Конспект и презентация к уроку биологии "Общая характеристика и строение мхов"; 7 класс


 

Приложение 4

Рабочий лист «Морфологи»

Тема: Сравнение мхов сфагнума и кукушкина льна

Цель: Сравни строение мхов – сфагнума и кукушкина льна. Выяви общие черты и отличия.

Задания:

  1. Рассмотри гербарий растений зеленый мох кукушкин лен и сфагнум. Найди стебель, листья. На нижней части стебля найди тонкие бурые выросты — ризоиды. Определи, ветвистый или неветвистый стебель у растения.

  2. Рассмотри верхушки стебля А и Б, определи, какое растение является мужским, а какое женским.

 

  1. Рассмотри коробочку со спорами.

Под лупой рассмотри коробочку со спорами. Каково значение спор в жизни мхов?

 

  1. Зарисуй растения в тетрадь и подпиши их основные части.

 

111

2

3

4

5

6

7

8

 

  1. Сравни сфагнум и кукушкин лен. Определи общие черты и отличия сфагнума от кукушкиного льна.

Приложение 5

Рабочий лист «Исследователи»

Тема: «Изучение клеточного строения листа сфагнума».

Цель: «Изучить клеточное строение листа сфагнума»

1. Кустики мха сфагнума (пролежали в гербарии 35 лет) помещаем в чашку Петри (до начала урока), наполненную водой.

2. Когда мох впитал воду, необходимо выполнить исследования:

1.Взять лист мха, положить на предметное стекло.

2.Капнуть каплю воды.

3.Закрыть покровным стеклом.

4.Рассмотреть препарат под микроскопом. Сравнить с рисунком, сделать вывод.

 

3. Рассмотри коробочку со спорами.

Под микроскопом рассмотри готовый микропрепарат «Спорангий кукушкина льна». Каково значение спор в жизни мхов?

4. Вывод о клеточном строение мха. Сказать, как изменилась масса мха. И почему это произошло.

Приложение 6

 

Рабочий лист «Экологи»

Тема: Местные виды мхов

Цель: Изучить внешнее строение местных видов мхов.

Задания:

1. Рассмотрите местные виды мхов. Найдите стебель и листья.

2. Определите название вида мха, используя их описание (таблица).

Первое растение ___________________________________________________

Второе растение ___________________________________________________

Третье растение ___________________________________________________

Гилокомиум блестящий (Горный папоротник)

 

 

 образовывающий «этажи» от 10—20 см в высоту, что интересно, рост новой ветви начинается сразу же с середины прошлой ветви, которая чаще всего, приобретает красновато-бурый оттенок, с помощью данной особенности можно оценить 

Кукушкин лён

 

Стройные коричневатые стебли кукушкиного льна покрыты небольшими тёмно-зелёными листьями и немного напоминают растение льна в миниатюре. Отсюда происходит вторая часть названия — лён. Коробочки, появляющиеся на женских растениях, напоминают кукушку, сидящую на «шесте».


 

3. Опишите, в каких экологических условиях могут произрастать данные виды растений.

Приложение 7

Тестовый тренажер

Сравни строение мхов — сфагнума и кукушкина льна. Выяви общие черты и отличия. Установи соответствие. Для этого используй слова помощники характеристик мхов и внеси их в таблицу.

Черты сравнения

Кукушин лен

Сфагнум

Стебли

 

 

Листья

 

 

Наличие ризоидов

 

 

Коробочка

 

 

Воздушные клетки

 

 

Окраска растения

 

 

Количество влаги

 

 

Место обитания

 

 

Образует торф

 

 


 

Слова помощники: большое, бледно-зелёная, узкие, круглая, есть, болото, малое, неветвистые, есть, ярко-зеленая, ветвистые, широкие, нет, нет, образует, вытянутая, не образует, лес.

 


 

Конспект урока в 7 классе с применением технологии смешанного обучения (модель «Перевёрнутый класс»)

 

Организационная информация

ФИО автор

Попова Елена Ивановна,

Должность

учитель

Образовательное учреждение

МБОУ «СОШ №12 имени В.Г. Распутина»,

г. Братск

Класс

7

Предметы

Биология

Продолжительность урока/занятия

40 мин.

Методическая информация

Тема раздела программы

Систематические группы растений

Тема урока/занятия

Общая характеристика и строение мхов. Практическая работа «Изучение внешнего строения мхов (на местных видах)»

Планируемые образовательные результаты

Обобщение и закрепление знаний об особенностях строения мхов. Формирование межпредметных связей, универсальных учебных действий.

Цель урока/занятия

Создать условия для доказательства, что мхи – это высшие споровые растения.

Задачи урока/занятия

Закрепить и углубить знания об особенностях строения мхов, их общей характеристике; сформировать умение распознавать и определять разные виды мхов, давать им характеристику. Развивать умения сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, логически мыслить, делать выводы.

Вызывать интерес учащихся к теме, способствовать расширению их мировоззрения.

Тип занятия

Урок закрепления новых знаний.

Технология

Смешанное обучение (модель «Перевёрнутый класс»)

Универсальные учебные действия, которые актуализируют/ приобретут/ закрепят участники в ходе мероприятия

Личностные УУД – иметь познавательный интерес к изучению особенностей строения мохообразных, использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни, понимать важность заботы о сохранении многообразия растительного мира, стремиться к участию защиты окружающей среды, осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Регулятивные УУД – формировать цель урока и ставить задачи для её достижения, планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты, работать по плану, сверять свои действия с целью и исправлять ошибки самостоятельно, владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД – уметь работать с различными источниками информации, сравнивать и делать выводы, выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи, строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы.

Коммуникативные УУД – строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

 

Подробное описание этапа.

 

Технология проведения этапа:

 

Какие ключевые компетентности формируются на этом этапе?

Домашняя работа (опережающее обучение) – 40 минут

Образовательная цели: мотивировать обучающихся к самостоятельному изучению информации о строении мхов.

Познакомится с новым материалом и закрепить его.

1. Проблема: «К каким последствиям привёл выход растений на сушу?»

2. Изучить онлайн учебник для подготовки к уроку: п. 12-13 (до статьи "Размножение мхов") (Приложение 1)

3. Посмотрите видеоурок «Характеристика мхов» (Приложение 2)

4. Выполните тест «Отдел Мохообразные» (Приложение 3)

Познавательные – уметь работать с различными источниками информации, сравнивать и делать выводы.

Организационный этап (приветствие)

Время, продолжительность – 0,5 минут.

Цель:

Создать психологический настрой на успешность на уроке.

Задачи: создать обучающимся условия для формирования положительной мотивации; создать благоприятную атмосферу.

Необходимые материалы: отсутствуют.

Предварительная подготовка: не требуется.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я не оговорилась. Сегодня вы мои коллеги – ботаники, бриологи, исследователи организма растений, их особенностей строения. Я рада видеть вас в нашем исследовательском центре. Девиз нашего центра: «Вперед к открытиям!». Предлагаем вам пожать друг другу руки и пожелать удачной работы.

Коммуникативные: умение вступать в общение, поддерживать его, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности, 2 минуты.

Цель: Создать такие условия, чтобы ученик внутреннее собрался, подготовился и нацелился на «покорение новых вершин».

Отсроченная догадка. (Демонстрация ярких фотографий).

  1. По возрасту уступают только водорослям, появились от 500 миллионов лет назад, задолго до динозавров.

  2. Все они отличаются очень скромными размерами, от 0,2см до 4-5см.

  3. Эти растения способны выжить в самых экстремальных условиях. Даже в Антарктиде растут! И некоторые учёные утверждают, что после определённой модификации мхи некоторых видов смогли бы выжить даже на поверхности Марса.

  4. При неблагоприятных погодных условиях они могут высохнуть, потеряв почти всю влагу, и впасть в подобие анабиоза. При этом у них есть шансы ожить и восстановиться, когда условия вокруг станут подходящими. Однажды в Антарктиде исследователи нашли растение, возраст которого был оценён примерно в 1500 лет, и в лабораторных условиях он ожил.

  5. Некоторые виды способны впитать и удержать рекордное количество воды, превышающее его собственную массу в 20-30 раз.

  6. Эти растения имеют важнейшее значение для торфообразования. (Презентация)

Личностные – иметь познавательный интерес к изучению особенностей строения мохообразных, понимать важность заботы о сохранении многообразия растительного мира.

Этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, 1 минута.

Цель: каждому ученику внутренне осознать потребность открытия новых знаний и умений.

Прием «Исправь ошибку», работа в парах. Цель: найти три неверных пункта и внести правки.

(1) Мхи распространены преимущественно в засушливых областях и лишь изредка в хорошо увлажнённых местах. (2) Представители отдела Моховидные — это низшие растения. (3) У мхов тело расчленено на стебель и листья, к почве прикрепляются с помощью корней. (4) Устьица у мхов отсутствуют, вместо них имеются поры без замыкающих клеток. (Презентация)

Коммуникативные УУД – строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения.

Рефлексия, 0,5 минут.

Цель: Получение эмоциональной оценки процесса и результатов обучения.

 

Что дало вам это задание? Это задание требовало от вас не пассивного чтения, а внимательного. Ведь нужно не просто найти ошибку, но и исправить её.

Регулятивные: Обучающиеся самостоятельно оценивают свою деятельность.

Этап «Целеполагание или погружение в тему»

Время, продолжительность этапа - 1 мин.

Цель: Успешное вхождение в тему урока, определение цели урок, установление взаимосвязи теории и практики.

Задачи: развитие логического мышления, аналитических умений, развитие

эмоциональной сферы: интереса.

 

Вы дома разбирали материал по теме «Мохообразные». И сейчас каждый из вас пытался решить задание «Исправь ошибки», используя свои знания. Возможно не у всех получилось найти правильно ошибку и её исправить. Т. е. вам не хватило каких-то знаний или умений. Поэтому нам сейчас нужно сформулировать цели и задачи. нашего урока, которые позволят нам их восполнить.

Цель урока: «Создать условия для доказательства, что мхи – это высшие споровые растения. Познакомиться с многообразием местных мхов».

Проблема: «Какие особенности строения мхов, позволяют им выживать в самых экстремальных условиях.». «Почему, даже после 1500 лет анабиоза, они способны ожить».

Проведение практических работ «Проблемный поиск».

Ценностно-смысловая: Способность выбирать целевые и смысловые установки, обеспечивающие механизм самоопределения ученика в ситуации учебной деятельности.

Регулятивная:

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Реализация построенного проекта, 30 минут

Цели и задачи: выяснить особенности строения и разнообразие мха.

Предварительная работа: подготовить рабочие листы, микроскоп, предметные и покровные стёкла, стаканчик с водой и пипеткой, чашечка Петри, препаровальная игла, гербарий, местные виды мхов.

Выполнение практических работ по группам, со сменой рабочих зон.

Учитель: «Ребята, вам на работу на каждой станции будет даваться 10 минут. Затем по моей команде, вы переходите на другую рабочую зону. И так по кругу, вы должны побывать на всех рабочих зонах».

1 группа «Морфологи», изучают внешнее строение мхов. (Приложение 4)

2 группа «Исследователи», изучают клеточное строение сфагнума. (Приложение 5)

3 группа «Экологи», изучают внешнее строение местных видов мхов. (Приложение 6)

Учитель: Ребята, выполняя задания, вы сможете найти доказательства, что мхи высшие споровые растения.

Учащиеся: Выполняют задания, заполняют рабочие листы, готовятся к тестированию.

Коммуникативные: Умение выражать свои мысли и работать в группе.

Регулятивные: Саморегуляция к мобилизации сил и энергии; умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Познавательные: Анализ объектов, структурирование знаний.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи, 2 минута

Цель: Закрепить полученный материал.

Ребята выполняют задание на слайде, приём «Установи соответствие». (Презентация)

Группы мха

Виды мха

Печёночники

Сфагнум

Листостебельные

Маршанция

 

Кукушкин лён

 

Мох «Горный папоротник»

 

Риччия

 

Коммуникативные – строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные: Саморегуляция к мобилизации сил и энергии; умение организовать выполнение заданий учителя.

Этап включения в систему знаний и повторения, 2 минуты.

Цель: зафиксировать полученное знания, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного.

Учитель:

Самое действенное знание - то, которое мы можем применить на практике. Предлагаю вам поработать с тестовым тренажером и оценить уровень усвоения учебного материала. (Приложение 7)

Учащиеся (индивидуально):

Выполняют задания теста.

Познавательные: Анализ объектов, структурирование знаний.

Коммуникативные:

учит управлять проявлениями своих эмоций.

 

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке, 1 минута

Цель: соотнести цели, которые учащиеся ставили на уроке и результаты своей деятельности.

Учитель:

1. Какие перед нами стояли сегодня задачи?

2. Как мы справились с поставленными задачами? Все ли вопросы рассмотрели?

 

Оцените свою работу на уроке.

Регулятивные: систематическое обучение навыкам самоконтроля, самоанализа, самооценки и самокоррекции.

Домашняя работа

Цель: закрепить изученный материал.

Используя материал учебника, видеоурок составьте практические задания на следующий урок (таблицу, схему, кроссворд, ребусы и др.)

Познавательные: Анализ объектов, структурирование знаний.

 

Использованная литература, источники информации

 

 

 

 

7

 

 

Слайд 1
Эти растения обычно вырастают от 0,2 до 10 см в высоту, хотя некоторые виды могут быть значительн о крупнее.
Слайд 2
Они появились на нашей планете приблизитель но 500 миллионов лет тому назад, когда на Земле преобладала сильная влажность, задолго до динозавров.
Слайд 3
Эти растения способны выжить в самых экстремальных условиях. Даже в Антарктиде растут! И после определённой модификации мхи некоторых видов смогли бы выжить даже на поверхности Марса.
Слайд 4
При неблагоприятны х погодных условиях они могут высохнуть, потеряв почти всю влагу, и впасть в подобие анабиоза. При этом у них есть шансы ожить и восстановиться, когда условия вокруг станут подходящими.
Слайд 5
У этих растений никогда не развивались корни. Они просто растут на любой поверхности, поглощая воду из воздуха или после осадков, как губки.
Слайд 6
Некоторые виды способны впитать и удержать рекордное количество воды, превышающее его собственную массу в 20-30 раз. Во время Второй мировой войны эти растения часто использовались в качестве повязок вместо бинтов. Разлагающиеся растения являются основным
Слайд 7
Общая характеристика и строение мхов. О КАКИХ ЖЕ РАСТЕНИЯХ ПОЙДЁТ СЕГОДНЯ РЕЧЬ???
Слайд 8
«Исправь ошибку»  (1) Мхи распространены преимущественно в засушливых областях и лишь изредка в хорошо увлажнённых местах.  (2) Представители отдела Моховидные — это низшие растения.  (3) У мхов тело расчленено на стебель и листья, к почве прикрепляются с помощью корней.  (4) Устьица у мхов отсутствуют, вместо них имеются поры без замыкающих клеток.
Слайд 9
Цели и задачи урока:  Создать условия для доказательства, что мхи – это высшие споровые растения.  Задачи: 1. Закрепить и углубить знания об особенностях строения мхов, их общей характеристике; 2. Сформировать умение распознавать и определять разные виды мхов, давать им характеристику.
Слайд 10
Группа «Морфологи» Сравнение строения мхов сфагнума и кукушкина мха. 5 1 2 6 3 7 4 8
Слайд 11
Группа «Исследователи» Клеточное строение сфагнума.
Слайд 12
Установи соответствие 1. Печеночники a) Сфагнум 2. Листостебельные мхи b) Маршанция c) Кукушкин лён d) Мох «Горный папоротник» e) Риччия f) Мох Шребера
Слайд 13
Домашняя работа  Онлайн учебник для подготовки к уроку: п. 12-13 по ссылке: https://лена24.рф/Биология_7_кл_Пасечник/index.html.  Видеоурок по ссылкам: https:// www.youtube.com/watch?v=LEv9RtWq7ug  Используя материал учебника, видеоурок составьте практические задания на следующий урок (таблицу, схему, кроссворд, ребусы и др.)

Полный текст материала Конспект и презентация к уроку биологии "Общая характеристика и строение мхов"; 7 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Попова Елена Ивановна  Публикатор
13.05.2024 0 1693 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК