Конспект и презентация к мероприятию "Заповедные края. Столетие заповедной деятельности России"


Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Московской области

«Сергиево-Посадский колледж»



УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора

____________________________

__________/_________________/

«___» _______________20__г.




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Заповедные края.

Столетие заповедной системе России



Преподаватель

Марнат Анна Владимировна



















Сергиев Посад

2017





Краткое резюме мероприятия


Учебная дисциплина: экология.

Дата: 6.11.2017 г.

Группы: ИСП-079, ТПИ-075, РАС-077, МПО-072, ПИ-069, ПИ-069А, ТПИ-065, РАС-067, МТЭ-062

Вид учебного занятия: Теоретическое занятие.

Тип занятия: урок-лекция.

Тема занятия: Столетие заповедной деятельности в России.


Пояснительная записка


Развитие современного общества невозможно без понимания важности воспитания экологической культуры. Само создание понимания человеком нужности и важности охраны окружающей среды – комплексный процесс, включающий в себя ряд мероприятий теоретического и практического характера. Достижение улучшения экологической ситуации в стране и мире может быть достигнуто только путем активного и тотального внедрения экологических мероприятий в систему общего образования.

5 января 2016 года был подписан указ, обозначивший 2017 год в России годом экологии. Этим Правительство еще раз доказало необходимость усиления внимания на проблемах природы и природопользования.

Одним из направлений работы, указанным как целевое в рамках года экологии является создание новых и поддержание существующих особо охраняемых природных территорий. Мероприятие направлено на ознакомление учащихся с историей заповедного дела в России, его истоках и работе, проводимой сейчас для сохранения видового многообразия животного и растительного мира России. Данное мероприятие является составной частью экологического воспитания учащихся, проходящей в образовательном учреждении.


Цели и задачи мероприятия

Целью данного мероприятия является углубление и систематизация знаний учащихся об истории развития природоохранного дела в России. Для реализации данных целей перед организаторами ставится следующие задачи:

1. Способствовать увеличению интереса к проблемам защиты природы и природоохранной деятельности.

2. Ознакомить студентов с историей природоохранного дела на территории России.

3. Закрепить материал, полученный во время лекции.

4. Проверить усвоение материала учащимися.

5. Повысить уровень экологической культуры, развивать уважительное отношение к природе и природоохранной деятельности.

6. Развивать внимание и способность формулировать свои мысли.

7. Развивать речь и способность выступать на публике.


















Сценарий мероприятия


Ведущий 1: Здравствуйте, дорогие друзья! Давайте посмотрим на эту картинку. Как вы думаете, что общего между амурским тигром и бобром? (Опрос зала).


Ведущий 2: Дело в том, что увидеть этих животных мы можем чаще на фотографиях, чем в реальности. Они занесены в Красную книгу. Ежегодно с лица земли исчезают все больше и больше животных. Сегодня мы расскажем вам о том, как человек пытается их сохранить.

100-летию заповедной деятельности в России посвящается.


ВИДЕО С РЕДКИМИ ВИДАМИ ЖИВОТНЫХ И ПТИЦ


Во время воспроизведения видео студенты исполняют стихи:

1.

Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,
Не год не два, а миллионы лет,
Я так устала… 
Плоть моя покрыта
Рубцами ран – живого места нет.
Терзает сталь моё земное тело,
И яды травят воды чистых рек,
Всё то, что я имела и имею,
Своим добром считает человек.
Не потому ли, загораясь мщеньем,
Я против сил безумных восстаю
И, сотрясая твердь землетрясеньем,
На все обиды свой ответ даю.
И не случайно грозные вулканы
Выплёскивают с лавой боль земли…
Очнитесь, люди! Призовите страны,
Чтобы, меня от гибели спасти!

2.

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

3.

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете.

Давайте сохраним

Ромашку на лугу.

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

О, как природа-мать

Терпима и добра!

Но чтоб ее лихая

Участь не постигла.

Давайте сохраним

На стрежнях – осетра.

Касатку в небесах,

В таежных дебрях – тигра.

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним.

Давайте-ка мы все

Навек объединимся.

Давайте наши души

Вместе сохраним,

Тогда мы на Земле

И сами сохранимся!


Ведущий 1: Какое животное вам запомнилось больше всего? (Опрос зала).


Ведущий 2: Это были виды на грани исчезновения. А сколько их уже безвозвратно исчезло без надежды на восстановление?


Доклад о вымерших животных (Приложение №1)


Ведущий 1: Почему же они исчезают? (Вопрос в зал).


Ведущий 2: Наше неуемное потребление, стремление упрочить свой статус, похвастаться перед друзьями для природы зачастую фатально. Мы тесним природу заводами, стремясь больше произвести. Лишаем животных дома, вырубая леса и загрязняя реки. Отдавай дань моде и красоте, человек поставил под угрозу существование многих видов животных.


Ведущий 1: 1917 г. Кто скажет, чем знаменит этот год? (Опрос зала).


Ведущий 2: Революционным этот год можно назвать еще и потому, что именно в это время был принят закон, положивший начало создания природоохранных территорий в России.


ВИДЕО ОБ ОХРАНЕ ПРИРОДЫ

Ведущий 2: Но началось все гораздо раньше. Давайте узнаем с вами, как.


Доклад об истории заповденого дела (Приложение №2)


Ведущий 1: Как вы думаете, какие животные были первыми на очереди для защиты? (Опрос зала). Чем с давних времен славилась Россия? (Мех). Мы называем его «мягкое золото».

Давайте узнаем об этом животном подробнее.


Доклад про баргузинского соболя (Приложение №3)


ВИДЕО ПРО БАРГУЗИНСКИЙ ЗАПОВЕДНИК


Ведущий 2: Все эти виды уничтожаются ради красоты. Ради того, чтобы однажды хвастаться перед подругами новой шубой или шапкой из меха. Казалось бы, революция должна была перечеркнуть все усилия по сохранению видов и организации заповедников. Но это совсем не так. Первым в СССР был создан Астраханский заповедник – уникальная природоохранная территория, площадка для отдыха множества перелетных птиц.


ВИДЕО ПРО АСТРАХАНСКИЙ ЗАПОВЕДНИК


Перед началом воспроизведения видео исполняют стих:


В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.


Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела...

Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.


После воспроизведения видео исполняют стих:


Меж болотных стволов красовался восток огнеликий….

Вот наступит октябрь – и покажутся вдруг журавли!

И разбудят меня, позовут журавлиные крики

Над моим чердаком, над болотом, забытым вдали…

Широко по Руси предназначенный срок увяданья

Возвещают они, как сказание древних страницы.

Все, что есть на душе, до конца выражает рыданье

И высокий полет этих гордых прославленных птиц.

Широко на Руси машут птицам согласные руки.

И забытость болот, и утраты знобящих полей –

Это выразят все, как сказанье, небесные звуки,

Далеко разгласит улетающий плач журавлей…

Вот летят, вот летят… Отворите скорее ворота!

Выходите скорее, чтоб взглянуть на высоких своих!

Вот замолкли – и вновь сиротеет душа и природ

Оттого, что – молчи! – так никто уж не выразит их…



Ведущий 2: В настоящее время на территории России насчитывается 102 государственных природных заповедник и 40 национальных парков.

Человек умеет не только разрушать. Благодаря усилиям человека многие виды животных удалось сохранить. Сейчас в России ведутся работы по восстановлению некоторых видов животных.


Ведущий 1: Давайте попробуем угадать, как они называются. (Опрос зала).

Животные:

1. Дальневосточный леопард

2. Белый медведь

3. Белуха

4. Амурский тигр

5. Снежный барс


А как называется это животное? (Вопрос в зал). Давайте узнаем его поближе.


ВИДЕО О СОХРАНЕНИИ ЛОШАДИ ПРЖЕВАЛЬСКОГО


Ведущий 2: Забота о природе в наших руках. Мы сами, здесь и сейчас, можем оберегать и защищать ее. Для этого не надо больших подвигов. Достаточно только не мусорить, не разводить костры, не уничтожать растения и животных без надобности. Как только станем бережными мы, природа сумеет восстановиться и снова радовать нас своим великолепием. А ей всегда есть, чем нас удивить.


ВИДЕО КРАСИВЫЕ ЖИВОТНЫЕ


Ведущий 1: А теперь давайте вспомним, что же важного мы сегодня узнали.




Приложение №1. Доклад о вымерших животных


Существует множество природных причин, приводящих к исчезновению тех или иных животных. Резкие изменения температуры, природные катастрофы, резкое увеличение популяции конкурирующих видов, - все это привести к нарушению популяции. Помимо природных факторов колоссальное влияние на вымирание животных оказывает человек. Вот только некоторые из животных, исчезнувшие в результате деятельности человека.


Морская корова

Данный вид животного открыл и описал зоолог из России, Стеллер в 1741 году. Основной пищей этого миролюбивого животного была морская капуста. Именно поэтому и появилось название «морская корова». Коренное население активно охотилось на морских коров из-за их чрезвычайно вкусного мяса. Со временем морских коров оценили и приезжие рыболовы и охотники. В результате такой активной охоты вид был полностью истреблен в течение всего 30 лет.


Речной дельфин

Впервые этот вид обнаружили в Китае в 1918 г. Спустя всего век ни одного представителя этого вида обнаружено не было. Вероятнее всего, вид больше не подлежит восстановлению.


Тилацин

Единственный в своем роде представитель волков, имеющий сумку для воспитания детенышей. Еще в наскальных рисунках, созданных приблизительно в 1000 году до н.э. присутствует тилацин.

Первая информация в европейских источниках появилась в 1642 году. К сожалению, волки слишком часто выбирали фермерские стада для пищи. Фермеры не могли допустить такого вмешательства в хозяйство и начали массово истреблять этот вид животного. Последний тилацин умер в зоопарке в 30-х годах XX века. Попытки найти хотя бы одного представителя этого вида сейчас не увенчиваются успехом. .


Бескрылая гагарка

Северная Атлантика была домом для этого вида животных. Более 100000 лет этот вид был известен людям и ценился за вкусное мясо. К середине 16 века почти все гнездовые колонии этих птиц были уничтожены. В 1840 году наступил конец вида: на островах Шотландии уничтожили последних птиц.


Странствующий голубь

До конца 19 века на Земле насчитывалось порядка 4,5 милр особей странствующего голубя. Основным ареалом обитания были леса в Северной Америке. В результате бурной деятельности человека и других разрушительных факторов, вид был практически истреблен в начале XX века. Последний представитель вида умер в зоопарке в 1914 году.


Додо или маврикийский дронт

Леса Маврикии славились этой крупной нелетающей птицей. К сожалению, появление человека нанесло непоправимый ущерб экосистеме острова. Исчезли многие виды животных. В том числе и маврикийский дронт.










Приложение №2 Доклад об истории заповедного дела


Природное многообразие – национальное достояние нашей страны. Как сохранить это достояние для наших потомков? Для этого создаются специальные территории – заповедники.


Важность сохранения отдельных природных мест понимали еще наши далекие предки. Среди племен, населявших нашу страну, выделяли особенно важные объекты: родники, интересные горные породы, деревья-гиганты, места с большим количеством важных животных. Эти считались священными и охранялись.


Спустя некоторое время образовались «жальники». Жальниками называли места погребения предков. Первые упоминания о жальниках относятся к VI в. В это же время появляется и термин «заповедник» - охраняемое, запретное место.

Во времена Киевской Руси такие угодия существовали повсеместно. Эти охраняемые территории, в которых проживало особенно большое количество животных, легли в основу современных заповедников.

Современную форму заповедника удается встретить уже в XVI веке. Засечная полоса, или пограничный лес, ставится под охрану. Запрещаются бортные работы, рыбная ловля а также охота на бобров или выдр. При этом указ разрешал подвергать нарушителей самому страшному наказанию – смертной казни.

Петр I, имевший воистину реформаторский взгляд на развитие страны, повелел указом от 19 ноября 1703 года учредить «заповедные территории» и учесть все заповедные леса. Благодаря ему была проведена «перепись» животного населения, а также учет дубовых рощ.


Следующим шагом в развитии заповедного дела был указ Сената от 10 ноября 1832 г.

Из лесов казеных крестьян выделялись «заказные рощи». Они получали название «заповедные». Волостные правления обязаны были следить за сохранностью лесов, выделенных в заповедные.


Основы современного отечественного заповедного дела были заложены в конце XIX — начале XX вв. У истоков современного заповедного дела стояли такие люди как В.В. Докучаев, И.П. Бородин, Г.Ф. Морозов, Г.А. Кожевников, В.П. Семенов-Тян-Шанский, А.Н. Формозов и др.

2 октября 1917 года был представлен первый географический план размещения заповедников на территории России. План был составлен на основании доклада Вениамина Петровича Семенова-Тян-Шанского, который продолжил дело своего отца в изучении и охране природы.


Современная Россия может гордиться 102 заповедниками и 40 национальными парками.












Приложение №3 Доклад про баргузинского соболя


Баргузинский соболь принадлежит к семейству куньих. Местом обитания выбрал себе сибирскую тайгу, побережье озера Байкал.


В еде неприхотлив. Помимо белок, птиц и мышей, может питаться и растительной пищей: рябиной, брусникой или кердовыми орехами.


Царь Алексей Михайлович первый изобразил соболя на гербе Сибирского царства. С той поры это животное красуется на гербах многих сибирских городов: Иркутска, Новосибирска, Енисейска, Екатеринбурга, Кургана, а также многих областей Сибири.


А Екатерина II чеканила монету с изображением соболя.

















































































Слайд 1
Слайд 2
Странствующий голубь Речной дельфин Морская корова Бескрылая гагарка Маврикийский дронт Тасманский волк
Слайд 3
ЕДА!!! МЯСО!!! ХВАТАЙ ИХ!!!
Слайд 4
РОДИМЫЙ ДОМ УНИЧТОЖИЛИ… КУДА ТЕПЕРЬ ИДТИ?
Слайд 5
Я КРУТ! Я ОЧЕНЬ КРУТ! И ДЛЯ ЭТОГО МЫ ЕГО УБИЛИ?
Слайд 6
ЗАЩИТА ПРИРОДЫ? НЕ, НЕ СЛЫШАЛИ
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
МЕДКУ-ТО ЗДЕСЬ НЕ СОБРАТЬ… НЕЛЬЗЯ…
Слайд 11
ЛЕСУ БЫТЬ ПОВЕЛЕВАЮ!
Слайд 12
Слайд 13
Г.А. Кожевников Г.Ф. Морозов В.П. СеменовТян-Шанский Докучаев В.В. И.П. Бородин
Слайд 14
ЕНИСЕЙСК КУРГАНСКАЯ ОБЛАСТЬ ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
1. НАЗОВИТЕ НЕСКОЛЬКИХ ЖИВОТНЫХ ИЗ КРАСНОЙ КНИГИ 2. КАКОЕ ЖИВОТНОЕ ОХРАНЯЕТСЯ В БАРГУЗИНСКОМ ЗАПОВЕДНИКЕ? 3. ОХРАНЯЕМОЕ РАСТЕНИЕ АСТРАХАНСКОГО ЗАПОВЕДНИКА. 4. КАКИЕ ЖИВОТНЫЕ ВОССТАНАВЛИВАЮТСЯ В ДАННЫЙ МОМЕНТ? 5. В КАКОМ ЗАПОВЕДНИКЕ ВОССТАНАВЛИВАЮТ ЛОШАДЬ ПРЖЕВАЛЬСКОГО?

Полный текст материала Конспект и презентация к мероприятию "Заповедные края. Столетие заповедной деятельности России" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Марнат Анна Владимировна  Публикатор
08.02.2018 0 2689 113

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК