Слайд 1
Эти растения обычно вырастают от 0,2 до 10 см в высоту, хотя некоторые виды могут быть значительн о крупнее.
Приложение 4
Рабочий лист «Морфологи»
Тема: Сравнение мхов сфагнума и кукушкина льна
Цель: Сравни строение мхов – сфагнума и кукушкина льна. Выяви общие черты и отличия.
Задания:
Рассмотри гербарий растений зеленый мох кукушкин лен и сфагнум. Найди стебель, листья. На нижней части стебля найди тонкие бурые выросты — ризоиды. Определи, ветвистый или неветвистый стебель у растения.
Рассмотри верхушки стебля А и Б, определи, какое растение является мужским, а какое женским.
Рассмотри коробочку со спорами.
Под лупой рассмотри коробочку со спорами. Каково значение спор в жизни мхов?
Зарисуй растения в тетрадь и подпиши их основные части.
111
2
3
4
5
6
7
8
Сравни сфагнум и кукушкин лен. Определи общие черты и отличия сфагнума от кукушкиного льна.
Приложение 5
Рабочий лист «Исследователи»
Тема: «Изучение клеточного строения листа сфагнума».
Цель: «Изучить клеточное строение листа сфагнума»
1. Кустики мха сфагнума (пролежали в гербарии 35 лет) помещаем в чашку Петри (до начала урока), наполненную водой.
2. Когда мох впитал воду, необходимо выполнить исследования:
1.Взять лист мха, положить на предметное стекло.
2.Капнуть каплю воды.
3.Закрыть покровным стеклом.
4.Рассмотреть препарат под микроскопом. Сравнить с рисунком, сделать вывод.
3. Рассмотри коробочку со спорами.
Под микроскопом рассмотри готовый микропрепарат «Спорангий кукушкина льна». Каково значение спор в жизни мхов?
4. Вывод о клеточном строение мха. Сказать, как изменилась масса мха. И почему это произошло.
Приложение 6
Рабочий лист «Экологи»
Тема: Местные виды мхов
Цель: Изучить внешнее строение местных видов мхов.
Задания:
1. Рассмотрите местные виды мхов. Найдите стебель и листья.
2. Определите название вида мха, используя их описание (таблица).
Первое растение ___________________________________________________
Второе растение ___________________________________________________
Третье растение ___________________________________________________
Гилокомиум блестящий (Горный папоротник)
|
образовывающий «этажи» от 10—20 см в высоту, что интересно, рост новой ветви начинается сразу же с середины прошлой ветви, которая чаще всего, приобретает красновато-бурый оттенок, с помощью данной особенности можно оценить |
Кукушкин лён
|
Стройные коричневатые стебли кукушкиного льна покрыты небольшими тёмно-зелёными листьями и немного напоминают растение льна в миниатюре. Отсюда происходит вторая часть названия — лён. Коробочки, появляющиеся на женских растениях, напоминают кукушку, сидящую на «шесте». |
3. Опишите, в каких экологических условиях могут произрастать данные виды растений.
Приложение 7
Тестовый тренажер
Сравни строение мхов — сфагнума и кукушкина льна. Выяви общие черты и отличия. Установи соответствие. Для этого используй слова помощники характеристик мхов и внеси их в таблицу.
Черты сравнения |
Кукушин лен |
Сфагнум |
Стебли |
|
|
Листья |
|
|
Наличие ризоидов |
|
|
Коробочка |
|
|
Воздушные клетки |
|
|
Окраска растения |
|
|
Количество влаги |
|
|
Место обитания |
|
|
Образует торф |
|
|
Слова помощники: большое, бледно-зелёная, узкие, круглая, есть, болото, малое, неветвистые, есть, ярко-зеленая, ветвистые, широкие, нет, нет, образует, вытянутая, не образует, лес.
Конспект урока в 7 классе с применением технологии смешанного обучения (модель «Перевёрнутый класс»)
Организационная информация |
|
ФИО автор |
Попова Елена Ивановна, |
Должность |
учитель |
Образовательное учреждение |
МБОУ «СОШ №12 имени В.Г. Распутина», г. Братск |
Класс |
7 |
Предметы |
Биология |
Продолжительность урока/занятия |
40 мин. |
Методическая информация |
|
Тема раздела программы |
Систематические группы растений |
Тема урока/занятия |
Общая характеристика и строение мхов. Практическая работа «Изучение внешнего строения мхов (на местных видах)» |
Планируемые образовательные результаты |
Обобщение и закрепление знаний об особенностях строения мхов. Формирование межпредметных связей, универсальных учебных действий. |
Цель урока/занятия |
Создать условия для доказательства, что мхи – это высшие споровые растения. |
Задачи урока/занятия |
Закрепить и углубить знания об особенностях строения мхов, их общей характеристике; сформировать умение распознавать и определять разные виды мхов, давать им характеристику. Развивать умения сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, логически мыслить, делать выводы. Вызывать интерес учащихся к теме, способствовать расширению их мировоззрения. |
Тип занятия |
Урок закрепления новых знаний. |
Технология |
Смешанное обучение (модель «Перевёрнутый класс») |
Универсальные учебные действия, которые актуализируют/ приобретут/ закрепят участники в ходе мероприятия |
Личностные УУД – иметь познавательный интерес к изучению особенностей строения мохообразных, использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни, понимать важность заботы о сохранении многообразия растительного мира, стремиться к участию защиты окружающей среды, осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. Регулятивные УУД – формировать цель урока и ставить задачи для её достижения, планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты, работать по плану, сверять свои действия с целью и исправлять ошибки самостоятельно, владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные УУД – уметь работать с различными источниками информации, сравнивать и делать выводы, выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи, строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы. Коммуникативные УУД – строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Подробное описание этапа.
|
Технология проведения этапа:
|
Какие ключевые компетентности формируются на этом этапе? |
||||||||||||
Домашняя работа (опережающее обучение) – 40 минут |
||||||||||||||
Образовательная цели: мотивировать обучающихся к самостоятельному изучению информации о строении мхов. Познакомится с новым материалом и закрепить его. |
1. Проблема: «К каким последствиям привёл выход растений на сушу?» 2. Изучить онлайн учебник для подготовки к уроку: п. 12-13 (до статьи "Размножение мхов") (Приложение 1) 3. Посмотрите видеоурок «Характеристика мхов» (Приложение 2) 4. Выполните тест «Отдел Мохообразные» (Приложение 3) |
Познавательные – уметь работать с различными источниками информации, сравнивать и делать выводы. |
||||||||||||
Организационный этап (приветствие) Время, продолжительность – 0,5 минут. |
||||||||||||||
Цель: Создать психологический настрой на успешность на уроке. Задачи: создать обучающимся условия для формирования положительной мотивации; создать благоприятную атмосферу. Необходимые материалы: отсутствуют. Предварительная подготовка: не требуется. |
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я не оговорилась. Сегодня вы мои коллеги – ботаники, бриологи, исследователи организма растений, их особенностей строения. Я рада видеть вас в нашем исследовательском центре. Девиз нашего центра: «Вперед к открытиям!». Предлагаем вам пожать друг другу руки и пожелать удачной работы. |
Коммуникативные: умение вступать в общение, поддерживать его, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
||||||||||||
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности, 2 минуты. |
||||||||||||||
Цель: Создать такие условия, чтобы ученик внутреннее собрался, подготовился и нацелился на «покорение новых вершин». |
Отсроченная догадка. (Демонстрация ярких фотографий).
|
Личностные – иметь познавательный интерес к изучению особенностей строения мохообразных, понимать важность заботы о сохранении многообразия растительного мира. |
||||||||||||
Этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, 1 минута. |
||||||||||||||
Цель: каждому ученику внутренне осознать потребность открытия новых знаний и умений. |
Прием «Исправь ошибку», работа в парах. Цель: найти три неверных пункта и внести правки. (1) Мхи распространены преимущественно в засушливых областях и лишь изредка в хорошо увлажнённых местах. (2) Представители отдела Моховидные — это низшие растения. (3) У мхов тело расчленено на стебель и листья, к почве прикрепляются с помощью корней. (4) Устьица у мхов отсутствуют, вместо них имеются поры без замыкающих клеток. (Презентация) |
Коммуникативные УУД – строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения. |
||||||||||||
Рефлексия, 0,5 минут. |
||||||||||||||
Цель: Получение эмоциональной оценки процесса и результатов обучения.
|
Что дало вам это задание? Это задание требовало от вас не пассивного чтения, а внимательного. Ведь нужно не просто найти ошибку, но и исправить её. |
Регулятивные: Обучающиеся самостоятельно оценивают свою деятельность. |
||||||||||||
Этап «Целеполагание или погружение в тему» Время, продолжительность этапа - 1 мин. |
||||||||||||||
Цель: Успешное вхождение в тему урока, определение цели урок, установление взаимосвязи теории и практики. Задачи: развитие логического мышления, аналитических умений, развитие эмоциональной сферы: интереса.
|
Вы дома разбирали материал по теме «Мохообразные». И сейчас каждый из вас пытался решить задание «Исправь ошибки», используя свои знания. Возможно не у всех получилось найти правильно ошибку и её исправить. Т. е. вам не хватило каких-то знаний или умений. Поэтому нам сейчас нужно сформулировать цели и задачи. нашего урока, которые позволят нам их восполнить. Цель урока: «Создать условия для доказательства, что мхи – это высшие споровые растения. Познакомиться с многообразием местных мхов». Проблема: «Какие особенности строения мхов, позволяют им выживать в самых экстремальных условиях.». «Почему, даже после 1500 лет анабиоза, они способны ожить». Проведение практических работ «Проблемный поиск». |
Ценностно-смысловая: Способность выбирать целевые и смысловые установки, обеспечивающие механизм самоопределения ученика в ситуации учебной деятельности. Регулятивная: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
||||||||||||
Реализация построенного проекта, 30 минут |
||||||||||||||
Цели и задачи: выяснить особенности строения и разнообразие мха. Предварительная работа: подготовить рабочие листы, микроскоп, предметные и покровные стёкла, стаканчик с водой и пипеткой, чашечка Петри, препаровальная игла, гербарий, местные виды мхов. |
Выполнение практических работ по группам, со сменой рабочих зон. Учитель: «Ребята, вам на работу на каждой станции будет даваться 10 минут. Затем по моей команде, вы переходите на другую рабочую зону. И так по кругу, вы должны побывать на всех рабочих зонах». 1 группа «Морфологи», изучают внешнее строение мхов. (Приложение 4) 2 группа «Исследователи», изучают клеточное строение сфагнума. (Приложение 5) 3 группа «Экологи», изучают внешнее строение местных видов мхов. (Приложение 6) Учитель: Ребята, выполняя задания, вы сможете найти доказательства, что мхи высшие споровые растения. Учащиеся: Выполняют задания, заполняют рабочие листы, готовятся к тестированию. |
Коммуникативные: Умение выражать свои мысли и работать в группе. Регулятивные: Саморегуляция к мобилизации сил и энергии; умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Познавательные: Анализ объектов, структурирование знаний. |
||||||||||||
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи, 2 минута |
||||||||||||||
Цель: Закрепить полученный материал. |
Ребята выполняют задание на слайде, приём «Установи соответствие». (Презентация)
|
Коммуникативные – строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения. Регулятивные: Саморегуляция к мобилизации сил и энергии; умение организовать выполнение заданий учителя. |
||||||||||||
Этап включения в систему знаний и повторения, 2 минуты. |
||||||||||||||
Цель: зафиксировать полученное знания, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного. |
Учитель: Самое действенное знание - то, которое мы можем применить на практике. Предлагаю вам поработать с тестовым тренажером и оценить уровень усвоения учебного материала. (Приложение 7) Учащиеся (индивидуально): Выполняют задания теста. |
Познавательные: Анализ объектов, структурирование знаний. Коммуникативные: учит управлять проявлениями своих эмоций.
|
||||||||||||
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке, 1 минута |
||||||||||||||
Цель: соотнести цели, которые учащиеся ставили на уроке и результаты своей деятельности. |
Учитель: 1. Какие перед нами стояли сегодня задачи? 2. Как мы справились с поставленными задачами? Все ли вопросы рассмотрели?
Оцените свою работу на уроке. |
Регулятивные: систематическое обучение навыкам самоконтроля, самоанализа, самооценки и самокоррекции. |
||||||||||||
Домашняя работа |
||||||||||||||
Цель: закрепить изученный материал. |
Используя материал учебника, видеоурок составьте практические задания на следующий урок (таблицу, схему, кроссворд, ребусы и др.) |
Познавательные: Анализ объектов, структурирование знаний. |
Использованная литература, источники информации
Автор: Попова Елена Ивановна
→ Публикатор 13.05.2024 0 1526 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы