Панорама урока и презентация на урок биологии "Семейства растений класса двудольные"; 6 класс


Конспект урока.


Место урока в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану.

Тема урока по учебно-тематическому плану: Семейства класса Двудольных растений.

Номер урока по теме: 49 урок.

Тип урока: комбинированный урок с опережающим обучением.

Методы: репродуктивный, частично – поисковый, беседа, индивидуальный опрос.

Цель урока: Знакомство учащихся с основными семействами класса Двудольных.

Задачи урока:

  1. познакомить с отличительными признаками и многообразием растений семейств розоцветных, мотыльковых,
    крестоцветных, паслёновых, сложноцветных класса двудольных;

  2. показать их биологические особенности;

  3. расширить и углубить знания учащихся о многообразии цветковых растений;

  4. продолжить работу по формированию умения распознавать цветковые растения, давать морфологическую и
    систематическую характеристику;

  5. развивать познавательную активность учащихся, умение выделять главное в дополнительной литературе;

  6. обосновать необходимость бережного отношения и охрану природы.

Сопутствующая цель: усовершенствование навыков по определению растений.

Оборудование: таблицы по семействам, гербарий растений, песочные часы, проектор, ЦОР учебное электронное пособие «Биология» 6-9 классы, CD Серия «1С: Школа» Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.


Этапы урока:

  1. Ориентировачно-мотивационный этап (3 мин.)

  2. Актуализация знаний (10 мин.)

  3. Изучение нового материала (20 мин.)

  4. Физкультпауза (1 мин.)

  5. Закрепление знаний (9 мин.)

  6. Задание на дом (2 мин.)








Учитель




Ученик



Доска


Экран, проектор



РК



1.Ориентировочно-мотивационный этап (3 мин.)

Здравствуйте, садитесь. Основа каждого урока - это ТРУД.

Вспомните, что это означает?





Итак, приготовьтесь к уроку.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение растений отдела Покрытосеменные.



- Какова основная цель нашего урока?








Т.- тетрадь,

Р. - ручка,

У. - учебник,

Д.- дневник.










Познакомиться с отличительными признаками и многообразием растений семейств класса Двудольных.















«Семейства класса Двудольные растения».
















Слайд 1












Слайд 2
















Учитель Ученик Доска Экран, проектор РК

2. Актуализация знаний (10 мин.)

Фронтальная проверка знаний (беседа по вопросам)

- Почему этот отдел называется Покрытосеменные?



- Назовите жизненные формы растений отдела?

- Приведите примеры растений отдела относящиеся к каждой жизненной форме








- Семена растений отдела защищены околоплодником.

- Жизненные формы: трава, кустарничек, кустарник, дерево.

-Деревья: тополь, береза, липа и др.

Кустарники: акация, калина, шиповник и др. Кустарнички: черника, брусника, костяника и др.

Полукустарники: земляника, одуванчик и др.

Травы: клевер луговой, мышиный горошек, морковь, свекла и др.









































































































































































Учитель Ученик Доска Экран, проектор РК

- Назовите характерные черты строения растений отдела Покрытосеменные.








Индивидуальный опрос (с использованием заданий) – рассказ ведет сильный ученик.

- Как происходит двойное оплодотворение у цветковых растений?
























































































- Сравните строение голосеменных и покрытосеменных растений (ученик со средними способностями)















- Назовите основные признаки класса двудольные растения.

(слабый ученик)



























- Назовите основные признаки класс однодольные растения.

(слабый ученик)





























3. Изучение нового материала (20 мин.)


Семейств цветковых растений много, только в классе Двудольных более 350 видов. Рассмотрим несколько семейств широко распространенных на территории нашей области.

- Откройте тетради и запишите тему урока.


Сегодня к уроку ученики вашего класса заранее подготовили доклады о различных семействах. Вы должны внимательно выслушать сообщения и сделать соответствующие записи в тетради. На доске вы видите таблицу. Зачертите ее в тетрадь.




Задача докладчиков изложить приготовленный материал за определенный промежуток времени

( пока в часах есть песок).

Семейство Розоцветные.


- Назовите растения семейства.

- Особенность строения цветка семейства.

- Хозяйственное значение.











Семейство Мотыльковые.


- Назовите растения семейства.


- Особенность строения цветка семейства.


- Хозяйственное значение.






Семейство крестоцветных.



- Назовите растения семейства.


- Особенность строения цветка семейства.


- Хозяйственное значение.












Семейство Паслёновые.


- Назовите растения семейства.


- Особенность строения цветка семейства.


- Хозяйственное значение.












Семейство Сложноцветных или Астровые.


- Назовите растения семейства.


- Особенность строения цветка семейства.


- Хозяйственное значение.
















- Итак, мы рассмотрели основные семейства класса Двудольных растений.

- Посмотрите основные записи в вашей тетради и сделайте вывод:

-Где мы используем растения этого класса?











3. Физкультпауза. (1мин).

Демонстрация простейших упражнений лечебной гимнастики по укреплению опорно-двигательной системы.

4. Закрепление изученного материала (9 мин.)

А теперь проверим записи вашей таблицы. Что вы успели отметить в ней, слушая сообщения ребят

- Назовите семейства класса и основных представителей семейства.



Более сильные учащиеся могут выполнить тестовое задание на оценку


















































































5. Задание на дом (2 мин.)

§ 44, записи в тетради.


Спасибо за урок, все отвечающие на уроке получают оценку в журнал.

До свидания.

-Листья разнообразной формы и окраски, различное жилкование, семена защищены околоплодником, разнообразные жизненные формы, два типа размножения: семенное и вегетативное, разнообразные места обитания.






-Рассказ о двойном оплодотворении у

цветкового растения. Мужские половые клетки - спермин формируются в пыльце, которая развивается в пыльниках тычинок цветка. Женские половые клетки — яйцеклетки образуются в семязачатках, находящихся в завязи пестика цветка. У цветковых растений есть завязи с одной или несколькими семязачатками. Чтобы из всех семязачатков развились семена, нужно в каждый доставить к яйцеклеткам спермин, так как каждая яйцеклетка оплодотворяется от­дельным спермием. Процесс оплодотворения у растений начинается с опыления. Как только пыльца с помощью ветра или насекомых попадает на рыльце пестика, она начинает набухать и затем прорастать. Одна стенка пыльцевой клетки вытягивается и образует трубку (ее называют пыльцевой). Имеющиеся в пыльце два спермия перетекают к кончику пыльцевой трубки. Продвигаясь сквозь ткани рыльца и столбика, пыльцевая трубка достигает завязи, затем семязачатка и проникает внутрь него. К этому времени в зрелом семязачатке, в его срединной части образуется одна очень разросшаяся клетка. Ее называют зародышевым мешком. В нем у одного конца находится женская половая клетка - яйцеклетка, а в центре мешка - крупное ядро.

Проникнув в

семязачаток, пыльцевая
трубка прорастает в
зародышевый мешок и там один спермий сливается (соединяется) с яйцеклеткой, образуя

зиготу. Вскоре она начинает делиться. Это приводит к образованию зародыша нового растения и развитию семени. Другой спермий,

попавший в зародышевый
мешок, соединяется с
центральным ядром.

Образовавшаяся при этом новая клетка очень быстро делится, и вскоре из нее образуется эндосперм, в котором откладываются запасные питательные вещества.

- Рассказ об отличиях растений и основной вывод об эволюционном развитии цветковых растений.

Покрытосеменные, или цветковые, — наиболее эволюционно развитые организмы царства растений. Они имеют цветок и плод. Семена от семязачатка до зрелого состояния развиваются под защитой вначале завязи, потом околоплодника. Это очень разнообразные растения по формам вегетативных и генеративных органов и по распространению.




Двудольные растения:

1. Зародыш семени с двумя семядолями.

2 Запасные питательные вещества семени находятся в семядолях или эндосперме.

3. Листья обычно имеют перистое жилкование.

4 Черешок листа ясно выражен, и редко бывает влагалищное основание листа.

5. Проводящая система в стебле имеет кольцевое строение. Кольцом слоя камбия обеспечивается рост стебля в толщину.

6. Зародышевый корешок семени обычно развивается в главный корень, образуя стержнекорневую систему.

7. Обычно древесные и травянистые формы.

8. Цветки пяти- и четырехчленные.

Однодольные растения:

1. Зародыш семени с одной семядолей.

2. Запасные питательные вещества семени находятся в эндосперме. 3. Листья обычно имеют параллельное жилкование. 4. Черешок листа слабо выражен, но часто представлено листовое влагалище

5. Проводящая система в стебле состоит из многих отдельных пучков. Кольца камбия и роста стебля в толщину нет.

6. Зародышевый корешок рано отмирает, и у семени при прорастании обычно от ходит сразу несколько придаточных корней, образующих мочковатую корневую систему.

7. Обычно травы, редко древесные формы.

8. Цветки обычно трехчленные, иногда — двучленные.














- Записывают тему урока: «Семейства Двудольных цветковых растений».


























Сообщение рассказывает ученик.


- Шиповник, абрикос, лапчатка прямостоячая.

- Ч5Л5ТмногоПмного плод костянка или орешек.

- Ценные плодовые, дикорастущие, множество лекарственных растений, украшения наших садов и скверов, некоторые злостные сорняки.





Сообщение рассказывает ученик.


- Фасоль, горох, акация, люпин.


Ч5Л1+2+2Т1+9Ш Плод боб.



- Корм для травоядных животных, лекарственные расте­ния, хорошие медоносы, украшения наших садов и скверов.


Сообщение рассказывает ученик.



- Капуста, редька, репа, горчица, хрен.


Ч4Л4Т2+4Ш Плод стручок или стручочек.



Лекарственные расте­ния, хорошие медоносы, получают растительное масло, некоторые злостные сорняки.









Сообщение рассказывает ученик.


- Картофель, томат, баклажан, перец.


Ч(5)Л(5)Т5П1 Плод ягода или коробочка.



- Основные пищевые растения людей, лекарственные расте­ния, украшения наших садов и скверов.











Сообщение рассказывает ученик.



- Подсолнечник» георгин, астра, топинамбур.

- Язычковые, трубчатые, воронковидные.


Лекарственные расте-

ния, хорошие медоносы, получают растительное масло, некоторые злостные сорняки, украшения наших садов и скверов.



















- Значительная часть видов вошла в состав культурных растений, выращиваемых человеком на протяжении многих. Среди них плодовые, овощные, декоративные, лекарственные, эфиромасличные и др.





















учащиеся зачитывают записи из таблицы, при этом частично повторяется презентация к уроку.























































































§ 44, записи в тетради
















































































































































































































Семей

ство

Пред

стави

тели

Строение цветка

Прак

тичес

кое

значе

ние












































































































































































































Слайд 3






















































































































































































































Слайд 4



Слайд 5




Слайд 6




Слайд 7










Слайд 8



Слайд9



Слайд 10


Слайд 11









Слайд 12



Слайд 13



Слайд 14


















Слайд 15



Слайд 16



Слайд17




Слайд 18














Слайд 19







Слайд 20











Слайд 21






































































Отдел покрытосеменные. Общая характеристика и значение.

1. Голосеменные, как и покрытосеменные, имеют

Корень и побег

Цветок

Семена

Плод

2. У голосеменных, в отличие от покрытосеменных, отсутствуют:

Семена

Корень и побег

Цветок

Плод

3. Покрытосеменные называются так потому, что имеют

Споры

Шишки

Плоды, защищающие семена

Многочисленные семена

4. Покрытосеменные, как и голосеменные, опыляются

Ветром

Водой

Насекомыми

Наблюдается самоопыление

5. Покрытосеменные в отличие от голосеменных представлены формами

Дерева

Травы

Кустарника

Кустарничка

6. Уникальной характеристикой покрытосеменных является наличие

Листьев

Цветков

Семян

Плодов

7. У покрытосеменных, в отличие от голосеменных, опыление может осуществляться при помощи

Воды

Ветра

Насекомых

Самоопыления

8. Покрытосеменные, как и голосеменные, представлены формами

Травы

Дерева

Кустарника

Кустарничка

9. Выберите правильные утверждения:

Голосеменными растения называют потому, что их семена развиваются в шишках.

Хвоинки — это зеленые листья.

В ботанических садах выращивают травянистые хвойные растения.

Голосеменные, в отличие от папоротниковидных обходятся без воды.

Цветковые растения относятся к классу двудольных.

Рыльце — важная часть завязи цветковых растений.

У покрытосеменных семена покрыты плодом.

Голосеменные размножаются семенами, а покрытосеменные — плодами.

Покрытосеменные — самая молодая группа в царстве растений.

Большинство культурных растений — представители отдела покрытосеменных.

10. Красный цветок, вероятнее всего, опыляется:

Летучими мышами

Ветром

Насекомыми

Птицами

11. Большинство культурных растений — представители высших растений из отдела:

• Голосеменных

• Папоротниковидных

• Моховидных

• Покрытосеменных

12. Мужские гаметы у покрытосеменных растений называются _______________, а у папоротниковидных – _____________________.

13. Из зиготы покрытосеменных растений развивается ________________ семени, а из покровов семязачатка – _____________________________________.

14. Выберите признаки, характерные для семенных растений

• Имеет хорошо развитые проводящие ткани.

• Мужские гаметы — сперматозоиды.

• Мужские гаметы — спермии.

• Есть корни.



















Слайд 22





















































































































































































































































































Литература:

1. В. В. Пасечник. Учебник. Биология. Бактерии. Грибы. Растения, М., Дрофа. - 2009г.

2. Рабочая тетрадь к учебнику В.В.Пасечника «Биология. 6 класс».

3. В. Рохлов «Занимательная ботаника», изд. «АСТ-Пресс». - 1998 г.

4. Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. М.: Мнемозина, 2008.

5. И.Н.Пономарева. Учебник. Биология:Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники, -М.:Вентана-Граф,2008г.

Интернет ресурсы:

http://i.allday.ru/uploads/posts/1191269172_c4124.jpg

http://fruit.fm/userfiles/image/425_06_06.jpg

http://trifoly.ru/yellow/str_w_5/vert_prev/flower_10.jpg

http://www.tiptip.ru/base_prod/img/kapusta_belokochannaya.jpg

http://abc-24.info/uploads/posts/2011-12/thumbs/1323419009_kapusta.png

http://img-fotki.yandex.ru/get/5804/shuslev.d7/0_55c04_2cfeb477_XL

http://fullbiology.ucoz.ru/_ph/5/610954422.jpg

http://forum.sibmama.ru/usrpx/60629/60629_200x287_2_1.jpg

http://otvetin.ru/uploads/posts/2009-10/1256829012_1.jpg

http://forum.grodno.net/index.php?PHPSESSID=p4n4qvk68u5p30hu09o5khu9k2&action=

dlattach;topic=295277.0;attach=212218;image

http://www.megabook.ru/MObjects2/data/pict2004/biology/biol234.jpg

http://bril2002.narod.ru/b34.html

http://festival.1september.ru/articles/605513/


Слайд 1
Кобелева С.А. Учитель биологии МКОУ СОШ № 8 г. Бакала Тема урока: Семейства класса Двудольных растений.
Слайд 2
План урока: Цель урока:  познакомить с  Семейство отличительными признаками Крестоцветных и многообразием растений семейств розоцветных,  Семейство мотыльковых, Розоцветных крестоцветных, паслёновых,  Семейство сложноцветных класса двудольных; Мотыльковых  показать их биологические  Семейство Пасленовыхособенности;  Семейство Сложноцветных  расширить и углубить знания учащихся о многообразии цветковых растений;
Слайд 3
Строение семян двудольных растений.
Слайд 4
Семейство Розоцветных  Насчитывает более 3000 видов;  Древесные, кустарниковые и травянистые формы;  Листья простые(яблоня, слива) и сложные(малина, рябина,земляника);  Цветок состоит: a) чашелистиков 5 b) лепестков 5 c) тычинок много d) пестиков много(малина, шиповник, земляника) или один(вишня,слива, абрикос);  Цветки могут быть одиночными или собраны в различные соцветия;  Плод многоорешик или костянка.
Слайд 5
Многообразие растений семейства Розоцветных.
Слайд 6
Диаграмма и формула цветка Розоцветных.
Слайд 7
Практическое значение.  Много ценных плодовых деревьев(яблоня, вишня, груша и др.), кустарников(малина, ежевика), трав(земляника садовая);  Множество лекарственных растений(калган, ремешок, шиповник);  Представители семейства украшают сады, парки, скверы (роза,сакура или черешня мелкопильчатая)  Лекарственные растения ( кровохлебка, лапчатка прямостоячая, боярышник кроваво- красный, шиповник и др.)
Слайд 8
Семейство Мотыльковых  Насчитывает более 17000 видов;  Жизненная форма: древесная( белая акация, гледичия, компассия малаккская- более 80 м. в высоту), кустарники(акация желтая, кавказская мимоза), травянистая( соя, горох, нут, фасоль и др.);  Листья образуют сложные, с прилистниками;  Цветок состоит: a) чашелистиков(5) b) лепестков 1+(2)+2 c) тычинок (9)+1 d) пестик 1  Цветки одиночные или собраны в соцветия;  Плод боб,поэтому семейство часто называют Бобовые.
Слайд 9
Многообразие растений семейства Мотыльковых
Слайд 10
Строение цветка Диаграмма цветка
Слайд 11
Практическое значение  Незаменимый корм для травоядных животных(клевер, люцерна, вика);  Лекарственные растения(термопсис ланцетный, кассия остролистная, солодка голая);  Хорошие медоносы(донник,клевер)  Декоративные растения(люпин,желтая и белая акации).
Слайд 12
Семейство Крестоцветных  Насчитывает около 3200 видов;  Однолетние, двулетние и многолетние растения;  Преобладают травянистые растения;  Листья простые и сложные;  Цветок состоит: a) чашелистиков 4 b) лепестков 4 c) тычинок 6(2 + 4) d) пестик 1  Цветки собраны в соцветие кисть;  Плод стручок
Слайд 13
Многообразие растений семейства Крестоцветных. Дикая редька Капуста кочанная Капуста цветная Капуста брюссельская
Слайд 14
Практическое значение 1. Хорошие медоносы, есть лекарственные и декоративные растения ( левкой, маттиола, бурачок). 2. Из семян рапса получают растительное масло. 3. Значительное число видов являются злостными сорняками ( пастушья сумка, ярутка полевая, гулявник, сурепка обыкновенная).
Слайд 15
Семейство Пасленовых  Насчитывается более 12000 видов;  Жизненная форма: древесная, травянистая.  По срокам жизни однолетний и многолетний.  Строение цветка: a) чашелистиков (5) b) лепесток (5) c) тычинок (5) d) пестик 1  Плод либо ягода (картофель, томат д. р.), либо коробочка ( табак, петуния, белена).
Слайд 16
Диаграмма семейства Пасленовых.
Слайд 17
Основные представители Пасленовых Картофель Перец Баклажан Томат
Слайд 18
Практическое значение Пасленовых  Основные пищевые растения людей во всем мире;  Использование курительного табака;  Ценные лекарственные растения(красавка белладонна, скополия, белена);  Многие растения ядовитые.
Слайд 19
Семейство Сложноцветных  Строение цветка: a) чашелистиков обычно нет или представлены  Очень распространены хохолками травы и полукустарники, b) лепестков (5) в виде есть кустарники и трубки c) тычинок 5 невысокие деревья; d) пестик 1  Листья у всех простые;  Строение венчика может быть разным: в виде язычка, трубочки, воронковидным;  Плод семянка, у многих летучая семянка.  Насчитывает более 20000 видов;
Слайд 20
Многообразие Сложноцветных
Слайд 21
Практическое значение семейства Сложноцветных  Много медоносных растений;  Лекарственные растения(девясил, репейник, календула и др.);  Широко распространены как культурные растения;  Злостные сорняки.
Слайд 22
Домашнее задание § 44, записи в тетради. Спасибо за урок
Слайд 23
Литература: 1. В. В. Пасечник. Учебник. Биология. Бактерии. Грибы. Растения, М., Дрофа. - 2009г. 2. Рабочая тетрадь к учебнику В.В.Пасечника «Биология. 6 класс». 3. В. Рохлов «Занимательная ботаника», изд. «АСТ-Пресс». - 1998 г. 4. Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. М.: Мнемозина, 2008. 5. И.Н.Пономарева. Учебник. Биология:Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники, -М.:Вентана-Граф,2008г.
Слайд 24
Интернет ресурсы: http://i.allday.ru/uploads/posts/1191269172_c4124.jpg http://fruit.fm/userfiles/image/425_06_06.jpg http://trifoly.ru/yellow/str_w_5/vert_prev/flower_10.jpg http://www.tiptip.ru/base_prod/img/kapusta_belokochannaya.jpg http://abc-24.info/uploads/posts/2011-12/thumbs /1323419009_kapusta.png http://img-fotki.yandex.ru/get/5804/shuslev.d7/0_55c04_2cfeb477_XL http://fullbiology.ucoz.ru/_ph/5/610954422.jpg http://forum.sibmama.ru/usrpx/60629/60629_200x287_2_1.jpg http://otvetin.ru/uploads/posts/2009-10/1256829012_1.jpg http://forum.grodno.net/index.php? PHPSESSID=p4n4qvk68u5p30hu09o5khu9k2&action= dlattach;topic=295277.0;attach=212218;image http://www.megabook.ru/MObjects2/data/pict2004/biology/biol234.jpg http://bril2002.narod.ru/b34.html http://festival.1september.ru/articles/605513/

Полный текст материала Панорама урока и презентация на урок биологии "Семейства растений класса двудольные"; 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кобелева Светлана Александровна  Света69
09.03.2013 2 12166 2048

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК