Урок по биологии на тему "Плоды"; 6 класс


Урок по теме: « Плод. Его многообразие и значение»

Форма урока: комбинированная.

Оборудование: коллекция плодов, таблицы, учебник, презентация, экран, медиапроектор.

Цель урока: дать понятие о плодах.

Задачи урока:

Образовательная:

показать многообразие плодов.

продолжить формирование умений выделять главные признаки в характеристике органов растений.

расширить кругозор обучающихся.

Развивающая:

Способствовать развитию логических умений и навыков, выявлению связей «строение - функция», синтеза, анализа.

Развивать умение работать самостоятельно и делать выводы.

Воспитывающая:

продолжить воспитание ответственного отношения в природе и пропаганду природоохранных мероприятий и идей

продолжить формирование коммуникативных и организаторских умений, умений работать в коллективе, взаимодействовать как с учителем, так и со сверстниками.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

Учитель: Эпиграф к уроку: Корень учения горек, да плод сладок. (слайд 1) из этого высказывания назовите органы цветкового растения.

Ученик: Корень и плод.

Учитель: Какие еще органы цветкового растения вы знаете?

Ученик: Побег, состоящий из стебля, листьев и почек, цветок, и семя.

Учитель: Для чего нам нужно так подробно изучить этот материал?

Ученик: Чтобы знать, как ухаживать; какую пользу приносят человеку, животным и всей природе в целом; где можно применять; какие растения опасны или ядовиты и их надо избегать, бережно к ним относиться.

Учитель: Какой из перечисленных нами органов растения мы еще не изучили?

Ученик: Плод.

Учитель: сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. Записывают тему в тетрадях. (слайд 2)

  1. Целеполагание.

Учитель: в тетради запишите в 2 колонки о плодах, первая знаю, вторая хочу знать (спросить 2-3 учащихся). Итак, сегодня мы будем изучать тему Плоды, вы узнаете то, что вы хотите и что вы отметили во второй колонке, а дома вы закрепите свои знания, поработав с учебником. Откройте дневники и запишите домашнее задание.(слайд 3)

  1. Проверка знаний о цветке.

Учитель: у вас на столах находится рисунок цветка, подпишите части цветка; 2-3 минуты: а теперь поменяйтесь листочками друг с другом и обратите внимание на слайд, проверьте выполнение работы (на слайде сделать критерии оценивания, дети ставят оценки на каждом этапе работы, из этого складывается оценка за урок). (слайд 4 -5)

  1. Изучение нового материала.

  1. Мотивация

Человек выращивает большинство сельскохозяйственных растений ради их плодов и семян, которые употребляет в пищу.

Плоды растений, как и цветки очень разнообразны. Они отличаются по форме и размерам, окраске, количеству семян и многим другим признакам. Определение плода. (слайд 6)

  1. Актуализация знаний учащихся

- Ребята, какие плоды вы знаете?

  1. Рассказ учителя о формировании плодов.(слайд 7)

  2. Многообразие плодов. (работа со схемамив презентации и таблицами у детей, приложения) (слайды8- 30)

  3. Физминутка.

Игра « Топни – хлопни »

Сухие плоды – топни

Сочные плоды – хлопни

Семянка (т)

Костянка (Х)

Зерновка (Т)

Орех (Т)

Ягода (Х)

Коробочка (Т)

Тыквина (Х)

Стручок (Т)

  1. Лабораторная работа (слайды 31 – 36)

  2. Работа с учебником (1 вариант читает распространение плодов и семя, 2 – значение, затем делятся информацией друг с другом).

  1. Закрепление. Если успею.

1. Игра-конкурс

Какие сказки связаны с растениями и их плодами? К каким типам относятся плоды упомянутых растений?

Плод боб – “Принцесса на горошине” Андерсен; “Боб, соломина и уголек” братья Гримм; “Петушок и бобовое зернышко” русская народная сказка.

Плод зерновка – русская народная сказка “Мужик и медведь” (рожь); “Конек-горбунок” П. Ершов (пшеница).

Плод стручок – “Мужик и медведь” (река).

Плод тыквина – “Золушка” Ш.Перро (тыква); “Приключение Чиполлино” Дж. Родари  ( дядюшка тыква).

Плод ягода – “Приключение Чиполлино” Дж. Родари (вишенка).

2.

3.Это интересно: 
а) в Индии, Индонезии и на других тропических островах растет хлебное дерево. Конечно, на нем растут не батоны, не булочки, не баранки, а круглые тяжелые плоды, по 30 кг каждый. Из их мякоти местные жители пекут в золе лепешки, похожие по вкусу на настоящий хлеб). 
б) молочное дерево растет в Бразилии. И еще иногда оно называется там «дерево-корова». Чтобы подоить его, надо надрезать кору, и тотчас в подставленную кружку потечет белая струйка. По вкусу этот древесный сок очень напоминает молоко. 
в) Полуметровые плоды колбасного дерева видом хоть и напоминают колбасу, к сожалению, несъедобны. 
г)  Конфетное дерево растет в Индии, Японии, Китае. Это дерево завезли и к нам – на Кавказ и в Крым. Подсушенные на солнце плоды конфетного дерева такие же вкусные и сладкие, как настоящие конфеты.

VI. Рефлексия.

Попробуйте себя в роли поэтов составьте синквейн о плодах, работайте в паре.

VII. Итог. Выставление оценок.



Правильный ответ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11









Правильный ответ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11









Правильный ответ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11






Правильный ответ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11



Плоды. Приложение1.

Название плода

Характеристика плода

Примеры растений

I. А.

Плоды …..

1.


Простой сочный многосемянный плод, покрытый тонкой кожицей, в котором семена лежат в мякоти.



2.


Простой сочный многосемянный плод, в образовании которого принимает участие цветоложе, нижние части тычинок и лепестков, семена лежат в сухих пленчатых камерах.



3.


Простой сочный многосемянный плод, у которого внутренняя часть околоплодника имеет вид соковых мешочков.



4.


Простой сочный многосемянный плод, имеющий деревянистый наружный слой околоплодника.



Б.

Плоды ….

5.


Простой сочный односемянный плод, у которого внутренняя часть околоплодника древеснеет.



В.

Плоды ….

6.


Простой сухой многосемянный плод, у которого семена расположены на двух створках.



7.


Простой сухой многосемянный плод, у которого семена лежат на центральной перегородке.



8.


Простой сухой многосемянный, самовскрывающийся после созревания плод.



Г.

Плоды …..

9.


Простой сухой односемянный плод, у которого древеснеет околоплодник.



10.


Простой сухой односемянный плод, покрытый кожистым околоплодником.



11.


Простой сухой односемянный плод, у которого пленчатый околоплодник срастается с семенной кожурой.



12.


Простой сухой односемянный плод, у которого околоплодник не срастается с семенной кожурой.



II.

Плоды …….

13.


Сложный плод, состоящий из множества мелких плодиков костянок.



14.


На разросшемся сочном цветоложе множество плодиков семянок.



15.


Внутри сочного бокаловидного цветоложа находятся плодики – орешки.



III.

Со….

16.


Образуется не из одного цветка, а из соцветия, при полном срастании его цветков.


Приложение 2.


Лабораторная работа.

Определение типов плодов покрытосеменных растений.


Название растения

простой

сборный

сухой

сочный

одно-семянный

много-семянный

тип плода

Горох







Боб

Баклажан







Ягода

Мандарин







Гесперидий

Клубника







Сборная семянка

Картофель







Видоизме-ненный побег

Киви







Ягода

Банан







Ягода

Капуста







Укороченный побег

Слива







Костянка

Персик







Костянка

Тыква







Тыквина

Подсолнечник







Семянка

Шиповник







Многоорешек

Кукуруза







Зерновка

Томат







Ягода

Лещина







Орех






2



Плоды. Приложение1.

Название плода

Характеристика плода

Примеры растений

I. А.

Плоды …..

1.


Простой сочный многосемянный плод, покрытый тонкой кожицей, в котором семена лежат в мякоти.



2.


Простой сочный многосемянный плод, в образовании которого принимает участие цветоложе, нижние части тычинок и лепестков, семена лежат в сухих пленчатых камерах.



3.


Простой сочный многосемянный плод, у которого внутренняя часть околоплодника имеет вид соковых мешочков.



4.


Простой сочный многосемянный плод, имеющий деревянистый наружный слой околоплодника.



Б.

Плоды ….

5.


Простой сочный односемянный плод, у которого внутренняя часть околоплодника древеснеет.



В.

Плоды ….

6.


Простой сухой многосемянный плод, у которого семена расположены на двух створках.



7.


Простой сухой многосемянный плод, у которого семена лежат на центральной перегородке.



8.


Простой сухой многосемянный, самовскрывающийся после созревания плод.



Г.

Плоды …..

9.


Простой сухой односемянный плод, у которого древеснеет околоплодник.



10.


Простой сухой односемянный плод, покрытый кожистым околоплодником.



11.


Простой сухой односемянный плод, у которого пленчатый околоплодник срастается с семенной кожурой.



12.


Простой сухой односемянный плод, у которого околоплодник не срастается с семенной кожурой.



II.

Плоды …….

13.


Сложный плод, состоящий из множества мелких плодиков костянок.



14.


На разросшемся сочном цветоложе множество плодиков семянок.



15.


Внутри сочного бокаловидного цветоложа находятся плодики – орешки.



III.

Со….

16.


Образуется не из одного цветка, а из соцветия, при полном срастании его цветков.


Приложение 2.


Матрица ответов для проверки лабораторной работы.


Название растения

простой

сборный

сухой

сочный

одно-семянный

много-семянный

тип плода

Горох

+


+



+

Боб

Баклажан

+



+


+

Ягода

Мандарин

+



+


+

Гесперидий

Клубника


+





Сборная семянка

Картофель







Видоизме-ненный побег

Киви

+



+


+

Ягода

Банан

+



+


+!

Ягода

Капуста







Укороченный побег

Слива

+



+

+


Костянка

Персик

+



+

+


Костянка

Тыква

+



+


+

Тыквина

Подсолнечник

+


+


+


Семянка

Шиповник


+





Многоорешек

Кукуруза

+


+


+


Зерновка

Томат

+



+


+

Ягода

Лещина

+


+


+


Орех


























Приложение 3.

Лабораторная работа.

Определение типов плодов покрытосеменных растений.



Название растения

простой

сборный

сухой

сочный

одно-семянный

много-семянный

тип плода

Горох








Баклажан








Мандарин








Клубника








Картофель








Киви








Банан








Капуста








Слива








Княженика








Персик








Апельсин








Тыква








Подсолнечник








Шиповник








Кукуруза








Томат








Лещина










3


Слайд 1
Корень учения горек, а плод сладок.
Слайд 2
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Мирненская средняя общеобразовательная школа» ПЛОД, разнообразие и значение . Автор: учитель биологии высшей категории Лебедева Иритна Владимировна
Слайд 3
Домашнее задание: §
Слайд 4
1 – пыльник, 2 – тычиночная нить, 3 – тычинка, 4 – лепестки венчика, 5 – рыльце пестика, 6 – столбик, 7 – завязь, 8 – пестик, 9 – цветоложе, 10 – чашелистики, 11 цветоножка
Слайд 5
Критерии оценивания: 11 верных ответов – «5» 8 – 10 верных ответов – «4» 6 – 7 верных ответов – «3» Менее 6 – «2»
Слайд 6
Плод – это образование цветкового растения, состоящее из околоплодника и семян. Функции : формирование семян; защита семян; распространение семян.
Слайд 7
Образование плода Семя образуется из семязачатка. Околоплодник у большинства растений образуется из стенок завязи. У некоторых растений в образовании околоплодника принимают участие и другие части цветка: основания лепестков, чашелистиков, тычинок, цветоложе.
Слайд 8
Классификация плодов I.ПростыеПростые III.ПростыеСоплодия II.ПростыеСборные
Слайд 9
Классификация плодов Сочные Сухие
Слайд 10
Ягода смороди на томат крыжов ник Сочные плоды: Тыквин Многокост а янка тыква малина арбуз огурец Костян ка слива вишня персик Яблоко груша яблоко Помера нец лимон апельси н
Слайд 11
Орех лещина Семянка подсолнеч ник одуванчик Стручок сурепка Сухие плоды: Жёлу дь -дуб Зернов ка пшени ца Коробочк Боб Горох Крылатка а ясень Дурман мак
Слайд 12
Односемянные Многосемянные Классификация плодов
Слайд 13
I.Простые Простые плоды Простые плоды образуются из цветков с одним пестиком.
Слайд 14
а) Ягода – простой сочный многосемянный плод, покрытый тонкой кожицей, в котором семена лежат в мякоти. 1.Простые сочные плоды.
Слайд 15
1.Простые сочные плоды. б) Яблоко – простой сочный многосемянный плод, в образовании которого принимает участие цветоложе, нижние части тычинок и лепестков, семена лежат в сухих пленчатых камерах.
Слайд 16
1.Простые сочные плоды. в) Гесперидий (померанец) - простой сочный многосемянный плод, у которого внутренняя часть околоплодника имеет вид соковых мешочков.
Слайд 17
1.Простые сочные плоды. г) Тыквина – простой сочный многосемянный плод, имеющий деревянистый наружный слой околоплодника.
Слайд 18
1.Простые сочные плоды. д) Костянка – простой сочный односемянный плод, у которого внутренняя часть околоплодника древеснеет.
Слайд 19
2.Простые сухие плоды. а) Боб – простой сухой многосемянный плод, у которого семена расположены на двух створках.
Слайд 20
2.Простые сухие плоды. б) Стручок – простой сухой многосемянный плод, у которого семена лежат на центральной перегородке. Стручки горчицы белой
Слайд 21
2.Простые сухие плоды. в) Коробочка – простой сухой многосемянный, самовскрывающийся после созревания, плод. Коробочка дурмана Коробочка мака Коробочка хлопчатника
Слайд 22
2.Простые сухие плоды. г) Орех – простой сухой односемянный плод, у которого древеснеет околоплодник.
Слайд 23
2.Простые сухие плоды. д) Желудь – простой сухой односемянный плод, покрытый кожистым околоплодником.
Слайд 24
2.Простые сухие плоды. е) Зерновка – простой сухой односемянный плод, у которого пленчатый околоплодник срастается с семенной кожурой.
Слайд 25
2.Простые сухие плоды. ж) Семянка – простой сухой односемянный плод, у которого околоплодник не срастается с семенной кожурой.
Слайд 26
II.ПростыеСложные (сборные) плоды Сборные плоды образуются из цветков с несколькими пестиками.
Слайд 27
II.Сложные (сборные) плоды а) Многокостянка – сборный плод, состоящий из множества мелких плодиков костянок.
Слайд 28
II.Сложные (сборные) плоды б) Сборная семянка (земляничина) – на разросшемся сочном цветоложе -множество плодиков семянок.
Слайд 29
II.Сложные (сборные) плоды в) Многоорешек – плод, у которого внутри сочного бокаловидного цветоложа находятся плодики орешки.
Слайд 30
III.Простые Соплодия.Простые Соплодие образуется не из одного цветка, а из соцветия, при полном срастании его цветков. Соцветие ананаса
Слайд 31
Лабораторная работа.Простые Определение типов плодов Покрытосеменных растений.Простые 1. 2. 3. 4. Задачи: закрепление знаний строения, значения и образования плодов; закрепление классификации плодов Покрытосеменных растений; формирование навыков составления характеристик плодов, определения их типов; продолжать закрепление знаний строения и функций различных видоизменений органов растений.
Слайд 32
Определите типы плодов. Растение простой сборный сухой сочный 1семянный многосемянный название типа плода
Слайд 33
Растение простой сборный сухой сочный 1семянн ый многосемянный название типа плода
Слайд 34
Растение простой сборный сухой сочный 1семянн ый многосемянный название типа плода
Слайд 35
Растение простой сборный сухой сочный 1семянн ый многосемянный название типа плода
Слайд 36
Растение простой сборный сухой сочный 1семянн ый многосемянный название типа плода
Слайд 37
Литература 1. 2. 3. 4. 5. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. – М.: АСТ- ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 816 с. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: Поурочные планы по учебнику В.В. Па-сечника / Авт.- сост. Н.И. Галушкова. – ВАолгоград: Учитель, 2005. – 271с. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии. 6 (7) класс. – М.: Вако, 2005. – 352 с. Яковлев Г.П., Аверьянов Л.В. Ботаника для учителя. В 2 ч. Ч.1. - М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996. – 224 с. Яковлев Г.П., Аверьянов Л.В. Ботаника для учителя. В 2 ч. Ч.2. - М.: Просвещение: «Учеб. лит.», 1997. – 336 с. Интернет-ресурсы http://www.google.com/imgres?imgurl=http://anywine.ru/images/walnut.jpg&imgrefurl http://www.google.com/imgres?imgurl=http://samsay.ru/uploads/posts/2009-09/1253529966_yabloki.jpg&imgrefurl http://www.google.com/imgres?imgurl=http://jailbird.ru/Photo/Jailbird.Ru_0328.jpg&imgrefurl http://www.google.com/imgres?imgurl=http://www.floraprice.ru/v2/wp-content/uploads/2010/01/cherry_01.jpg&imgrefurl http://www.google.com/imgres?imgurl=http://otvetin.ru/uploads/posts/2009-11/1258423655_funduk.jpg&imgrefurl http://www.hozvo.ru/img/artImg/481/6ff77cdfb822ac1a3b3cc056d8cf2769.jpg http://narod.ru/disk/11262200000/%D0%A2%D0%B8%D0%BF%D1%8B%20%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D 0%BE%D0%B2.%20%D0%AF%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B0%20%D0%9B.%D0 %90..ppt.html http://medrezept.ru/uploads/posts/2010-01/1263383709_shipovnik.jpg
Слайд 38
Интернет-ресурсы http://www.google.com/imgres?imgurl=http://www.ifarmer.ru/images/stories/vishnya.jpg&imgrefurl http://www.google.com/imgres?imgurl=http://www.cherry-tree.ru/img/page_img/14- 1.jpg&imgrefurl http://www.google.com/imgres?imgurl=http://www.udec.ru/images/persik-3.jpg&imgrefurl http://www.google.com/imgres?imgurl=http://hnb.com.ua/artimages/persik%25202.jpg&imgrefurl http://moysad.net/wp-content/uploads/2010/10/sliva-persikovaya.jpg http://moysad.net/wp-content/uploads/2010/10/Sliva-oda.jpg http://phototimes.ru/image/3902794 / http://www.zooeco.com/0-plant/0-plant-77.html http://medrezept.ru/uploads/posts/2010-02/1265544052_275px-cucurbita_pepo_var._styriaca05.jpg http://www.fotorecipe.ru/index.php?art_id=68 http://www.bfoto.ru/bfoto_ru_1596.php http://www.mplants.org.ua/view_main_right.php?id=51 http://www.tiga.by/photo/view/id/5266/ http://foto.mail.ru/mail/led_65/3583/3662.html http://yousmi.by/photos/2455/ http://www.ati.com.ua/foto-kukuruza_bbf_366067.html http://www.google.com/imgres?imgurl=http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/82/Rubus_arcticus_berry.jpg&imgrefurl http://fitoapteka.org/images/foto/415/2.jpg и др.

Полный текст материала Урок по биологии на тему "Плоды"; 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лебедева Ирина Владимировна  энигма
16.10.2014 3 8976 747

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК