Слайд 1
“Белки, жиры и углеводы, Пройдут века, эпохи, годы, К вам мы прикованы на век, Без вас немыслим человек”.
ФИ_______________________________________________________________
Заполнить таблицу
«Что я знаю об углеводах» |
|
Верно ли утверждение? |
«Да», «нет», «не знаю» |
Углеводы – это смеси |
|
Углеводы – чистые вещества |
|
Углеводы – это твёрдые вещества |
|
Углеводы имеют твердое агрегатное состояние |
|
Углеводы растворяются в воде |
|
Углеводы – это полимеры |
|
Углеводы выполняют в организме функции и источника энергии |
|
Все углеводы сладкие на вкус |
|
Заполнить схему
К ЛАССИФИКАЦИЯ УГЛЕВОДОВ
3. Практическая работа – исследование.
Цель: выявить основные физические свойства различных групп углеводов.
Оборудование: пробирки, стаканы с водой, спиртовка, держатели, р-р йода, крахмал, глюкоза, сахароза; стеклянные палочки, картофель (срезы).
Инструктивная карточка:
Сравните цвет глюкозы, крахмала и сахарозы.
Положите в 3 пробирки равное количество глюкозы, сахарозы и крахмала. Прилейте воду, взболтайте, наблюдайте за растворимостью в холодной воде. Подогрейте пробирки. Что наблюдаете?
Растворите глюкозу, крахмал и сахарозу в холодной воде и добавьте по капле йодной настойки. Наблюдайте за изменением цвета. Сделайте вывод о качественной реакции на крахмал.
Нанесите на срез картофеля каплю йода, срез посинеет.
Наблюдения и выводы оформите в виде таблицы.
Сравнение физических свойств углеводов разных классов
Признаки сравнения |
Глюкоза |
Сахароза |
Крахмал |
1. Формула: |
|
|
|
2. Группа: а) Моносахариды б) Дисахариды в) Полисахариды |
|
|
|
3.Агрегатное состояние: а) газ б) жидкость в) твёрдое вещество (кристаллическое) |
|
|
|
4. Цвет: |
|
|
|
5. Вкус |
|
|
|
6. Запах |
|
|
|
7.Растворимость в холодной воде |
|
|
|
«Качественные реакции на углеводы»
Цель: Научится проводить качественные реакции.
Оборудование и реактивы: глюкоза, р - р гидроксида натрия, сульфат меди (II), р - р нитрата серебра (I), р-р аммиака, вода, колба круглодонная, спиртовка, штатив, прокладка огнезащитная.
Качественная реакция глюкозы с гидроксидом меди (II)
Глюкоза содержит в своем составе пять гидроксильных групп и одну альдегидную группу. Поэтому она относиться к альдегидоспиртам. Ее химические свойства похожи на свойства многоатомных спиртов и альдегидов.
Реакция с гидроксидом меди (II) демонстрирует восстановительные свойства глюкозы.
Прилейте к раствору глюкозы несколько капель раствора сульфата меди (II) и раствор щелочи. Что наблюдаете?
Нагрейте раствор. Что наблюдаете?
Доказать наличие альдегидной группы в глюкозе можно с помощью аммиачного раствора оксида серебра. Ее используют как качественную для открытия альдегидов. Альдегидная группа глюкозы окисляется до карбоксильной группы.
К аммиачному раствору оксида серебра добавить раствор глюкозы и подогреть смесь на водяной бане. Что наблюдаете?
Реакцию серебряного зеркала используют в промышленности для серебрения зеркал, изготовления колб для термосов, елочных украшений.
Заполнить таблицу:
Название реакции
|
Что наблюдаете? |
Качественная реакция глюкозы с гидроксидом меди (II)
|
|
|
|
Реакция серебряного зеркала |
|
5. Выполнить тест
I. Выбрать одно правильное утверждение из четырех:
1. К углеводам относится вещество, молекулярная формула которого:
A) C6H12O; Б) C6H6O; В) C12H22O11; Г) C6H14O.
2. Какое из веществ не подвергается гидролизу?
А) Крахмал; Б) Глюкоза; В) Целлюлоза; Г) Сахароза.
3. Какое из перечисленных веществ не является углеводом?
А) С12Н22O11; Б) С6H12O6; В) (С6Н10O5 ) n ; Г) С2Н5O H.
4. Полисахаридом является:
А) глюкоза; Б) рибоза; В) сахароза; Г) крахмал.
5. Дисахаридом является углевод, название которого:
А) крахмал; Б) сахароза; В) глюкоза; Г) целлюлоза.
6. Общая формула углеводов условно принята:
А) СnH2nOn ; Б) СnH2nOm ; В) СnH2mOm ; Г) Сn (H2O)m.
7. Качественной реакцией на глюкозу является реакция с:
А) Cu(OH)2; Б) FeCl3; В) I2(раствор) ; Г) CuO.
8. Вещества с помощью которых осуществляется реакция фотосинтеза:
А) CO; Д) гемоглобин;
Б) CO2; Е) хлорофилл;
В) O2; Ж) C2H5OH;
Г) H2O; З) C6H12O6.
9. В каком продукте наибольшее содержание углеводов?
А) Мясо; Б) Банан; В) Хлеб; Г) Конфета.
II. Вставить пропущенные слова или формулы:
Углеводы – это вещества с общей формулой….
Углеводы классифицируют на …
К моносахаридам относятся …..
К полисахаридам относятся …
К дисахаридам относятся …
В состав РНК входит углевод …
В состав ДНК входит углевод…
Волокнистое вещество нерастворимо в воде. Это …
С помощью какого одного реактива можно обнаружить глюкозу, сахарозу и крахмал?
Углеводы образуются в клетках в процессе…
1.Самым первым углеводом (точнее смесью углеводов), с которой познакомился человек, был мёд.
2.Родиной сахарного тростника является северо-западная Индия-Бенгалия. Европейцы познакомились с тростниковым сахаром благодаря походам Александра Македонского в 327 г. до н.э.
3.Свекловичный сахар в чистом виде был открыт лишь в 1747 г. немецким химиком А. Маргграфом.
4.Крахмал был известен ещё древним грекам.
5.Целлюлоза, как составная часть древесины, используется с глубокой древности.
6.Термин слова “сладкий” и окончание —оза- для сахаристых веществ было предложено французским химиком Ж. Дюла в 1838 г.
7.В 1811 г. русский химик Кирхгоф впервые получил глюкозу гидролизом крахмала.
8.Синтез углеводов из формальдегида в присутствии Са(ОН)2 был произведён А.М. Бутлеровым в 1861 г.
Сахар довольно сладкое вещество, содержится во фруктах, овощах, но больше в сахарной свёкле и тростнике – 20%, а так же в бахчевых – арбуз, дыня. Сейчас сахар – постоянный спутник нашего стола, без которого гостей не накормишь, да и самим чашки чая не выпьешь. Было время, когда сахар считали дорогим лекарством и покупали в аптеках по той же цене, что и серебро. В России сахар появился в 1273 году (первое упоминание о кристаллическом сахаре, ввозимом с заморскими товарами, относится ко времени правления великого князя Василия Ярославича), а в Европе – в 1747 году. Спрос на сахар сильно возрос с середины XVII века, когда в России начали употреблять чай, быстро ставший национальным напитком. В 1718 году указом Петра I купцу Верстову было поручено строительство первой в России “сахарной мануфактуры”.
В начале XX в. медики уже знали, что сахар – это “белая смерть”, однако очень медленная и сладкая. Однако, хорошенько изучив таблицу Д.И.Менделеева, они нашли несколько полноценных заменителей сахара, не отличающихся от него по вкусу, но не вызывающих диабета и разрушения зубов.
1 группа. Обнаружение углеводов в мороженом.
1. В пробирку налить 1 мл. растаявшего мороженого и добавить 5-6 мл. воды, закрыть пробкой и встряхнуть.
2. Отфильтровать полученную смесь.
3. К 2 мл. фильтрата добавить 1 мл. гидрооксида натрия (NaOH) и 2-3 капли раствора CuSO4. Пробирку встряхнуть.
Как изменилась окраска раствора?
О чем говорит эта реакция?
4. Полученный раствор с изменившейся окраской нагреть над спиртовкой.
Как изменилась окраска?
Какой вывод о составе мороженого можно сделать?
2 группа. Обнаружение крахмала в вафельном стаканчике.
1. Взять вафельный стаканчик и капнуть на него 1-2 капли спиртового раствора йода.
Что происходит с окраской раствора?
2. Разжевать небольшое количество вафли, поместить кусочек в пробирку, добавить воду, закрыть и встряхнуть.
3. К полученному раствору добавить 1 мл. гидрооксида натрия (NaOH), а затем 1-2 капли сульфата меди (II) (CuSO4).
Как изменилась окраска раствора?
О чем говорит эта реакция?
Сделайте вывод о составе вафельного стаканчика.
3 группа. Обнаружение углеводов в шоколаде.
1. Насыпать в пробирку измельченный шоколад (1 см) и добавьте (2 мл) воды.
2.Содержимое пробирки несколько раз встряхнуть и профильтровать.
3. Добавить к фильтрату 1 мл. раствора едкого натра (NaOH) и 1-2 капли раствора сульфата меди (II) (CuSO4). Пробирку встряхнуть.
Как изменилась окраска раствора?
4. Налить в пробирку 1 мл. нитрата серебра (AgNO3) и добавить по каплям раствор аммиака (NH3) до растворения осадка.
5. К полученному раствору прилейте раствор шоколада.
Обратите внимание на изменение, происходящее в пробирке.
Сделайте вывод о составе шоколада.
4 группа. Функции углеводов
Энергетическая функция.
Углеводы служат источником энергии для организма. При окислении 1 г углеводов выделяется 17,6 кДж (4,2 ккал) энергии. Следует отметить, что сахара являются главным источником быстро мобилизуемой энергии, так как в процессе пищеварения они легко переводятся в форму, пригодную для удовлетворения энергетических потребностей клеток.
Углеводы можно считать основой существования большинства организмов. Они играют роль источника энергии, необходимой для осуществления важнейших жизненных функций организма. Сложные по структуре, богатые энергией, углеводы подвергаются в клетках глубокому расщеплению и в результате превращаются в простые, бедные энергией соединения (СО2 и Н2О). В ходе этого процесса освобождается энергия. При расщеплении 1г углеводов освобождается 17,6 кДЖ энергии.
Углеводы для человека являются основным источником энергии. Человек получает углеводы в основном из продуктов растительного происхождения. Ежедневно человеку необходимо до 440 граммов углеводов. Попадая в организм человека, поли- и дисахара, распадаются до глюкозы. Глюкоза всасывается в кровь, её количество в крови должно составлять 4,4 – 7,0 ммоль/л.
Потребность организма в глюкозе зависит от характера и вида деятельности человека. Излишек глюкозы при ведении малоподвижного образа жизни приводит к ожирению. Ожирение может привести к заболеванию сахарным диабетом. Декстрины, которые образуются при жарении картофеля, могут вызвать у человека развитие злокачественных опухолей. Для сохранения здоровья необходимо рациональное питание.
Строительная функция.
Нерастворимые полимеры углеводов (целлюлоза, хитин, гемицеллюлоза) входят в состав клеточных оболочек бактерий и растений, а также в соединительные ткани и оболочки клеток животных, входят в состав межклеточного вещества кожи, сухожилий, хрящей, придавая им, прочность и эластичность; образуют покровы членистоногих. Во всех тканях и органах обнаружены углеводы и их производные. Они принимают участие в синтезе многих важнейших веществ. Моносахариды рибоза и дезоксирибоза в качестве структурного фрагмента входят в состав нуклеиновых кислот – ДНК и РНК, входят в структуру гена.
Запасающая функция.
В организме и клетке углеводы обладают способностью накапливаться в виде крахмала у растений, гликогена у животных, ламинарина у водорослей. Крахмал, гликоген, ламинарин представляют собой запасную форму углеводов и расходуются по мере возникновения потребности в энергии. При полноценном питании в печени может накапливаться до 10% гликогена, а при неблагоприятных условиях его содержание может снижаться до 0,2% массы печени, в этом заключается функция запаса питательных веществ.
Защитная функция.
Вязкие секреты (слизи), выделяемые различными железами, богаты углеводами и их производными, а в частности гликопротеинами. Они предохраняют стенки полых органов (пищевод, кишки, желудок, бронхи) от механических повреждений, проникновения вредных бактерий и вирусов. Углеводы служат в качестве смазки в суставах, у арктических рыб специальные гликопротеины выполняют роль антифриза, препятствующего замерзанию крови и других биологических жидкостей. Гепарин, камеди и слизи препятствуют свертыванию крови и удерживают воду.
Рецепторная функция:
Имеются полимеры сахаров (гликопротеиды, гликолипиды), которые входят в состав клеточных мембран, они обеспечивают взаимодействие клеток одного типа, узнавание клетками друг друга. Если разделенные клетки печени смешать с клетками почек, то они самостоятельно разойдутся в 2 группы, благодаря взаимодействию однотипных клеток: клетки почек соединяются в одну группу, а клетки печени в другую. Утрата способности узнавать друг друга характерна для злокачественных клеток. Выяснение механизмов узнавания и взаимодействия клеток может иметь очень важное значение в частности для разработки средств лечения рака.
Транспортная функция.
Углеводы (сахароза) в растворенном виде передвигаются в органах растений – в этом заключается транспортная функция углеводов.
Опорная функция.
В растениях углеводы (полисахариды) выполняют и опорную функцию.
Тест к уроку: «Углеводы». 10 класс
I. Выбрать одно правильное утверждение из четырех:
1. К углеводам относится вещество, молекулярная формула которого:
A) C6H12O; Б) C6H6O; В) C12H22O11; Г) C6H14O.
2. Какое из веществ не подвергается гидролизу?
А) Крахмал; Б) Глюкоза; В) Целлюлоза; Г) Сахароза.
3. Какое из перечисленных веществ не является углеводом?
А) С12Н22O11; Б) С6H12O6; В) (С6Н10O5 ) n ; Г) С2Н5O H.
4. Полисахаридом является:
А) глюкоза; Б) рибоза; В) сахароза; Г) крахмал.
5. Дисахаридом является углевод, название которого:
А) крахмал; Б) сахароза; В) глюкоза; Г) целлюлоза.
6. Общая формула углеводов условно принята:
А) СnH2nOn ; Б) СnH2nOm ; В) СnH2mOm ; Г) Сn (H2O)m.
7. Качественной реакцией на глюкозу является реакция с:
А) Cu(OH)2; Б) FeCl3; В) I2(раствор) ; Г) CuO.
8. Вещества с помощью которых осуществляется реакция фотосинтеза:
А) CO; Д) гемоглобин;
Б) CO2; Е) хлорофилл;
В) O2; Ж) C2H5OH;
Г) H2O; З) C6H12O6.
9. В каком продукте наибольшее содержание углеводов?
А) Мясо; Б) Банан; В) Хлеб; Г) Конфета.
II. Вставить пропущенные слова или формулы:
Углеводы – это вещества с общей формулой…. (Cn(H2O)m).
Углеводы классифицируют на … (моно-, ди-, полисахариды).
К моносахаридам относятся …(глюкоза, фруктоза, рибоза, дезоксирибоза).
К полисахаридам относятся … (крахмал, целлюлоза).
К дисахаридам относятся … (сахароза, лактоза).
В состав РНК входит углевод …(рибоза).
В состав ДНК входит углевод… (дезоксирибоза).
Волокнистое вещество нерастворимо в воде. Это … (целлюлоза).
С помощью какого одного реактива можно обнаружить глюкозу, сахарозу и крахмал? (гидрооксида меди Cu(OH)2 ).
Углеводы образуются в клетках в процессе… (фотосинтеза).
Технологическая карта
Предметы |
Биология + химия |
Класс |
10 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема урока |
Углеводы: их свойства и биологическая роль |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип урока |
Бинарный урок формирования новых знаний |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Форма урока |
Урок-исследование |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели |
Сформировать представление об углеводах, как химических веществах, их составе, физических и химических свойствах, биологическом значении. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые образовательные результаты |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
умение устанавливать внутри- и межпредметные связи; характеризовать состав углеводов, указывать их биологическую роль, физические и химические свойства.
|
Познавательные УУД – умения осуществлять познавательную деятельность различных видов (наблюдение, работа с литературными источниками, таблицами), применять основные методы познания (эксперимент, моделирование) для изучения химических объектов |
Ответственное отношение к учебе. Формирование целостного научного мировоззрения. Личностные УУД – умения выявлять и формулировать проблемы собственной деятельности, осуществлять деятельность по самоорганизации. Регулятивные УУД – умения определять цели и задачи деятельности и выполнять их на практике. Коммуникативные УУД – умение сотрудничать с одноклассниками в ходе поиска информации и проведении исследования. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оборудование |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационная структура урока |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ этапа |
Этап урока |
УУД |
Деятельность |
ЭОР |
Время
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
учителя |
учащихся |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Организационный этап. |
Быстрое включение в деловой ритм |
Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку, проверка оборудования. Подготовка учащихся к восприятию нового материала. “Белки, жиры и углеводы, |
Приветствие учителя. Организуют свое рабочее место |
Презентация. Слайд 1
|
2 мин. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Актуализация знаний |
Познавательные: анализ Коммуникативные: монологическое высказывание |
Учитель химии: «Химик не такой должен быть, который дальше дыму и пеплу ничего не видит, а такой, который на основании опытных данных может делать теоретические выводы». Михаил Васильевич Ломоносов К данному эпиграфу вернемся в конце урока. Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке, исходя из этого эпиграфа?
Для этого нужно выдвигать гипотезы и проверять их правильность экспериментально. Мы сегодня должны научиться делать выводы о природе неизвестного вещества на основании теоретических знаний и проведенного эксперимента. Учитель биологии: Сегодня, у нас необычный урок, посвященный одним из важнейших органических веществ на Земле. Входящих в состав любой живой клетки, а особенно в растениях, являющихся основным источником энергии в организме человека. И, наверное, вы догадались, о чем мы будем вести речь? Да, это углеводы. Учитель демонстрирует со стола овощи, фрукты) скажите, знакомы ли вам данные овощи, фрукты? Вот они и станут предметами (веществом) нашего исследования. Учитель химии: Изучая биологию, химию, вы неоднократно встречались с углеводами. Учитель биологии: Пожалуй, об углеводах вам известно уже многое. Поэтому я предлагаю доказать это прямо сейчас еще раз, аргументировано ответить на вопросы. И не бойтесь ошибиться, ведь еще Гете сказал, что «люди, которые никогда не заблуждаются, просто никогда не задаются никакими разумными мыслями».
(пигмент хлорофилл – зеленый цвет).
(органоид свойственный только растительным клеткам)
(создают) на свету в хлоропластах идет фотосинтез. За счет энергии солнечного света, с помощью зеленого пигмента хлорофилла, растения создают органические вещества из углекислого газа и воды.
Воздух.
Лист.
Фотосинтез – это процесс создания в хлоропластах листа органических веществ (сахаров) из неорганических в-в (СО2 и Н2О) с использованием энергии солнечного света. Процесс идет с выделением О2.
Сахара (глюкоза, фруктоза, крахмал).
Запасаются, оттекают ко всем органам, где с помощью ферментов превращаются в другие органические вещества (крахмал, белки, жиры). Самая главная реакция планеты: 6СО2+6Н2О = С6Н12О6 (глюкоза) + 6О2 |
Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя.
Определяют тему урока - «Углеводы» Записывают в тетрадь тему урока. Делают вывод, что углеводы — новый класс органических веществ, который рассматривается по стандартному плану изучения классов веществ.
Слушают рассказ одного из учащихся об углеводах (приложение).
Отвечают на вопросы, делают предположения.
Записывают реакцию |
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
|
8 мин. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Постановка цели и задач урока. Мотивация
|
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других |
Учитель химии: С этим органическими веществами вы уже знакомились в курсе биологии. Предлагаю вам вспомнить, что вы знаете об углеводах. На партах находятся рабочие листы, которые вы заполните и сдадите в конце урока.
Учитель химии: На все ли вопросы вы дали утвердительный ответ? Какие трудности испытали вы при заполнении таблицы? Какой вопрос вас заинтересовал? Что нового вы хотели бы узнать об углеводах? Внимательно изучите свою таблицу, отметьте вопросы, которые вызвали затруднение и определите цель нашего урока. Проблемный вопрос нашего урока: Что такое углеводы? Углеводы – органические соединения, состоящие из углерода, водорода и кислорода, причем водород и кислород входят в соотношении (2 : 1) как в воде, отсюда и название. К. Шмидт в 1844 г. предложил термин углевода (углерод и вода), а общая формула углеводов Сn(Н2О)m |
Обучающиеся заполняют карточки Ответы («да», «нет», «не знаю»). Время на обдумывание ограничено – 2 мин. Выполняют задание в рабочих листах.
Обсуждение результатов
Один ученик кратко выступает. Все воспринимают информацию, при необходимости задают вопросы и корректируют, записывают в тетради.
Ученики сами определяют, что им неизвестно, ставят цель и планируют ход своей деятельности на данном уроке.
Записывают общую формулу углеводов |
Слайд 6 |
5 мин. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Восприятие и осмысление учащимися нового материала |
Регулятивные: оценивают результат своих действий, вносят соответствующие коррективы. Познавательные: выполняют учебные действия в устной речи; используют знаково-символические средства. Коммуникативные: высказывают свое мнение. |
Рассмотрим классификацию углеводов.
Учитель химии: 1. Что означают приставки моно (1) , ди (2), поли (много)-? МОНОСАХАРИДЫ — углеводы, которые не гидролизуются. В зависимости от числа атомов углерода подразделяются на триозы, тетрозы, пентозы, гексозы. ДИСАХАРИДЫ – углеводы, которые гидролизуются с образованием двух молекул моносахаридов. ПОЛИСАХАРИДЫ — высокомолекулярные соединения — углеводы, которые гидролизуются с образованием множества молекул моносахаридов. 2. Как вы думаете, какой критерий положен в основу классификации углеводов? (С) и (Н2О) (это количество моносахаридов) 3. Будут ли у них одинаковые свойства? (да, нет). От чего они будут зависеть? (от количества остатков моносахаридов). Учитель: какую Гипотезу мы можем выдвинуть?
Практическая работа – исследование. У учащихся на столах лабораторные лотки с необходимым набором оборудования и реактивов. Цель: выявить основные физические свойства различных групп углеводов. Оборудование: пробирки, стаканы с водой, держатели, р-р йода, крахмал, глюкоза, сахароза; стеклянные палочки, картофель (срезы). Инструктивная карточка:
Сравнение физических свойств углеводов разных классов
Учитель: Какие вы сделали выводы?
Учитель химии: мы сегодня познакомимся только с качественными реакциями на углеводы, а особенности их строения и химические свойства узнаем на следующем уроке. «Качественные реакции на углеводы» Цель: Научится проводить качественные реакции. Оборудование и реактивы: глюкоза, р - р гидроксида натрия, сульфат меди (II), р - р нитрата серебра (I), р-р аммиака, вода, колба круглодонная, спиртовка, штатив, прокладка огнезащитная.
Глюкоза содержит в своем составе пять гидроксильных групп и одну альдегидную группу. Поэтому она относиться к альдегидоспиртам. Ее химические свойства похожи на свойства многоатомных спиртов и альдегидов. Реакция с гидроксидом меди (II) демонстрирует восстановительные свойства глюкозы.
2.Качественная реакция глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра (I) Доказать наличие альдегидной группы в глюкозе можно с помощью аммиачного раствора оксида серебра. Ее используют как качественную для открытия альдегидов. Альдегидная группа глюкозы окисляется до карбоксильной группы.
Реакцию серебряного зеркала используют в промышленности для серебрения зеркал, изготовления колб для термосов, елочных украшений.
Учитель биологии: сегодня мы определим, находятся ли в наших пищевых продуктах углеводы и каково их значение в природе и жизни человека. (учитель раздает инструкционные карточки с заданиями по группам). 1 группа. Обнаружение углеводов в мороженом. 1. В пробирку налить 1 мл. растаявшего мороженого и добавить 5-6 мл. воды, закрыть пробкой и встряхнуть. 2. Отфильтровать полученную смесь. 3. К 2 мл. фильтрата добавить 1 мл. гидрооксида натрия (NaOH) и 2-3 капли раствора CuSO4. Пробирку встряхнуть. Как изменилась окраска раствора? О чем говорит эта реакция? 4. Полученный раствор с изменившейся окраской нагреть над спиртовкой. Как изменилась окраска? Какой вывод о составе мороженого можно сделать? 2 группа. Обнаружение крахмала в вафельном стаканчике. 1. Взять вафельный стаканчик и капнуть на него 1-2 капли спиртового раствора йода. Что происходит с окраской раствора? 2. Разжевать небольшое количество вафли, поместить кусочек в пробирку, добавить воду, закрыть и встряхнуть. 3. К полученному раствору добавить 1 мл. гидрооксида натрия (NaOH), а затем 1-2 капли сульфата меди (II) (CuSO4). Как изменилась окраска раствора? О чем говорит эта реакция? Сделайте вывод о составе вафельного стаканчика. 3 группа. Обнаружение углеводов в шоколаде. 1. Насыпать в пробирку измельченный шоколад (1 см) и добавьте (2 мл) воды. 2.Содержимое пробирки несколько раз встряхнуть и профильтровать. 3. Добавить к фильтрату 1 мл. раствора едкого натра (NaOH) и 1-2 капли раствора сульфата меди (II) (CuSO4). Пробирку встряхнуть. Как изменилась окраска раствора? 4. Налить в пробирку 1 мл. нитрата серебра (AgNO3) и добавить по каплям раствор аммиака (NH3) до растворения осадка. 5. К полученному раствору прилейте раствор шоколада. Обратите внимание на изменение, происходящее в пробирке. Сделайте вывод о составе шоколада. 4 группа. Биологические функции углеводов (работа с информацией) в приложенииУчитель биологии: Давайте попытаемся ответить на вопрос, почему попытка отравления Распутина из романа В.Пикуля «Нечистая сила» оказалась неудачной. «Лазоверт со скрипом натянул резиновые перчатки, растёр в порошок кристаллы цианистого калия. Птифуры были двух сортов: с розовым и шоколадным кремом. Приподымая ножом их красивые, сочные верхушки, доктор щедро и густо насыщал внутренности пирожных страшным ядом». Когда Распутин сел за стол, он « с неохотой съел пирожное с ядом. Понравилось – потянулся за вторым. Юсупов внутренне напрягся, готовый увидеть пред собой труп. Но Распутин жевал, жевал. Он спокойно доедал восьмой птифур». Почему же яд не подействовал? |
Самостоятельно работают со схемой и при помощи текста параграфа вписывают формулы углеводов.
Учащиеся отвечают на вопросы
Учащиеся выдвигают гипотезу: ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА УГЛЕВОДОВ РАЗНЫХ КЛАССОВ БУДУТ РАЗНЫМИ (ИЛИ ОТЛИЧАТЬСЯ ДРУГ ОТ ДРУГА)
Слушают задание. Выполняют лабораторные опыты и задания, четко следуя выданной инструкции и соблюдая правила ТБ, заполняют рабочие листы
Проверка заполнения таблицы
Рассказывают о результатах опытов. Делают выводы. Воспринимают информацию, озвученную вслух для всего класса.
Вывод: В зависимости от строения молекул углеводов и количества, входящих в их состав атомов углерода, происходят изменения в физических свойствах. Теряется растворимость в воде, сладкий вкус, кристаллизация, и только у крахмала есть взаимодействие с раствором йода.
Учащиеся работают в парах, результаты обсуждаются, исправляются ошибки (осуществляется само- и взаимоконтроль). Заполнение рабочих листов.
Обсуждение результатов работы групп. Выводы
Учащиеся выдвигают предположения
Вывод: Глюкоза, которая содержалась в пирожных прореагировала с цианистым калием, и образовалось нетоксичное соединение- циангидрид глюкозы. |
Слайды 7 - 10 |
40 мин.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Первичное закрепление |
Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
Если ты, придя с мороза, Тестирование по теме Ученикам предлагается выполнить тест (приложение) |
Работа с тестом |
Слайд 11 |
10 мин. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Информация о домашнем задании. |
Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания |
Ответить на вопросы:
Разберите жизненные ситуации с точки зрения химии.
|
Слушают учителя. Задают невыясненные вопросы. Разбираются с выданным домашним заданием, задают вопросы по д/з, если есть Записывают домашнее задание.
|
Слайд 12 |
3 мин.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Рефлексия (подведение итогов урока)
|
Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества. |
Учитель химии: Мы сегодня с вами, говоря словами Михаила Васильевича Ломоносова, пытались увидеть «дальше дыму и пеплу»; делали выводы, исследовали природу неизвестного вещества на основании теоретических знаний и эксперимента. Я думаю, что вы разобрались в премудростях химии и биологии. Учитель биологии: Вернёмся к нашим рабочим листам. Посмотрите на вопросы, на которые вы не могли ответить в начале урока. Получили ли вы на них ответы? Проверим правильность ответов. Что нового вы узнали сегодня об углеводах? Можно ли считать, что поставленные на урок цели достигнуты? Завершите оформление рабочих листов. |
Завершают оформление рабочих листов, сдают
|
|
7 мин. |
Автор: Гончарова Марина Ивановна
→ Публикатор 26.02.2021 0 3728 397 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы