«Юный исследователь»


Пояснительная записка.
Предлагаемая программа имеет экологическую направленность, рассчитана на один года обучения, 34 часа.
Сегодня особенно остро перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе, перестройки всей деятельности, организации ее сообразно экологическим законам. Эти цели нельзя достигнуть без соответствующего воспитания и образования нового поколения, без становления экологической культуры личности и общества.
Опыт показывает, что экологические знания школьников, остаются формальными, если дети не используют свои знания в практической деятельности. Особенно мощным рычагом экологического образования является самостоятельная поисково–исследовательская деятельность школьников. Кроме того, что дети приобретают навыки научного анализа явлений природы, они осознают значимость своей практической помощи природе.
Работая по программе, школьники получат материалы, позволяющие объективно судить об экологическом состоянии местности, найти пути решения местных экологических проблем и реализовать их на практике.
Цель программы: развитие у школьников системного экологического мышления и приобретение ими практических навыков рационального природопользования как основы экологической культуры личности.
Задачи программы:
1. Образовательные:
- сформировать знания методов экологического мониторинга и умений ими пользоваться.
2.Воспитательные:
- воспитание инициативы, ответственности;
- расширение стилей и способов взаимодействия с окружающими людьми;
- привитие любви к родному краю.
3. Развивающие:
- сформировать умения:
- формулировать проблему;
- разрабатывать и проводить эксперимент;
- делать выводы и предложения;
- претворять предложения в жизнь.
Данная программа составлена с учетом курса экологии, природоведения и биологии «Многообразие живых организмов».
Возраст детей – 12-13 лет.
Итоговая аттестация первого года обучения планируется в виде защиты проекта, исследовательской работы.

Виды деятельности учащихся.
• Работа с научно-популярной литературой;
• Выращивание и уход за растениями;
• Наблюдение и постановка опытов;
• Охрана зеленых насаждений, птиц;
• Участие в работе «зеленый патруль»;
• Помощь животным, попавшим в беду;
• Создание фотоальбомов, рисунков, презентаций, проектов, наглядных пособий.

Формы итогового отчета.

• Сообщения о результатах своих наблюдений;
• Выставка рисунков;
• Викторины;
• Конкурсы;
• Оформление наглядных пособий;
• Защиты проекта, исследовательской работы.
• Проведение массовых мероприятий.

Прогнозируемые результаты.

Реализация программы может способствовать развитию и накоплению конкретных знаний о разнообразии растительного и животного мира; об условиях обитания отдельных видов растений и животных. Кроме того, поможет формировать такие качества, как дружба, коллективизм, личная ответственность за общее дело. Юные исследователи приобретут первые навыки в опытническо-исследовательской работе. Программа раскроет перед учащимися деятельность нашего народа по разумному использованию, охране и приумножению природных богатств.

Критерии эффективности курса.

Теоретическая часть.
• Знание основных понятий материала курса;
• Умение пользоваться и содержать в порядке оборудование, инвентарь, инструменты;
• Знание правил техники безопасности при работе с острым инструментом и сельскохозяйственным инвентарем.

Практическая часть.
• Умение ухаживать за комнатными растениями, животными;
• Умение изготовить наглядные пособия;
• Умение наблюдать и фиксировать сезонные изменения в природе.

Содержание программы

Теоретическая основа дается в связи с практической работой, наблюдениями и опытами. Отдельные темы занятий сходны по названию и содержанию и рассчитаны на последовательное углубление и расширение знаний, умений и навыков учащихся.

1. Вводное занятие.
2. Осень в природе.
3. Осенние работы на участке.
4. Почва и ее роль в жизни растений.
5. Природа зимой.
6. Охрана и привлечение зимующих птиц.
7. Домашние животные.
8. Весна в природе.
9. Охрана и привлечение птиц.
10. Семена полевых, овощных, цветочных растений и подготовка их к посеву.
11. Лето в природе.
12. Уход за овощными и цветочными растениями.
13. Сорные растения.
14. Полезные и вредные животные огорода.
15. Плодово-ягодные растения.
16. Сельскохозяйственные растения.
17. Итоговое занятие.

Примерный тематический план занятий.

Дата Тема Всего
часов В том числе
теория практика экскурсия
1. Вводное занятие. 1 1 - -
2. Осень в природе.
Экскурсия в парк Котовского. 2 1 - 1
3. Осенние работы в цветнике.
Практическая работа 1: «Сбор семян и листьев деревьев, кустарников, травянистых растений в учебных целях».
Практическая работа 2: «Составление коллекции семян однолетних цветочно-декоративных растений».
Практическая работа 3: «Засушивание отдельных цветков растений для составления композиций, панно». 4 1 3 -
4. Почва и ее роль в жизни растений. 1 1 - -
5. Природа зимой.
Экскурсия в парк Котовского. 2 1 - 1
6. Охрана и привлечение зимующих птиц.
Практическая работа 4: «Наблюдение за птицами в природе; изготовление простейших кормушек (пакетов из-под молока)».
Практическая работа 5: «Определение толщины снегового покрова на открытых пространствах и в местах, защищенных деревьями и кустарниками». 3 1 2 -
7. Комнатные растения.
Практическая работа 6: «Ознакомление с внешним видом и названиями наиболее простых по выращиванию и уходу комнатных растений, имеющихся в уголке живой природы». 2 1 1 -
8. Весна в природе.
Экскурсия в парк Котовского. 2 1 - 1
9. Охрана и привлечение птиц.
Практическая работа 7: «Наблюдение за прилетом и поведением птиц, заселением ими гнездовий. Изготовление скворечников». 2 1 1 -
10. Семена полевых, овощных, цветочных растений и подготовка их к посеву.
Практическая работа 8: «Наблюдение за появлением всходов культурных растений, их подкормка, проведение опытов».
Практическая работа 9: «Закладка опытов по выявлению влияния удобрений на рост, развитие и урожайность овощных и цветочных культур». 3 1 2 -
11. Лето в природе.
Экскурсия в парк Котовского. 2 1 - 1
12. Уход за овощами и цветочными растениями.
Практическая работа 9: «Рыхление почвы, полив цветочных и овощных растений, их подкормка, проведение опытов».

2 1 1 -
13. Сорные растения.
Практическая работа 10: «Прополка цветочных и овощных растений». 2 1 1 -
14. Полезные и вредные животные огорода.
Практическая работа 11: «Борьба с вредными насекомыми (ручной сбор)». 2 1 1 -
15. Плодово-ягодные растения 1 1 - -
16. Сельскохозяйственные растения и домашние животные 2 1 - -
18. Итоговое занятие.
Защита проектов. 2 2
- -

Итого : 34 18 12 4

Поддержкой курса является литература по данной теме:

1. Балдыш Г.М.Посев и всходы. – М.: Знание, 1983.
2. Беме Р.Л., Кузнецова А.А. Птицы разных материков. – М.: Просвещение, 1986.
3. Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы. – М.: Прогресс, 1983.
4. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. – Л.: Детская литература, 1974.
5. Жизнь животных:Т.1-4. – М.: Просвещение, 1983-1987.
6. Жизнь растений:Т.1-4.-М,: Просвещение, 1974-1983.
7. Энциклопедический словарь юного биолога / Сост. М. Е.Аспиз.-М.: Педагогика,1986.
8. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие / Под ред. Т,Я,Ашихминой. – М.: АГАР, 2000.

Полный текст материала «Юный исследователь» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Плавунова Татьяна Васильевна  TANUA
23.11.2009 1 9906 1416

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК