Урок по геометрии "Площадь трапеции"; 8 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №121»
г. Снежинск, Челябинской области
Факультативное занятие для 8 класса
«ПЛОЩАДЬ ТРАПЕЦИИ»
Выполнила:
Чвырова Мария Степановна
учитель математики
высшей категории
г. Снежинск 2013г
ТЕМА: «Площадь трапеции»
Цель:
повысить уровень знаний по геометрии с целью более качественной подготовки к ГИА
Задачи:
-познакомить с новыми приемами вычисления площади трапеции;
-применять изученный прием при решении задач
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично – поисковый.
Материалы и оборудование для проведения занятия:
1) компьютер,
2) мультимедийный проектор,
3) мультимедийная презентация по теме занятия
Проект занятия:
Этапы занятия |
Деятельность учителя |
1.Целеполагание и мотивация Цель: поднять мотивацию учащихся к участию в процессе познавательной деятельности, организация активной самостоятельной работы каждого ученика при решении учебно – познавательных задач. |
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проводим занятие по теме «Площадь трапеции». Мы откроем новый прием вычисления площади трапеции, научимся его применять при решении задач.
|
2.Открытие нового приема вычисления площади трапеции. Цель: открыть новый прием вычисления площади трапеции |
Предлагается задача: Найти площадь трапеции, основание которой 6см и 11см, а диагонали 8см и 15см
|
3. Обсуждение предложенных учащимися решений Беседа с учащимися по вопросам учителя. |
Чаще всего решение данного вида задач обычным, традиционным способом очень трудоемко, поэтому на этом занятии мы рассмотрим такой прием решения задачи, который значительно упростит вычисления. В С Дано: АВСД-трапеция основания ВС=6 АД=11 Диагонали АС=8 А Д ВД=15 Найти sАВСД
-Попытайтесь решить задачу, используя дополнительные построения, чтобы к нахождению площади трапеции модно было подойти через площади известных многоугольников?
Решение: 1.Проведем СN параллельно диагонали
В С
А О Д N
Тогда четырехугольник ДВСN - параллелограмм ( по определению), значит ДN=ВС и СN=ВД (по свойству параллелограмма)
2. СО - высота трапеции.
SАВСД= (АД+ВС) • СО= (АД+ДN) • СО=
= • АN • СО= S АСN
3.Рассмотрим АСN
В нем АN = 11+ 6 = 17см
АС = 8см; СN = 15см
= +
289 = 225 + 64, верно
следовательно, АСN- прямоугольный
4.SАВСД = S АСN = АС СN =
= 15 • 8= 60 ( ) Ответ: 60
Итак, решая эту задачу мы доказали теорему: площадь трапеции АВСД равна площади треугольника АСN полученного выше изложенным способом. SАВСД= S АСN
|
Закрепление. Решения задач новым способом Цель: закрепить приобретённые знания. |
1.У равнобедренной трапеции основание 5 и 9, а диагонали взаимно перпендикулярны. Найди площадь трапеции. ( эту задачу учащиеся решают совместно с учителем, используя изученный прием )
В С
А Д N
Решение: 1.Проводим СN параллельно ВД и получаем, что площадь трапеции равна площади треугольника АСN( это ранее доказано) СN ‖ ВД, значит, АСN = , т.к. соответственные углы при параллельных прямых и секущей равны. Следовательно, АСN – прямоугольный. 2.У равнобедренной трапеции диагонали равны, поэтому АС = ВД = СN, а значит, АСN – равнобедренный. 3. Рассмотрим АСN - он прямоугольный и равнобедренный. Найдем его площадь. Пусть АС = СN = Х, тогда + = (по теореме Пифагора) 2 = 196 = 98 S АСN = х • х = = • 98 = 49 Ответ: SАВСД = 49 При вычислении S АСN следует обратить внимание учащихся на то, что площадь этого треугольника можно найти другим способом, а именно проведя высоту СО на гипотенузу АN СО- высота равнобедренного треугольника АСN,а следовательно, СО- медиана, а в прямоугольном треугольнике медиана, проведенная на гипотенузу, равна ее половине, а поэтому СО = 7. Тогда, S АСN = АN • СО = • 14• 7 =49
Задачи для закрепления изученного приема: 1.Диагонали трапеции равны 7см и 12 см и взаимно перпендикулярны. Найти площадь трапеции. 2.Диагонали трапеции равны 30 и 40, а ее средняя линия равна 25. Найти площадь. 3.Найти площадь равнобочной трапеции, если длины ее диагоналей равны 8см и они взаимно перпендикулярны. 4. В равнобедренной трапеции высота равна 5см, а диагонали взаимно перпендикулярны. Найти площадь трапеции. 5.Диагональ равнобедренной трапеции равна 10, а площадь 48. Найти высоту трапеции. 6.Диагонали трапеции равны 6 и 8, а ее площадь 24. Найти среднюю линию трапеции. 7. Найти площадь трапеции, с основаниями 5 и 9см и диагоналями 10см и 12см . 8.Найти площадь равнобедренной трапеции, если ее диагональ равна 8, а угол между этой диагональю и большим основанием равен . |
Итог занятия Цель: подвести итог занятия, создать условия для самооценки учебной деятельности. |
Эти задачи предлагаются для закрепления изученного приема нахождения площади трапеции. Часть этих задач учащиеся самостоятельно решают на факультативном занятии, а оставшиеся решают дома. |
Список используемой литературы.
Пособие по геометрии. Часть 1. Планиметрия. Векторы. В помощь учащимся 10-11-х классов./ О.В. Нагорнов, А.В. Баскаков, О.Б. Баскакова, Н.В. Серебрякова. М.: НИЯУ МИФИ, 2009, - 152с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чвырова Мария Степановна
→ Trad 21.08.2013 0 4915 561 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.