Фотосинтез. История открытия. Обмен веществ. 10 класс.
Учитель биологии МАОУ СОШ №4 им. И.МС. Черных г. Томска
Урок по теме: «Фотосинтез. История открытия»
Цели
и задачи урока:
Цель
урока:
Раскрыть сущность процесса фотосинтеза
и его значения для жизни на Земле.
Предметные
задачи:
Познакомить учащихся с историей открытия фотосинтеза.
Изучить результаты экспериментов по выявлению условий, необходимых для процесса фотосинтеза.
Метапредметные задачи:
Формировать умение выделять главное на определённом этапе урока, строить логически обоснованные рассуждения о значимости конкретного эксперимента в процессе изучения фотосинтеза;
Формировать умение делать выводы о значении фотосинтеза, связывая их с теоретическим материалом урока и своими личными знаниями;
Развивать умение работать с учебником, обращать внимание не только на текст параграфа, но и на рисунки.
Личностные задачи уроки:
Развитие умения работать в группе и находить согласованные решения;
Воспитание независимости суждений;
Воспитание культуры поведения на уроке;
Стараться создавать ситуацию успеха в группе, классе в процессе изучения темы.
Тип
урока:
изучение нового материала.
Методы
обучения:
репродуктивные (вступительные слова
учителя), частично-поисковые (предварительная
самостоятельная работа в группах с
познавательными материалами), проблемный
метод (при решении проблемных заданий).
Формы работы:
вступительное слово учителя, групповая
работа по решению познавательных
заданий, выступления учащихся с
сообщениями, общее обсуждение проблемных
заданий, проверка усвоения новых знаний
с помощью теста.
Оборудование:
Мультимедийный
проектор, компьютер, экран, учебники.
Ход урока
Актуализация знаний о значении листа в процессе фотосинтеза.
Аэробы, анаэробы.
Беседа, работа с учебником, используя материал слайда №2. Слайд №3
Используя текст на стр. 28 учебника «Биология 10-11 класс. А.А. Каменский», определите, на какие группы делятся все организмы по способу энергообеспечения.
(выпишите определения в тетрадь)
Актуализация знаний о фотосинтезе: использование фрагмента урока «Автотрофное питание. Фотосинтез» с сайта Интернет урок.ru
http://interneturok.ru/ru/school/biology/10-klass/bosnovy-citologii-b/avtotrofnoe-pitanie-fotosintez
Слайды №4,5
Истории изучения фотосинтеза.
1. Рассказ ученика об опытах Ван-Гельмонта. Слайды №6,7,8
Более 300лет назад ученный Ван-Гельмонт проделал опыт с растениями. Он взял глиняный сосуд насыпал в него 80кг. Почвы, предварительно высушенной, и посадил ивовую ветку весом 2,5 кг. Поверхность почвы прикрыл, чтобы туда не попадала пыль из воздуха. Растение полевали дождевой водой в течении 5 лет. Через 5 лет выкопали, очистили от почвы и взвесили. Ива весила 66кг. Тщательно высушенная почва весила 79,944кг., т.е. вес почвы увеличился всего на 56 кг. Вес ивы увеличился на 63,75кг. Каким образом ива добыла 63,75кг органических веществ, из которых построила ткани своего организма? Ван-Гельмонт решил, что прибыль веса у ивы произошла за счет воды. Правильный ли вывод сделал Ван-Гельмонт?
2. Рассказ ученика об опытах Мальпиги, Пристли. Слайды № 9,10,11,12
С XVII в. был открыт микроскоп. Итальянец Мальпиги открывает устьица . Однако и это открытие не проясняет роли листа в жизни растения.
XVIIIв., 1772г.,18 августа Д. Пристли ставит свой знаменитый опыт. Он взял некоторое количество воздуха, совершенно «испорченного» дыханием мыши, которая в нем погибла; разделил его на две части и ввел одну часть в сосуд, погруженный в воду, другую часть также ввел в сосуд погруженный в воду, но туда же поместил веточку мяты. Через 8-9 дней Пристли увидел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты, но моментально погибла в другой части его. В течении 7 дней пребывания в сосуде с «испорченным» воздухом, побег мяты вырос почти на 3 дюйма на старых ветвях и, кроме того, образовалось несколько новых.
Обсуждение результатов исследования. Беседа.
- Каким образом ива добыла 63,75кг органических веществ, из которых построила ткани своего организма?
- Ван-Гельмонт решил, что прибыль веса у ивы произошла за счет воды
- Правильный ли вывод сделал Ван-Гельмонт?
-Почему не погибла мышь в сосуде, в котором росла ветка мяты?
Дальнейшие этапы исследования роли растений в природе. Рассказ учителя. Слайды №13-23
Лавуазье получил в 1774 кислород, создал кислородную теорию горения. Считал воздух источником питательных веществ для растений. Чуть позже австрийский врач Ингенхауз устанавливает роль света в жизни растения. Идея о воздушном питании все более распространяется. Женебье в 1782 показал, что растения поглощают из воздуха СО2 и выделяют О2 и что это связано с фотосинтезом. В 1800 году опубликовал 5-томный трактат «Физиология растений». Сакс в 1782 показал, что растения поглощают из воздуха СО2 и выделяют О2 и что это связано с фотосинтезом. В 1800 году опубликовал 5-томный трактат «Физиология растений». Майер в 1842 году на основании закона сохранения энергии показал, что растения преобразуют энергию солнечного света в энергию химических связей. К концу 19в. окончательно стало известно, что растения поглощают листьями углекислый газ и образуют крахмал, который используют для собственного питания. Этот процесс стал называться фотосинтезом. В его изучение многое внес К.А. Тимирязев. Он установил роль отдельных частей солнечного спектра в процессе фотосинтеза.
Закрепление. Решение интерактивного теста. Слайды №24,25,26,27
Домашнее задание: Используя рисунок 1.18. на стр. 29, составьте логико-смысловую модель фотосинтеза. Решить биологические задачи. Слайды №28,29,30
На странице приведен фрагмент.
Автор: Широкова Анна Дорофеевна
→ anna_s2 01.02.2013 2 13807 2937 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.