Ребята, у нас сегодня с вами самый красивый урок во всем школьном курсе, кто догадался, какой? Правильно, строение цветка. Для того, чтобы эта тема осталась у вас в памяти вы должны активно работать.
(зачитать стихотворение)
« Цветочный урок сегодня у нас,
К нему готовился каждый из вас.
Чтоб сегодня отличиться,
Надо очень потрудиться.
Уметь мыслить, рассуждать,
Почаще руку поднимать.
Вам, я думаю, все по плечу,
Ведь я вас целый год учу.
И верю, что каждого ждет свой успех,
Душою болею за всех!
2. Актуализация материала:
Учитель: Растения имеют подготовительный период разной продолжительности, когда вегетативными органами накапливаются и откладываются в запас питательные вещества, необходимые для цветения, плодоношения. Какие вы знаете цветущие растения, когда они зацветают? Привести примеры растений.
3. Изучение нового материала:
Они
прекраснее всего,
Что нам даёт природа
на Земле.
Но дар её бесценный,
Для
всех искусств цветок –
Образчик
неизменный.
Жак
Делиль
А) Вводное слово:
Учитель: Ребята, наверное, все на свете в любое время года очень любят цветы. Цветы дарят людям радость. И летом они не наскучат, и зимой приносят нам свежесть и теплоту. Потому что нет на Земле ничего прекраснее цветов.
Цветы зачастую становились предметом вдохновения для многих поэтов, художников, композиторов. Картины, лирические и музыкальные произведения, созданные ими не перестают восхищать нас.
Сегодня мы с вами поведем “цветочный разговор”. (Слайд № 4)
Цветы, цветы.… Как много их,
И розовых, и голубых,
Как мотыльков на тонких стеблях,
Цветы, цветы.… Везде, везде
Мне улыбаются весь день,
Живую радугу колебля…
Г.К.Суворов.
Б) Строение цветка: ( По ходу рассказа учителя рассматривается презентация).
Учитель: Цветы возникли задолго до появления человека. Растения изобрели цветок не для того, чтобы вызывать у нас чувство прекрасного, у них для этого были другие цели, направленные на выживание. И все же при виде цветов мы испытываем чувство прекрасного, мы восхищаемся красотой цветов.
Цветок – видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения растений. Цветок развивается из генеративной (цветочной) почки.
Как бы ни было велико разнообразие цветков окружающих нас растений, в их строении можно обнаружить сходство. Рассмотрим строение цветка. (Слайд № 5,6)
Цветок имеет главные второстепенные части (Схема – слайд № 7). Учащиеся зарисовывают схему строения цветка в тетрадь.
Учитель: (Новые определения по ходу рассказа ученики записывают в тетрадь). Любой цветок имеет главные органы – это пестик и тычинки (Слайд №8), которые тоже имеют особое строение.
Пестик – это женский орган цветка, он имеет рыльце, столбик и завязь (Слайд). У яблони пестик образован пятью сросшимися между собой в основании столбиками. В верхней части они свободные и каждый несет по одному рыльцу. Завязь пятигнездная. В гнездах находятся семязачатки, из которых после цветения развиваются семена.
Тычинки – это мужские органы цветка, каждая тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Пыльник расположен на тычиночной нити.
Вокруг главных органов цветка: пестика и тычинок расположен околоцветник. (Слайд №9). У календулы, яблони он состоит из листочков двух типов. Внутренние листочки – это лепестки, образуют венчик. Наружные листочки – чашелистики – образуют чашечку. Такой околоцветник называется двойным. У лилейных нет чашелистиков – у него простой околоцветник.
Венчик цветка яблони (Слайд № 10) состоит из белых или бело-розовых несросшихся лепестков. А у паслена черного лепестки срастаются в нижней части в трубку. Поэтому различают венчики раздельнолепестные и сростнолепестные.
Тонкий стебелек, на котором сидит цветок, называют цветоножкой, а ее верхнюю, расширенную часть – цветоложем.
Листочки околоцветника могут располагаться так, что через него можно провести несколько плоскостей симметрии (Слайд № 11).
Такие цветки называют правильными (яблоня, вишня, капуста и др.). Цветки, через которые можно провести одну плоскость симметрии, называют неправильными (горох, шалфей) (Слайд №12).
Большинство растений имеет цветки, в которых есть и пестики и тычинки. Такие цветки называют обоеполыми, например, цветы лилии, яблони. Но у некоторых растений (огурец, кукуруза) одни цветки имеют только пестики.
Как называются такие цветы? – пестичные цветки.
А другие – только тычинки – Как мы их назовем? Тычиночные цветки.
Эти цветы называют раздельнополыми. (Рисунок в учебнике)
Такие растения, как огурцы и кукуруза, являются однодомными, так как пестичные и тычиночные цветки у них развиваются на одном растении. Коноплю, тополь и иву называют двудомными растениями (рисунок учебника), так как у них тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные – на других.
Учитель: Цветы с каким околоцветником расположены на рисунке? (Слайд № 14)
В) Формула цветка:
Для того чтобы как-то разобраться в строении цветка ученые-ботаники предложили формулу цветка, применив следующие условные обозначения:
Ч – чашечка,
Л – лепестки,
Т – тычинка,
П – пестик,
1 – неправильный цветок,
* - правильный цветок,
- пестичные (женские) цветки,
- тычиночные (мужские) цветки,
- обоеполые цветки,
( ) – сросшиеся части цветка,
цифры – количество частей цветка,
- число частей цветка больше 12.
Учитель: Давайте составим формулу данного цветка (Слайд № 15).
Физминутка:
Учитель: Вот сколько нового мы узнали о строении цветка, давайте отдохнем. (Слайд № 16)
Руки ставим все вразлет,
Появился самолет,
Мах крылом уа – сюда,
Делай раз, делай два.
Раз и два, раз и два.
Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите,
Раз и два, раз и два.
Опустите руки вниз,
И на место все садись!
5. Первичное закрепление материала:
А) «Самый, самый».
Учитель: Дома вы должны были найти интересные факты о рекордсменах – цветах.
Дети рассказывают интересные факты о рекордсменах - цветах, найденных заранее.
- Самый большой цветок на земле это Раффлезия Арнольди в поперечнике имеет 1 метр, а весит 10 кг, а его запах напоминает запах…(гниющего мяса)
- А у орхидеи цветок цветет от 45-50 дней…
- У лотоса амазонского цветок цветет полчаса.
- Самый красивый цветок считается у кактуса « Царица ночи» цветет два часа, но запах прекрасней не бывает…
- В 150 лет 1 раз цветет пуйя раймондии, обитатель Анд, и потом погибает.
- А какое растение побывало в космосе и цвело там? Арабидопсис.
Учитель: очень интересные факты нашли дети. Молодцы.
Б) Стихи и загадки о цветах:
Синенький звонок висит,
Никогда не говорит. ( Колокольчик)
Белым шариком пушистым,
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок-
И остался стебелек. ( Одуванчик)
Даже ночью муравьишка,
Не пропустит свой домишко:
Путь-дорожку до зари
Освещают фонари:
На больших столбах подряд
Лампы белые висят. ( Ландыши)
В) Задание: Подпишите названия частей цветка. (Слайд №17)
Г) Тест-соответствие: (на парте карточки) (Слайд № 18) поставьте соответствие букв - цифрам:
Название частей цветка
|
|
Строение |
Цветоножка |
Имеют яркую окраску. Привлекают насекомых для опыления. |
|
Цветоложе |
Женский орган размножения. Из завязи пестика развивается плод. |
|
Чашелистики |
Мужской орган размножения. |
|
Лепестки |
Похожи на листочки, имеют зеленую окраску. |
|
Тычинки |
Прикрепляет к стеблю. |
|
Пестик |
Располагаются чашелистики, лепестки, тычинки и пестик. |
Нормы – нет ошибок – «5»
1-2 – оценка «4»
3-4 – оценка «3»
6. Вторичное закрепление материала: (выполнение лабораторной работы)
Лабораторная работа № 12 «Строение цветка» (Слайд № 19)
Цель: Изучение строения цветка.
Оборудование: раздаточный материал « Строение цветка», гербарий детей собранный летом.
Инструктивная карточка (слайд).
1. Рассмотрите цветок под лупой.
2. Найдите цветоножку, цветоложе, лепестки, чашелистики, тычинки и пестик.
3. Расчлените цветок. Подсчитайте число частей цветка, занесите данные в таблицу.
Строение цветка фиалки (петунии)
|
|
Части цветка |
Число частей цветка |
Цветоножка |
|
Цветоложе |
|
Чашелистики |
|
Лепестки венчика |
|
Тычинки |
|
Пестики |
|
4. Сделайте вывод, почему тычинка и пестик - главные части цветка, запишите в тетрадях.
7. Рефлеския: незаконченное предложение.
Учитель: Продолжите, пожалуйста, предложение:
Сегодня мне урок понравился потому, что … (высказывания детей).
Оцените свое самочувствие на уроке: (Слайд № 20)
Мне грустно, Мне обидно, что не Я злюсь насебя
я не все понял спросили
Мне понравилось Я в восторге, все Я понял удивлен
Подведение итогов урока
Учитель: Сегодня мы с вами познакомились с особенностями цветов, я думаю, что для себя вы узнали много нового и интересного.
Выставление оценок, оценка урока.
Задание на дом:
Подготовить сообщение « Легенды о цветах», выучить параграф 20 учебника.
Урок окончен. Спасибо всем! (Слайд №21)
Литература:
К. Жунусова и др. Биология 6 класс. – Алматы: Атамура - 2002.
И.Н.Понаморева. Биология. Поурочные планы. 6 класс.
С.Г .Калинова «Зачеты по биологии»Биология. Бактерии, Грибы. Растения 6 класс. Москва «Лист» 1999.
Г.С.Калинова, А.Н.Мягкова «900 вопросов и заданий по биологии». М. Аквариум 2001
Рохлов В. Занимательная ботаника.-М.: АСТ-ПРЕСС,
Автор: Гречишкина Ольга Ивановна
→ Jlga7142 07.06.2012 0 21868 4782 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.