Конспект интегрированного урока по химии и биологии по теме: "Витамины"; 10 класс
Интегрированный урок химия – биология
по теме «Витамины»
автор : Бойченко Светлана Валерьевна
учитель химии
МБОУ СОШ №41 г. Белгорода
Цель: дать общее представление о витаминах, познакомить учащихся с их классификацией, представителями и значением.
Задачи
Образовательные:
на основе межпредметных связей с биологией раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека;
дать понятие об авитаминозах, гипо – и гипервитаминозах на примере важнейших представителей водо – и жирорастворимых витаминов;
Развивающие:
развивать память, воображение, мыслительные способности;
развитие информационной культуры учащихся;
расширение кругозора детей;
совершенствование навыков исследовательской деятельности;
формирование умений и навыков работать в группе
Воспитательные:
воспитание самостоятельности и ответственности;
интереса к предметам;
способствовать здоровьесберегающему воспитанию.
Оборудование:
Компьютер
Интерактивная доска
Мультимедийный проектор
Микролаборатория
Справочная литература
Инструкции для проведения эксперимента
План урока.
Организационный момент
Актуализация знаний учащихся
Изучение нового материала
Закрепление
Рефлексия
Ход урока.
Организационный момент, приветствие учащихся.
Актуализация опорных знаний.
Изучение нового материала.
Учитель химии. Эпиграфом нашего сегодняшнего урока является русская поговорка: «Мал золотник, да дорог!» (1 слайд) Так в старину на Руси говорили о незаметном на первый взгляд, но очень важном человеке. Эти слова очень точно отражают суть нашего разговора. А говорить мы будем о витаминах.(2 слайд) Цель нашего урока – познакомиться с разнообразием этих веществ и важностью для нашего организма. В настоящее время очень часто можно услышать или увидеть информацию об этих веществах. (3 слайд) А как вы думаете, давно ли человек знаком с витаминами? Чтобы получить полную информацию по этому вопросу, заслушаем выступление вашего товарища.
Доклад учащегося. Ко второй половине 19 века было выяснено, что пищевая ценность продуктов питания определяется содержанием в них, в основном, следующих веществ: белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды. Считалось, что если в пищу человека входят в определенных количествах все эти вещества, то она полностью отвечает биологическим потребностям организма. Это мнение прочно укоренилось в науке того времени.
Однако практика далеко не всегда подтверждала правильность этих представлений. Так, настоящим бичом мореплавателей была цинга: от неё погибало моряков больше, чем, например, в сражениях или от кораблекрушений. Так, из 160 участников известной экспедиции Васко де Гамма (Индия) 100 человек погибло от цинги.
История морских путешествий давала также ряд поучительных примеров. Возникновение цинги могло быть приостановлено или излечено, если в пищу добавлять лимонный сок или отвар.
Начало изучения витаминов было положено русским врачом Николаем Ивановичем Луниным. Он проводил свои опыты на мышах.
В 1912 г. польский врач и биохимик Казимир Функ выделил из рисовых отрубей вещество, излечивающее паралич голубей, питавшихся только полированным рисом. Он определил, что в состав этого вещества входит азот. Открытое вещество он назвал витамин (от слов «вита» - жизнь и «амин» - содержащий азот). Потом оказалась, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось.
Учитель биологии. Что же такое витамины? Вам было дано задание, найти определение этих веществ в различных справочниках. (Учащиеся зачитывают определения). В ходе сегодняшнего выступления мы попытаемся сформулировать своё определение витаминов.
Как любые вещества, витамины делятся на группы. Одним из признаков классификации является способность витаминов растворяться в воде или жирах. По этому признаку различают два класса витаминов (слайд).
Витамины
Водорастворимые Жирорастворимые
С, В А, D
Учитель химии. Мы сегодня рассмотрим некоторых представителей каждой группы. В ходе работы заполним таблицу (на доске и на столах учащихся).
Класс витамина |
Представители |
И сточники витаминов |
Б олезни изб. нед. |
Водорастворимые |
С |
|
|
В |
|
|
|
Жирорастворимые |
А |
|
|
D |
|
|
Для работы разделимся на творческие группы.
1 группа «Диетологи» проанализируют источники поступления витаминов в наш организм (на столах справочная литература).
2 группа «Врачи» исследуют проблемы, которые возникают при избытке или недостатке потребления витаминов (на столах справочная литература).
3 группа «Химики» проведут небольшое практическое исследование по обнаружению некоторых видов витаминов в продуктах питания. (на столах реактивы, оборудование и инструктивная карточка)
(Учащиеся работают самостоятельно в течение нескольких минут)
Учитель биологии. Итак, давайте послушаем отчет каждой группы и заполним таблицу.
Учитель химии. Таким образом, наш разговор о витаминах подошел к логическому завершению. Вы узнали много нового и интересного. Давайте же попытаемся сформулировать окончательное определение витаминов (Учащиеся высказывают свои версии.).
Рефлексия.
Учитель биологии. На уроках биологии вы уже знакомились с витаминами, но сегодня ваши знания расширились и дополнились интересными фактами о витаминах. Сформулируем выводы по уроку.
Для чего нужны витамины?
Учитель химии. Где живут витамины?
Учитель биологии. Может ли человек прожить без витаминов?
Учитель химии. Какие элементы входят в состав витаминов?
Молодцы ребята! Вы хорошо работали и мы думаем, что вам было все понятно. А теперь отразите настроение сегодняшнего урока, изобразив мордашку витаминчику по образцу (слайд). Спасибо за урок, до свидания!
Приложение
Инструктивная карточка для группы «Химики»
Задание1. Определите содержание витамина С апельсиновом соке. Для опыта возьмите отдельно свежевыжатый апельсиновый сок и покупной сок известной фирмы.
Налить в пробирку 2мл сока и добавить воды на 10мл. Затем влить немного крахмального клейстера. Далее по каплям добавлять 5%-ный раствор иода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10-15с. Техника определения основана на том, что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются иодом. Как только иод окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая же капля, прореагировав с крахмалом, окрасит раствор в синий цвет. Чем больше капель йода идет на титрование, тем больше витамина С в образце.
Сделайте вывод о содержании витамина С в соках разных видов.
Задание2. Определите содержание витамина А в подсолнечном масле
В пробирку налить 1мл подсолнечного масла и добавить 2-3 капли 1%-ного раствора хлорида железа (3). При наличии витамина А появляется ярко-зеленое окрашивание.
Сделайте вывод о содержании витамина А в подсолнечном масле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бойченко Светлана Валерьевна
→ Светлана2767 31.10.2015 0 7019 685 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы