Урок биологии на тему: "Методы изучения живых организмов наблюдение, измерение, эксперимент" 5 класс


ПЛАН УРОКА

на основе системно-деятельного метода обучения

учителя биологии МБОУ сош № 20.г. Краснодара Смирновой Светланы Павловны.

Тема урока: Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока(для учителя): создать условия для усвоения учащимися сущности методов наблюдения , эксперимента и измерения при изучении природы, их использования в практической деятельности.
Планируемый результат:
Познакомиться с использованием биологических методов для изучения любого живого объекта. Научиться использовать методы сравнения и моделирования в лабораторных условиях. Сформировать умение осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений . Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Сформировать умение слушать и понимать речь других людей. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности .Сформировать умение осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Задачи урока:
Воспитывающая-воспитать культуру общения учащихся при работе в группах, прививать любовь к природе и интерес к ее изучению.
Развивающая- развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений , умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Обучающая- сформировать представление об общих методах изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент, познакомить с использованием биологических методов для изучения любого живого объекта.




Описание хода урока

Название технологических этапов урока, их содержание

Конспект

УУД

1.Мотивирование (самоопределение)
к учебной деятельности:






















2.Актуализация знаний и фиксирование
индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения.





3.Построение проекта выхода из затруднения(цель и тема, способ, план, средство)












4.Реализация построенного проекта.









5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
























6.Самостоятельная работа с самопроверкой по этапу

















7.Включение в систему знаний повторения.










8.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Презентация.

Слайды .Фотографии природы, растений, животных.

Стихотворение читает учитель или заранее подготовленный ученик

Сизый селезень в озере воду крылом расплеснет,

Серебристым дождем брызнет стайка рыбешек,

И комар завопит из прозрачных тенет,

Паучок упадет, как зеленый горошек.

Меж таинственных, кряжистых ив да осин

Ключевой ручеек моет ноги в смороде.

Тянет спиртом от сваленных бурей лесин,

Пляшут весело мошки в хмельном хороводе.

Всюду жизнь! Но умеем ли мы наблюдать?

Как жестоки порой наши вольные руки.

Где, вы, души, готовые петь и рыдать

Над невзрачным цветком в век могучей науки?

(А. Целищев)

«Обратите внимание, ребята на последний абзац стихотворения «…но умеем ли мы наблюдать…», в нем вы найдете ответ на вопрос о теме нашего урока.

Учащиеся высказывают свое мнение на заданный вопрос. Предположения детей, лучшая формулировка темы фиксируется на доске.



Расскажите мне, что вы уже знаете из своего жизненного опыта о методах науки.

Учитель фиксирует на доске понятия, названные ребятами, комментирует их связь с данной темой

Как ты понимаешь смысл слов «эксперимент», «метод»? (Жизненный опыт.)

Ученики отвечают на вопросы под плашкой «Вспомните».

Какие методы науки ты знаешь?(жизненный опыт).


Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание веселого ручья, шорох снежинок, завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку природы.

Мир вокруг нас полон удивительных тайн и загадок. Как важно и интересно изучать природу. Но необходимо знать, как это правильно делать. Как вы сможете это узнать?

(варианты учащихся)

Постарайтесь ответить на вопрос ,который стоит в начале параграфа (с 12), выскажите предположения, о чём в нем будет говориться. Обсуждение версий.

Проверим наши прогнозы.

Комментированное чтение параграфа с помощью учителя на основе технологии продуктивного чтения.

- Прочитайте весь текст про себя. Заполните схему.



Методы изучения природы






Работа в группах (каждая группа занимается изучением определённого метода науки)

Работа с текстом во время чтения.

- А теперь прочитаем по частям.

Вопросы по ходу чтения

с.12-1 абзац,

Каких животных изучает ученый орнитолог?

с 13 – 1 абзац,рис.8

Каким методом пользовался орнитолог?

Что орнитолог узнал о птицах с помощью метода наблюдения?

С.13 – 2 абзац, рис.9

Какой метод называют описанием?

С.13 – 3 абзац, рис.10

Объясните, почему естествоиспытатели предпочитают использовать количественные измерения. Как называется такой метод?

С. 13- 4 абзац, рис.11

Объясните с помощью текста и рис. 11, какую цель поставил перед собой ученый, проводя эксперимент.

С.14.- 1 абзац, рис.12

Объясните, почему при подведении итогов наблюдений нельзя обойтись без сравнения.

С.14- 2 абзац, рис.12

Какой метод позволяет прогнозировать состояние птичьего поголовья на последующие годы?

По рис. 12 определите, в каком году было больше всего птенцов в гнезде, в каком меньше всего? Сколько птенцов было в гнезде в 2007 году? Насколько изменилось число птенцов в 2008 году по сравнению с 2007 годом?


Чтобы понять, чем методы изучения природы отличаются друг от друга мы выполним задания и самостоятельно определим с помощью какого метода каждая группа детей изучила природу.

Задание 1. Группа детей получила задание: подойти к аквариуму и изучить как плавают рыбки, как они едят.

Как мы назовем этот метод познания природы?

Задание 2. Группа детей получила задание: Перед вами стаканы с водой, глина и речной песок.; деревянные опилки, кнопки и магнит. Глину и песок растворите в воде. С помощью магнита попробуйте кнопки очистить от опилок.

Как мы назовем этот метод познания природы?

Задание 3 . Группа детей получила задание: Вам даны измерительная линейка, термометр весы. Каждый ученик группы измеряет свой вес, рост и температуру. Можно ли это изучение назвать экспериментом? Если нет, то назовите этот метод.

(Самопроверка )

Подведение результата изучения темы.

Фиксация на доске найденного ответа на проблемный вопрос.

Выражение решения в виде схемы на доске.


Учитель предлагает учащимся вспомнить тему и задачи урока, оценить меру своего личностного продвижения к цели.

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

-Чьи версии подтвердились?


Как вы работали, что удалось на уроке, а что нет?

Домашнее задание.

Для подготовки к следующему уроку § 3,задаём вопросы 1–4 (устно) на с. 15. При этом объясняем учащимся, что оцениваться будут и ответы на вопросы, и дополнения к ответам учащихся.

По желанию:

Опишите поэтапно проведение биологического опыта (постройте модель предполагаемого опыта) на одну из следующих тем:

1.Влияние загрязнения водоема на численность животных и растений.

2.Влияние различных видов и доз удобрений на определенные сорта культурных растений.

3.Влияние питания на рост и развитие грызунов.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Постановка проблемы

Выработка четкой постановки проблемы

Предполагаемое реше­атов с гипо­д. 2007 годом?о? о поголоия природы мы ние, формулировка гипотезы

Формулировка ожидаемых результатов и их научного значения, с опорой на уже извест­ные данные

Планирование

Мысленная разработка порядка проведения опыта (последовательность осуществления отдельных этапов исследования)

Проведение опыта

Подбор необходимых биологических объектов, приборов и реактивов. Проведение опыта. Сбор и запись наблюдений, измеряемых величин и результатов

Обсуждение

Сравнение полученных результатов с гипотезой, научное объяснение результатов



Регулятивные УУД

Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Коммуникативные УУД

Формирование умения слушать и понимать речь других людей.














Личностные УУД

1. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.












Регулятивные УУД: умение планировать работу


Познавательные УУД

1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

3. Формирование умения владеть смысловым чтением.

4. Формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.


Коммуникативные УУД

1. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

Регулятивные УУД

2.Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.









Личностные УУД

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.












Познавательные УУД: умение осуществлять постановку и решение проблемы.






Личностные: оценка личностного продвижения к цели.



Регулятивные: контроль, коррекция.










Список литературы

1.Биология. 5 класс (авт. Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.)

2. Примерная программа по биологии. 5-9 классы

3. Программа курса биологии для 5 - 9 классов (авторы: И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова)


Полный текст материала Урок биологии на тему: "Методы изучения живых организмов наблюдение, измерение, эксперимент" 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Смирнова Светлана Павловна  Swetlana2109
25.03.2013 0 14572 1381

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК