Урок по биологии на тему "Плоды"; 6 класс
Урок по теме: « Плод. Его многообразие и значение»
Форма урока: комбинированная.
Оборудование: коллекция плодов, таблицы, учебник, презентация, экран, медиапроектор.
Цель урока: дать понятие о плодах.
Задачи урока:
Образовательная:
показать многообразие плодов.
продолжить формирование умений выделять главные признаки в характеристике органов растений.
расширить кругозор обучающихся.
Развивающая:
Способствовать развитию логических умений и навыков, выявлению связей «строение - функция», синтеза, анализа.
Развивать умение работать самостоятельно и делать выводы.
Воспитывающая:
продолжить воспитание ответственного отношения в природе и пропаганду природоохранных мероприятий и идей
продолжить формирование коммуникативных и организаторских умений, умений работать в коллективе, взаимодействовать как с учителем, так и со сверстниками.
Ход урока:
Орг. момент.
Учитель: Эпиграф к уроку: Корень учения горек, да плод сладок. (слайд 1) из этого высказывания назовите органы цветкового растения.
Ученик: Корень и плод.
Учитель: Какие еще органы цветкового растения вы знаете?
Ученик: Побег, состоящий из стебля, листьев и почек, цветок, и семя.
Учитель: Для чего нам нужно так подробно изучить этот материал?
Ученик: Чтобы знать, как ухаживать; какую пользу приносят человеку, животным и всей природе в целом; где можно применять; какие растения опасны или ядовиты и их надо избегать, бережно к ним относиться.
Учитель: Какой из перечисленных нами органов растения мы еще не изучили?
Ученик: Плод.
Учитель: сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. Записывают тему в тетрадях. (слайд 2)
Целеполагание.
Учитель: в тетради запишите в 2 колонки о плодах, первая знаю, вторая хочу знать (спросить 2-3 учащихся). Итак, сегодня мы будем изучать тему Плоды, вы узнаете то, что вы хотите и что вы отметили во второй колонке, а дома вы закрепите свои знания, поработав с учебником. Откройте дневники и запишите домашнее задание.(слайд 3)
Проверка знаний о цветке.
Учитель: у вас на столах находится рисунок цветка, подпишите части цветка; 2-3 минуты: а теперь поменяйтесь листочками друг с другом и обратите внимание на слайд, проверьте выполнение работы (на слайде сделать критерии оценивания, дети ставят оценки на каждом этапе работы, из этого складывается оценка за урок). (слайд 4 -5)
Изучение нового материала.
Мотивация
Человек выращивает большинство сельскохозяйственных растений ради их плодов и семян, которые употребляет в пищу.
Плоды растений, как и цветки очень разнообразны. Они отличаются по форме и размерам, окраске, количеству семян и многим другим признакам. Определение плода. (слайд 6)
Актуализация знаний учащихся
- Ребята, какие плоды вы знаете?
Рассказ учителя о формировании плодов.(слайд 7)
Многообразие плодов. (работа со схемамив презентации и таблицами у детей, приложения) (слайды8- 30)
Физминутка.
Игра « Топни – хлопни »
Сухие плоды – топни
Сочные плоды – хлопни
Семянка (т)
Костянка (Х)
Зерновка (Т)
Орех (Т)
Ягода (Х)
Коробочка (Т)
Тыквина (Х)
Стручок (Т)
Лабораторная работа (слайды 31 – 36)
Работа с учебником (1 вариант читает распространение плодов и семя, 2 – значение, затем делятся информацией друг с другом).
Закрепление. Если успею.
1. Игра-конкурс
Какие сказки связаны с растениями и их плодами? К каким типам относятся плоды упомянутых растений?
Плод боб – “Принцесса на горошине” Андерсен; “Боб, соломина и уголек” братья Гримм; “Петушок и бобовое зернышко” русская народная сказка.
Плод зерновка – русская народная сказка “Мужик и медведь” (рожь); “Конек-горбунок” П. Ершов (пшеница).
Плод стручок – “Мужик и медведь” (река).
Плод тыквина – “Золушка” Ш.Перро (тыква); “Приключение Чиполлино” Дж. Родари ( дядюшка тыква).
Плод ягода – “Приключение Чиполлино” Дж. Родари (вишенка).
2.
3.Это
интересно:
а)
в Индии, Индонезии и на других тропических
островах растет хлебное дерево. Конечно,
на нем растут не батоны, не булочки, не
баранки, а круглые тяжелые плоды, по 30
кг каждый. Из их мякоти местные жители
пекут в золе лепешки, похожие по вкусу
на настоящий хлеб).
б)
молочное дерево растет в Бразилии. И
еще иногда оно называется там
«дерево-корова». Чтобы подоить его, надо
надрезать кору, и тотчас в подставленную
кружку потечет белая струйка. По вкусу
этот древесный сок очень напоминает
молоко.
в)
Полуметровые
плоды колбасного дерева видом хоть и
напоминают колбасу, к сожалению,
несъедобны.
г)
Конфетное дерево растет в Индии, Японии,
Китае. Это дерево завезли и к нам – на
Кавказ и в Крым. Подсушенные на солнце
плоды конфетного дерева такие же вкусные
и сладкие, как настоящие конфеты.
VI. Рефлексия.
Попробуйте себя в роли поэтов составьте синквейн о плодах, работайте в паре.
VII. Итог. Выставление оценок.
|
Правильный ответ: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 |
|
Правильный ответ: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 |
|
Правильный ответ: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 |
|
Правильный ответ: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 |
Плоды. Приложение1.
№ |
Название плода |
Характеристика плода |
Примеры растений |
I. А. |
Плоды ….. |
||
1. |
|
Простой сочный многосемянный плод, покрытый тонкой кожицей, в котором семена лежат в мякоти.
|
|
2. |
|
Простой сочный многосемянный плод, в образовании которого принимает участие цветоложе, нижние части тычинок и лепестков, семена лежат в сухих пленчатых камерах.
|
|
3. |
|
Простой сочный многосемянный плод, у которого внутренняя часть околоплодника имеет вид соковых мешочков.
|
|
4. |
|
Простой сочный многосемянный плод, имеющий деревянистый наружный слой околоплодника.
|
|
Б. |
Плоды …. |
||
5. |
|
Простой сочный односемянный плод, у которого внутренняя часть околоплодника древеснеет.
|
|
В. |
Плоды …. |
||
6. |
|
Простой сухой многосемянный плод, у которого семена расположены на двух створках.
|
|
7. |
|
Простой сухой многосемянный плод, у которого семена лежат на центральной перегородке.
|
|
8. |
|
Простой сухой многосемянный, самовскрывающийся после созревания плод.
|
|
Г. |
Плоды ….. |
||
9. |
|
Простой сухой односемянный плод, у которого древеснеет околоплодник.
|
|
10. |
|
Простой сухой односемянный плод, покрытый кожистым околоплодником.
|
|
11. |
|
Простой сухой односемянный плод, у которого пленчатый околоплодник срастается с семенной кожурой.
|
|
12. |
|
Простой сухой односемянный плод, у которого околоплодник не срастается с семенной кожурой.
|
|
II. |
Плоды ……. |
||
13. |
|
Сложный плод, состоящий из множества мелких плодиков костянок.
|
|
14. |
|
На разросшемся сочном цветоложе множество плодиков семянок.
|
|
15. |
|
Внутри сочного бокаловидного цветоложа находятся плодики – орешки.
|
|
III. |
Со…. |
||
16. |
|
Образуется не из одного цветка, а из соцветия, при полном срастании его цветков. |
|
Приложение 2.
Лабораторная работа.
Определение типов плодов покрытосеменных растений.
Название растения |
простой |
сборный |
сухой |
сочный |
одно-семянный |
много-семянный |
тип плода |
Горох |
|
|
|
|
|
|
Боб |
Баклажан |
|
|
|
|
|
|
Ягода |
Мандарин |
|
|
|
|
|
|
Гесперидий |
Клубника |
|
|
|
|
|
|
Сборная семянка |
Картофель |
|
|
|
|
|
|
Видоизме-ненный побег |
Киви |
|
|
|
|
|
|
Ягода |
Банан |
|
|
|
|
|
|
Ягода |
Капуста |
|
|
|
|
|
|
Укороченный побег |
Слива |
|
|
|
|
|
|
Костянка |
Персик |
|
|
|
|
|
|
Костянка |
Тыква |
|
|
|
|
|
|
Тыквина |
Подсолнечник |
|
|
|
|
|
|
Семянка |
Шиповник |
|
|
|
|
|
|
Многоорешек |
Кукуруза |
|
|
|
|
|
|
Зерновка |
Томат |
|
|
|
|
|
|
Ягода |
Лещина |
|
|
|
|
|
|
Орех |
Плоды. Приложение1.
№ |
Название плода |
Характеристика плода |
Примеры растений |
I. А. |
Плоды ….. |
||
1. |
|
Простой сочный многосемянный плод, покрытый тонкой кожицей, в котором семена лежат в мякоти.
|
|
2. |
|
Простой сочный многосемянный плод, в образовании которого принимает участие цветоложе, нижние части тычинок и лепестков, семена лежат в сухих пленчатых камерах.
|
|
3. |
|
Простой сочный многосемянный плод, у которого внутренняя часть околоплодника имеет вид соковых мешочков.
|
|
4. |
|
Простой сочный многосемянный плод, имеющий деревянистый наружный слой околоплодника.
|
|
Б. |
Плоды …. |
||
5. |
|
Простой сочный односемянный плод, у которого внутренняя часть околоплодника древеснеет.
|
|
В. |
Плоды …. |
||
6. |
|
Простой сухой многосемянный плод, у которого семена расположены на двух створках.
|
|
7. |
|
Простой сухой многосемянный плод, у которого семена лежат на центральной перегородке.
|
|
8. |
|
Простой сухой многосемянный, самовскрывающийся после созревания плод.
|
|
Г. |
Плоды ….. |
||
9. |
|
Простой сухой односемянный плод, у которого древеснеет околоплодник.
|
|
10. |
|
Простой сухой односемянный плод, покрытый кожистым околоплодником.
|
|
11. |
|
Простой сухой односемянный плод, у которого пленчатый околоплодник срастается с семенной кожурой.
|
|
12. |
|
Простой сухой односемянный плод, у которого околоплодник не срастается с семенной кожурой.
|
|
II. |
Плоды ……. |
||
13. |
|
Сложный плод, состоящий из множества мелких плодиков костянок.
|
|
14. |
|
На разросшемся сочном цветоложе множество плодиков семянок.
|
|
15. |
|
Внутри сочного бокаловидного цветоложа находятся плодики – орешки.
|
|
III. |
Со…. |
||
16. |
|
Образуется не из одного цветка, а из соцветия, при полном срастании его цветков. |
|
Приложение 2.
Матрица ответов для проверки лабораторной работы.
Название растения |
простой |
сборный |
сухой |
сочный |
одно-семянный |
много-семянный |
тип плода |
Горох |
+ |
|
+ |
|
|
+ |
Боб |
Баклажан |
+ |
|
|
+ |
|
+ |
Ягода |
Мандарин |
+ |
|
|
+ |
|
+ |
Гесперидий |
Клубника |
|
+ |
|
|
|
|
Сборная семянка |
Картофель |
|
|
|
|
|
|
Видоизме-ненный побег |
Киви |
+ |
|
|
+ |
|
+ |
Ягода |
Банан |
+ |
|
|
+ |
|
+! |
Ягода |
Капуста |
|
|
|
|
|
|
Укороченный побег |
Слива |
+ |
|
|
+ |
+ |
|
Костянка |
Персик |
+ |
|
|
+ |
+ |
|
Костянка |
Тыква |
+ |
|
|
+ |
|
+ |
Тыквина |
Подсолнечник |
+ |
|
+ |
|
+ |
|
Семянка |
Шиповник |
|
+ |
|
|
|
|
Многоорешек |
Кукуруза |
+ |
|
+ |
|
+ |
|
Зерновка |
Томат |
+ |
|
|
+ |
|
+ |
Ягода |
Лещина |
+ |
|
+ |
|
+ |
|
Орех |
Приложение 3.
Лабораторная работа.
Определение типов плодов покрытосеменных растений.
Название растения |
простой |
сборный |
сухой |
сочный |
одно-семянный |
много-семянный |
тип плода |
Горох |
|
|
|
|
|
|
|
Баклажан |
|
|
|
|
|
|
|
Мандарин |
|
|
|
|
|
|
|
Клубника |
|
|
|
|
|
|
|
Картофель |
|
|
|
|
|
|
|
Киви |
|
|
|
|
|
|
|
Банан |
|
|
|
|
|
|
|
Капуста |
|
|
|
|
|
|
|
Слива |
|
|
|
|
|
|
|
Княженика |
|
|
|
|
|
|
|
Персик |
|
|
|
|
|
|
|
Апельсин |
|
|
|
|
|
|
|
Тыква |
|
|
|
|
|
|
|
Подсолнечник |
|
|
|
|
|
|
|
Шиповник |
|
|
|
|
|
|
|
Кукуруза |
|
|
|
|
|
|
|
Томат |
|
|
|
|
|
|
|
Лещина |
|
|
|
|
|
|
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лебедева Ирина Владимировна
→ энигма 16.10.2014 3 8976 747 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.