Урок биологии на тему: "Методы изучения живых организмов наблюдение, измерение, эксперимент" 5 класс
ПЛАН УРОКА
на основе системно-деятельного метода обучения
учителя биологии МБОУ сош № 20.г. Краснодара Смирновой Светланы Павловны.
Тема
урока:
Методы изучения живых организмов:
наблюдение, измерение, эксперимент.
Тип
урока:
урок «открытия» нового знания
Цель
урока(для
учителя): создать условия для усвоения
учащимися сущности методов наблюдения
, эксперимента и измерения при изучении
природы, их использования в практической
деятельности.
Планируемый
результат:
Познакомиться
с использованием биологических методов
для изучения любого живого объекта.
Научиться использовать методы сравнения
и моделирования в лабораторных условиях.
Сформировать
умение осознавать единство и целостность
окружающего мира, возможности его
познаваемости и объяснимости на основе
достижений науки.
Сформировать
умение анализировать, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и
явления; выявлять причины и следствия
простых явлений . Сформировать умение
строить логическое рассуждение,
включающее установление причинно-следственных
связей. Сформировать умение слушать и
понимать речь других людей. Сформировать
умение самостоятельно обнаруживать и
формировать учебную проблему, определять
цель учебной деятельности .Сформировать
умение осознавать потребность и
готовность к самообразованию, в том
числе и в рамках самостоятельной
деятельности вне школы.
Задачи
урока:
Воспитывающая-воспитать
культуру общения учащихся при работе
в группах, прививать любовь к природе
и интерес к ее изучению.
Развивающая-
развитие произвольного внимания и
памяти, познавательных интересов и
инициативы учащихся умения
анализировать, сравнивать, классифицировать
и обобщать факты и явления; выявлять
причины и следствия простых явлений ,
умения строить логическое рассуждение,
включающее установление причинно-следственных
связей
Обучающая-
сформировать представление об общих
методах изучения природы: наблюдение,
описание, измерение, эксперимент,
познакомить с использованием биологических
методов для изучения любого живого
объекта.
Описание хода урока
Название технологических этапов урока, их содержание |
Конспект |
УУД |
1.Мотивирование
(самоопределение)
2.Актуализация
знаний и фиксирование
3.Построение проекта выхода из затруднения(цель и тема, способ, план, средство)
4.Реализация
построенного проекта.
5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
6.Самостоятельная
работа с самопроверкой по этапу
7.Включение
в систему знаний повторения.
8.Рефлексия
учебной деятельности на уроке. |
Презентация. Слайды .Фотографии природы, растений, животных. Стихотворение читает учитель или заранее подготовленный ученик Сизый селезень в озере воду крылом расплеснет, Серебристым дождем брызнет стайка рыбешек, И комар завопит из прозрачных тенет, Паучок упадет, как зеленый горошек. Меж таинственных, кряжистых ив да осин Ключевой ручеек моет ноги в смороде. Тянет спиртом от сваленных бурей лесин, Пляшут весело мошки в хмельном хороводе. Всюду жизнь! Но умеем ли мы наблюдать? Как жестоки порой наши вольные руки. Где, вы, души, готовые петь и рыдать Над невзрачным цветком в век могучей науки? (А. Целищев) «Обратите внимание, ребята на последний абзац стихотворения «…но умеем ли мы наблюдать…», в нем вы найдете ответ на вопрос о теме нашего урока. Учащиеся высказывают свое мнение на заданный вопрос. Предположения детей, лучшая формулировка темы фиксируется на доске.
Расскажите мне, что вы уже знаете из своего жизненного опыта о методах науки. Учитель фиксирует на доске понятия, названные ребятами, комментирует их связь с данной темой – Как ты понимаешь смысл слов «эксперимент», «метод»? (Жизненный опыт.) Ученики отвечают на вопросы под плашкой «Вспомните». – Какие методы науки ты знаешь?(жизненный опыт).
Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание веселого ручья, шорох снежинок, завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку природы. Мир вокруг нас полон удивительных тайн и загадок. Как важно и интересно изучать природу. Но необходимо знать, как это правильно делать. Как вы сможете это узнать? (варианты учащихся) Постарайтесь ответить на вопрос ,который стоит в начале параграфа (с 12), выскажите предположения, о чём в нем будет говориться. Обсуждение версий. Проверим наши прогнозы. Комментированное чтение параграфа с помощью учителя на основе технологии продуктивного чтения. - Прочитайте весь текст про себя. Заполните схему.
Методы изучения природы
Работа в группах (каждая группа занимается изучением определённого метода науки) Работа с текстом во время чтения. - А теперь прочитаем по частям. Вопросы по ходу чтения с.12-1 абзац, Каких животных изучает ученый орнитолог? с 13 – 1 абзац,рис.8 Каким методом пользовался орнитолог? Что орнитолог узнал о птицах с помощью метода наблюдения? С.13 – 2 абзац, рис.9 Какой метод называют описанием? С.13 – 3 абзац, рис.10 Объясните, почему естествоиспытатели предпочитают использовать количественные измерения. Как называется такой метод? С. 13- 4 абзац, рис.11 Объясните с помощью текста и рис. 11, какую цель поставил перед собой ученый, проводя эксперимент. С.14.- 1 абзац, рис.12 Объясните, почему при подведении итогов наблюдений нельзя обойтись без сравнения. С.14- 2 абзац, рис.12 Какой метод позволяет прогнозировать состояние птичьего поголовья на последующие годы? По рис. 12 определите, в каком году было больше всего птенцов в гнезде, в каком меньше всего? Сколько птенцов было в гнезде в 2007 году? Насколько изменилось число птенцов в 2008 году по сравнению с 2007 годом?
Чтобы понять, чем методы изучения природы отличаются друг от друга мы выполним задания и самостоятельно определим с помощью какого метода каждая группа детей изучила природу. Задание 1. Группа детей получила задание: подойти к аквариуму и изучить как плавают рыбки, как они едят. Как мы назовем этот метод познания природы? Задание 2. Группа детей получила задание: Перед вами стаканы с водой, глина и речной песок.; деревянные опилки, кнопки и магнит. Глину и песок растворите в воде. С помощью магнита попробуйте кнопки очистить от опилок. Как мы назовем этот метод познания природы? Задание 3 . Группа детей получила задание: Вам даны измерительная линейка, термометр весы. Каждый ученик группы измеряет свой вес, рост и температуру. Можно ли это изучение назвать экспериментом? Если нет, то назовите этот метод. (Самопроверка ) Подведение результата изучения темы. Фиксация на доске найденного ответа на проблемный вопрос. Выражение решения в виде схемы на доске.
Учитель предлагает учащимся вспомнить тему и задачи урока, оценить меру своего личностного продвижения к цели. - Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? -Чьи версии подтвердились?
Как вы работали, что удалось на уроке, а что нет? Домашнее задание. Для подготовки к следующему уроку § 3,задаём вопросы 1–4 (устно) на с. 15. При этом объясняем учащимся, что оцениваться будут и ответы на вопросы, и дополнения к ответам учащихся. По желанию: Опишите поэтапно проведение биологического опыта (постройте модель предполагаемого опыта) на одну из следующих тем: 1.Влияние загрязнения водоема на численность животных и растений. 2.Влияние различных видов и доз удобрений на определенные сорта культурных растений. 3.Влияние питания на рост и развитие грызунов. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Постановка проблемы Выработка четкой постановки проблемы Предполагаемое реше ние, формулировка гипотезыФормулировка ожидаемых результатов и их научного значения, с опорой на уже известные данные Планирование Мысленная разработка порядка проведения опыта (последовательность осуществления отдельных этапов исследования) Проведение опыта Подбор необходимых биологических объектов, приборов и реактивов. Проведение опыта. Сбор и запись наблюдений, измеряемых величин и результатов Обсуждение Сравнение полученных результатов с гипотезой, научное объяснение результатов
|
Регулятивные УУД Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). Коммуникативные УУД Формирование умения слушать и понимать речь других людей.
Личностные УУД 1. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Регулятивные УУД: умение планировать работу
Познавательные УУД 1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию. 2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений. 3. Формирование умения владеть смысловым чтением. 4. Формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД 1. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе. Регулятивные УУД 2.Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Личностные УУД Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Познавательные УУД: умение осуществлять постановку и решение проблемы.
Личностные: оценка личностного продвижения к цели.
Регулятивные: контроль, коррекция.
|
Список литературы
1.Биология. 5 класс (авт. Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.)
2. Примерная программа по биологии. 5-9 классы
3. Программа курса биологии для 5 - 9 классов (авторы: И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова)
На странице приведен фрагмент.
Автор: Смирнова Светлана Павловна
→ Swetlana2109 25.03.2013 0 14598 1381 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.