Разработка урока по теме "Парниковый эффект, озоновые дыры, кислотные дожди", 5 кл. по учебнику Н.И. Сонина
Министерство образования и Наук Республики Татарстан
Базарно-Матаковская средняя общеобразовательная школа Алькеевский муниципальный район
урок по экологии 5 класс
Разработка урока на тему:
« Парниковый эффект, озоновая дыра,
кислотные дожди»
Разработала: Гаязова Гузель Наилевна
Муниципальное автономное
общеобразовательное
учреждение «Базарно-Матакская СОШ»
Алькеевского муниципального района
учитель биологии 1 кв. категории
Цели:
Образовательные: учащиеся должны знать естественные и вызванные деятельностью человека источники загрязнения атмосферы; виды опасности для всего живого, таящиеся в загрязнении атмосферы.
Развивающие: продолжить умение составлять рассказы, сообщения природоведческого содержания используя материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно; умения работы с атласами, с дидактическим материалом, развивать умения соблюдения правил безопасности на уроке.
Воспитательные: Воспитывать у учащихся бережного отношения к окружающей среде и к здоровью человека.
Средства обучения: мультимедийная установка, картины и таблицы, иллюстрирующие загрязнение окружающей среды, альбом – задачник «Твои открытия», клей, ножницы, атласы.
Тип урока: изучения нового материала
Методы и методические приемы: рассказ, обсуждение, беседа
Ход урока.
Организационный момент
Проверка домашнего задания
2ученикам индивидуальные карточки
что изучает экология?
Назовите, какие факторы, факторы вызывают загрязнение природы.
Как повлияли на природу Земли древние люди?
Изучение нового материала.
На протяжении своей истории человечества заметно изменило природу Земли. Возникли и требуют решения экологические проблемы - это сохранение всего живого на планете, борьба с уничтожением лесов и наступлением пустынь, защита планеты от всех видов загряз нений. Самые важные и актуальные из этих проблем, три проблемы, мы рассмотрим на сегодняшнем уроке. Тема сегодняшнего урока: Парниковый эффект, озоновая дыра, кислотные дожди (на интерактивной доске высвечивается тема урока, записывается в тетрадь).
Ребята, какие виды загрязнений вам известны? (учащиеся перечисляют, на проекторе показывается схема «Виды загрязнений»).
Что является источником теплового загрязнения?
Правильно источником теплового загрязнения является тепло, т.е. людьми сжигается большое количество тепла, чем норма. Ежегодно человечество сжигает 2миллиарда тонн топлива а в атмосферу выбрасывается 5,5 миллиарда тонн углекислого газа..
Чем опасна для планеты тепловое загрязнение? (учащиеся вспоминают курс 5 кл, температуру планет земной группы Меркурий +400, Венеру +500, с чем это связано?).
Вывод: Большое количество углекислого газа в атмосфере Земли удерживает больше тепла, чем норма. В результате потепление климата, т.е. углекислый газ удерживает солнечные лучи, отраженные от земной поверхности, и нагревает Землю ( показывается через мультимедийную установку картину о падении солнечных лучах). Затем дается определение парникового эффекта и записывается в тетрадь. Приводится пример: парник , теплица, где под пленочной крышей, создаются условия и более влажные, и более теплые, чем в окружающей среде.
А потепление климата к чему может привести?
Ребята вспомним, что такое озон, озоновый слой?
Озон задерживает большую часть ультрафиолетового излучения Солнца, защищая от него Землю и все живое от ней. Причина разрушения озонного слоя являются особые хлорофторуглекислые газы, содержащиеся в некоторых аэрозолях и в холодильном оборудовании. (показывается на слайде через мультимедийную установку, тут же показывается угрожающее разрастание дыры в озоновом слое над Антарктидой).Читается стих Глеб-Гербовский
Над полюсом сквозит
Озонная дыра
О чем сие гласит
Опомниться пора
Скажи, губитель вод,
Всего живого враг,
Зачем небесный свод
ты превратил в дуршлаг
Ты говоришь «Прогресс!»
Ты знаешь что почем.
А в дырку бес пролез
с убийственным лучом
Он превратит твой дух
В безмозглый пар и снег
Покуда не потух –
Опомнись, человек..
Ультрафиолетовые лучи проходя проходя через дыры вызывает различные заболевания у человека рак кожи, гипертонические заболевания другие.
-А что является источником химического загрязнения? (учащиеся отвечают, показывается слайд через мультимедийную установку).
Правильно с дымом из труб электростанций и с газами из выхлопных труб в атмосферу окиси серы и азота. Эти вещества реагируют с каплями воды, образуя кислоты и превращая обычный дождь в кислотный.( на мультимедийной установке показывается определение и записывается в тетрадь)
- А теперь по рисунку определяем, чем грозят нам кислотные дожди?
А что такое радиоактивные отходы и чем они опасны? (выслушиваются мнения учащихся)
Радиоактивные вещества испускают особые, очень вредные для всего живого лучи. Их нельзя увидеть и почувствовать, но вызывают разные, в том числе самые страшные, смертельные болезни. Причем многие радиоактивные вещества «Живут» в окружающей среде очень долго: от нескольких до тысячи лет.
А где, как образуются эти отходы?
В 1986 году произошел взрыв в Чернобыльской АЭС, который привел к тяжелым последствиям. Многие люди заболели и умерли.
Ребята, а нашему району грозит радиационное излучение?
Недалеко от нашего района в г.Дмитровграда расположен АЭС. Когда ветер дует со стороны АЭС у людей с повышенным давлением, появляется головная боль, боль в сердце. В нашем районе очень высокие показатели онкологического заболевания (рак).
Физкультминут. (ребята встали подняли руки вверх потянулись к Солнцу по приветствовали ее, опустили руки)
А какие меры вы предложите меры по предотвращению этих загряз нений? ( на мультимедийной установке меры сохранения жизни на Земле, обсуждается, записывается в тетрадь).
Заслушивается сообщения учащихся о работе организации «Гринпис»,последние сообщения на телевидении и радио о новых действиях «Гринписа» в защиту природы.
Практическая работа. Закрепление знаний, навыков.
Ребята откроем атласы, определим степень загрязнения нашего края на странице 36. Обратите внимание река Волга какой степени загрязнена? (работа с атласами).
На сегодняшнем уроке, какими актуальными экологическими проблемами мы познакомились?
Работа с альбомом – задачником. Учащиеся должны разрезать лист на карточки и составить пары «причина – следствие» и по окончанию работы объяснить содержание каждого рисунка и их взаимосвязь (включается тихая музыка, релаксация).
Итог урока.
Выставление оценок.
Дом.задание: стр166-167 в раб. Тетрадях сделать плакат о мерах по предотвращению этих проблем, подготовить сообщение о загрязнении природы мусором.
Подведение итогов: Коль суждено дышать
нам воздухом одним
Давай-те ка мы все
На век объединимся
Давайте наши души сохраним
Тогда мы на Земле
И сами Сохранимся.
Литература:
Планета ЗЕМЛЯ энциклопедия; Москва изд.«Росмэн» 2005 год;
природоведение 5 класс поурочные планы. Козачек Т.В. – Волгоград; издательство «Учитель»-2005;
Методическое пособие к учебнику А.А. Плешакова и Н.И.Сонина/ Т.В. Иванова, Г.С. Калинова - М.: Дрофа,2001.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гаязова Гузель Наилевна
→ мазик 20.11.2010 3 14492 1156 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.