Слайд 1
Взаимоотношения
организмов
9 класс VII вид обучения.
Учитель биологии Кольченко
Елена Анатольевна
« Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа VII, VIII вида » г.Троицк
Тема: Взаимоотношения организмов
9 класс
Оборудование: учебник: «Биология .Общие закономерности». 9 класс. С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров. Раздаточный материал (карточки для закрепления материала), презентация.
Орг. момент: Приветственное слово учителя, проверка готовности к уроку, определяется актуальное состояние учащихся, от которого зависит способ психологического настроя на работу (бодрое начало урока или релаксация).
Ход урока: Сегодня нам предстоит изучить интереснейший материал. Тему вы видите на доске. Как вы думаете, что интересного можно узнать из этого урока? Что бы вы хотели узнать? Чтобы лучше его усвоить необходимо, вспомнить материал предыдущего урока. Изучение нового материала будет происходить с использованием презентации. Затем мы закрепим материал. Проверка домашнего задания осуществляется в ходе устного опроса.
Какие факторы среды называют биотическими?
Опишите видовое разнообразие обитателей пресного водоема.
Какие отношения служат регулятором численности видов?
Опишите структуру биогеоценоза лиственного леса
Что такое цепь питания?
Расскажите о экологической пирамиде, ее видах и правиле.
Какие еще типы отношений существуют в биогеоценозе?
В чем причина многолетних существований биогеоценозов.
Отмечаются самые лучшие ответы.
Изучение нового материала.
Слайд 2. Изучая материал постарайтесь выделить общие закономерности среди примеров. Инструкция к уроку перед вами на экране компьютера.
Вы уже знаете, что между живыми организмами существуют определенные типы взаимоотношений. Рассмотрим их подробнее. По ходу изучения материала, вы встретите новые термины. Запишите их в тетрадях.
Первый тип взаимоотношений – нейтрализм. Запишите в тетради. Как вы думаете, что подразумевается по этим понятием? Кто может дать определение этому понятию?
Итак, запишем в тетради:
Нейтрализм, это тип взаимоотношений, при котором совместно обитающие на одной территории организмы не влияют друг на друга. Что непонятно?
Второй тип взаимоотношений – симбиоз. Кто может пояснить это понятие? Изучим материал и затем сформулируем понятие. Симбиоз бывает в нескольких вариантах. Давайте рассмотрим примеры.
Слайд 3
Актинии, являясь представителем коралловых полипов, ведут прикрепленный образ жизни. Актиния может поселиться на раковине моллюска. Кто занимает раковину изнутри? (рак –отшельник). Почему рак–отшельник живет в пустой раковине? (у него мягкое брюшко, которое таким образом приобретаем надежную защиту.)
В чем смысл совместного существования таких разных животных? Есть идеи? (часть добычи актинии, пораженная ее стрекательными клетками достается раку, а рак перемещаясь по дну увеличивает пространство актинии для ловли добычи). Могут ли актиния и рак существовать самостоятельно? (да.) Поэтому такой симбиоз как называют?- подсказка на слайде. (Необязательный). Запишите.
Слайд 4
Что изображено на следующем слайде? (фотография мурены и креветки) Прочитайте заголовок слайда. Есть идеи?
Это не охота. Здесь вы видите процедуру очистки мурены креветкой от паразитов и поврежденных омертвевших тканей. Чистильщики встречаются также среди рыбок семейства Губановых.
Что мы видим на второй фотографии? Многие птицы кормятся клещами из шерсти копытных, а также выщипывают зимнюю шерсть, используя ее для постройки гнезда. Итак, какой тип симбиоза мы рассмотрели? Есть вопросы?
Слайд 5. Прочитайте заголовок. Что изображено на фотографии?
(Лишайник кладодия). Как и все лишайники, он образован грибом (б) и водорослью (в), которые необходимы друг для друга.
Слайд 6. Ярким примером является симбиоз жгутиковых простейших (фотография на экране) и термитов(фотография появляется по щелчку мыши). Термиты питаются деревом. Но переваривают его только благодаря этим крошечным существам, которые перерабатывают клетчатку в сахара за счет ферментов. Посмотрите на результат (по щелчку мыши появляется изображение дерева, изъеденного термитами).
Слайд 7. Примеры симбиоза встречаются и в растительном мире.
Клубеньковые бактерии (появляется изображение) атмосферный азот превращают в усваиваемую форму для растений. На доске изображается схема:
атмосферный азот аммиак аминокислоты.
Клубеньковые бактерии поселяясь в корнях образуют утолщения – клубеньки. Найдите их на слайде.
Слайд 8 На этом слайде вы видите пример микоризы. На стр 249. Найдите определение микоризы. Кто может дать пояснение к рисунку на слайде?
Слайд 9Третий вид симбиоза - безразличный симбиоз для одной стороны. Кто может дать пояснение к этой фотографии?(акула и лоцман). В океане часто крупных животных сопровождают небольшие рыбы – лоцманы. Они кормятся остатками их пищи, экскрементами и их паразитами. При этом близость акулы является условием безопасного существования для лоцманов. Этот вид отношений называется нахлебничеством. Более тесные взаимоотношения возникают между акулой и рыбой–прилипалой. На рис 131 вы видите преобразование спинного плавника в присоску у этой рыбы
Слайд 10. Как называется следующий тип взаимоотношений? – подсказка на экране.
Квартиранство. Примеров таких взаимоотношений можно привести много. На данной фотографии представлено использование мантийной полости беззубок для сохранения икры горчаком. Как вы думаете, что это дает горчаку? Далее вы видите эпифит (появляется изображение по щелчку мыши) – прочитайте в учебнике о эпифитах. Для чего это растение использует дерево? (место прикрепления). Есть вопросы?
Слайд 11 Кто может ответить на вопросы этого слайда?
Сделаем физкульминутку
Слайд 12 Следующим типом взаимоотношений является антибиоз. Изучим основные виды. Наибольшее влияние на численность видов оказывает хищничество. Среди каких организмов оно встречается? По мере появления фотографий учащиеся называют примеры. Важным условием выживания хищников является их способность переключаться с одного вида добычи на другую. Запишите. Интересны случаи хищничества у растений. Такой способ возник у обитателей бедных почв. Это росянки у нас, в тропиках – венерина мухоловка.
Слайд 13 Каннибализм - частный случай хищничества. Что представляет собой это взаимоотношение? (поедание особей своего вида). У хищных животных существуют различные приспособления для добычи пищи, но и у жертв имеется множество приспособлений, позволяющих избежать своей участи В природе происходит постоянное совершенствование хищников и их жертв. Более подробно этот материал изучите дома.
Следующий материал посвящен паразитам. С этим материалом вы ухе встречались в предыдущие годы изучения биологии. Паразиты используют живые организмы как источник питания и место обитания. Рассмотрите рис 141. Какие органы поражают паразиты у человека? (практически все). Сейчас вы разобьетесь на группы и изучите материал по учебнику самостоятельно, а затем кратко передадите смысл прочтённого материала. Обратите внимание на длительность и силу влияния паразита на организм хозяина, примеры, приспособления организмов, ведущих паразитический образ жизни. Вопросы:
Временные паразиты.
Постоянные паразиты.
Бычий цепень (слабая группа)
Паразиты – растений
Паразиты среди растений
Полупаразиты.
Приспособления организмов к паразитическому образу жизни.
Гнездовой паразитизм.
Ответы учащихся сопровождаются демонстрацией слайдов 14-17.
Молодцы. Отмечаются ученики, которые дали наиболее грамотные ответы. Как проявляются признаки заражения паразитарными болезнями? (выявляются и дополняются знания учащихся: механическое повреждение кожи, сосуды личинками, закупорка кишечника крупными паразитами, лихорадка при малярии, признаки отравления организма, малокровие, истощение, задержка развития детей, слоновость).
Что такое анибиоз? Кто сделает вывод?
Мы говорили об отрицательном значении паразитов, настало время разобрать положительное значение. Паразитов можно использовать для методов биологической борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур.
В настоящее время ведутся исследования культивации грибов-паразитов насекомых. Т.о. удается снизить численность златогузки, тли, сосновой совки. Встречается также заболевание комнатной мухи – микоз. Есть паразиты и у комаров. Рассмотрите Рис 146 и 147. Какое значение могут иметь наездники для деятельности человека? (снижение численности вредителей).
Последнее на что стоит обратить внимание, говоря о взаимоотношениях живых организмов, это – конкуренция. Особенно, если рассматривать виды, сходные по потребностям. В таком случае сценариев развития ситуации может быть несколько. Результатом будет вытеснение одного конкурента другим. Правило конкурентного исключения сформулировал Гаузе. Запишите. Итак, какой же вывод можно сделать по изученному материалу? (все формы биологических связей регулируют численность живых организмов и определяют его устойчивость)
Закрепление. Проводится по выбору учащихся. На выбор предлагается беседа по вопросам или работа по карточкам с различными заданиями:
Беседа по вопросам:
Перечислите типы взаимоотношений в биогеоценозе.
Перечислите виды симбиоза. Приведите примеры.
Что такое хищничество? Приведите примеры
Что такое паразитизм? Приведите примеры.
Работа по карточкам:
Карточка 1. Найти соответствие. Соедините линиями термины и подходящие определения.
термин |
определение |
нейтрализм
|
Обе взаимодействующие популяции или одна испытывает отрицательное влияние |
антибиоз |
Форма взаимоотношений, при котором один из партнеров или оба извлекают пользу |
симбиоз |
Совместно обитающие на одной территории партнеры не влияют друг на друга. |
Карточка 2. Найдите и исправьте ошибки в тексте.
Взаимоотношения рака-отшельника и актинии относятся к квартиранству.
Примером паразитизма является взаимоотношения клубеньковых бактерий и бобовых растений.
Микориза – это взаимовыгодные отношения грибов и деревьев.
Среди растений не бывает паразитов. Все хищники имеют узкую специализацию в питании.
Каннибализм – поедание особей своего вида.
Карточка 3. Найдите ошибки в тексте.
Взаимоотношения рака-отшельника и актинии относятся к квартиранству.
Примером паразитизма является взаимоотношения клубеньковых бактерий и бобовых растений.
Микориза – это взаимовыгодные отношения грибов и деревьев.
Среди растений не бывает паразитов. Все хищники имеют узкую специализацию в питании.
Каннибализм – поедание особей своего вида.
Итоги: Какую тему проходили? Какой вывод можно сделать? Что понравилось на уроке? Что вызвало затруднение? Что можно сделать, что бы ликвидировать пробелы в знаниях? Кто доволен своей работой на уроке? Выставляются отметки и даются оценки.
Домашнее задание. Параграф 18. Устно ответить на вопросы в конце параграфа. По желанию приготовить доклад о паразитах.
Автор: Кольченко Елена Анатольевна
→ биолог1094 24.07.2012 1 7672 1111 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.