Экологическая игра-путешествие «Моя Земля»


Экологическая игра-путешествие «Моя Земля»

Шевченко Сергей Александрович, учитель биологии МОУ Северной СОШ №13, Зимовниковский район

Аннотация

Данную разработку можно использовать полностью или частично на уроках «Окружающего мира» в начальных классах, на уроках природоведения в 5 классе и биологии в конце изучения курса 6 класса «Бактерии. Грибы. Растения», при проведении Недель биологии и экологии в школе. Игровая форма подачи экологических знаний позволяет вызвать интерес у школьников к изучению многообразия живой природы, необходимости ее охраны и защиты.

Цели: проверка основных биологических знаний по курсу 6 класса; знакомство с экологией – наукой, изучающей взаимосвязи живой и неживой природы; формирование чувства бережного отношения к окружающей природе, своей малой родине – Донскому краю.

Ключевые слова: царство, грибы, лишайники, растения, животные, экология.

Оборудование: листы бумаги, карандаши, маркеры, сигнальные карточки, полоски картона с буквами алфавита, кроссворды в файлах, таблицы и картины с изображением грибов, лишайников, растений и животных.

Ход игры-путешествия

Ведущий. Здравствуйте! Приглашаю вас совершить игру-путешествие «Моя Земля». Что такое дом? Куда мы возвращаемся после школы? Дом – это здание, где мы живем. Это дом, где живут наши родители. Это место, куда хочется прийти. Что вы считаете своим домом, когда уезжаете в другой город? Что считают своим домом космонавты, улетая в космос? Общий дом для всех людей мира – планета Земля.

Моя Земля.. Знакомы мне на ней и даль полей,

И сена запах мятный.

Вдали – она дороже и родней.

Вблизи – она подробней и понятней. (А.Шилов)

Один ли человек вправе считать планету Земля своим домом? Кто наши соседи на планете? (Ответы учащихся).

Ведущий. В путешествие мы отправимся группами-командами. Первую остановку сделаем в Царстве Растений. Любое путешествие таит в себе препятствия, которые мы будем преодолевать. А всевидящее жюри – начислять за это преодоление баллы. (Представление жюри).

Царство Растения

1-е препятствие. В течение 3 минут, пользуясь алфавитом, написать на листах бумаги как можно больше названий разных растений: трав, кустарников, деревьев (по одному названию напротив каждой буквы алфавита).

2-е препятствие. В течение 3 минут написать на листах бумаги названия песен или строчки из песен, где упоминаются растения. (Музыкальное сопровождение)

3-е препятствие. Отгадайте загадки о растениях. (Капитаны поднимают сигнальные карточки, кто быстрее, или жюри выслушивает ответы команд по очереди)

1.На соломинке дом, сто ребяток в нем. (Колос злаковых растений)

2.Десять бочек туго вложены друг в друга, и только дно всего одно. (Луковица)

3.Росли на грядке зеленые ветки, а на них – красные детки. (Томаты)

4.Красная мышка с белым хвостиком в норке сидела под зеленым листиком. (Редиска)

5.Никогда и никого не обижал на свете, что же плачут взрослые и дети? (Лук)

6.Стоит Антошка на одной ножке, где солнце станет, туда он и глянет. (Подсолнечник)

7.В красном домике сто братьев живут, все друг на друга похожи. (Семена арбуза)

8.Стоят в лугах сестрички: золотой глазок, белые реснички. (Ромашка)

9.На грядке за амбаром разросся стебель шаром. (Капуста)

10.Помидору – брат, а кумачу не рад. Он в лиловой рос одежке, не краснеет даже в лежке. (Баклажан)

Ведущий. Итак, мы преодолели три препятствия в Царстве Растения. Слово жюри. (Объявление результатов первого этапа игры).

Дом должен быть чистым, теплым, уютным, светлым. Так ли это на самом деле? Леса горят, реки и озера загрязняются, исчезают навсегда животные и растения. От всех нас, людей, требуется, чтобы мы сохранили наш общий дом чистым и уютным. Поэтому сейчас большое внимание уделяется самой «домашней», самой близкой каждому науке, науке о доме, нашем общем доме – планете Земля. Называется эта наука экология. Кроме Царства Растений экология изучает и Царство Животных, куда мы с вами и отправимся.

Царство Животные

1-е препятствие. Вопросы от «Мудрой Совы». На обдумывание – 15 сек. Ответ дает капитан или любой член команды по согласованию между собой.

1.Какая рыба похожа на змею? (Угорь)

2.Что такое «конский волос» и стоит ли его опасаться? (Паразитический червь-волосатик, для человека безвреден)

3.Почему осенью некоторые птицы улетают от нас? (Им не хватает корма)

4.Какие птицы гнездятся в норах? (Береговая ласточка, зимородок, розовый скворец, сизоворонка, щурка, утка-пеганка)

5.Что можно предсказать о перемене погоды, наблюдая за полетом ласточек? (Летают низко – к дождю и ветру, высоко – к хорошей погоде, а если летают то вверх, то вниз – жди бури)

6.Что можно узнать о предстоящей погоде по поведению лягушек? (С вечера долго кричат – к хорошей погоде, прыгают по суше – к дождю)

2-е препятствие. Отгадайте загадки о животных.

1.Две стены и два замка в домике моем, одноногая хозяйка, безголовая хозяйка проживает в нем. (Моллюск-беззубка и др. двустворчатые)

2.Всю ночь работали ткачи, по кружевам бегут лучи. (Пауки-крестовики)

3.На камени, на рамени кипит вода без пламени. (Муравьи)

4.Утром ползает, в полдень неподвижна, вечером летает. (Ночная бабочка)

5.Вдруг появляется черная туча, ветер не дует, но туча летуча. Дождик с нее урожай не умножит, ливень живой все вокруг уничтожит. (Саранча)

6.Нос долог, голос тонок, летит – пищит, сядет – молчит, кто его убьет – свою кровь прольет. (Комар)

7.Крылья есть, а не летает, ног нет, а не догонишь. (Рыба)

8.Сброшу я старый и тесный пиджак, пусть он валяется возле, новый, просторный, расправлю – да так, чтоб его выкрасить после. (Речной рак и другие членистоногие)

9.Драчун и забияка, живет в воде, когти на спине – и щука не проглотит. (Ерш)

10.Я чудо-юдо, плаваю с фонтаном, изменим «и» на «о»: увидим хищника – любителя диванов. (Кит-кот)

3-е препятствие. Игра «Экохлоп». Зачитываются отрывки из стихотворений, в которых зарифмованы названия живых существ. Надо хлопнуть только тогда, когда будут зачитаны названия организмов, встречающихся в дикой природе Донского края. Капитаны ведут подсчет таких организмов.

Если скажут слово родина, сразу в памяти встает старый дом, в саду смородина, толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница и ромашковый бугор… А другим, наверно, вспомнится свой родной уютный двор.

Или степь от маков красная, золотая целина… Родина бывает разная, но у всех она одна! (З.Александрова)

Где горизонты так тусклы, где прут бульдозеры по-бычьи,

Там прежде камнями орлы из туч бросались на добычу.

Там полстолетия назад походным строем шли тарпаны

И скифских надолб вечный взгляд венчал надгробные курганы.

Весной все небо в журавлях, и в нежном журавлином клике,

Их Сал манил к себе в поля к просторам солнечным и диким.

Следы, читая, тут и там шныряли шустрые лисицы,

По балкам мрачным и ярам плодили в логовах волчицы.

Сайгаки, дрофы, байбаки, речные чайки, как невесты…

По берегам степной реки в то время всем хватало места.

Всего, что было не вернуть, но если разобраться строго -

Могли нас предки упрекнуть, мы потеряли слишком много.

И только долгие года излечат нас, очистят воды.

Тогда без страха и стыда мы глянем вновь в лицо природы. (В. Личман)

Ведущий. Закончилось наше пребывание в Царстве Животных. Жюри подведет итоги этого этапа путешествия. (Объявление результатов и общего итога игры)

Ведущий. «Экология» - слово греческое, образовано из двух слов «экос» - дом, «логос» - учение. Экология – это наука, которая изучает связи между живой и неживой природой, связи внутри живой природы, связи между человеком и природой. Кроме Царств Растений и Животных есть Царство Грибов. Лишайников. Здесь мы и сделаем остановку.

1-е препятствие. Вопросы от «Запасливой Белки».

1.Какие правила надо соблюдать при сборе грибов? (Не брать неизвестные или сомнительные грибы, старые, перезрелые или червивые)

2.Почему не следует собирать грибы вблизи дорог? (Грибы накапливают вредные вещества из автомобильных выхлопов)

3.Какой гриб самый ядовитый? (Бледная поганка)

4.Какую первую помощь надо оказать при отравлении грибами? (Промыть желудок с активированным углем, раствором перманганата калия, сделать клизму. Вызвать врача)

5.Какие съедобные грибы можно выращивать круглый год в теплице? (Шампиньоны)

6.Какие грибы ищут со специально выдрессированными собаками? (Трюфели)

2-е препятствие. Надо показать знание съедобных грибов, заполнив кроссворд. Все названия грибов с окончанием – ик. (Впишите их маркерами прямо по файлам в клеточки).

1



и

к


2





и

к


3





и

к


4






и

к


5









и

к


6










и

к


Правильные ответы: 1 – рыжик; 2 – моховик; 3 – боровик; 4 – дождевик; 5 – подосиновик; 6 – подберезовик.

3-е препятствие. Викторина «Грибы и лишайники».

1.Бел балахон, да шапка красная. (Подосиновик)

2.Как по лишайникам и мхам определить стороны горизонта? (Они чаще всего появляются с северной стороны деревьев, пней, камней)

3.Как лишайники используются в сельском хозяйстве страны? (Ягель – олений корм)

4.Как называется плесневой гриб, используемый человеком для получения лекарств-антибиотиков? (Пеницилл)

5.В зимнее время на фоне белоснежной пелены на стволах некоторых берез хорошо заметны черные наросты. Это знаменитый березовый гриб, имеющий лекарственное значение. Как он называется? (Чага)

6.Как называются плесневые грибы, используемые человеком для приготовления хлеба, пива, вина? (Дрожжи)

7.Этот гриб часто поселяется на хлебе, овощах, конском навозе в виде пушистого белого налета, который через некоторое время становится черным. Как называется гриб? (Белая плесень – мукор)

8.Названия каких грибов произошли от названий животных? (Свинушка, лисичка, оленья губка, собачий груздь)

9.Какие ядовитые грибы маскируются под съедобные? (Бледная поганка – шампиньон; ложные лисички; ложные опята; желчный гриб – белый гриб)

10.Названия каких грибов сообщают их цвет? (Белый, рыжик)

Ведущий. Вот и закончилась наша игра-путешествие. Мы познакомились с наукой экологией, побывали в Царствах Растений, Животных, Грибов, Лишайников. За нами во время путешествия внимательно наблюдало зоркое жюри и оценивало наши действия. Итак, слово жюри! (Объявление результатов игры)

Ведущий. Родная сторона

Р. Варворкина

Как можно жить, не зная точно,

Откуда ты и кто ты сам.

Кому обязан каждой строчкой:

Земле иль синим небесам.

Откуда ты считаешь вехи

Дороги долгой и крутой,

Нуждаюсь я в твоей защите,

Земля донская, край родной.

Я здесь дышу, вдыхая грудью

Дымок вечерний над костром,

Смотрю, как пламя полыхает,

В костре раздутом ветерком.

Люблю я степь с ее раздольем,

Я на заре туда иду,

Любуюся ее привольем,

Без этих зорь я пропаду.

Вот опадает клен багряный,

Теряя листья на ветру,

А ночью тихо ноет сердце,

Лишь затихая поутру.

Литература

1.Кабачек З.П. Лесные тайны. Биология. Москва. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», №24-26, 1996.

2.Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. Москва: «Дрофа», 2007

3.Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике. Москва: «Просвещение», 1985, с.149.







Полный текст материала Экологическая игра-путешествие «Моя Земля» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шевченко С.А.  sach
01.12.2010 1 5881 754

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК