Слайд 1
Болезни органов дыхания
и их предупреждение.
Гигиена дыхания.
Учитель биологии муниципального
бюджетного общеобразовательного
учреждения г.Мурманска основной
общеобразовательной школы №37
Сухая Татьяна Владимировна
Тема урока: «Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания»
Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы с вами поговорим о дыхательной системе. Тема нашего урока «Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания». Работать вы сегодня будете с опорными конспектами, которые потом можете поместить в свою тетрадь.
Прежде, чем приступить к изучению новой темы, я предлагаю вам вспомнить строение дыхательной системы.
Актуализация знаний.
Сейчас вам будет представлен видеофрагмент процедуры бронхоскопии, которая позволяет рассмотреть строение воздухоносных путей при помощи видеокамеры. Я буду останавливать видео, а вы должны будете назвать органы, которые увидите на экране.
Просмотр видеоматериала «Бронхоскопия» с паузами. Учащиеся называют органы дыхательной системы (трахея, бронхи, лёгкие, альвеолы).
Какие слова часто можно услышать от влюбленного человека? «Ты нужна мне как воздух, я дышу тобой, без тебя нет мне жизни!» Почему влюбленный сравнивает свою возлюбленную именно с воздухом, а не с водой или пищей?
Дыхание – наиважнейшая функция организма. Дыхание и есть сама жизнь. В нашей стране реализуется национальный проект «Здоровье», главной целью которого является укрепление здоровья граждан. Поскольку заболевания дыхательной системы занимают одно из первых мест у населения страны, очень важно обладать знаниями о видах заболеваний, мерах их профилактики. Об этом мы с вами и поговорим сегодня на уроке. Ну и конечно-же мы не оставим в стороне тему курения, поскольку эта пагубная привычка влияет в первую очередь на систему дыхания.
Изучение нового материала.
Может ли человек самостоятельно оценить состояние своих органов дыхания? Какие показатели могут говорить о том, что они не в порядке?
Методы самоисследования дыхательной системы.
- наличие кашля, хрипов, чихания (чистота дыхания)
- количество дыхательных движений и их равномерность (частота дыхания)
- наличие болезненных ощущений в воздухоносных путях
- определение жёл (эксперимент с шариками)
2. Медицинские методы исследования состояния дыхательной системы.
- прослушивание (аускультация) – чистота дыхания
- флюорография – затемнения, которые говорят о патологии (нарушение воздушности)
- бронхоскопия (наличие новообразований, аденоиды у детей)
- перкуссия (простукивание)
- спирометрия (определение ЖЁЛ)
Запишем эти методы исследования в опорный конспект.
Для чего проводятся эти исследования?
При помощи этих методов врачи диагностирую различные заболевания дыхательной системы. Мы с вами остановимся на наиболее распространенных. У вас на партах лежат карточки с информацией. Вы можете работать группами по 2 парты. Ваша задача внимательно изучить информацию на карточках либо в учебнике и заполнить соответствующую графу в вашем опорном конспекте.
3. Изучение заболеваний органов дыхательной системы.
Заболевание |
Симптомы |
Гайморит |
Боль в области гайморовых пазух, гнойные выделения из носа, чувство давления на голову и глаза. |
Грипп |
Резкий подъем температуры, озноб, боли в мышцах, головные боли, сухой кашель. |
Пневмония |
Резкий подъем температуры, кашель с выделением гнойной мокроты. |
Туберкулёз |
Сначала протекает скрыто, затем может перейти в активную форму: кашель с мокротой и примесями крови, лихорадка, похудение. |
Посмотрите внимательно на таблицу в вашем опорном конспекте. Как вы думаете, почему в раке легких отдельно выделена причина заболевания, а в остальных болезнях нет?
В таблице перечислены инфекционные заболевания. причиной которой являются вирусы, бактерии, грибки.
Рак лёгких |
Причины: перерождение тканей бронхов |
Симптомы: кашель с гнойной мокротой с примесями крови, одышка, болевые ощущения . |
4. Методы профилактики заболеваний.
- здоровый образ жизни: сбалансированное питание, закаливание (прогулки), физическая активность (физкультура, спорт)
- проветривание и уборка помещений
- разведение цветов в помещениях
- регулярный медосмотр
- использование маски при нахождении в местах скопления людей во время эпидемии
5. Дыхательная гимнастика
«Ладошки» - разводим руки в стороны – глубокий вдох. Быстро сводим их вместе и с хлопком совершаем резких выдох.
«Обнималки»- разведя руки делаем глубокий вдох, потом резко обнимает себя и делаем выдох.
«Ай-ай» - покачиваем головой налево и направо. При наклоне головы – вдох, при выпрямлении – выдох.
Дыхательная гимнастика способствует очищению лёгких от пыли, слизи и т.д.
6. Курение
Представим себе человека, который выполняет все меры профилактики заболеваний: правильно питается, спортсмен, закаляется, но тем не менее, он постоянно болеет. Предположите, какая привычка может быть у этого человека?
Итак, поговорим о курении. Как происходит процесс курения? Посмотрим видеофрагмент.
Какие же вещества содержаться в сигаретном дыме?
Работа со слайдом.
7. Влияние продуктов курения на организм.
Никотин – наркотик, вызывающий зависимость; поражает нервную систему, органы чувств, дыхания, пищеварения, кровеносную систему; он относится к ядам, вызывающим сначала привыкание, а затем - болезненное влечение, токсикоманию.
Оксид углерода – газ, соединяющийся с гемоглобином в 200 раз активнее, чем кислород, что приводит к возрастанию нагрузки на кровеносную систему (сердце)
Полоний 210 – металл, обладающий радиоактивными свойствами (α- излучение)
Кадмий – тяжелый металл, накапливается в почках, обладает токсичным действием, снижет плотность костной ткани.
Смолы – оседают в воздухоносных путях, вызывают рак лёгких, снижают эффективность иммунной системы.
Мышьяк – накапливается в костной ткани, является источником интоксикации организма.
Подчеркните, на какие системы органов влияет курение?
Кроме того, курение оказывает влияние и на репродуктивную сферу человека – на половую систему.
Повторение и закрепление изученного материала.
Задание в опорном конспекте: какие утверждения верны?
Инфекционные заболевания верхних дыхательных путей передаются воздушно-капельным путём. +
Никакие меры профилактики не спасут вас от гриппа в период эпидемии. -
Очень полезно совершать оздоровительные пробежки в черте города. -
Больше всего от курения страдает 2 органа: печень и почки. -
Физические упражнения, занятия спортом защищают курильщика от пагубных последствий курения. -
Табак не является наркотическим веществом. -
Табакокурение не взывает привыкание. Как сказал Марк Твен: «Бросить курить легко! Я сам бросал тысячу раз!» -
Итак, ребята, какой вывод мы можем сделать из сегодняшнего урока? Заболевания органов дыхательной системы вызываются инфекциями, концерогенными веществами.
Главная мера профилактики – здоровый образ жизни.
Курение пагубно отражается на деятельности всех систем органов.
И наш урок я хочу закончить такими словами:
«Здоровьем нужно дорожить – и это не секрет.
Прекрасно будет этот жить, а этот, извините, нет!»
Домашнее задание. Изучить параграф. По желанию выполните задания.
Дата: ___ ______ 2012г.
Тема урока: Болезни органов дыхания и их предупреждение.
Гигиена дыхания.
Методы исследования дыхательной системы.
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
Болезни органов дыхания.
Заболевание |
Симптомы |
Гайморит |
|
Грипп |
|
Пневмония |
|
Туберкулёз |
|
Причины заболеваний: __________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Рак лёгких |
Причины: |
Симптомы:
|
Способы профилактики заболеваний органов дыхательной системы:
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Влияние веществ, содержащихся в сигаретном дыме, на организм человека.
Никотин - газ, соединяющийся с гемоглобином в 200 раз активнее, чем
кислород, что приводит к возрастанию нагрузки на
кровеносную систему (сердце)
Оксид углерода - наркотик, вызывающий зависимость; поражает нервную
систему, органы чувств, дыхания, пищеварения,
кровеносную систему
Полоний- 210 - яд. Накапливается в костной ткани, является источником
интоксикации организма
Кадмий - металл, обладающий радиоактивными свойствами (α-
излучение)
Мышьяк - оседают в воздухоносных путях, вызывают рак лёгких,
снижают эффективность иммунной системы
Смолы - тяжелый металл,
накапливается в почках, обладает
токсичным
действием, снижет плотность костной
ткани
Какие утверждение верны?
Инфекционные заболевания верхних дыхательных путей передаются воздушно-капельным путём.
Никакие меры профилактики не спасут вас от гриппа в период эпидемии.
Очень полезно совершать оздоровительные пробежки в черте города.
Больше всего от курения страдает 2 органа: печень и почки.
Физические упражнения, занятия спортом защищают курильщика от пагубных последствий курения.
Табак не является наркотическим веществом.
Табакокурение не взывает привыкание. Как сказал Марк Твен: «Бросить курить легко! Я сам бросал тысячу раз!»
Д/З: §29.
Выполнение творческих заданий (по желанию)
Напишите 3 вещи, которые человек не может делать, одновременно куря сигарету.
Выполните словесный портрет курильщика.
Придумайте новый слоган, агитирующий за отказ от курения, который можно разместить на пачках сигарет.
Изучите домашнюю аптечку. Подберите и запишите названия лекарственных средств, применяемых при гриппе, боли в горле, насморке. Изучите инструкцию к ним, определите, как действуют эти лекарства?
Информация
Гайморит.
При гайморите происходит воспаление слизистой оболочки, а иногда и костных стенок верхнечелюстной (гайморовой) пазухи. Гайморит часто возникает в результате общей простуды, гриппа и других инфекционных заболеваний. Инфицирующие микробы (бактерии или вирусы), попадая в гайморовы пазухи, расположенные по обе стороны носовой перегородки, вызывают их воспаление. Симптомы гайморита – боль в области пораженных (одной или обеих) пазух носа, «заложенность» носа с одной или обеих сторон, слизистые или гнойные выделения из носа, головная боль, чувство давления на голову и глаза. Если насморк не проходит в течение месяца это может быть первым симптомом гайморита. Для диагностики этого заболевания делают рентгенографический снимок гайморовых пазух.
_______________________________________________________________________________
Информация
Пневмония
Пневмони́я (воспале́ние лёгких) — воспаление лёгочной ткани инфекционного происхождения с преимущественным поражением альвеол ткани лёгкого. Наиболее частой причиной заболевания является проникновение микроорганизмов из окружающей среды, переселение их из верхних отделов дыхательной системы в лёгочную ткань. Распространение микроорганизмов за пределы бронхиол вызывает воспаление лёгочной ткани — пневмонию. Нарушается проходимость бронхов. Рефлекторно, с помощью кашля и чихания, организм пытается восстановить проходимость бронхов, но в результате происходит распространение инфекции на здоровые ткани, и образуются новые очаги пневмонии. Заболевание сопровождается резким подъемом температуры, кашлем с выделение гнойной мокроты.
Для диагностики применяют флюораграфию.
Информация
Грипп
Грипп — острое инфекционное заболевание дыхательных путей, вызываемое вирусом гриппа. Типичная гриппозная инфекция начинается обычно с резкого подъёма температуры тела (до 38 °C — 40 °C), которая сопровождается обычными симптомами интоксикации: ознобом, болями в мышцах, головной болью и чувством усталости. Выделений из носа, как правило, нет, напротив есть выраженное чувство сухости в носу и глотке. Обычно появляется сухой, напряжённый кашель.
Заболевание диагностируют по наличию симптомам и анализу крови.
Информация
Туберкулёз лёгких
Прочитайте текст учебника на стр. 149 (абзац «Туберкулёз и рак лёгких»). Найдите информацию о причинах и симптомах заболевания.
___________________________________________________________________
Информация
Рак лёгких
Прочитайте текст учебника на стр. 149 (абзац «Туберкулёз и рак лёгких»). Найдите информацию о симптомах заболевания.
Различают 2 основные группы причин, способствующих развитию рака лёгкого. Первая – это те канцерогенные (вызывающие рак) вещества, которые попадают в ткани бронхов и лёгких из внешней среды с дыханием. Вторая – эта большая группа хронических воспалительных заболеваний лёгких.
Наиболее высока заболеваемость раком лёгких среди курящих людей, лиц, работающих на производствах, связанных с использование мышьяка, хрома, никеля, тяжелых металлов. В возникновении опухоли играют роль и хронический воспалительные процессы в ткани лёгких и бронхов.
________________________________________________________________
Список использованных источников информации
office.microsoft.com - шаблон презентации MicrosoftPoint
www.medglobus.ru -фото «Аускультация»
www.gdespravka.ru – фото «Флюорография»
www.medical-enc.ru – фото «Бронхоскопия»
http://uzrf.ru – фото «Перкуссия»
http://doktorland.ru – фото «Спирометрия»
http://www.krasotulinka.ru/health/gaimorit - фото «Гайморит»
http://gkb57.ru/illness/83/ - фото «Пневмония»
http://www.polismed.com/articles-tuberkulez-prichiny-simptomy-sovremennaja-diagnostika-i-ehffektivnoe-lechenie.html - фото «Туберкулёз»
http://lechenie-simptomy.ru/lechenie-raka-legkih - фото «Рак лёгких»
http://cytisine.ru/structure-of-tobacco-smoke.html - основа схемы «Состав сигареты»
https://www.free-lance.ru/users/natsa/viewproj.php?prjid=1892654 – рисунок лыжника
http://festival.1september.ru/articles/509298/ - основа рисунка курильщика
Автор: Сухая Татьяна Владимировна
→ ТВС1298 28.08.2013 1 9209 1194 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.