Урок биологии "Водоросли"; 6 класс (+ дополнительные материалы)
Цель: Изучение водорослей как отдельного класса растений.
Задачи урока:
1. Познакомить учащихся с особенностями среды обитания, строения и жизнедеятельности водорослей, как наиболее просто организованных представителей растительного мира;
2. Объяснить способы размножения водорослей;
3. Показать значение водорослей в природе и жизни человека.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование:
Таблица «Водоросли», презентация темы (мультимедийное сопровождение) «Водоросли», индивидуальные карточки, рисунки водорослей, рецепт салата из водорослей.
Ход урока
1 Организационный момент:
Приветствие учащихся-1 минута, (слайд 1, 2)
Подготовка к опрасу-3 минуты.
2 Проверка домашнего задания:
• Работа по индивидуальным карточкам (4 человека)
-размеры растений - рис.30 (приложение 3, 4)
-разнообразие растений – рис 31,32,33 (приложение 2)
- работа с классом мини- футбол (слайд 3,4,5)
• Фронтальный опрос. Разминка «Термины» (1-4 человека)
-ботаника- это…..
- низшие растения - это…..
- высшие растения - это…
- таллом, или слоевище – это…
• Индивидуальная работа с учащимся (слайд 6). Работа у доски. Выстраивание классификации царства растений
3 Активизация знаний учащихся
Индивидуальный опрос 5 учащихся. Вопросы в конце параграфа.
-Что изучает ботаника?
-Почему растения выделили в самостоятельное царство?
-Какое значение имеют растения в природе?
-Какое значение имеют растения в жизни человека?
- Почему нужно охранять растения?
ОЦЕНИВАНИЕ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ
4 Изучение нового материала (25 мин)
( Запись в тетради темы урока). Рассказ учителя, (слайд 7)
Водоросли самые древние животные на Земле. Они в основном живут в воде, но встречаются виды, обитающие на сырых участках почвы, коре деревьев и других местах с повышенной влажностью.
Среди водорослей есть одноклеточные и многоклеточные растения. Водоросли относятся к низшим растениям. Они не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев. Водоросли размножаются простым делением клеток или спорами.
Водоросли произошли от различных предков.
1)Одноклеточные водоросли
( Работа с учебником стр. 58-67 по 1-2 вариантам).
Обитание или распространение, (слайд 8)
Зелёные водоросли обитают в солёной и пресной воде, на суше, на поверхности растений, камней или зданий, в сырых, затененных местах. Вы, очевидно, наблюдали летом «цветение» воды в лужах и прудах, а при сильном освещении и в аквариуме (слайд 9). «Цветущая» вода имеет изумрудный оттенок. Под микроскопом в капле воды видно множество одноклеточных зелёных водорослей, которые и придают ей изумрудный оттенок (слайд 10).
В «цветении» воды чаще всего встречается одноклеточная водоросль
Хлорелла. *Строение: оболочка, цитоплазма с ядром, а в цитоплазме зелёный хроматофор (слайд 11).
*Размножение хлореллы (слайд 12).
* Зеленая одноклеточная водоросль, распространенная в пресных водоёмах и на влажных почвах, (слайд 13)
Хламидомонада (с греческого «простейший организм, покрытый одеждой-оболочкой» (слайд 14). Имеет грушевидную форму, движется в воде при помощи 2-х жгутиков.
* Строение (стр. 35 хламидомонада и хлорелла) снаружи покрыта прозрачной оболочкой, под которой расположены цитоплазма с ядром, красный «глазок» (светочувствительное тельце красного цвета), крупная вакуоль (заполненная клеточным соком), и две маленькие пульсирующие вакуоли. Хлорофилл и другие пигменты находятся в хроматофоре, (слайд 15)
*Размножение, (слайд 16, 17)
В рабочей тетради оформить лабораторную работу № 39, стр. 18.
ДИМАНИЧЕСКАЯ ПАУЗА ( движение водорослей при течении)
2) Многоклеточные водоросли
Зелёные водоросли обитают в проточных водоёмах, прикреплённых к подводным камням и корягам (улотрикс). В стоячих и медленно текущих водах плавают и оседают на дно ярко-зелёные камки. Они похожи на вату и образованны скоплениями нитчатой водоросли спирогиры. Живут в морях и океанах (ульва или морской салат). В пресноводной воде обитают харовые водоросли, имеющие сложное строение, (слайд 18, 19)
У многоклеточных представителей зелёных водорослей тело (слоевище) имеет форму нитей или плоских листовидных образований. У харовых водорослей имеются ризоиды (с греческого «риза» - корень и «Эйдос» - вид) бесцветные ветвистые нитевидные клетки. С помощью их прикрепляются к грунту.
Бурые водоросли. Морские растения, внешний признак желтовато-бурая окраска слоевищ. Что такое слоевище? Нитевидное, шаровидное, пластинчатое, кустообразное. К грунту прикрепляются ризоидами или основанием слоевища. У некоторых бурых водорослей появляются группы клеток, которые можно назвать тканями, (слайд 20)
Ламинария, или морская капуста (север, Ледовитый океан). Цистозейра (Чёрное море).
Красные водоросли или багрянки - многоклеточные морские растения. Редко встречаются в пресноводных водоёмах. Очень немногие одноклеточные. Размеры от нескольких сантиметров до 1 метра в длину. Кроме хлорофилла содержаться красные и синие пигменты. Багрянки разнообразны: нитевидные, цилиндрические, кораллоподобные и тд. Их можно встретить даже на глубине 100-200 метров, (слайд 21)
В каких морях обитают филлофора, порфира и др.?
Почему они разные?
? проблемный вопрос (слайд 22)
А на одном ли уровне живут водоросли? (слайд 23)
5 Беседа с учащимися для проверки усвоенных знаний
Какое значение водорослей для человека?
1. Питаются рыбы и другие животные.
2. Химическая промышленность—йод, калийные соли, целлюлоза, спирт и др.
3. Удобрение и корм скоту.
4. Агар-агар, использование в хлебопечении, кондитерской , бумажной и текстильной промышленности. Выращивают микроорганизмы.
5. Для разнообразных блюд, (слайд 24)
Вывод: Наличие водоросли - необходимое условие для нормальной жизни водоёма.
( Рецепты салатов из морской капусты), (слайд 25)
6 Закрепление материала
• Показ рисунков различных видов водорослей. Необходимо назвать вид или род, класс…(приложение 7)
• Индивидуальная работа у доски. Квалификация отдела водоросли, (углубление), (приложение 5,6)
7 Оценивание работы учащихся на уроке.
• За работу на уроке всем ребятам раздать рецепт приготовления салата из водорослей « Витаминный» (приложение 8).
8 Объяснение домашнего задания.
На дом §12, упр. 40,41,42 в рабочей тетради
9 Рефлексия предлагается пруд, на который нужно прикрепить разного цвета водоросли по настроению и интересу к уроку. (По Люшеру).
(слайд 26)
Задачи урока:
1. Познакомить учащихся с особенностями среды обитания, строения и жизнедеятельности водорослей, как наиболее просто организованных представителей растительного мира;
2. Объяснить способы размножения водорослей;
3. Показать значение водорослей в природе и жизни человека.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование:
Таблица «Водоросли», презентация темы (мультимедийное сопровождение) «Водоросли», индивидуальные карточки, рисунки водорослей, рецепт салата из водорослей.
Ход урока
1 Организационный момент:
Приветствие учащихся-1 минута, (слайд 1, 2)
Подготовка к опрасу-3 минуты.
2 Проверка домашнего задания:
• Работа по индивидуальным карточкам (4 человека)
-размеры растений - рис.30 (приложение 3, 4)
-разнообразие растений – рис 31,32,33 (приложение 2)
- работа с классом мини- футбол (слайд 3,4,5)
• Фронтальный опрос. Разминка «Термины» (1-4 человека)
-ботаника- это…..
- низшие растения - это…..
- высшие растения - это…
- таллом, или слоевище – это…
• Индивидуальная работа с учащимся (слайд 6). Работа у доски. Выстраивание классификации царства растений
3 Активизация знаний учащихся
Индивидуальный опрос 5 учащихся. Вопросы в конце параграфа.
-Что изучает ботаника?
-Почему растения выделили в самостоятельное царство?
-Какое значение имеют растения в природе?
-Какое значение имеют растения в жизни человека?
- Почему нужно охранять растения?
ОЦЕНИВАНИЕ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ
4 Изучение нового материала (25 мин)
( Запись в тетради темы урока). Рассказ учителя, (слайд 7)
Водоросли самые древние животные на Земле. Они в основном живут в воде, но встречаются виды, обитающие на сырых участках почвы, коре деревьев и других местах с повышенной влажностью.
Среди водорослей есть одноклеточные и многоклеточные растения. Водоросли относятся к низшим растениям. Они не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев. Водоросли размножаются простым делением клеток или спорами.
Водоросли произошли от различных предков.
1)Одноклеточные водоросли
( Работа с учебником стр. 58-67 по 1-2 вариантам).
Обитание или распространение, (слайд 8)
Зелёные водоросли обитают в солёной и пресной воде, на суше, на поверхности растений, камней или зданий, в сырых, затененных местах. Вы, очевидно, наблюдали летом «цветение» воды в лужах и прудах, а при сильном освещении и в аквариуме (слайд 9). «Цветущая» вода имеет изумрудный оттенок. Под микроскопом в капле воды видно множество одноклеточных зелёных водорослей, которые и придают ей изумрудный оттенок (слайд 10).
В «цветении» воды чаще всего встречается одноклеточная водоросль
Хлорелла. *Строение: оболочка, цитоплазма с ядром, а в цитоплазме зелёный хроматофор (слайд 11).
*Размножение хлореллы (слайд 12).
* Зеленая одноклеточная водоросль, распространенная в пресных водоёмах и на влажных почвах, (слайд 13)
Хламидомонада (с греческого «простейший организм, покрытый одеждой-оболочкой» (слайд 14). Имеет грушевидную форму, движется в воде при помощи 2-х жгутиков.
* Строение (стр. 35 хламидомонада и хлорелла) снаружи покрыта прозрачной оболочкой, под которой расположены цитоплазма с ядром, красный «глазок» (светочувствительное тельце красного цвета), крупная вакуоль (заполненная клеточным соком), и две маленькие пульсирующие вакуоли. Хлорофилл и другие пигменты находятся в хроматофоре, (слайд 15)
*Размножение, (слайд 16, 17)
В рабочей тетради оформить лабораторную работу № 39, стр. 18.
ДИМАНИЧЕСКАЯ ПАУЗА ( движение водорослей при течении)
2) Многоклеточные водоросли
Зелёные водоросли обитают в проточных водоёмах, прикреплённых к подводным камням и корягам (улотрикс). В стоячих и медленно текущих водах плавают и оседают на дно ярко-зелёные камки. Они похожи на вату и образованны скоплениями нитчатой водоросли спирогиры. Живут в морях и океанах (ульва или морской салат). В пресноводной воде обитают харовые водоросли, имеющие сложное строение, (слайд 18, 19)
У многоклеточных представителей зелёных водорослей тело (слоевище) имеет форму нитей или плоских листовидных образований. У харовых водорослей имеются ризоиды (с греческого «риза» - корень и «Эйдос» - вид) бесцветные ветвистые нитевидные клетки. С помощью их прикрепляются к грунту.
Бурые водоросли. Морские растения, внешний признак желтовато-бурая окраска слоевищ. Что такое слоевище? Нитевидное, шаровидное, пластинчатое, кустообразное. К грунту прикрепляются ризоидами или основанием слоевища. У некоторых бурых водорослей появляются группы клеток, которые можно назвать тканями, (слайд 20)
Ламинария, или морская капуста (север, Ледовитый океан). Цистозейра (Чёрное море).
Красные водоросли или багрянки - многоклеточные морские растения. Редко встречаются в пресноводных водоёмах. Очень немногие одноклеточные. Размеры от нескольких сантиметров до 1 метра в длину. Кроме хлорофилла содержаться красные и синие пигменты. Багрянки разнообразны: нитевидные, цилиндрические, кораллоподобные и тд. Их можно встретить даже на глубине 100-200 метров, (слайд 21)
В каких морях обитают филлофора, порфира и др.?
Почему они разные?
? проблемный вопрос (слайд 22)
А на одном ли уровне живут водоросли? (слайд 23)
5 Беседа с учащимися для проверки усвоенных знаний
Какое значение водорослей для человека?
1. Питаются рыбы и другие животные.
2. Химическая промышленность—йод, калийные соли, целлюлоза, спирт и др.
3. Удобрение и корм скоту.
4. Агар-агар, использование в хлебопечении, кондитерской , бумажной и текстильной промышленности. Выращивают микроорганизмы.
5. Для разнообразных блюд, (слайд 24)
Вывод: Наличие водоросли - необходимое условие для нормальной жизни водоёма.
( Рецепты салатов из морской капусты), (слайд 25)
6 Закрепление материала
• Показ рисунков различных видов водорослей. Необходимо назвать вид или род, класс…(приложение 7)
• Индивидуальная работа у доски. Квалификация отдела водоросли, (углубление), (приложение 5,6)
7 Оценивание работы учащихся на уроке.
• За работу на уроке всем ребятам раздать рецепт приготовления салата из водорослей « Витаминный» (приложение 8).
8 Объяснение домашнего задания.
На дом §12, упр. 40,41,42 в рабочей тетради
9 Рефлексия предлагается пруд, на который нужно прикрепить разного цвета водоросли по настроению и интересу к уроку. (По Люшеру).
(слайд 26)
На странице приведен фрагмент.
Автор: Варичева Марина Александровна
→ vari4eva2011 24.03.2013 0 14829 2306 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
А вы знали?
Инструкции по ПК