Слайд 1
Кобелева С.А.
Учитель биологии МКОУ СОШ
№ 8 г. Бакала
Тема урока:
Семейства класса
Двудольных растений.
Конспект урока.
Место урока в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану.
Тема урока по учебно-тематическому плану: Семейства класса Двудольных растений.
Номер урока по теме: 49 урок.
Тип урока: комбинированный урок с опережающим обучением.
Методы: репродуктивный, частично – поисковый, беседа, индивидуальный опрос.
Цель урока: Знакомство учащихся с основными семействами класса Двудольных.
Задачи урока:
познакомить
с отличительными признаками и
многообразием растений семейств
розоцветных, мотыльковых,
крестоцветных,
паслёновых, сложноцветных класса
двудольных;
показать их биологические особенности;
расширить и углубить знания учащихся о многообразии цветковых растений;
продолжить работу
по формированию умения распознавать
цветковые растения, давать морфологическую
и
систематическую характеристику;
развивать познавательную активность учащихся, умение выделять главное в дополнительной литературе;
обосновать необходимость бережного отношения и охрану природы.
Сопутствующая цель: усовершенствование навыков по определению растений.
Оборудование: таблицы по семействам, гербарий растений, песочные часы, проектор, ЦОР учебное электронное пособие «Биология» 6-9 классы, CD Серия «1С: Школа» Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.
Этапы урока:
Ориентировачно-мотивационный этап (3 мин.)
Актуализация знаний (10 мин.)
Изучение нового материала (20 мин.)
Физкультпауза (1 мин.)
Закрепление знаний (9 мин.)
Задание на дом (2 мин.)
|
Учитель |
Ученик |
Доска |
Экран, проектор |
РК |
|
|
1.Ориентировочно-мотивационный этап (3 мин.) Здравствуйте, садитесь. Основа каждого урока - это ТРУД. Вспомните, что это означает?
Итак, приготовьтесь к уроку. Сегодня на уроке мы продолжим изучение растений отдела Покрытосеменные.
- Какова основная цель нашего урока? |
Т.- тетрадь, Р. - ручка, У. - учебник, Д.- дневник.
Познакомиться с отличительными признаками и многообразием растений семейств класса Двудольных. |
«Семейства класса Двудольные растения». |
Слайд 1
Слайд 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Учитель Ученик Доска Экран, проектор РК
2. Актуализация знаний (10 мин.) • Фронтальная проверка знаний (беседа по вопросам) - Почему этот отдел называется Покрытосеменные?
- Назовите жизненные формы растений отдела? - Приведите примеры растений отдела относящиеся к каждой жизненной форме |
- Семена растений отдела защищены околоплодником. - Жизненные формы: трава, кустарничек, кустарник, дерево. -Деревья: тополь, береза, липа и др. Кустарники: акация, калина, шиповник и др. Кустарнички: черника, брусника, костяника и др. Полукустарники: земляника, одуванчик и др. Травы: клевер луговой, мышиный горошек, морковь, свекла и др.
|
|
|
|
Учитель Ученик Доска Экран, проектор РК
- Назовите характерные черты строения растений отдела Покрытосеменные.
• Индивидуальный опрос (с использованием заданий) – рассказ ведет сильный ученик. - Как происходит двойное оплодотворение у цветковых растений?
- Сравните строение голосеменных и покрытосеменных растений (ученик со средними способностями)
- Назовите основные признаки класса двудольные растения. (слабый ученик)
- Назовите основные признаки класс однодольные растения. (слабый ученик)
3. Изучение нового материала (20 мин.)
Семейств цветковых растений много, только в классе Двудольных более 350 видов. Рассмотрим несколько семейств широко распространенных на территории нашей области. - Откройте тетради и запишите тему урока.
Сегодня к уроку ученики вашего класса заранее подготовили доклады о различных семействах. Вы должны внимательно выслушать сообщения и сделать соответствующие записи в тетради. На доске вы видите таблицу. Зачертите ее в тетрадь.
Задача докладчиков изложить приготовленный материал за определенный промежуток времени ( пока в часах есть песок). Семейство Розоцветные.
- Назовите растения семейства. - Особенность строения цветка семейства. - Хозяйственное значение.
Семейство Мотыльковые.
- Назовите растения семейства.
- Особенность строения цветка семейства.
- Хозяйственное значение.
Семейство крестоцветных.
- Назовите растения семейства.
- Особенность строения цветка семейства.
- Хозяйственное значение.
Семейство Паслёновые.
- Назовите растения семейства.
- Особенность строения цветка семейства.
- Хозяйственное значение.
Семейство Сложноцветных или Астровые.
- Назовите растения семейства.
- Особенность строения цветка семейства.
- Хозяйственное значение.
- Итак, мы рассмотрели основные семейства класса Двудольных растений. - Посмотрите основные записи в вашей тетради и сделайте вывод: -Где мы используем растения этого класса?
3. Физкультпауза. (1мин). Демонстрация простейших упражнений лечебной гимнастики по укреплению опорно-двигательной системы. 4. Закрепление изученного материала (9 мин.) А теперь проверим записи вашей таблицы. Что вы успели отметить в ней, слушая сообщения ребят - Назовите семейства класса и основных представителей семейства.
Более сильные учащиеся могут выполнить тестовое задание на оценку
5. Задание на дом (2 мин.) § 44, записи в тетради.
Спасибо за урок, все отвечающие на уроке получают оценку в журнал. До свидания. |
-Листья разнообразной формы и окраски, различное жилкование, семена защищены околоплодником, разнообразные жизненные формы, два типа размножения: семенное и вегетативное, разнообразные места обитания.
-Рассказ о двойном оплодотворении у цветкового растения. Мужские половые клетки - спермин формируются в пыльце, которая развивается в пыльниках тычинок цветка. Женские половые клетки — яйцеклетки образуются в семязачатках, находящихся в завязи пестика цветка. У цветковых растений есть завязи с одной или несколькими семязачатками. Чтобы из всех семязачатков развились семена, нужно в каждый доставить к яйцеклеткам спермин, так как каждая яйцеклетка оплодотворяется отдельным спермием. Процесс оплодотворения у растений начинается с опыления. Как только пыльца с помощью ветра или насекомых попадает на рыльце пестика, она начинает набухать и затем прорастать. Одна стенка пыльцевой клетки вытягивается и образует трубку (ее называют пыльцевой). Имеющиеся в пыльце два спермия перетекают к кончику пыльцевой трубки. Продвигаясь сквозь ткани рыльца и столбика, пыльцевая трубка достигает завязи, затем семязачатка и проникает внутрь него. К этому времени в зрелом семязачатке, в его срединной части образуется одна очень разросшаяся клетка. Ее называют зародышевым мешком. В нем у одного конца находится женская половая клетка - яйцеклетка, а в центре мешка - крупное ядро. Проникнув в семязачаток,
пыльцевая зиготу. Вскоре она начинает делиться. Это приводит к образованию зародыша нового растения и развитию семени. Другой спермий, попавший
в зародышевый Образовавшаяся при этом новая клетка очень быстро делится, и вскоре из нее образуется эндосперм, в котором откладываются запасные питательные вещества.
- Рассказ об отличиях растений и основной вывод об эволюционном развитии цветковых растений. Покрытосеменные, или цветковые, — наиболее эволюционно развитые организмы царства растений. Они имеют цветок и плод. Семена от семязачатка до зрелого состояния развиваются под защитой вначале завязи, потом околоплодника. Это очень разнообразные растения по формам вегетативных и генеративных органов и по распространению.
Двудольные растения: 1. Зародыш семени с двумя семядолями. 2 Запасные питательные вещества семени находятся в семядолях или эндосперме. 3. Листья обычно имеют перистое жилкование. 4 Черешок листа ясно выражен, и редко бывает влагалищное основание листа. 5. Проводящая система в стебле имеет кольцевое строение. Кольцом слоя камбия обеспечивается рост стебля в толщину. 6. Зародышевый корешок семени обычно развивается в главный корень, образуя стержнекорневую систему. 7. Обычно древесные и травянистые формы. 8. Цветки пяти- и четырехчленные. Однодольные растения: 1. Зародыш семени с одной семядолей. 2. Запасные питательные вещества семени находятся в эндосперме. 3. Листья обычно имеют параллельное жилкование. 4. Черешок листа слабо выражен, но часто представлено листовое влагалище 5. Проводящая система в стебле состоит из многих отдельных пучков. Кольца камбия и роста стебля в толщину нет. 6. Зародышевый корешок рано отмирает, и у семени при прорастании обычно от ходит сразу несколько придаточных корней, образующих мочковатую корневую систему. 7. Обычно травы, редко древесные формы. 8. Цветки обычно трехчленные, иногда — двучленные.
- Записывают тему урока: «Семейства Двудольных цветковых растений».
Сообщение рассказывает ученик.
- Шиповник, абрикос, лапчатка прямостоячая. - Ч5Л5ТмногоПмного плод костянка или орешек. - Ценные плодовые, дикорастущие, множество лекарственных растений, украшения наших садов и скверов, некоторые злостные сорняки.
Сообщение рассказывает ученик.
- Фасоль, горох, акация, люпин.
Ч5Л1+2+2Т1+9Ш Плод боб.
- Корм для травоядных животных, лекарственные растения, хорошие медоносы, украшения наших садов и скверов.
Сообщение рассказывает ученик.
- Капуста, редька, репа, горчица, хрен.
Ч4Л4Т2+4Ш Плод стручок или стручочек.
Лекарственные растения, хорошие медоносы, получают растительное масло, некоторые злостные сорняки.
Сообщение рассказывает ученик.
- Картофель, томат, баклажан, перец.
Ч(5)Л(5)Т5П1 Плод ягода или коробочка.
- Основные пищевые растения людей, лекарственные растения, украшения наших садов и скверов.
Сообщение рассказывает ученик.
- Подсолнечник» георгин, астра, топинамбур. - Язычковые, трубчатые, воронковидные.
Лекарственные расте- ния, хорошие медоносы, получают растительное масло, некоторые злостные сорняки, украшения наших садов и скверов.
- Значительная часть видов вошла в состав культурных растений, выращиваемых человеком на протяжении многих. Среди них плодовые, овощные, декоративные, лекарственные, эфиромасличные и др.
учащиеся зачитывают записи из таблицы, при этом частично повторяется презентация к уроку.
§ 44, записи в тетради
|
|
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Отдел покрытосеменные. Общая характеристика и значение. 1. Голосеменные, как и покрытосеменные, имеют • Корень и побег • Цветок • Семена • Плод 2. У голосеменных, в отличие от покрытосеменных, отсутствуют: • Семена • Корень и побег • Цветок • Плод 3. Покрытосеменные называются так потому, что имеют • Споры • Шишки • Плоды, защищающие семена • Многочисленные семена 4. Покрытосеменные, как и голосеменные, опыляются • Ветром • Водой • Насекомыми • Наблюдается самоопыление 5. Покрытосеменные в отличие от голосеменных представлены формами • Дерева • Травы • Кустарника • Кустарничка 6. Уникальной характеристикой покрытосеменных является наличие • Листьев • Цветков • Семян • Плодов 7. У покрытосеменных, в отличие от голосеменных, опыление может осуществляться при помощи • Воды • Ветра • Насекомых • Самоопыления 8. Покрытосеменные, как и голосеменные, представлены формами • Травы • Дерева • Кустарника • Кустарничка 9. Выберите правильные утверждения: • Голосеменными растения называют потому, что их семена развиваются в шишках. • Хвоинки — это зеленые листья. • В ботанических садах выращивают травянистые хвойные растения. • Голосеменные, в отличие от папоротниковидных обходятся без воды. • Цветковые растения относятся к классу двудольных. • Рыльце — важная часть завязи цветковых растений. • У покрытосеменных семена покрыты плодом. • Голосеменные размножаются семенами, а покрытосеменные — плодами. • Покрытосеменные — самая молодая группа в царстве растений. • Большинство культурных растений — представители отдела покрытосеменных. 10. Красный цветок, вероятнее всего, опыляется: • Летучими мышами • Ветром • Насекомыми • Птицами 11. Большинство культурных растений — представители высших растений из отдела: • Голосеменных • Папоротниковидных • Моховидных • Покрытосеменных 12. Мужские гаметы у покрытосеменных растений называются _______________, а у папоротниковидных – _____________________. 13. Из зиготы покрытосеменных растений развивается ________________ семени, а из покровов семязачатка – _____________________________________. 14. Выберите признаки, характерные для семенных растений • Имеет хорошо развитые проводящие ткани. • Мужские гаметы — сперматозоиды. • Мужские гаметы — спермии. • Есть корни.
Слайд 22
|
|
Литература:
1. В. В. Пасечник. Учебник. Биология. Бактерии. Грибы. Растения, М., Дрофа. - 2009г.
2. Рабочая тетрадь к учебнику В.В.Пасечника «Биология. 6 класс».
3. В. Рохлов «Занимательная ботаника», изд. «АСТ-Пресс». - 1998 г.
4. Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. М.: Мнемозина, 2008.
5. И.Н.Пономарева. Учебник. Биология:Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники, -М.:Вентана-Граф,2008г.
Интернет ресурсы:
http://i.allday.ru/uploads/posts/1191269172_c4124.jpg
http://fruit.fm/userfiles/image/425_06_06.jpg
http://trifoly.ru/yellow/str_w_5/vert_prev/flower_10.jpg
http://www.tiptip.ru/base_prod/img/kapusta_belokochannaya.jpg
http://abc-24.info/uploads/posts/2011-12/thumbs/1323419009_kapusta.png
http://img-fotki.yandex.ru/get/5804/shuslev.d7/0_55c04_2cfeb477_XL
http://fullbiology.ucoz.ru/_ph/5/610954422.jpg
http://forum.sibmama.ru/usrpx/60629/60629_200x287_2_1.jpg
http://otvetin.ru/uploads/posts/2009-10/1256829012_1.jpg
http://forum.grodno.net/index.php?PHPSESSID=p4n4qvk68u5p30hu09o5khu9k2&action=
dlattach;topic=295277.0;attach=212218;image
http://www.megabook.ru/MObjects2/data/pict2004/biology/biol234.jpg
http://bril2002.narod.ru/b34.html
http://festival.1september.ru/articles/605513/
Автор: Кобелева Светлана Александровна
→ Света69 09.03.2013 2 12166 2048 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.