Статья "Художественные произведения на уроках биологии"
Художества
Особенность педагогического мышления состоит в том, что если задаться целью, то можно буквально из ничего создать воспитательный момент. Что уж тут говорить о тех ситуациях, в которых эти моменты сами так и просятся применить их на практике. Допустим, выходит нормальный человек из тамбура, в котором курильщики заплевали весь пол, и возмущается. И это вполне естественно! Я же кроме этого в специально отведённом для этого уголке памяти делаю пометку: когда будем проходить выделительную систему, нужно не забыть упомянуть, что яды из организма выделяются не только с мочой, калом и потом, но также и со слюной. Наглядный пример тому - описание того, как Том Сойер с друзьями пытались начать курить, подражая Гекльберри Финну. Помимо классических симптомов отравления (тошнота, головокружение, побледнение) у них наблюдалось и чрезмерное слюноотделение.
Вообще-то, если начать смотреть на мир глазами озабоченного методиста, добрая половина произведений искусства перестанет восприниматься как нечто цельное, законченное, гармоничное. Допустим, описана трогательная ситуация: рыцарь, сражённый копьём в поединке, много дней мечется в бреду, а ухаживает за ним прелестная дама. Но автор опускает неинтересные массам подробности, как его герой всё это время ходил в туалет, почему через неделю он встал ослабшим, но почему-то гладко выбритым - как и до поединка, с незасаленными волосами. Или другой момент, как в великолепной экранизации повести Пушкина «Барышня-крестьянка»: главная героиня пробегает по тропинке через луг, заросший огромными зонтиками борщевика Сосновского. И сразу нарушается всё обаяние картины, потому что знаешь: этого не могло быть. Ведь этот злющий трёхметровый гигант появился в средней полосе лишь несколько десятилетий назад. И фильм сразу теряет ощущение времени и реальности. Как если бы армия Юлия Цезаря шла в поход по асфальтированной дороге.
Поэтому постараюсь приводить примеры тех произведений, которые можно самому прочитать с удовольствием и посоветовать прочитать другим.
Тема: Вегетативное размножение растений.
В романе Даниэля Дэфо «Робинзон Крузо» описан момент, как главный герой строит себе убежище на необитаемом острове. Для защиты от врагов и диких зверей он обносит своё жилище забором из кольев. Как потом оказалось, эти колья прекрасно укоренились и через некоторое время забор превратился в непроходимую стену деревьев, растущих бок о бок.
Это пример того, как способность растений размножаться стеблевыми черенками как нельзя кстати пригодилась человеку. Чего нельзя сказать о герое повести Андрея Некрасова - Капитане Врунгеле. Как известно, по чьей-то халатности, при постройке шхуны «Беда» использовался сырой лес. А поскольку судно некоторое время стояло пришвартованным к берегу, доски обшивки дали корни. Поэтому при старте корабль с огромным трудом оторвался от земли, прихватив с собой маленький островок с людьми.
Тема: Правила и принципы охраны природы.
Согласно первому правилу, любой ресурс, объект и любое природное явление нужно рассматривать с различных точек зрения, ракурсов и позиций. Поэтому не грех вспомнить басню И.А.Крылова:
Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним,
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала...
Как видите, свинья рассматривала Дуб только как возможность почесать рыло, не связывая воедино корни, дерево и его плоды.
Тема: Органы чувств. Гигиена зрения.
В весёлом романе Л.Пантелеева «Республика ШКИД» есть один интересный момент. Один близорукий ученик любил издалека наблюдать за некой девицей, а поскольку подойти к ней поближе он стеснялся, то ему не оставалось нечего иного, как в мыслях воспевать прекрасной незнакомке сонеты, идеализировать её образ. А когда он кинулся было защитить её, как ему казалось, от какого-то злодея, то оказалось, что его божественная Лорелея имеет весьма непривлекательную, на редкость вульгарную, рябую внешность, да к тому же ещё и подвыпивши. Мораль: носил бы очки, не попал бы впросак.
Здесь же можно вспомнить и древнегреческого
философа Диогена, решившего ослепить
себя весьма необычным способом - долгое
время не отрывая глаз от солнца. Чрезмерный
по силе раздражитель поразил сетчатку
необратимо. Что и с вами может произойти,
если вы будете смотреть на пламя
электросварки.
Тема: Атавизмы.
«Сто лет одиночества», Габриэль Гарсия Маркес. Автор описывает историю одной деревни, затерянной в джунглях Южной Америки. В самом начале упоминается один из предков рода, основавшего деревню. У него до сорока двух лет был недостаток, тщательно скрываемый им ото всех: маленький поросячий хвостик с кисточкой на конце. Увы, потом он решился попросить друга-мясника отрубить позорный орган. И умер от потери крови. Что указывает на то, что была перерезана хвостовая артерия, свойственная для всех хвостатых особей.
Тема: Гигиена нервной системы.
Почему герой романа Николая Островского «Как закалялась сталь» Павка Корчагин закончил свою жизнь прикованным к постели инвалидом? Потому что в своё время, много лет назад он получил контузию - булыжник, отлетевший при взрыве снаряда, повредил позвоночник. Тогда вроде бы всё обошлось. Но закончилось параличом. Следовательно, физические повреждения спинного и головного мозга не проходят бесследно, об этом нужно помнить всегда.
Тема: Отравления.
Воздействия на человеческий организм различных ядов описаны в самых разных книгах - от исторических хроник до детективных романов. Но вновь и вновь люди продолжают травиться, часто неудачно, жестоко мучаясь всю оставшуюся жизнь. Некоторым кажется, что яд - единственное спасение в той или иной ситуации. Например, когда не сдал экзамен. Для профилактики, чтобы дети поняли, насколько ужасно может выглядеть это «спасение», можно прочитать фрагмент из заключительных глав произведения Гюстава Флобера « Госпожа Бовари».
Тема: Функции опорно-двигательной системы.
Небольшая повесть Пирса Энтони «Сос по прозвищу верёвка» переносит нас в относительно далёкое будущее. По Земле бродят племена выживших после очередной ядерной войны людей. Сила побеждает силу, споры решаются в честном поединке. Из одного бойца учёные, сохранившие знания веков, готовят супермена. Под кожу живота вживляют гибкие пластиковые щиты, на шее укрепляют специальный воротник, защищающий от ударов, укрепляют металлическими прутьями полые кости рук и ног, пах закрывают металлической сеткой, носовые хрящи заменяют более прочным материалом, щёки прошивают нейлоновыми волокнами. Зубы укрепляют коронками, а лобную кость - выпуклой титановой пластиной.
Здесь, правда, резонно задать детям вопрос: а можно ли вообще заменить наши ненадёжные кости вечными искусственными, из пластика и металла? Тут нужно вспомнить, а какие же ещё важные функции связаны с костями.
Тема: Память. Внимание.
Как известно, главное оружие профессионального разведчика - ум, способность запоминать и анализировать огромное количество самой разной информации. Необходимо уметь быть сосредоточенным на выполнении главной задачи не смотря ни на что. О подготовке разведчиков рассказано во многих книгах. Например, Вадим Кожевников, «Щит и меч». Главного героя проверяют на наличие способностей к разведовательному делу: дают прочитать страницу текста, после чего стреляют над головой, выбивают табурет и требуют повторить содержание текста. О других методах рассказывает Виктор Суворов в романе «Аквариум». Это уже про современную разведку. Когда перед тобой мелькают тысячи номеров машин, телефонов, фотографий людей, запомнить всё это кажется просто невозможным. Оказывается, учат не запоминать, а узнавать, вырабатывая особые условные рефлексы: неправильный ответ - удар током. Через некоторое время информация начинает улавливаться по большей степени бессознательно, рефлекторно.
Тема: Форменные элементы крови.
Рана загноилась. Хорошо ли это или плохо? Гной состоит из множества мёртвых микробов и лейкоцитов, погибших в схватке с ними. Гораздо хуже, когда покраснение и вспухание раны не сопровождается гноеотделением - значит, инфекция продолжает распространяться, и организм с ней не справляется.
В романе Н.С.Лескова «Очарованный странник» описан момент, когда татары решили наказать одного русского жителя в духе своей древней культуры: надрезали кожу на ступнях и насыпали туда рубленного конского волоса, а потом зашили рану. После этого бедняга совершенно не мог нормально ходить, поскольку это причиняло ему жуткую боль. Но через десять лет он по случаю заимел ящик китайских фейерверков, в состав которых входила какая-то «едкая земля» (натр? кали?). Ею он растравил давнишнюю рану и с гноем выгнал все обрезки волос.
Тема: Моллюски.
Сколько же ног у осьминога? Восемь, ответит даже тот, кто в глаза не видывал учебника зоологии. Ан нет, утверждает один из героев повести братьев Стругацких «Сакзка о тройке». Осьминог - значит, «о семи ногах». Вот так-то!
А что касается значения некоторых моллюсков для человека, то об этом можно вычитать даже в сказке Александра Волкова «Семь подземных королей». Брат и сестра случайно оказались пленниками подземной реки. Когда у них кончились продукты, мальчик попытался съесть улитку, обитавшую на стене пещеры. Но чуть не отравился. После этого он решил испробовать улитку в качестве наживки для удочки - и наловил много слепых рыб. Значит, польза бывает не только прямая, но и косвенная.
Тема: Способы распространения семян.
Повесть Кира Булычёва «Посёлок». На чужой планете терпит катастрофу корабль землян. Несколько человек на многие годы оказываются пленниками чуждой природы, вынуждены бороться за выживание, добывать себе пищу, приспосабливаться к совершенно незнакомым условиям и погибать, получать увечия, познавая иной мир. Например, есть там одно растение, которое в период созревания плодов выстреливает их в подошедшее слишком близко любое животное (а хоть бы и человек!). Погибший организм служит в качестве удобрения. Думается, что до того, как носитель умрёт, он сможет ещё отбежать на некоторое расстояние от материнского растения. Чем не достижение эволюции?
Тема: Бурые водоросли.
К ним относится достаточно много представителей, но грех не вспомнить о роде Саргассум. Ведь громадные скопления этих плавающих водорослей могут замедлить движение судна. Об этом очень захватывающе рассказал Александр Беляев в повести «Остров погибших кораблей». Пароход терпит бедствие. На его борту остаются трое человек. Полузатопленное судно медленно сносит течением в самое сердце Саргассова моря. Там догнивают сотни таких же скитальцев, за сотни лет захваченных в плен массой водорослей. Если ученик не прочитает эту книгу - вряд ли сможет считать себя настоящим знатоком биологии. И гуманитарием.
Тема: Обморожения.
В повести Александра (в чём можно усомниться) Дюма «Учитель фехтования» некий француз рассказывает о своём пребывании в Санкт-Петербурге времён декабристов. Очень интересен момент, когда он идёт по улице города и не поймёт, почему прохожие что-то обеспокоено ему говорят, показывая на нос. Наконец, один мужичок попытался ему натереть нос снегом, но был свален с ног негодующим обладателем носа. После этого выяснилось, что француз просто не заметил, как обморозил нос. Об этом его пытались предупредить сердобольные горожане. Растрогавшись и извинившись, он щедро наградил спасителя своего носа.
Тема: Условия хранения и прорастания семян.
Роман Жюль Верна «Ченслер» рассказывает нам о трагедии в океане. Одноимённое судно, гружённое зерном, терпит катастрофу. Причиной тому - самовозгорание зерна из-за попавшей в трюм воды. Ведь при нарушении правил хранения зерно начинает прорастать, а поскольку это происходит м большой массе, загнивает. Температура возрастает, выделяются горючие газы, которые могут привести к взрыву и пожару.
Тема: Ферменты.
В произведении братьев Стругацких «Улитка на склоне», в одной из частей описан совершенно необычный лес, в котором происходят из ряда вон выходящие для стороннего наблюдателя и вполне обычные для жителей леса явления. По нему бродят мертвяки, очень похожие на биороботов, в озёрах водится всякая нечисть, а местные жители для приготовления пищи используют так называемое бродило. Достаточно полить им любую органику - и через несколько минут она превращается в съедобную массу. Воистину, это напоминает радужные мечтания биотехнолога-ферментолога.
Тема: Периодичность и цикличность в природе.
Почти все процессы в организме протекают с той или иной периодичностью. Существуют ритмы суточные, месячные, годичные и много-много других. Но Венедикт Ерофеев в своём бессмертном романе «Москва - Петушки» (детям до 25 лет желательно не рекомендовать читать всё сразу) поспорил бы с любым специалистом по биоритмологии. Он утверждает, что ритмичность икоты, которая начинается спустя час после обильного возлияния спортного, не поддаётся никаким рассчётам. Восемь - тринадцать - семь - восемнадцать - семнадцать - три - четыре секунды...
Тема: Паразитические организмы.
В той же книге Ерофеев, рекомендует коктейль «Слёзы комсомолки» двадцать минут помешивать веткой жимолости. И презирает тех, кто рекомендует жимолость заменить повиликой. А в самом деле, разве можно хоть что-нибудь перемешать повиликой? Ведь это растение-паразит, имеющее нитчатый побег, опутывающий организм хозяина как очень толстая паутина. Может, мешать надо именно хозяином вместе с повиликой? Да нет же, доверимся авторитету Ерофеева.
Тема: Искусственный отбор.
Почему Белого Бима прозвали Чёрным Ухом? Ведь он же был потомком чистокровных сеттер-гордонов, у которых родословная включала не только бабушек и дедушек, но и пра-пра-пра... И вдруг - на тебе! Появляется щенок с совершенно несвойственным его породе окрасом. Вместо «чёрного с блестящим синеватым отливом» - белый с рыжеватыми подпалинами, чёрной ногой и ухом. Поэтому владелец матери Бима сначала вовсе хотел утопить выродка. Но какой-то сердобольный чудак уговорил его отдать щенка ему. Чем всё закончилось, вы узнаете, прочитав одноимённую повесть Гавриила Троепольского.
Тема: Отряд Хищные млекопитающие.
При рассмотрении пищеварительной системы и способа добывания пищи можно привести отрывок из сказки Алан Александр Милн «Винни-Пух и все-все-все». Что едят Тигры? Особенно - голодные Тигры? Если они едят всё, то можно предложить им сначала мёд, потом - жёлуди, затем - чертополох. И только случайно можно узнать, что Тигры очень любят... рыбий жир! Ну нельзя же в конце концов предлагать ему самого Пятачка!
С другой же стороны
Мишка очень любит мёд
Почему? Кто поймёт?
В самом деле, почему
Мёд так нравится ему?
Тема: Регуляция обмена веществ.
В политической сказке Юрия Олеши «Три толстяка» утверждается, что эти самые толстяки имели интересную особенность: когда они нервничали, то начинали неудержимо жиреть. С точки зрения здравого смысла это, конечно, можно объяснить так: одна из защитных реакций человека на стрессовую ситуацию заключается как раз в стремлении к обжорству. Просто сытый человек более спокоен, а еда к тому же отвлекает от забот насущных. В принципе, в стрессовой ситуации резко повышаются энергозатраты, а повышенный аппетит может быть следствием стремления восполнить потерянные калории. Стресс, конечно, может послужить причиной нарушения обмена веществ. Но так, как это описано - чтобы в миг толстяки начали заплывать жиром, треща по швам и отстреливаясь отлетающими пуговицами...
Тема: Сон.
Что такое недосыпание - думаю, объяснять не стоит. Ни учителям, ни ученикам. Не случайно в Советской армии даже придумали пословицу: «Лучше переесть, чем недоспать». Поэтому описание опытов по многодневному лишению сна бедных животных, после чего те околевают от нервного истощения, производят достаточно яркое впечатление на детей. Но чтобы усилить его, можно прочитать выдержку из рассказа Антона Чехова «Спать хочется». Девочка, работающая у богатых людей, вынуждена трудиться от зари до зари, получая нагоняи и затрещины, а по ночам нянчить хозяйкиного грудного ребёнка. В какой-то момент она просыпается на крик младенца, душит его и наконец-то засыпает безмятежным сном.
Тема: Злаки.
Как известно, у злаков стебель особенный - соломина, похож на макаронину. Это подметил ещё Андрей Некрасов, когда описывал приключения Капитана Врунгеля. Как вы помните, как-то раз команду шхуны «Беда» захватили итальянцы. А Фукс стал учить солдат выращивать макароны. И ведь взошли! Потому что были посеяны вместе с зёрнами овса. А для лучшей всхожести посоветовали поле полить спиртом. После того, как все кругом перепились, команда благополучно отбыла.
Тема: Отряд Хищные птицы.
В повести Анатолия Рыбакова «Бронзовая птица» ребята ищут графский клад по карте, найденной внутри бронзового изваяния. Позже оказывается, что в карте указаны ложные сведения. Но весь смысл заключён в самом гербе, нарисованном тут же. Ребята приходят к выводу, что если изображённая птица - орёл-могильник, значит, место клада связано с чьим-то захоронением. Очевидно - графской могилой.
Тема: Пресмыкающиеся.
Можно ли приручить рептилию? Современные дрессировщики утверждают, что даже самые разумные из гадов - крокодилы - то и дело норовят впиться вам в ногу. Тем не менее, в литературе встречаются примеры обратного отношения к этим животным. В одном из рассказов O’Генри главным героем представлен молодой пограничник, никогда не расстававшийся с ручной ящерицей. Причём, когда хозяин погиб в схватке с бандитами, а его останки нашли лишь спустя год, ящерица сидела там же, словно сторожа его прах.
Тема: Торможение.
В романе Энтони Бёрджесса «Заводной апельсин» перед нами предстаёт образ одного школьника, отъявленного мерзавца и подонка, который в компании таких же мразей каждый день развлекался тем, что грабил, насиловал, избивал ни в чём не повинных людей. При всём этом он обожал классическую музыку - просто не мог жить без неё. Наконец, его всё же посадили за решётку за убийство старушки, а затем ужесточили наказание за убийство сокамерника. В тюрьме ему было решено провести интенсивную психотерапию новейшими методами: вводили в кровь специальный препарат, а затем долгое время показывали на экране садистские сцены насилия. Через несколько сеансов былое упоение видом пыток и страданий других людей стало исчезать, а на смену ему пришло чрезвычайно неприятное состояние почти физической боли от одного только их вида и даже воображения. А на последок (очевидно, чтобы побольнее отомстить подлецу) учёные таким же способом отбили у него любовь к музыке - что было самым страшным для него наказанием.
Тема: Паукообразные.
Сколько ног у паука? Кузен Бенедикт, знаменитый персонаж романа Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан», тоже думал, что восемь. А когда негр Геркулес принёс ему шестиногого - можно понять потрясение энтомолога! Увы, гораздо позже, когда кузен возвратился в Англию, его подняли на смех: оказалось, что Геркулес просто по неловкости оторвал одну пару ног, пока ловил этого паука.
Тема: Отряд Двукрылые.
В этом же романе есть очень интересный момент, когда кто-то из команды ловит муху це-це. Нонсенс! Ведь она водится только в Африке, а они же высадились в Южной Америке! К сожалению, это оказалось роковой ошибкой.
Тема: Безусловные рефлексы.
Когда речь заходит о врождённых рефлексах, обычно упоминают о пищеварительных, защитных, ориентировочных и - половых. Тут грех не вспомнить слова Чацкого из комедии А Грибоедова «Горе от ума»: «Детей иметь кому ж ума не доставало!». Он имеет в виду, что каким бы ни был глупым человек (Молчалин), а данный рефлекс позволяет ему не учась выполнить всё, что заложено природой.
Тема: Ракообразные.
Чем питаются раки? Известное чем, коль скоро они всеядные. Но очень уж любят они тухлое мясо! Вот тут можно вспомнить стихотворение Некрасова, в котором есть такие слова:
Тятя, тятя, наши сети притащили мертвеца!
А потом говорится о том, что утопленник
был весь облеплен раками.
Внимание!
Предварительно нужно узнать, вдруг у
кого-нибудь из детей когда-либо утонули
родственники, знакомые - этот пример
может быть тогда в высшей степени
неуместен и оскорбителен. Уж больно
неприятна ассоциация труп - гнилое мясо
- падаль, особенно, если за абстрактным
трупом стоит конкретный человек.
Тема: Отряд Пингвины.
Роман Анатоля Франса «Остров пингвинов» в довольно курьёзновиде представляет упрощённую модель развития общества на примере... получивших разум птиц. Началось же всё с того, что некоторый святой, путешествуя, проплывал мимо острова, на берегу которого столпились пингвины. Со слепу он принял их за аборигенов и свех сразу покрестил. Получив благую весть, птицы начали развиваться, повторяя историю библейских персонажей, замешанную на истории человечества.
Тема: Безотходное производство.
Фантастически красивая ситуация: некая высокоразвитая цивилизация ставит невиданный по своим масштабам этический эксперимент, оживив всех людей, живших на Земле за несколько десятков тысяч людей. Мало того, любой вновь погибший уже здесь опять воскрешается здоровым, только совсем в другой части света. Ежедневно специальные установки производят пищу для людей. Здесь нет болезней, климат мягкий. Вот только цели этой акции не знает никто из воскресших. Поэтому они собираются найти своих воскресителей. Но планета предусмотрительно сотворена весьма бедной до полезных ископаемых. Всё же коллективный разум тысяч гениев, собранных вместе, решает и эту проблему. Бытие изменяет сознание, становится обычным то, что на Земле посчитали бы за святотатство: люди, получившие увечия, с чистой совестью принимают цианистый калий, а из их тел на специальных заводах получают глицерин. Используется кожа людей, а фекалии идут для приготовления селитры и других химических веществ.
Очевидно, современному человеку читать это неприятно. У нас ведь другое бытие, иная этика и культура. А религия не опровергается явным вмешательством внешних инопланетных сил, как это описано в романе-эпопее Филипа Фармера «Мир реки».
На странице приведен фрагмент.
Автор: Вадим Иванович Мелешко
→ DrFraus 26.11.2010 3 8291 580 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.