Конспект урока биологии "Витамины"; 8 класс
Саша
1. В отрывке стихотворения Некрасова «Железная дорога» говорится «Мёрзли и мокли, болели цингой». Что явилось причиной болезни?(в графе 2)
2. Вы - мама ребёнка с проблемами зрения. Какой витамин и почему должен преобладать в его пищевом рационе и почему? (ищи в графе 2)
………………….
Маша
1. Продукты, содержащие большое количество этого витамина, как правило оранжевого цвета?(ищи в графе 3)
2. Вы повар детского сада. В Сибири у детей нередко развивается рахит, какие продукты помогут предупредить развитие рахита и почему?(ищи в графе 2)
……………………..
Андрей
1. Почему лимоны и смородина помогают при ОРВи?(ищи в графе 2 и 3)
2. Вы фельдшер и к вам на приём пришёл больной со следующими симптомами
у человека постоянные перепады настроения, нервозность, проблемы с мозговой активностью, памятью, отсутствие сил и энергии. Какой витамин вы ему пропишите и почему? (ищи в графе 2)
……………………………………..
Кирилл П.
1. Нарушается работа красного костного мозга и развивается малокровие если?(ищи в графе 2)
2. У старых людей, как правило слабеет иммунитет, кожа теряет упругость, появляются морщины, какой витамин нужно употреблять нашим дедушкам и бабушкам в первую очередь, объясните, почему? (ищи в графе 2
Вика
1. При суточном употреблении этого витамина менее полграмма могут развиться опухоли(смотри графу 2 и 4)
2.Зимой у Веры появились трещины в уголках рта, стали ломкими волосы, объясните девочке, почему это происходит(смотри графу 2)
………………………………..
Иван
1. Какой витамин есть только в животной пище? (смотри графу 3)
2. Когда лучше гулять на улице с сестрёнкой, когда уже темняет, или днём на солнышке, если вы заботитесь о её здоровье? Ответ поясните.(графа 2)
……………………………………………..
Кирилл М.
1. Какие продукты наиболее богаты витамином Д?
2. Ваша будущая работа связана с постоянным пребыванием на улице, какой витамин вам нужен в первую очередь?
……………………………………………………….
9 Установите соответствие между наименованием витамина и диагнозом заболеваний и продуктами, где он содержится
|
Авитаминоз |
|
Диагноз |
1 |
В1 |
А |
Рахит |
2 |
С |
Б |
Болезнь бери-бери |
|
|
В |
Цинга |
|
|
Г |
Гастрит |
|
|
Д |
Сахарный диабет |
|
|
Е |
Судороги, паралич |
|
|
Ж |
Кровоточивость десен |
|
|
З |
«Куриная слепота»-нарушение сумеречного зрения |
|
|
И |
В рыбьем жире, масле, яйцах, печени |
|
|
К |
В свежих овощах и фруктах |
|
|
Л |
В семенной кожуре злаков |
|
|
М |
Может образовываться в коже |
|
|
Н |
Может образовываться из каротина моркови, абрикосов |
Группа 1
(выходите вдвоём)
1. Отложите на поднос продукты, богатые витамином А.
2. Можно ли эти продукты отварить и ложить в морозилку без опасения, что в них пропадёт витамин А и почему?
…………………………………………………………………………….
Группа 2
(выходите вдвоём)
1. Отложите на поднос продукты, богатые витаминами В.
2. Можно ли эти продукты отварить и ложить в морозилку без опасения, что в них пропадут все витамины и почему?
……………………………………………………………………………………..
Группа 3
(выходите вдвоём)
1. Отложите на поднос продукты, богатые витамином С.
2. Можно ли эти продукты отварить и ложить в морозилку без опасения, что в них пропадёт витамин и почему?
…………………………………………………………………………….
Иван, №4
1. Отложите на поднос продукты, богатые витамином Д
2. Можно ли эти продукты отварить и ложить в морозилку без опасения, что в них пропадёт витамин и почему?
ГРУППА 1
1. Выберите продукты, наиболее богатые провитамином А
2. Есть ли внешний признак, по которому эти продукты можно легко определить и объединить?
3. Разрушается ли витамин А при варке, если он жирорастворимый, можно ли сохранить его в продуктах, которые лежат в морозилке?
……………………………………………………
ГРУППА 2
1. Выберите продукты, наиболее богатые витамином С
2. Есть ли признак, по которому все эти продукты можно легко определить и объединить?
3. Разрушается ли витамин С при варке, если он водорастворимый, можно ли сохранить его в продуктах, которые лежат в морозилке?
……………………………………………………
ГРУППА 3
1. Выберите продукты, наиболее богатые витамином В
2. Какие семейства растений наиболее богаты этим витамином?
3. Разрушается ли витамин В при варке, если он водорастворимый, можно ли сохранить его в продуктах, которые лежат в морозилке?
ГРУППА 4
1. Выберите продукты, наиболее богатые витамином Д
2. Может ли организм сам вырабатывать этот витамин? Если да, то при каких условиях?
3. Разрушается ли витамин Д при варке, если он жирорастворимый, можно ли сохранить его в продуктах, которые лежат в морозилке?
Карта самоконтроля ученика 8 кл. ………………………………………
Критерии самоконтроля |
Могу сам |
Могу с помощью |
Затрудняюсь |
1. Назвать продукты, богатые витаминами(А,В,С,D) |
|
|
|
2. Объяснить роль витамина в обмене веществ |
|
|
|
3. Сравнить водорастворимые и жирорастворимые витамины |
|
|
|
4. Определять авитаминозы(А,В,С,D) по их признакам |
|
|
|
5. Объяснить роль витаминов в жизнедеятельности человека |
|
|
|
Карта самоконтроля ученика 8 кл. ………………………………………
Критерии самоконтроля |
Могу сам |
Могу с помощью |
Затрудняюсь |
1. Назвать продукты, богатые витаминами(А,В,С,D) |
|
|
|
2. Объяснить роль витамина в обмене веществ |
|
|
|
3. Сравнить водорастворимые и жирорастворимые витамины |
|
|
|
4. Определять авитаминозы(А,В,С,D) по их признакам |
|
|
|
5. Объяснить роль витаминов в жизнедеятельности человека |
|
|
|
Карта самоконтроля ученика 8 кл. ………………………………………
Критерии самоконтроля |
Могу сам |
Могу с помощью |
Затрудняюсь |
1. Назвать продукты, богатые витаминами(А,В,С,D) |
|
|
|
2. Объяснить роль витамина в обмене веществ |
|
|
|
3. Сравнить водорастворимые и жирорастворимые витамины |
|
|
|
4. Определять авитаминозы(А,В,С,D) по их признакам |
|
|
|
5. Объяснить роль витаминов в жизнедеятельности человека |
|
|
|
"Витамины"
Урок биологии в 8-м классе
__________________________________________________________
1.Организационный момент. Постановка проблемы
Здравствуйте, ребята. Мы приветствуем друг друга каждый день такими словами, то есть желаем здоровья. Здоровье - это самое ценное, что есть у человека. На всю жизнь человеку дается только один организм. Поэтому мы должны бережно к нему относиться, постоянно о нем заботиться, чтобы долгие годы оставаться здоровыми!
Сегодня мы познакомимся с группой органических веществ, которые жизненно необходимы для здоровья нашего организма. История их открытия уходит в 19 век, Силина Маша
Почему погибли мыши, вскормленные искусственной пищей? Какие вещества, содержащиеся в натуральном молоке и не очищенном рисе не получили мыши и голуби
Итак, речь сегодня пойдет о витаминах(открывает тему и задачи урока)
Тема Витамины и их значение
Цель:Выяснить, влияют ли витамины на здоровье человека?
Задачи:
1. Выяснить, что такое витамины и какие бывают витамины?
2. Понять, как витамины влияют на процесс обмена веществ.
3. Выяснить источники витаминов для организма? Как правильно хранить и приготовить продукты, чтобы сохранить витамины.
4. Узнать о последствиях недостатка и избытка витаминов.
2.Проверка домашнего задания.
Со временем, учёные выяснили, что витамины относятся к простым органическим веществам. Подавляющее большинство их них входят в состав ферментов.
Давайте вспомним, что же такое ферменты? ………………………..
Мы с вами изучили ферменты пищеварительного тракта
На карточках у вас 2 задания, уровень А и уровень В(2 вар, А- письм., В-устно)
3. Изучение нового материала
Приступим к решению 1 задачи урока. Ферменты состоят из белковой и небелковой частей, в состав небелковой части и входит витамин( дем часов)
Итак без витаминов не работают ферменты, а значит чего лишится наш организм? Нормального обмена веществ. А нормальный обмен – это и есть основа здоровья.
Давайте запишем определение витаминов в рабочую тетрадь
Витамины – это биологически активные вещества, которые оказывают значительное влияние на процессы обмена.
Витамины называют чудесной азбукой здоровья, их известно около 25 видов (показать слайд - А, В1, В2, В6, В12, С, РР, К, Д, Е).
Какие бывают витамины, давайте обратимся к таблице на ваших столах. Про какие из них вы уже слышали? На какие 2 большие группы разделены все витамины( смотрим жирный шрифт). Водорастворимые и жирорастворимые. Как вы думаете, почему группы так назвали?
Вы правы давайте изобразим классификацию витаминов в виде схемы в своих тетрадях.
(пишем в схеме)Водорастворимые- поступают с водными растворами и легко выводятся из организма
(пишем в схеме)Жирорастворимые – поступают с жирными продуктами, легко накапливаются в жировой ткани и печени.
Снизу запишите названия водо и жирорастворимых витаминов.
Переходим к решению 2 задачи урока: Как витамины влияют на обмен веществ?
В решении этой задачи нам снова пригодится таблица. В ней есть информация о 4 основных витаминах, которые нам необходимо изучить. Положите её по середине, так, чтобы было удобно работать.
1. Смотрим 1 графу таблицы под названием «Витамины»
-Какой витамин имеет не одну, а несколько разновидностей? Сколько? Как называются?
2. Смотрим 2 графу, какую информацию мы можем подчерпнуть для себя из этой графы? -Например, какую роль в процессах обмена играет витамин В1?
3. Переходим к графе №3, какую важную информацию для каждого она несёт?
4. А 4 графа чем нам может помочь?
-Какого витамина в сутки нужно употреблять больше всего?
-Какого витамина необходимо всего лишь 5 тысячных грамма в сутки?
Давайте попробуем, используя важную информацию таблицы решить биологические задачи различного уровня сложности, возьмите голубые листочки они на каждого N1 это простая, а N2- посложнее. Каждый из вас может выбрать для решения только первую или и первую и вторую. Время на подготовку- 3 минуты.
Пора решить задачу №3 выяснить продукты- источники витаминов? Как правильно их хранить и приготовить, чтобы сохранить витамины. В этом нам поможет учебник стр ….., абзац …….
Работаем в малых группах, Иван- один. Берём задание на жёлтых листах и через 2 минуты первая группа выходит к столу
На столе: банан, апельсин, яблоко, помидор, капуста , шиповник, хлеб, крупа, молоко, творог, рис. мяса, рыбы, печень, яйцо, горох, бобы
Осталось решить 4-ю задачу урока -Узнать о последствиях недостатка и избытка витаминов. Обратимся к тексту учебника
Что называется авитаминозом? Разновидностью авитаминоза является
Подведём итог урока: все задачи мы решили, а значит - готовы применить полученные знания на практике
Проверка на листочках, затем последний слайд
Рефлексия
Дома п. ….., составить характеристику витамина письменно.
Карта самоконтроля ученика 8 кл. ………………………………………
Критерии самоконтроля |
Могу сам |
Могу с помощью |
Затрудняюсь |
1. Назвать продукты, богатые витаминами(А,В,С,D) |
|
|
|
2. Объяснить роль витамина в обмене веществ |
|
|
|
3. Сравнить водорастворимые и жирорастворимые витамины |
|
|
|
4. Определять авитаминозы(А,В,С,D) по их признакам |
|
|
|
5. Объяснить роль витаминов в жизнедеятельности человека |
|
|
|
Пора решить задачу №3 выяснить продукты- источники витаминов? Как правильно их хранить и приготовить, чтобы сохранить витамины. В этом нам поможет учебник стр ….., абзац …….
Работаем в малых группах, Иван- один. Берём задание на жёлтых листах и через 2 минуты первая группа выходит к столу
На столе: банан, апельсин, яблоко, помидор, капуста , шиповник, хлеб, крупа, молоко, творог, рис мяса, рыбы, печень, яйцо, горох, бобы
Осталось решить 4-ю задачу урока -Узнать о последствиях недостатка и избытка витаминов, в этом нам поможет презентация
Подведём итог урока: все задачи мы решили, а значит готовы применить полученные знания на практике
1.В шпинате и салате витамины лучше всего сохраняются, если его употреблять: в свежем виде, в замороженном, в консервированном
2.В какое время года содержание витаминов в молоке увеличивается в 2 раза?
3. Если вы станете соблюдать вегетарианский режим, то один из четырёх витаминов будет отсутствовать: витамин А, витамин Д, витамин В2, витамин В12.
4. Действие солнечных лучей позволяет организму выработать один витамин. Какой? Витамин Д, витамин А, витамин Е, витамин В6 .
6. Зимой необходимо чем-то компенсировать отсутствие солнечных лучей. Чем? Овощами, яичным желтком, лимонами, фруктами.
7. В каком из продуктов питания наибольшее разнообразие витаминов и притом в самом большом количестве? В хлебе, в молоке, в свежей капусте, в печени.
8. Что нужно потреблять, чтобы покрыть ежедневную потребность организма в витамине С? 1,5 кг помидоров, 120 гр. капусты, 1 кг апельсинов, 50 гр. смородины
Саша
1. В отрывке стихотворения Некрасова «Железная дорога» говорится «Мёрзли и мокли, болели цингой». Что явилось причиной болезни(в графе 2)
2. Вы - мама ребёнка с проблемами зрения. Какой витамин и почему должен преобладать в его пищевом рационе и почему? (ищи в графе 2)
Маша
1. Продукты, содержащие большое количество этого витамина, как правило оранжевого цвета?(ищи в графе 3)
2. Вы повар детского сада. В Сибири у детей нередко развивается рахит, какие продукты помогут предупредить развитие рахита и почему?(ищи в графе 2)
Андрей
1. Почему лимоны и смородина помогают при ОРВи?(ищи в графе 2 и 3)
2. Вы фельдшер и к вам на приём пришёл больной со следующими симптомами
у человека постоянные перепады настроения, нервозность, проблемы с мозговой активностью, памятью, отсутствие сил и энергии. Какой витамин вы ему пропишите и почему? (ищи в графе 2)
Кирилл П.
1. Нарушается работа красного костного мозга и развивается малокровие если?(ищи в графе 2)
2. У старых людей, как правило слабеет иммунитет, кожа теряет упругость, появляются морщины, какой витамин нужно употреблять нашим дедушкам и бабушкам в первую очередь, объясните, почему? (ищи в графе 2)
Вика
1. При суточном употреблении этого витамина менее полграмма могут развиться опухоли(смотри графу 2 и 4)
2.Зимой у Веры появились трещины в уголках рта, стали ломкими волосы, объясните девочке, почему это происходит(смотри графу 2)
Иван
1. Какой витамин есть только в животной пище? (смотри графу 3)
2. Когда гулять на улице с сестрёнкой, когда уже темняет, или днём на солнышке, если вы заботитесь о её здоровье? Ответ поясните.(графа 2)
Кирилл М.
1. Какие продукты наиболее богаты витамином Д?
2. Ваша будущая работа связана с постоянным пребыванием на улице, какой витамин вам нужен в первую очередь?
Задание на желтых листках
Группа 1
(выходите вдвоём)
1. Отложите на поднос продукты, богатые витамином А.
2. Можно ли эти продукты отварить и ложить в морозилку без опасения, что в них пропадёт витамин А и почему?
Группа 2
(выходите вдвоём)
1. Отложите на поднос продукты, богатые витаминами В.
2. Можно ли эти продукты отварить и ложить в морозилку без опасения, что в них пропадут все витамины и почему?
Группа 3
(выходите вдвоём)
1. Отложите на поднос продукты, богатые витамином С.
2. Можно ли эти продукты отварить и ложить в морозилку без опасения, что в них пропадёт витамин и почему?
Иван, №4
1. Отложите на поднос продукты, богатые витамином Д
2. Можно ли эти продукты отварить и ложить в морозилку без опасения, что в них пропадёт витамин и почему?
2. Какие из этих продуктов можно варить и ложить в морозилку без опасения, что в них пропадут все витамины и почему?
Витамины называют чудесной азбукой здоровья, их известно около 25 видов (показать ряд - А, В1, В2, В6, В12, С, РР, К, Д, Е). Некоторые из них образуют целые группы. Какие вы знаете? (слайды №8,№9)
Классификация витаминов (слайд №10).Витамины: водорастворимые (В, С) и жирорастворимые (А,Д,Е,К) (слайд №11).
Заболевания.
Если в пище отсутствует хотя бы один витамин, нарушается вся цепочка обменных реакций. Избыток витаминов приводит к чрезмерному ускорению обменных процессов или направляет их по другому пути. В обоих случаях происходит нарушение обмена веществ. Недостаток (гиповитаминоз) или избыток витаминов (гипервитаминоз) оказываются небезразличными для нашего здоровья (слайд 12). Полное отсутствие витамина обозначают термином авитаминоз (слайд 13).
Вывод: для восполнения суточной потребности в витаминах нужно съедать очень много натуральных продуктов или принимать искусственные витамины, но необходимо помнить при этом, что витамины – это лекарственные препараты, употреблять их без меры нельзя.(слайд 14) Витаминные мифы
МИФ 1. Гиповитаминоз – сезонная проблема. Витамины нужно принимать только весной.
МИФ 2. Вместо того, чтобы глотать таблетки, можно просто побольше пить соков и есть свежих овощей и фруктов.
МИФ 3. Если постоянно принимать витамины, можно заработать гипервитаминоз.
МИФ 4. Некоторые витамины вступают в противоречие друг с другом, поэтому не имеет смысла пить комплексные витаминные препараты – всё равно в итоге эффекта не будет.
Как сохранить витамины? (слайд №20)
1.При действии высокой температуры в мясе теряется до 60 % витаминов группы В.
2.При варке овощей разрушаются до 20 % витаминов группы В и до 50% витамина С.
3.Витамин С разрушается и при соприкосновении с воздухом.
Правила приготовления пищи для сохранения витаминов:
1.Чистить овощи следует только перед варкой, а не заранее.
2.Варить желательно в эмалированной кастрюле
3.Варить, закрыв крышкой или в скороварке не слишком долго.
5.Закрепление знаний и умений.
6.Обобщение и систематизация знаний.
Никогда не следует забывать, что витамины не действуют по отдельности. Основа нормального метаболизма - хорошо сбалансированный, индивидуально подобранный витаминный комплекс. Витамин Е ускоряет синтез провитаминов D, витамин РР тормозит действие холина, аскорбиновая кислота уменьшает проницаемость сосудистой стенки, витамин А уменьшает токсичность витамина D.
Учитель Давайте вспомним начало урока, когда я вам рассказала историю про экспедицию Колумба. Как вы думаете, какой болезнью заболели моряки?
А вот теперь угадайте, что находится у меня в черном ящике. Это плод тропического растения. В большом изобилии он растет на острове Кюрасао. В нем содержится много витамина С. В народной медицине его применяют как профилактическое средство против гриппа (лимон).-1 балл.
В Британском морском флоте
Служили моряки
Когда-то называли их
По-странному - “Лими”.
А от чего “лими” они?
От слова же “лимон”
Необходим матросам
На кораблях был он.
Подготовьте ответ на проблемный вопрос: человек ест много консервированных продуктов. Хорошо это или плохо для его здоровья и почему? -1 балл.
Предложите возможные толкования народной пословицы - Добрый повар доктора стоит. Поделитесь своими открытиями с товарищами по классу. -1 балл
После того, как решите проблемный вопрос, вскройте конверт, сравните свой ответ с ответом в конверте.
В конверте стихотворение:
Нельзя жить на консервах
Без свежих овощей.
А лучше сок лимонный и апельсиновый пей
И зубы будут крепче
И зоркими глаза
Тогда болеть не будет
Никто и никогда.
И не забудь - проблема
У витаминов есть
Их жизнь недолговечна
Они способны разрушаться
Высокая температура
И воздух при хранении
Разрушат витамин
До употребления.
А что предпочитаете вы, ребята, принимать в пищу медицинский препарат или натуральные овощи и фрукты?
Натуральные витамины полезнее, они легче усваиваются организмом, никогда не вызывают гипервитаминозов, т.е. ими нельзя перенасытить организм - никогда не вызывают токсемии - отравления.
«Что лучше: витамины естественные или искусственные?( Слайд №22)
Таблетированная форма витаминных препаратов всасывается организмом не полностью, а только какая-то ее часть.
-
Учитель.В начале урока я сообщила, что известно 25 витаминов, но в настоящее время ученые выделяют около 80 их видов. К витаминам группы В относятся только 8 видов, и есть еще их производные. Медицинская промышленность выпускает огромное количество витаминов и витаминных препаратов. Перед вами (показ выставки) только небольшая часть того, что можно встретить в аптеках. Как разобраться в этом изобилии? Современные витаминные препараты можно разделить на профилактические и лечебные. Первые удовлетворяют 50% суточной потребности организма – их принимают с учетом того, что вторую половину мы получаем с едой. Что касается других, то они дают организму 100% нормы витаминов. Н-биотин, содержится в шоколаде, и в грибах, и в яйцах, в арахисе . Он хорошо воздействует на состояние кожи и волос
6.Обобщение и систематизация знаний.
Обобщить с помощью самодельных таблиц, использовать доску.
1.На столе продукты, содержащие витамины. Взять в руки продукт и назвать какой витамин содержит.
2.Установите соответствие между симптомом заболевания и витамином, с недостатком которого оно связано.
А) кровоточивость десен
Б) ухудшение зрения в сумерках 1)А
В) выпадение зубов 2)С
Г) поражение роговицы глаза и кожи
Д) понижение сопротивляемости к
заболеваниям
Ответ:21212
3. У детей возможны изменения формы костей конечностей, которые связаны с нарушением обмена кальция и фосфора. При недостатке какого витамина это происходит?
А) А Б) В1 В) С Г) D Ответ : Г
7.Контроль и проверка знаний.
Тест «Что вы знаете о витаминах?»( Слайд №23).
1.Откуда чукчи получают необходимые витамины: из жирной рыбы, из мяса белых медведей, из мяса тюленей?
-
В шпинате и салате витамины лучше всего сохраняются, если его употреблять: в свежем виде, в замороженном, в консервированном
-
В какое время года содержание витаминов в молоке увеличивается в 2 раза?
-
Если вы станете соблюдать вегетарианский режим, то один из четырёх витаминов будет отсутствовать: витамин А, витамин Д, витамин В2, витамин В12.
-
Действие солнечных лучей позволяет организму выработать один витамин. Какой? Витамин Д, витамин А, витамин Е, витамин В6 .
-
Зимой необходимо чем-то компенсировать отсутствие солнечных лучей. Чем? Овощами, яичным желтком, лимонами, фруктами.
-
В каком из продуктов питания наибольшее разнообразие витаминов и притом в самом большом количестве? В хлебе, в молоке, в свежей капусте, в печени.
-
Какой витамин содержится в большом количестве и в шоколаде, и в грибах, и в яйцах, и в арахисе?
-
Что нужно потреблять, чтобы покрыть ежедневную потребность организма в витамине С? 1,5 кг помидоров, 120 гр. капусты, 1 кг апельсинов, 50 гр. смородины
Правильные ответы (Слайд №24).
-
Все четыре
-
В сыром виде. Причём мыть шпинат надо как можно быстрее. Заморозка также хорошо сохраняет витамины, но замораживать его необходимо быстро. И консервированный шпинат богат витаминами, если время между срывом и консервированием непродолжительно. Кроме того, его необходимо варить в закрытой кастрюле и недолго.
-
Летом. Молоко – очень важный продукт питания, оно содержит кальций, витамины. Потребление одного литра молока в день способствует хорошему витаминному «равновесию» в организме.
-
Витамин В 12, который содержится в мясе.
-
Витамин Д, который предохраняет от рахита.
-
Яичным желтком.
-
В печени. Ста граммов печени достаточно, чтобы покрыть ежедневную потребность взрослого человека в семи видах витаминов: А, С, витаминах группы В.
-
Витамин Н, или биотин. Он хорошо воздействует на состояние кожи и волос.
-
Любой из этих продуктов.
Подсчёт результатов (Слайд №25).
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
ответы |
2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
3 |
Менее 10 очков. Ваши знания о витаминах недостаточны. Тем самым, используя их слишком непродуманно, вы рискуете ухудшить своё здоровье. Ваш режим питания неудовлетворителен. Роли витаминов в питании вы должны придавать большее значение, это крайне важно.
От 10 до 19 очков. Вам ещё придётся приложить усилия, чтобы ваш режим питания был полноценным. Но в принципе вы на верном пути.
20 и более очков. Витамины и их важное значение – не тайна для вас. Вы рационально питаетесь, подбирая для своего рациона и чередуя лёгкую, витаминизированную и разнообразную пищу.
3. Подготовьте ответ на проблемный вопрос: почему у исследователей Арктики после приема миллионов единиц витамина А в составе печени белого медведя или тюленя через несколько часов развивалась сонливость, раздражительность, головная боль и рвота, а затем шелушение кожи?
8.Задание на дом § 37, таблица, дополнительный материал. Если оценка за урок «5» или «4»- составьте карточку –задание по теме или кроссворд по теме или презентацию .
9. Подведение итогов. На этом урок закончен. Я хочу пожелать вам здоровья.
Вариант 1
Задание №1
Выберите правильный ответ:
-
Процесс обмена веществ характерен для:
а) всех живых организмов; б) только для животных; в) только для растений.
2. Обмен веществ и энергии (метаболизм) – это
а) совокупность реакций пластического и энергетического обмена; б) только пластический обмен; в) энергетический обмен.
3. Энергию нашим клеткам могут дать
А) Жиры и углеводы Б) Вода и соли В) Вода и углекислый газ
4. Энергетический обмен – это
а) синтез органических веществ; б) распад органических веществ; в) удаления продуктов распада.
5. Больше всего жиров содержится
А) в хлебе и молоке Б) рыбе и курятине В) Сыре и орехах
Задание №2/ заявка на «4» и «5»
Приведите пример реакций пластического обмена:………………………………
………………………………………………………………………………………..
Какие вещества при расщеплении дают больше энергии на 100 грамм: ……………..
Вариант 2
Задание №1
Выберите правильный ответ:
-
Процесс обмена веществ происходит:
а) во всех живых клетках; б) только в некоторых клетках
2. Образование энергии – это результат
а) реакций пластического и энергетического обмена; б) только пластического обмен; в) только энергетического обмена.
3. Гликоген нашей печени расщепляется до
А) глюкозы Б) жирных кислот В) аминокислот
4. К пластическому обмену не относится
а) синтез белков; б) распад органических веществ; в) синтез жиров
5. Больше всего белков содержится
А) в хлебе и молоке Б) рыбе и курятине В) Сыре и орехах
Задание №2/ заявка на «4» И «5»
Приведите примеры ферментов, расщепляющих питательные вещества в 12- перстной кишке:……………………………………………………………………….
Какие органические вещества необходимы для роста клеток? ……………………..
Витамины |
Какую роль играют в процессах обмена веществ |
Самые богатые источники |
Суточ. Потреб-ность |
|||||
водорастворимые витамины |
||||||||
Витамин С или аскорби-новая кислота |
При участии витамина С вырабатывается основной строительный белок нашей кожи-коллаген, который обеспечивает её упругость и эластичность, препятствуя образованию морщин. Недостаток витамина С приводит к кровоточивости дёсен и выпадению зубов(цинге), снижению иммунитета, частым инфекциям(ОРВ). |
Содержится в растительных продуктах: шиповник, черная смородина, грейпфрут, лимон, болгарский перец, капуста,щавель, шпинат. В меньших количествах витамин С содержится почти во всех овощах и фруктах. |
75 мг витамина |
|||||
Витамины группы В |
||||||||
Витамин В1 - тиамин |
Важен для правильного функционирования нервной системы, мозга. Он участвует в углеводном обмене и помогает при лечении кожных заболеваний. |
Содержится преимущественно в орехах, ржаном хлебе грубого помола, яйцах, крупах, зеленом горошке, мясе птицы, печени |
до 2.5 мг. |
|||||
Витамин В2 |
У нас иногда возникали трещины или "заеды" в уголках рта, - причина этого - недостаток витамина В2. При дефиците витамина воспаляются слизистые оболочки, возникает слабость |
Содержится в основном в молоке, дрожжах, мясе, крупах,бобовых, зелени, печени |
2 - 3 мг. |
|||||
Витамин В6 |
Стимулирует деятельность нервной системы и повышает сопротивляемость организма к заболеваниям. Поддерживает здоровое состояние нашей кожи, особенно области головы. |
Источниками витамина В6 являются - куриное мясо, орехи, хлеб, бананы, бобовые. |
2 мг. |
|||||
Витамин В12 |
Необходим для жизнедеятельности клеток нервной ткани и клеток костного мозга. При недостатке В12 развивается тяжелое малокровие. |
Источниками этого витамина являются нежирное мясо, соя, рыба, дрожжи |
0,005 мг. |
|||||
Жирорастворимые витамины |
||||||||
Витамин А |
В природе существует в виде бета-каротина- провитамином А и его главная роль - нейтрализовать некоторые вредные окислительные реакции, которые часто приводят к возникновению опухолей. Недостаток витамина А приводит к сухости кожи, сероватому оттенку, рассечению и ломкости волос, хрупкости и медленному росту ногтей, а главное к снижению способности видеть в темноте,- так называемой "куриной слепоте". Считается, что витамин А замедляет старение организма и помогает долго сохранять кожу гладкой и упругой. |
В виде ретинола содержится в продуктах животного происхождения - мясо, печень, рыбий жир, яичный желток. В виде каротина содержится во многих овощах и фруктах, имеющих оранжевый и красный цвета. Наиболее богаты каротином морковь, абрикосы, тыква, помидоры. А является жирорастворимым, поэтому полезное воздействие оказывает только при употреблении с растительным и сливочным маслом, сметаной, майонезом. |
1 мг. |
|||||
Витамин Д |
Участвуют в обменах кальция и фосфора в организме. Д предупреждает рахит. Рахит это заболевание, возникающее в детском возрасте, характерно необратимыми изменениями костного скелета, что приводит к искривлению ног, неправильному развитию грудной клетки, костей черепа. Взрослых витамин Д предохраняет от переломов и размягчений костей. Наш организм сам способен вырабатывать витамин Д в коже под влиянием ультрафиолетовых лучей солнца. |
К продуктами с наибольшим содержанием витамина Д относятся - рыбий жир, сливочное масло, сливки, яичный желток. |
0,01 мг |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Баркова Ирина Ивановна
→ Публикатор 02.12.2019 0 3186 63 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы