Конспект урока биологии "Выращивание растений"; 7 класс
План – конспект учебного занятия по биологии в 7 классе
Цель: познакомить учащихся с основными этапами выращивания растений.
Задачи:
изучить основные этапы выращивания растений;
развивать навыки самостоятельной работы, умение анализировать и систематизировать информацию;
воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду.
Учебно – методическое обеспечение: учебное пособие Н.Д. Лисова, 7 класс; мультимедийная презентация.
Ход урока
Организационный момент
Приветствие учащихся. Проверка отсутствующих и готовности класса к уроку.
Актуализация знаний и умений учащихся
Опрос учащихся по теме «Культурные растения»
- Что такое растениеводство? (наука о разведении культурных растений)
- Что такое селекция? (процесс выведения новых сортов)
- Назовите центры происхождения культурных растений и растения, относящиеся к ним (Южноазиатский тропический центр (чай, рис, огурец, баклажан, лимон, апельсин, сахарный тростник, манго, банан)
2.Восточноазиатский центр (просо, соя, хурма, конопля, китайские яблоки)
3. Юго- западноазиатский центр (рожь, ячмень, овес, мягкая пшеница, дыня, горох, черешня)
4.Абиссинский центр (кофе, арбуз, сорго, клещевина, твердая пшеница)
5. Средиземноморский центр (редька, свекла, морковь, лук, виноград, капуста, лен, оливки)
6. Центральноамериканский центр (тыква, фасоль, перец, табак, подсолнечник)
7. Южноамериканский центр (какао, кукуруза, помидор, ананас, арахис, картофель, хлопчатник).
- Назовите группы культурных растений и приведите примеры растений (Зерновые - пшеница, ячмень, овес, рожь, кукуруза, рис; зернобобовые - горох, бобы, вика, фасоль, люпин, соя, чечевица; овощные - брюква, дайкон, морковь, свекла, редис, репа, петрушка, сельдерей, картофель; плодово-ягодные - груша, яблоня, вишня, слива, алыча, черешня, абрикос, крыжовник, малина, ежевика, смородина, земляника, черноплодная рябина; сахароносные - сахарная свекла; масличные - подсолнечника, сои, рапса; прядильные – лен; кормовые - клевер, люцерна, люпин, тимофеевка, райграс, ежа сборная; декоративные - сирень, чубушник, розы, астры, гвоздики, георгины, рудбекии,гладиолусы, ирисы, ландыши, лилии, нарциссы, тюльпаны)
Целемотивационный этап
Э то Деметра – в греческой мифологии богиня плодородия и земледелия. В созвездии олимпийских богов эта богиня с волосами цвета спелой пшеницы - помощница в крестьянских трудах. Деметра – прежде всего богиня, почитавшаяся земледельцами.
В местах своего первоначального расселения люди стали заниматься сбором полезных плодов, овощей и злаков, посевом, а потом и отбором лучших из них. Скорее всего, это было около15 тыс. лет назад. Так и началось земледелие.
- Сегодня мы познакомимся с выращиванием растений.
Запись в рабочую тетрадь темы урока и определение цели.
Изучение нового материала
Самостоятельная работа с учебным пособием. Составление конспекта.
Подготовка семян к посеву.
Перед посевом необходимо определить всхожесть семян (При низкой всхожести посев этими семенами не производится. Для посева отбирают более крупные семена, с большим запасом питательных веществ.)
Сроки посева зависят от вида и сорта растений, влажности и температуры почвы и воздуха.
Посев семян.
Перед посевом почву хорошо взрыхляют
Глубина заделки семян зависит от их величины
При недостатке воды в почве необходим полив
Удобрения имеют большое значение для роста и развития растений.
Органические удобрения (от слова «организм») — это отходы жизнедеятельности животных (навоз, птичий помет) или разлагающиеся остатки отмерших животных и растений (перегной, торф)
Минеральные удобрения получают на химических заводах. В зависимости от содержания тех или иных химических элементов различают азотные, фосфорные, калийные и комплексные минеральные удобрения.
Уход за посевами
производить прореживание растений
периодическую прополку (удаление сорняков)
рыхление почвы
при необходимости — ее полив
Нужно также проводить борьбу с вредителями и болезнями сельскохозяйственных растений
Уборка и хранение урожая
Хранить семена необходимо в сухих холодных помещениях после просушивания их до влажности не более 13 %
Уборку корнеплодов и картофеля начинают до наступления осенних заморозков.
В конце августа — начале сентября убирают картофель.
С конца сентября убирают столовую свеклу, репу, редьку, брюкву, дайкон.
Следом убирают корневую петрушку и сельдерей.
Морковь и свеклу можно оставлять в почве до конца октября — начала ноября, если стоят теплые дни, а ночная температура не опускается ниже 5 °С.
Поздние сорта белокочанной капусты, кочаны которой закладывают на хранение, рекомендуется убирать в середине или конце октября
Физкультминутка
1. Исходное положение – сидя на стуле. 1–2. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
2. Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1. Поворот головы вправо. 2. Исходное положение. 3. Поворот головы влево. 4. Исходное положение. Повторить 6–8 раз. Темп медленный.
3. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1–2. Взмахом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть влево.
4. Исходное положение. 4–5. То же повторить правой рукой, поворачивая голову вправо. 6. Исходное положение. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
Закрепление изученного материала
Беседа по вопросам после § 43
1. От чего зависят сроки посева семян?
Сроки посева зависят от вида и сорта растений, влажности и температуры почвы и воздуха.
2. Для чего нужны предпосевное рыхление почвы и полив?
Предпосевное рыхление почвы создает благоприятные условия для прорастания семян, а полив обеспечивает достаточное количество влаги для их набухания.
3. От чего зависит глубина заделки семян?
Глубина заделки семян зависит от их величины, характера прорастания и свойств почвы.
4. Какие семена заделываются глубже: с надземным или подземным прорастанием? Почему?
Семена с подземным прорастанием можно заделывать глубже, потому что глубокая заделка препятствует выносу семядолей из почвы у семян с надземным прорастанием.
5. Почему необходимо вносить в почву удобрения?
Необходимо вносить удобрения, потому что с урожаем из почвы выносится большое количество минеральных веществ, и их содержание в почве необходимо пополнять.
6. Какие условия необходимо соблюдать при хранении семян, плодов, корнеплодов, клубней и почему?
Необходимо хранить их в сухих холодных помещениях после просушивания до влажности не более 13 %, чтобы резко снизить процессы жизнедеятельности и продлить сроки их хранения.
Тест
1.Верно ли, что сроки посева культур зависят от вида и сорта растений, влажности и температуры почвы? верно
2.Напишите название удобрений, к которым относятся птичий помет, навоз, перегной, торф.органические
3.В зависимости от содержания тех или иных химических элементов различают азотные, фосфорные и _____________ минеральные удобрения. комплексные
4.Выберите из предложенных вариантов действий те, которые относятся к подготовке семян к посеву: а, в, д
Определение всхожести семян
Определение запасов минеральных веществ в почве
Определение сроков посева семян
Определение способов борьбы с вредителями
Определение глубины заделки семян
5.Напишите глубину заделки семян и вид культурного растения:
Горох4—5 см
Огурцы2—4 см
Морковь1—2 см
Рефлексия
Прием «4×3×2×1»
Учащиеся озвучивают данную последовательность следующим образом:
4 новых понятия, которые я узнал сегодня
3 факта, которые меня удивили
2 вопроса, на которые я нашел ответ
1 самая важная мысль, которая у меня возникла
Информация о домашнем задании
§ 43
Подведение итогов урока
Учитель даёт оценку работы на уроке, комментирует ответы у доски, с места. Выставляет отметки.
На странице приведен фрагмент.
|
Автор: Бакунович Ирина Викторовна
→ Публикатор |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.