Конспект урока биологии "Форменные элементы крови"


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА-ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕМЕ

«Форменные элементы крови»

 

Тема учебного модуля: Кровь. Кровообращение

Тема урока: Форменные элементы крови

Учебное пособие: Драгомилов А.Г., Маш А.Д. Биология: Человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2020.

Тип урока: урок открытия нового знания

Элементы используемых технологий: проблемного обучения, развития критического мышления.

Приемы

  • Проблемно-поисковая деятельность;

  • Исследовательская деятельность;

  • Сравнительный анализ;

  • Практическая работа.

Методы

  • Ведение проблемного диалога;

  • Выполнение практических заданий;

  • Самопроверка на основе сравнения полученных результатов с эталоном.

Раздаточные материалы

  • Рабочие листы с заданием-инструкцией для выполнения практической работы (разные для четырех групп).

Оборудование урока

Мультимедийный проектор, ПК, электронная презентация, микроскопы (по одному на каждый стол), готовые фиксированные микропрепараты «Кровь лягушки» и «Кровь человека», справочная литература.

    1. Цели и задачи урока

Цель урока:

Создать условия для формирования готовности учащихся к исследовательской деятельности и применению биологических знаний в практических ситуациях.

Задачи урока:

Метапредметные: способствовать развитию научного мышления, умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Предметные: создать представление у учащихся о составе крови, ее форменных элементах и их функциях в организме человека; совершенствовать навыки работы с микроскопом.

Личностные: формировать чувство ответственности по отношению к собственному здоровью, способствовать принятию здорового образа жизни.

 

2. Содержание учебного материала урока и этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся

План урока

1 этап – организационный

2 этап – актуализация опорных знаний

3 этап – изучение нового материала, постановка проблемы

4 этап – практическая работа, создание образовательного продукта

5 этап – обобщение и систематизация знаний, демонстрация группами образовательного продукта

6 этап – подведение итогов урока. Рефлексия

7 этап – домашнее задание

Технологическая карта урока

 

Этапы урока, время

Форма работы

Действия учителя

Действия ученика

Формирование УУД на данном этапе урока

1. Организационный

(1 минута).

 

Отмечает отсутствующих и проверяет готовность учащихся к уроку.

Приветствуют учителя.

Регулятивные действия: формирование навыков саморегуляции.

Коммуникативные действия: умение слышать, слушать и понимать партнера.

2. Актуализация опорных знаний,

3. Изучение нового материала

(10 минут).

фронтальная

Организует проблемную беседу о внутренней среде организма и ее относительном постоянстве;

выписывает на доске новые термины учебного раздела;

мотивирует учащихся на объяснение значения терминов.

подводит к обобщению учебного материала по теме «Состав крови»

Отвечают на вопросы учителя;

Объясняют значения терминов и, работая индивидуально, заносят их в словарь рабочей тетради;

Заполняют в тетради схему «Состав крови» (Приложение 1)

Познавательные действия: формирование навыков самостоятельного поиска и выделения необходимой информации.

Коммуникативные действия: умение слышать, слушать и понимать участников дискуссии.

Личностные действия:

Развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение биологических дисциплин

3.1 Постановка проблемы

(4 минуты).

фронтальная

Создает проблемную ситуацию для формулировки общей проблемы учебного исследования и вычленения подтем.

Предлагают варианты формулировки общей проблемы и направлений ее решения (подтем)

 

Регулятивные действия: формирование навыка обнаружения и формулирования проблемы.

Познавательные действия: логические универсальные действия.

Личностные действия:

Развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение

биологических дисциплин

3.2 Определение темы учебного исследования

(1 минута).

фронтальная

Задает наводящие вопросы, раздает рабочие листы для проведения исследования по трем направлениям (класс разбивается на 3 группы по колонкам).

Формулируют тему учебного исследования, получают рабочие листы с инструкцией и заданием по колонкам.

Регулятивные действия: формирование навыка целеполагания.

Познавательные действия: Развитие умения сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи

Личностные действия:

Развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение биологических дисциплин

4.Практическая работа, создание образовательного продукта

(12 минут).

1 этап –парная,

2 этап - групповая.

Поясняет практическое задание каждой группы,

в случае необходимости инструктирует по вопросам ее выполнения.

Помогает построить алгоритм действий для решения проблемы.

Выполняют практическое задание,

с помощью наводящих вопросов, находят выход из проблемной ситуации,

выводят алгоритм действий для решения проблемы.

Познавательные действия: умение самостоятельного построения алгоритма, развитие навыка логического мышления.

Регулятивные действия: осмысление своих действий и самооценка.

Личностные действия: развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение биологических дисциплин

5. Закрепление знаний, демонстрация группами образовательного продукта (12 минут).

1 этап - групповая,

2 этап - индивидуальная.

Задает наводящие вопросы, дает словесную оценку групповой работы учащихся.

С помощью наводящих вопросов каждая группа дает устную развернутую характеристику своего исследования и его результатов, остальные учащиеся на основе результатов исследований заполняют таблицу в тетради

«Форменные элементы крови» (Приложение 2)

Коммуникативные действия: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Познавательные действия: формирование навыка исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, формирование метапредметных связей.

Личностные действия: развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение биологических дисциплин

6. Подведение итогов урока. Рефлексия

(4 минуты).

фронтальная

Делает словесную оценку индивидуальной работы учащихся, групп, класса.

Сводят воедино результаты практической работы. Проводят самоанализ работы в группе

Личностные действия: осмысление своих действий.

Регулятивные действия: самооценка.

Информация о домашнем задании

(1 минута).

фронтальная

Рассказывает о содержании домашнего задания.

 

Записывают в дневник,

задают вопросы.

Регулятивные действия: обеспечение возможности управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования своих действий.

 

 

3. Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов, учащихся на уроке.

Образовательным продуктом урока является устное выступление с результатами исследовательской деятельности группы, а также заполненная на этапе обобщения и систематизации знаний таблица «Форменные элементы крови». Предметные компетенции оцениваются с использованием методики самопроверки «Сравнение с эталоном» (Приложение 4). Метапредметные компетенции предлагается оценивать с помощью следующей методики:

 

Самоанализ работы в группе «Мои достижения»

ученика 8 «_» класса__________________

 

Критерии

да

нет

частично

Я в полной мере участвую в работе группы.

 

 

 

Внимательно выслушиваю то, что говорят члены моей группы.

 

 

 

Я помогаю участникам группы, когда она нуждается во мне.

 

 

 

Я завершаю выполнение моих заданий.

 

 

 

Я с уважением отношусь к мнению участников группы, даже если я не согласен с ними.

 

 

 

 

Я выставляю себе отметку за урок: _____

4. Текст методической разработки материалов в соответствии с критериями оценивания работы

Слайд 1

Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих и проверяет их готовность к уроку.

2.1 Актуализация опорных знаний

На втором этапе с учащимися организуется беседа, в результате которой формируется представление о внутренней среде организма. Вопросы для обсуждения:

  • Какое значение имеет кровь и кровообращение в жизни животных?

  • К какому типу тканей можно отнести кровь?

  • Делали ли вам анализ крови? При каких обстоятельствах? Как вы думаете, зачем?

  • Почему количественные показатели состава крови имеют относительное постоянство?

Слайд 2

2.2 Изучение нового материала

Самостоятельная работа с текстом учебника § 14 п. 2. Заполнение схемы «Состав крови», работа со словарем рабочей тетради. Обсуждение результатов работы.

Примерные ответы учащихся:

Кровь – это соединительная ткань с большим количеством межклеточного вещества. Межклеточное вещество крови называется плазмой. В плазме во взвешенном состоянии находятся форменные элементы – клетки крови (эритроциты, лейкоциты) и кровяные пластинки (тромбоциты). Плазма составляет около 55-60% объема крови, форменные элементы – 40-45%. Каждая из составных частей крови выполняет жизненно важные функции: эритроциты осуществляют перенос кислорода из лёгких к тканям тела и транспорт углекислого газа в обратном направлении; тромбоциты участвуют в процессе свертывания крови; лейкоциты выполняют защитную функцию. Кровь имеет относительно постоянный состав, что обеспечивает динамическое равновесие внутренней среды организма - гомеостаза. Количественные показатели состава крови могут меняться в зависимости от внешних и внутренних факторов. Очень значительные отклонения появляются во время заболеваний. Результаты проведенного анализа крови помогают врачам вовремя поставить правильный диагноз и выбрать наиболее эффективный метод лечения установленного заболевания.

В словарь учащиеся записывают новые термины: гомеостаз, кровь, плазма, эритроциты, гемоглобин, тромбоциты, лейкоциты, кислородная емкость крови.

Постановка проблемы

Проведя исследование, ученые установили, что в плазме 5 л крови человека может раствориться около 10 мл кислорода, а для удовлетворения потребности организма в кислороде необходимо около 200 мл в 1 мин. Какое противоречие возникает между этими данными?

  • Как организм человека получает нужное количество кислорода?

  • Каким образом в ходе эволюции животных была повышена кислородная емкость крови?

  • В каких случаях меняется состав крови?

Слайд 3 - 7

Открытие нового знания

Перед выполнением практического задания учащимся предлагается подумать, как организовать работу в парах и группе эффективнее. Этап 1 - работа в парах (темы исследования распределены по рядам:1) клиническая лаборатория, 2) врачи общей практики, 3) эволюционные биологи).

 

 

 

 

 

Слайд 3 КЛИНИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

Инструктивная карточка

Задание. Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты крови человека и лягушки. Сравните строение эритроцитов, их размеры и количество, результаты исследования впишите в таблицу.

Эритроциты крови человека и лягушки

 

Признаки

Кровь человека

Кровь лягушки

Количество эритроцитов в поле зрения

 

 

Размеры эритроцитов


 

 

 

Наличие ядра в эритроците


 

 

 

Проблемный вопрос: чья кровь – человека или лягушки – способна переносить больше кислорода? Ответ аргументируйте.

 

Слайд 4-5 ЭВОЛЮЦИОННЫЕ БИОЛОГИ

Инструктивная карточка

Задание: используя знания разделов «Животные» и «Человек и его здоровье» найдите основные морфологические и функциональные различия дыхательной и кровеносной системы человека и лягушки, заполнив таблицу.

Сравнительная характеристика человека и лягушки

Признаки

Класс Земноводные

(лягушка)

Класс Млекопитающие

(человек)

Покровы тела

 

 

 

Органы дыхания

 

 

 

Количество кругов кровообращения

 

 

Количество камер в сердце

 

 

 

Холоднокровные или теплокровные

 

 

Проблемный вопрос: в каком направлении шла эволюция кровеносной системы позвоночных животных? Каковы последствия этих усложнений?

 

 

 

Слайд 6-8 ВРАЧИ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ

Инструктивная карточка

Задание. В клинической лаборатории не указали фамилии пациентов на бланках результатов анализа крови. Врачу общей практики необходимо самостоятельно соотнести результаты анализов с жалобами пациентов. Ответ аргументируйте.

Пациент №1. Жалобы на повышенную утомляемость, бледность, сонливость. Головокружение. Отсутствие аппетита. Боли в мышцах. Учащенное дыхание.

Пациент №2. Жалобы на боли в ногах. Появление синих пятен на ногах и теле.

Пациент №3. Жалобы на небольшую, но постоянную температуру. Ломота в суставах. Обильное потоотделение.

Анализ крови №X

 

Результат

Норма

Гемоглобин

140г/л

120–160г/л

Эритроциты

4,3 млн/л

 4–5 млн/л

Тромбоциты

247 тыс./л

180–320 тыс./л

Лейкоциты

12 тыс./л

4–9 тыс./л

СОЭ (v оседания эритроцитов)

8 мм/ч

2–10 мм/ч

 

Анализ крови №Y

 

Результат

Норма

Гемоглобин

100г/л

120–160г/л

Эритроциты

3,2 млн/л

4–5 млн/л

Тромбоциты

247 тыс./л

180–320 тыс./л

Лейкоциты

4.5 тыс./л

4–9 тыс./л

СОЭ (v оседания эритроцитов)

7 мм/ч

2–10 мм/ч

 

Анализ крови №Z

 

Результат

Норма

Гемоглобин

140г/л

120–160г/л

Эритроциты

4,3 млн/л

 4–5 млн/л

Тромбоциты

380 тыс./л

180–320 тыс./л

Лейкоциты

4,5 тыс./л

4–9 тыс./л

СОЭ (v оседания эритроцитов)

10 мм/ч

2–10 мм/ч

Проблемный вопрос: почему в составе крови человека эритроцитов больше, чем лейкоцитов?

Этап 2 – работа в группах. Учащиеся распределяют фрагменты выводов исследования между собой так, чтобы создать и продемонстрировать свои результаты наиболее наглядно, понятно и эффективно.

Слайд 9 Обобщение и систематизация изученного материала

Выступление команд согласно теме исследования, демонстрация образовательного продукта.

Группа № 1 «Клиническая лаборатория»

Проблемный вопрос: чья кровь – человека или лягушки – способна переносить больше кислорода?

Вывод:

Красные кровяные клетки человека и лягушки отличаются формой и размером. Эритроциты крови лягушки овальной формы, имеют крупные размеры и содержат ядро, а эритроциты крови человека – безъядерные клетки, имеющие малый размер и двояковогнутую форму. Такая увеличенная поверхность (за счет двояковогнутой формы) поглощает больше кислорода, а отсутствие ядра позволяет использовать для транспортировки газов весь объем клетки. Следовательно, эритроциты крови человека способны переносить больше кислорода, чем эритроциты крови лягушки.

Группа № 2 «Эволюционные биологи»

Проблемный вопрос: в каком направлении шла эволюция кровеносной системы позвоночных животных? Каковы последствия этих усложнений?

Вывод:

Эволюция кровеносной системы шла в направлении ее усложнения: количество камер в сердце увеличивалось, артериальная кровь была изолирована от венозной. Ткани и органы стали получать чистую артериальную кровь, богатую кислородом, что привело к более интенсивному обмену веществ, результатом которого является выделение большого количества энергии, которой стало хватать не только на процессы жизнедеятельности, но и на поддержание постоянной температуры тела организма. Потребности в кислороде повышались по мере усложнения уровня организации живых организмов, поэтому количество эритроцитов в крови возросло за счет утраты ядра клетками и уменьшения их размеров.

Группа № 3 «Врачи общей практики»

Проблемный вопрос: почему в составе крови человека эритроцитов больше, чем лейкоцитов?

Вывод:

В отличие от эритроцитов, лейкоциты более крупные ядерные клетки, выполняющие защитную функцию. Так как иммунные клетки начинают интенсивно размножаться при возникновении очагов заражения в организме, то численность лейкоцитов колеблется в зависимости от функционального состояния организма. Эритроциты выполняют жизненно важную функцию – доставляют кислород к клеткам органов и тканей; потребность организма в транспорте газов очень высокая, следовательно, численность эритроцитов в крови так же стабильно высокая.

Ребята, давайте вспомним формулировку проблемы, поставленной перед началом ваших исследований.

  • Как повысить кислородную емкость крови у высокоорганизованных животных?

Эталон ответа на проблемный вопрос урока:

Если кровь не обеспечивает потребностей организма человека в кислороде, связывая его физически, т.е. растворяя в себе, значит, в крови должны быть вещества, способные химически связывать кислород и в виде соединений транспортировать его к тканям. Такие химические вещества называются дыхательными пигментами, среди которых самым распространенным является гемоглобин. Повышая концентрацию гемоглобина в крови можно увеличить кислородную емкость крови.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Осуществляется в форме итоговой беседы. Вопросы для обсуждения:

  • Что нового сегодня вы узнали на уроке?

  • Где и когда вам могут пригодиться знания, полученные на уроке?

Примерные ответы учащихся:

  • Сегодня на уроке мы познакомились с составом крови человека. Выяснили, что форменные элементы крови выполняют в организме жизненно-важные функции. Доказали, что кислородная емкость крови земноводных и млекопитающих различна, из-за особенностей строения эритроцитов. Определили, что изменения количественных показателей состава крови напрямую зависит от функционального состояния организма.

  • Полученные знания нам пригодятся при беседе с лечащим врачом, в случае заболевания.

Урок подходит к концу, и я предлагаю вам оценить свою работу на уроке по оценочной таблице.

Информация о домашнем задании

  • Изучить информацию § 14

  • Индивидуальные задания: сообщения об И.И. Мечникове и Луи Пасере

 

Библиография

  1. Андреева Н.Д. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.Д. Андреева. – 3-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2013. – 288 с.

  2. Андреева Н.Д. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. Рабочая тетрадь № 1: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / Н.Д. Андреева, Н.Ф. Бодрова. - М.: Мнемозина, 2013. – 80 с.

  3. Бодрова Н.Ф. Биология. 8 класс. Человек и его здоровье. Методическое пособие для учителя / Н.Ф. Бодрова. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2011. – 240 с.

  4. Бруновт Е.П. Уроки анатомии, физиологии и гигиены человека: Пособие для учителя/ Е.П. Бруновт, Г.Я. Малахова, Е.А. Соколова. – М.: Просвещение, 1984. – 191 с.

  5. Демьянков Е.Н. Биология. Мир человека: задачи. Дополнительные материалы. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 111 с.

  6. Панфилова Л.А. Анатомия, физиология и гигиена человека. Тетрадь с печатной основой для учащихся 9 кл., ч.1. – Саратов, «Лицей», 1997. - 64с.


 

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема «Состав крови»

Приложение 2

 

Признаки

Форменные элементы крови

эритроциты

лейкоциты

тромбоциты

Особенности строения

 

 

 

Функции

 

 

 

Количество в 1 мм3

 

 

 

Место образования

 

 

 

Продолжительность жизни

 

 

 

Таблица «Форменные элементы крови»

Приложение 3

Эталоны таблиц

 

Эритроциты крови человека и лягушки

 

Признаки

Кровь человека

Кровь лягушки

Количество эритроцитов в поле зрения

_ шт.

_ шт.

Размеры эритроцитов

мелкие

 

крупные

Наличие ядра в эритроците

нет

 

есть


 

Сравнительная характеристика человека и лягушки

Признаки

Класс Земноводные

(лягушка)

Класс Млекопитающие

(человек)

Покровы тела

 

голая кожа богатая железами

кожа + волосяной покров

Органы дыхания

 

легкие + кожа

легкие

Количество кругов кровообращения

2

2

Количество камер в сердце

 

3

 

4

Холоднокровные или теплокровные

холоднокровные

теплокровные

 

Анализ крови №X Пациент №3. Жалобы на небольшую, но постоянную температуру. Ломота в суставах. Обильное потоотделение.

 

Результат

Норма

Гемоглобин

140г/л

120–160г/л

Эритроциты

4,3 млн/л

 4–5 млн/л

Тромбоциты

247 тыс./л

180–320 тыс./л

Лейкоциты

12 тыс./л

4–9 тыс./л

СОЭ (v оседания эритроцитов)

8 мм/ч

2–10 мм/ч

 

Анализ крови №Y Пациент №1. Жалобы на повышенную утомляемость, бледность, сонливость. Головокружение. Отсутствие аппетита. Боли в мышцах. Учащенное дыхание.

 

Результат

Норма

Гемоглобин

100г/л

120–160г/л

Эритроциты

3,2 млн/л

4–5 млн/л

Тромбоциты

247 тыс./л

180–320 тыс./л

Лейкоциты

4.5 тыс./л

4–9 тыс./л

СОЭ (v оседания эритроцитов)

7 мм/ч

2–10 мм/ч

 

Анализ крови №Z Пациент №2. Жалобы на боли в ногах. Появление синих пятен на ногах и теле.

 

Результат

Норма

Гемоглобин

140г/л

120–160г/л

Эритроциты

4,3 млн/л

 4–5 млн/л

Тромбоциты

380 тыс./л

180–320 тыс./л

Лейкоциты

4,5 тыс./л

4–9 тыс./л

СОЭ (v оседания эритроцитов)

10 мм/ч

2–10 мм/ч

 

Приложение 4

Таблица «Форменные элементы крови»

Признаки

Форменные элементы крови

эритроциты

лейкоциты

тромбоциты

Особенности строения

Безъядерные клетки, имеющие форму двояковогнутого диска, содержащие гемоглобин

Бесцветные клетки, содержащие ядро

Кровяные пластинки неправильной формы без ядра

Функции

Транспортная (переносит О2 и СО2)

Защитная (фагоцитоз, выработка антител)

Свертывание крови

Количество в 1 мм3

До 5 миллионов

4-9 тыс.

180-320 тыс.

Место образования

Красный костный мозг

Красный костный мозг, лимфатические узлы, селезенка

Красный костный мозг

Продолжительность жизни

120 дней

Несколько дней - годы

Около 8 дней

 

Презентация к уроку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


Полный текст материала Конспект урока биологии "Форменные элементы крови" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Жанжарова Юлия Васильевна  Публикатор
20.04.2022 0 1791 125

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК