Разработка урока биологии "Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания"


Тема урока: «Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания»


Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы с вами поговорим о дыхательной системе. Тема нашего урока «Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания». Работать вы сегодня будете с опорными конспектами, которые потом можете поместить в свою тетрадь.

Прежде, чем приступить к изучению новой темы, я предлагаю вам вспомнить строение дыхательной системы.

  1. Актуализация знаний.

Сейчас вам будет представлен видеофрагмент процедуры бронхоскопии, которая позволяет рассмотреть строение воздухоносных путей при помощи видеокамеры. Я буду останавливать видео, а вы должны будете назвать органы, которые увидите на экране.

  1. Просмотр видеоматериала «Бронхоскопия» с паузами. Учащиеся называют органы дыхательной системы (трахея, бронхи, лёгкие, альвеолы).


  1. Какие слова часто можно услышать от влюбленного человека? «Ты нужна мне как воздух, я дышу тобой, без тебя нет мне жизни!» Почему влюбленный сравнивает свою возлюбленную именно с воздухом, а не с водой или пищей?


Дыхание – наиважнейшая функция организма. Дыхание и есть сама жизнь. В нашей стране реализуется национальный проект «Здоровье», главной целью которого является укрепление здоровья граждан. Поскольку заболевания дыхательной системы занимают одно из первых мест у населения страны, очень важно обладать знаниями о видах заболеваний, мерах их профилактики. Об этом мы с вами и поговорим сегодня на уроке. Ну и конечно-же мы не оставим в стороне тему курения, поскольку эта пагубная привычка влияет в первую очередь на систему дыхания.


















  1. Изучение нового материала.

Может ли человек самостоятельно оценить состояние своих органов дыхания? Какие показатели могут говорить о том, что они не в порядке?

  1. Методы самоисследования дыхательной системы.

- наличие кашля, хрипов, чихания (чистота дыхания)

- количество дыхательных движений и их равномерность (частота дыхания)

- наличие болезненных ощущений в воздухоносных путях

- определение жёл (эксперимент с шариками)

2. Медицинские методы исследования состояния дыхательной системы.

- прослушивание (аускультация) – чистота дыхания

- флюорография – затемнения, которые говорят о патологии (нарушение воздушности)

- бронхоскопия (наличие новообразований, аденоиды у детей)

- перкуссия (простукивание)

- спирометрия (определение ЖЁЛ)

Запишем эти методы исследования в опорный конспект.

Для чего проводятся эти исследования?

При помощи этих методов врачи диагностирую различные заболевания дыхательной системы. Мы с вами остановимся на наиболее распространенных. У вас на партах лежат карточки с информацией. Вы можете работать группами по 2 парты. Ваша задача внимательно изучить информацию на карточках либо в учебнике и заполнить соответствующую графу в вашем опорном конспекте.

3. Изучение заболеваний органов дыхательной системы.


Заболевание

Симптомы

Гайморит

Боль в области гайморовых пазух, гнойные выделения из носа, чувство давления на голову и глаза.

Грипп

Резкий подъем температуры, озноб, боли в мышцах, головные боли, сухой кашель.

Пневмония

Резкий подъем температуры, кашель с выделением гнойной мокроты.

Туберкулёз

Сначала протекает скрыто, затем может перейти в активную форму: кашель с мокротой и примесями крови, лихорадка, похудение.

Посмотрите внимательно на таблицу в вашем опорном конспекте. Как вы думаете, почему в раке легких отдельно выделена причина заболевания, а в остальных болезнях нет?

В таблице перечислены инфекционные заболевания. причиной которой являются вирусы, бактерии, грибки.

Рак лёгких

Причины: перерождение тканей бронхов

Симптомы: кашель с гнойной мокротой с примесями крови, одышка, болевые ощущения .





4. Методы профилактики заболеваний.

- здоровый образ жизни: сбалансированное питание, закаливание (прогулки), физическая активность (физкультура, спорт)

- проветривание и уборка помещений

- разведение цветов в помещениях

- регулярный медосмотр

- использование маски при нахождении в местах скопления людей во время эпидемии


5. Дыхательная гимнастика

«Ладошки» - разводим руки в стороны – глубокий вдох. Быстро сводим их вместе и с хлопком совершаем резких выдох.

«Обнималки»- разведя руки делаем глубокий вдох, потом резко обнимает себя и делаем выдох.

«Ай-ай» - покачиваем головой налево и направо. При наклоне головы – вдох, при выпрямлении – выдох.

Дыхательная гимнастика способствует очищению лёгких от пыли, слизи и т.д.

6. Курение

Представим себе человека, который выполняет все меры профилактики заболеваний: правильно питается, спортсмен, закаляется, но тем не менее, он постоянно болеет. Предположите, какая привычка может быть у этого человека?


Итак, поговорим о курении. Как происходит процесс курения? Посмотрим видеофрагмент.

Какие же вещества содержаться в сигаретном дыме?

Работа со слайдом.


7. Влияние продуктов курения на организм.

Никотин – наркотик, вызывающий зависимость; поражает нервную систему, органы чувств, дыхания, пищеварения, кровеносную систему; он относится к ядам, вызывающим сначала привыкание, а затем - болезненное влечение, токсикоманию.

Оксид углерода – газ, соединяющийся с гемоглобином в 200 раз активнее, чем кислород, что приводит к возрастанию нагрузки на кровеносную систему (сердце)

Полоний 210 – металл, обладающий радиоактивными свойствами (α- излучение)

Кадмий – тяжелый металл, накапливается в почках, обладает токсичным действием, снижет плотность костной ткани.

Смолы – оседают в воздухоносных путях, вызывают рак лёгких, снижают эффективность иммунной системы.

Мышьяк – накапливается в костной ткани, является источником интоксикации организма.


Подчеркните, на какие системы органов влияет курение?

Кроме того, курение оказывает влияние и на репродуктивную сферу человека – на половую систему.



  1. Повторение и закрепление изученного материала.

Задание в опорном конспекте: какие утверждения верны?

  1. Инфекционные заболевания верхних дыхательных путей передаются воздушно-капельным путём. +

  2. Никакие меры профилактики не спасут вас от гриппа в период эпидемии. -

  3. Очень полезно совершать оздоровительные пробежки в черте города. -

  4. Больше всего от курения страдает 2 органа: печень и почки. -

  5. Физические упражнения, занятия спортом защищают курильщика от пагубных последствий курения. -

  6. Табак не является наркотическим веществом. -

  7. Табакокурение не взывает привыкание. Как сказал Марк Твен: «Бросить курить легко! Я сам бросал тысячу раз!» -



Итак, ребята, какой вывод мы можем сделать из сегодняшнего урока? Заболевания органов дыхательной системы вызываются инфекциями, концерогенными веществами.

Главная мера профилактики – здоровый образ жизни.

Курение пагубно отражается на деятельности всех систем органов.

И наш урок я хочу закончить такими словами:

«Здоровьем нужно дорожить – и это не секрет.

Прекрасно будет этот жить, а этот, извините, нет!»



Домашнее задание. Изучить параграф. По желанию выполните задания.

Дата: ___ ______ 2012г.

Тема урока: Болезни органов дыхания и их предупреждение.

Гигиена дыхания.


  1. Методы исследования дыхательной системы.

  1. ___________________________________________

  2. ___________________________________________

  3. ___________________________________________

  4. ___________________________________________

  5. ___________________________________________


  1. Болезни органов дыхания.

Заболевание

Симптомы

Гайморит





Грипп






Пневмония






Туберкулёз






Причины заболеваний: __________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________



Рак лёгких

Причины:

Симптомы:








  1. Способы профилактики заболеваний органов дыхательной системы:

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

  1. Влияние веществ, содержащихся в сигаретном дыме, на организм человека.



Никотин - газ, соединяющийся с гемоглобином в 200 раз активнее, чем

кислород, что приводит к возрастанию нагрузки на

кровеносную систему (сердце)



Оксид углерода - наркотик, вызывающий зависимость; поражает нервную

систему, органы чувств, дыхания, пищеварения,

кровеносную систему



Полоний- 210 - яд. Накапливается в костной ткани, является источником

интоксикации организма



Кадмий - металл, обладающий радиоактивными свойствами (α-

излучение)



Мышьяк - оседают в воздухоносных путях, вызывают рак лёгких,

снижают эффективность иммунной системы



Смолы - тяжелый металл, накапливается в почках, обладает
токсичным действием, снижет плотность костной ткани





  1. Какие утверждение верны?

  1. Инфекционные заболевания верхних дыхательных путей передаются воздушно-капельным путём.

  2. Никакие меры профилактики не спасут вас от гриппа в период эпидемии.

  3. Очень полезно совершать оздоровительные пробежки в черте города.

  4. Больше всего от курения страдает 2 органа: печень и почки.

  5. Физические упражнения, занятия спортом защищают курильщика от пагубных последствий курения.

  6. Табак не является наркотическим веществом.

  7. Табакокурение не взывает привыкание. Как сказал Марк Твен: «Бросить курить легко! Я сам бросал тысячу раз!»





Д/З: §29.

Выполнение творческих заданий (по желанию)

  1. Напишите 3 вещи, которые человек не может делать, одновременно куря сигарету.

  2. Выполните словесный портрет курильщика.

  3. Придумайте новый слоган, агитирующий за отказ от курения, который можно разместить на пачках сигарет.

  4. Изучите домашнюю аптечку. Подберите и запишите названия лекарственных средств, применяемых при гриппе, боли в горле, насморке. Изучите инструкцию к ним, определите, как действуют эти лекарства?

Информация


Гайморит.

При гайморите происходит воспаление слизистой оболочки, а иногда и костных стенок верхнечелюстной (гайморовой) пазухи. Гайморит часто возникает в результате общей простуды, гриппа и других инфекционных заболеваний. Инфицирующие микробы (бактерии или вирусы), попадая в гайморовы пазухи, расположенные по обе стороны носовой перегородки, вызывают их воспаление. Симптомы гайморита – боль в области пораженных (одной или обеих) пазух носа, «заложенность» носа с одной или обеих сторон, слизистые или гнойные выделения из носа, головная боль, чувство давления на голову и глаза. Если насморк не проходит в течение месяца это может быть первым симптомом гайморита. Для диагностики этого заболевания делают рентгенографический снимок гайморовых пазух.



_______________________________________________________________________________



Информация


Пневмония

Пневмони́я (воспале́ние лёгких) — воспаление лёгочной ткани инфекционного происхождения с преимущественным поражением альвеол ткани лёгкого. Наиболее частой причиной заболевания является проникновение микроорганизмов из окружающей среды, переселение их из верхних отделов дыхательной системы в лёгочную ткань. Распространение микроорганизмов за пределы бронхиол вызывает воспаление лёгочной ткани — пневмонию. Нарушается проходимость бронхов. Рефлекторно, с помощью кашля и чихания, организм пытается восстановить проходимость бронхов, но в результате происходит распространение инфекции на здоровые ткани, и образуются новые очаги пневмонии. Заболевание сопровождается резким подъемом температуры, кашлем с выделение гнойной мокроты.

Для диагностики применяют флюораграфию.




Информация


Грипп

Грипп — острое инфекционное заболевание дыхательных путей, вызываемое вирусом гриппа. Типичная гриппозная инфекция начинается обычно с резкого подъёма температуры тела (до 38 °C — 40 °C), которая сопровождается обычными симптомами интоксикации: ознобом, болями в мышцах, головной болью и чувством усталости. Выделений из носа, как правило, нет, напротив есть выраженное чувство сухости в носу и глотке. Обычно появляется сухой, напряжённый кашель.

Заболевание диагностируют по наличию симптомам и анализу крови.






Информация


Туберкулёз лёгких

Прочитайте текст учебника на стр. 149 (абзац «Туберкулёз и рак лёгких»). Найдите информацию о причинах и симптомах заболевания.





___________________________________________________________________



Информация

Рак лёгких

Прочитайте текст учебника на стр. 149 (абзац «Туберкулёз и рак лёгких»). Найдите информацию о симптомах заболевания.


Различают 2 основные группы причин, способствующих развитию рака лёгкого. Первая – это те канцерогенные (вызывающие рак) вещества, которые попадают в ткани бронхов и лёгких из внешней среды с дыханием. Вторая – эта большая группа хронических воспалительных заболеваний лёгких.

Наиболее высока заболеваемость раком лёгких среди курящих людей, лиц, работающих на производствах, связанных с использование мышьяка, хрома, никеля, тяжелых металлов. В возникновении опухоли играют роль и хронический воспалительные процессы в ткани лёгких и бронхов.



________________________________________________________________


Список использованных источников информации

  1. office.microsoft.com - шаблон презентации MicrosoftPoint

  2. www.medglobus.ru -фото «Аускультация»

  3. www.gdespravka.ru – фото «Флюорография»

  4. www.medical-enc.ru – фото «Бронхоскопия»

  5. http://uzrf.ru – фото «Перкуссия»

  6. http://doktorland.ru – фото «Спирометрия»

  7. http://www.krasotulinka.ru/health/gaimorit - фото «Гайморит»

  8. http://gkb57.ru/illness/83/ - фото «Пневмония»

  9. http://www.polismed.com/articles-tuberkulez-prichiny-simptomy-sovremennaja-diagnostika-i-ehffektivnoe-lechenie.html - фото «Туберкулёз»

  10. http://lechenie-simptomy.ru/lechenie-raka-legkih - фото «Рак лёгких»

  11. http://cytisine.ru/structure-of-tobacco-smoke.html - основа схемы «Состав сигареты»

  12. https://www.free-lance.ru/users/natsa/viewproj.php?prjid=1892654 – рисунок лыжника

  13. http://festival.1september.ru/articles/509298/ - основа рисунка курильщика

Слайд 1
Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания. Учитель биологии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г.Мурманска основной общеобразовательной школы №37 Сухая Татьяна Владимировна
Слайд 2
Методы исследования дыхательной системы Аускультация (прослушивание) Бронхоскопия Перкуссия (простукивание) Флюорограф ия Спирометрия (определение жизненной ёмкости
Слайд 3
Заболевания органов дыхательной системы Заболевание Гайморит Грипп Причины Симптомы Действие бактерий и вирусов, воспаление слизистой Боль в области гайморовых пазух, гнойные выделения из носа, чувство давления на голову и глаза Вирус гриппа Резкий подъем температуры, озноб, боли в мышцах, головные боли, сухой кашель. Резкий подъем температуры, кашель с выделением гнойной мокроты Пневмония Воспаление лёгочной ткани из-за проникновения микроорганизмов Туберкулёз Палочка Коха Рак лёгких Перерождение ткани лёгких Кашель с мокротой и примесями крови, лихорадка, похудение. Кашель с гнойной мокротой с примесями крови, одышка, болевые ощущения из-за давления разросшейся опухоли на окружающие органы
Слайд 4
гайморит пневмония туберкулёз рак лёгких
Слайд 5
Состав табачного дыма (масса 1 сигареты примерно 2 г) Синильная кислота – продукт разложения нейлона (240мг) Никотин – средство от насекомых (150мг) Мышьяк – яд (2 мкг) Ацетон – растворитель (578 мкг) Угарный газ (оксид углерода) –(23 мг) Полоний 210 Уксусная кислота (770 мкг) Кадмий – компонент батареек (2 мкг) Аммоний – туалетный очиститель (170 мкг) Бензол – входит в состав бензина (50 мкг)
Слайд 6
Действие продуктов курения на организм никотин оксид углерода газ, соединяющийся с гемоглобином в 200 раз активнее, чем кислород, что приводит к возрастанию нагрузки на кровеносную систему (сердце) наркотик, вызывающий зависимость; поражает нервную систему, органы чувств, дыхания, пищеварения, кровеносную систему полоний 210 яд. Накапливается в костной ткани, является источником интоксикации организма кадмий металл, обладающий радиоактивными свойствами (α- излучение) мышьяк оседают в воздухоносных путях, вызывают рак лёгких, снижают эффективность иммунной системы смолы тяжелый металл, накапливается в почках, обладает токсичным действием, снижет плотность костной ткани
Слайд 7
Слайд 8
Домашнее задание: 1. Изучить §29. 2. Выполнение творческих заданий (по желанию): - напишите 3 вещи, которые человек не может делать, одновременно куря сигарету. -выполните словесный портрет курильщика. -придумайте новый слоган, агитирующий за отказ от курения, который можно разместить на пачках сигарет. 3.Изучите домашнюю аптечку. Подберите и запишите названия лекарственных средств, применяемых при гриппе, ангине, бронхите, насморке.

Полный текст материала Разработка урока биологии "Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сухая Татьяна Владимировна  ТВС1298
28.08.2013 1 9218 1194

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК