Элективный курс "Здоровый образ жизни"; 9 класс













ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС




ДЛЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ


УЧАЩИХСЯ 9-ГО КЛАССА


«Здоровый образ жизни»










Глотова Тамара Васильевна

учитель биологии


МБОУ Перхушковская оош

Одинцовский район Московской области





Значение элективного курса и его место в учебном плане.



Ведение такого предпрофильного курса, как «Здоровый образ жизни», вызвано самой жизнью, особенно в условиях преобразований во всех общественных сферах нашей страны.


Конфликты, а также стрессы, стали обычным и довольно частым явлением, избежать которых невозможно даже в школьной среде. Стрессовые ситуации ослабляют молодой организм, подавляют его защитные силы, способствуют возникновению болезней. Всякий раз, когда отрицательные эмоции перехлестывают через край, переходят какую-то грань, они выводят из строя определенные органы и функции организма, связанные с этими эмоциями.


В старинных китайских книгах по медицине сказано:

«От раздумий страдает селезенка и поджелудочная железа, от тревог и печалей - легкие, от раздражительности и гнева - печень, от страха и неумеренных желаний- почки, а чрезмерное веселье и радость сказывается на сердце».


Содержание данного элективного курса предусматривает овладение учащимися различных приемов и техник по снятию эмоционального напряжения как сознательным, так и бессознательным (т.е. естественным путем) способами.

В качестве сознательного выхода из стрессовой ситуации программа предлагает систему психофизической саморегуляции:

1. Через работу с дыханием

2. Через работу с телом

3. Через работу с сознанием

Для предупреждения отрицательных эмоций не менее важное значение имеет профилактика стрессов. Это могут быть противострессовые упражнения йоги, работа с образами, осознанное дыхание, создание стресса на физиологическом уровне (например, физические нагрузки, обливание холодной водой, контрастный душ, закаливание организма и т.д.) и практика формирования позитивного мышления. Доказано, что главной защитой от стресса являются положительные эмоции, такие, как любовь, благодарность, прощение, уважение к другим людям, добрая воля, дружелюбие, искреннее удовлетворение от успехов других - своих коллег и друзей.


Данный элективный курс носит как-бы «надпредметный» характер, но его содержание связано с биологией и опирается на знания анатомии, физиологии, гигиены и психологии человека.













Образовательные цели курса:



1.Довести до сознания учащихся, что самое ценное у человека - это его здоровье, которое зависит, прежде всего, от него самого, от его образа жизни.


2.Ввести понятие «стресса», показать внешние и внутренние причины его возникновения, познакомить с биохимическими изменениями, которые протекают в организме человека во время эмоционального напряжения.


3.Расширить представление учащихся о стрессе, познакомить их с различными аспектами эмоционального напряжения: физическим, психологическим, поведенческим и социальным.


4.Учить пользоваться различными методиками по предупреждению возникновения стрессов.


5.Учить умению осознанно выходить из создавшегося эмоционального напряжения путем применения различных техник и приемов.


6.Прививать желание вести здоровый образ жизни, формировать негативное отношение к таким социальным явлениям, как пьянство, курение, наркомания.



Задачи курса:


Основной задачей данного курса является формирование у учащихся понимание того, что счастливый человек - это, прежде всего, здоровый человек, что к своему здоровью нужно быть внимательным и осознавать, что здоровье каждого человека зависит от него самого, от его образа жизни.


Здоровье неразрывно связано с формированием позитивного мышления каждой личности: с умением видеть в обыденной жизни красоту, быть в текущем моменте, жить без претензий, делать акцент на том, что имеешь и быть благодарным за это. Быть терпеливым к людям и понимать, что мы все разные и принимать человека таким, каков он есть.


Быть здоровым - это значит, постоянно работать над собой, повышать рост своего самосознания.














Результаты, полученные в ходе изучения курса


В результате изучения данного курса учащиеся познакомятся с различными методиками и приемами по избавлению от отрицательных эмоций и смогут применять их в своей дальнейшей жизни. При помощи различных упражнений они научатся предупреждать стрессовые ситуации, больше внимания будут уделять физическим занятиям, а также повысится интерес к здоровому образу жизни, появится заинтересованность в соответствующей литературе. Отношение к окружающим их людям станет более терпимым, и, что самое важное, предполагается повышение интеллектуального уровня учащихся.





Критерии оценки

результативности изучения курса


1. Формы текущего контроля:

- практическая работа

- показ

- объяснение изученных техник, приемов



2. Форма итогового контроля:

- собеседование

- реферат

- презентация



























УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА


п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

1.

Введение в курс «Здоровый образ жизни»

2.

Золотые правила здоровья

3.

Дыхание - энергия жизни

4.

Природа стресса, создание и способы снятия напряжения

5.

Итоговое занятие


Итого:

17ч



КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Содержание

Количество часов

1.

ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

1. Что такое здоровье и что такое болезнь.

2. Что такое здоровый образ жизни.

2.

ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА ЗДОРОВЬЯ.

1. Практика построения здорового тела. Разучивание выполнения упражнений «Золотая рыбка», «Упражнений для капилляров», упражнения «Смыкание стоп и ладоней».

2. Исцеление питанием. «Пища, улучшающая суждения». Энергии нашего тела. Правила питания. Сочетание животных и растительных продуктов

3.

ДЫХАНИЕ - ЭНЕРГИЯ ЖИЗНИ.

1. Дыхание - энергия жизни. Что мешает нам дышать?

Упражнение «Лодка». Нижнее, среднее и верхнее дыхание. Упражнение «Полное дыхание».

2. Дыхание от некоторых болезней. Упражнение «Очистительное дыхание». Упражнение «Шесть целительных звуков».

3. Знакомство с парадоксальной дыхательной гимнастикой А.Н.Стрельниковой.

4. Характер человека и душевное здоровье. Определение типа характера по опроснику.

4.

ПРИРОДА СТРЕССА, СОЗДАНИЕ И СПОСОБЫ

СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ.

1. Стресс, понятие стресса, природа стресса. Схема создания напряжения. Схема выхода напряжения.

2. Способы снятия напряжения через работу с дыханием. Упражнения, техника «Дыхание треугольником».

3. Способы снятия напряжения через работу с телом. Упражнение: техника су- джок. Упражнение из аюрведы: «замыкание энергетических каналов».

4. Упражнения для поднятия жизненного тонуса: №1 «Сова», №2 «Ленивая восьмерка», №3 «Думательный колпак».

Упражнения для снятия стресса: «Крюки Деннисона», «Крюки Кука».

5. Снятие напряжения через работу с сознанием. Релаксация. Упражнение «Озеро». Техника «Море». Техника «Трансформация энергии».

6 - 7. Практика формирования позитивного мышления. Медитация, правила медитации. Упражнение «Мой храм». Медитация «Просто сидение».

8. Противострессовые упражнения в йоге. Правила выполнения мудр.

9. Экспресс - мудры для снятия стресса.

5.

1. Эмоциональный ресурс. Итоговое занятие.









Литература


1.Лекции по ортобиозу. Онишина В.В., Башмакова Е.А. ИПК и ПРНО М.О., 2003г


2.Вильям К. Тренинг по управлению стрессом. М.Издательство Эксмо, 2002г.


3.Онишина В.В. Работа с эмоциями. Методическое пособие. М.ИПК и ПРНО М.О., 2003г.


4.Н. Семенова. Дыхательная гимнастика Стрельниковой в школе здоровья Н. Семеновой «Надежда». Спб «Издательство «Диля», 2003г.


5.Э.И.Гоникман. Даосские лечебные жесты. Москва, Издательский дом МСП,2003г


6.Система здоровья Кацудзо Ниши. Авторские методики:избранное. (Гл.ред. М.В. Смирнова) Санкт-Петербург, Издательская компания «Невский проспект»,2004г






















Приложение:


1.Золотые правила здоровья: ( Из книги «Система здоровья Кацудзо Ниши»):

- твердая постель;

- твердая подушка;

- выполнение упражнения «Золотая рыбка»;

- выполнение упражнения для капилляров «Вибрация»;

- выполнение упражнения «Смыкание стоп и ладоней»;

- выполнение упражнения для спины и живота;



2.Описание некоторых техник и упражнений.


Техника «Дыхание треугольником».

Представьте себе, что под пяткой левой ноги у вас находится резервуар с густым голубым воздухом. Вообразите, что этот воздух вы можете вдохнуть пяткой. Вдохните и … задержите вдох на несколько мгновений в области затылка, а затем выдохните его через пятку правой ноги. Повторяйте это действие некоторое время. Получится, что вы как бы дышите треугольником. Понаблюдайте за собой:

- какой цвет вы вдыхаете правой пяткой? (серый, черный?..)

Дышите до тех пор, пока выходящий воздух не станет также голубого цвета.


Техника су-джок основана на массаже определенных точек.

Упражнение.

Пальцами правой руки помассируйте мизинец левой руки. Делайте движения вверх, вниз, активнее нажимайте на суставы. Теперь проделайте тоже самое с мизинцем правой руки. Далее нужно соблюдать последовательность: сначала палец на левой руке, затем - на правой. После того, как дошли до больших пальцев, процедуру можно повторить. Через несколько минут можно почувствовать, как меняется ритм дыхания, сердечный ритм, в теле появляется приятное тепло и даже меняется строй мыслей.

.

Упражнения из аюрведы помогают быстрее восстановиться, предотвратить сердечный приступ, снять головную боль. Основана техника на замыкании энергетических каналов человека в определенной последовательности.

Упражнение: сядьте и постарайтесь расслабиться. Соедините подушечки указательных пальцев обеих рук с подушечками больших пальцев, остальные пальцы выпрямлены. Посидите так 10-20мин. Вы почувствуете пульсацию в пальцах.

Это упражнение помогает снимать эмоциональное напряжение, тревогу, беспокойство и, вдобавок, активизирует мыслительные процессы.


Упражнения для поднятия жизненного тонуса помогают настроиться на работу, активизируют оба полушария головного мозга.


№1«Сова»


Ладонь правой руки помассировать область шеи и плеча с противоположной стороны. Делать сжатия ладонью, словно месите тесто. Нажимать посильнее, даже если будет немного больно. Затем проделайте то же самое с другой стороны. Через некоторое время вы почувствуете, что к голове бежит словно какой-то холодок, голова становится легкой и свежей. После этого упражнения хорошо работается.


2 «Ленивая восьмерка»


1. Нужно вытянуть правую руку пе ред собой и поднять вверх большой палец. Зафиксировать взгляд на ногте большого пальца и нарисовать в воздухе лежащую восьмерку (как знак бесконечности). Рисовать начинаем влево и вверх, не отрывая взгляда. Середина восьмерки должна быть, примерно, на уровне переносицы. Рисуем правой рукой приблизительно 1минуту.


2. Меняем правую руку на левую, смотрим на ноготь, не отрывая взгляда. Восьмерка идет вправо и вверх, выполняем также примерно минуту.


3.Соединяем руки в замок. Смотрим на ноготь (один большой палец кладем на другой) и выполняем восьмерку двумя руками также примерно минуту.

Выполнять данное упражнение можно столько, сколько захочется. Активизирует работу обоих полушарий головного мозга, усталость наступает медленнее.


3 «Думательный колпак»


Большим и указательным пальцем мягко оттянуть назад и массировать раковины ушей.

Указательный палец находится на внутренней стороне ушной раковины, а большой палец - на внешней стороне ушной раковины. Массаж начинают сверху вниз и выполняют 1-2 минуты. Упражнение помогает сосредоточиться на собственном слухе, расслабляет напряжение мышц головы.



Упражнения для снятия стресса:

1 «Крюки Деннисона»


1. Положение ног- крест на крест. Положение рук - вытянуть перед собой, повернуть их тыльной стороной друг к другу, соединить пальцы между собой, вывернуть руки в кольцо, образовавшееся на уровне груди, получился крюк. Далее:

- Глаза поднять в потолок, веки закрыть.

- Язык- кончик языка упирается в небо.

Тело принимает неустойчивое положение, может «болтать». К этому надо отнестись спокойно. В таком положении побыть 1-3минуты, пока тело не обретет устойчивость.

2. Положение ног - на ширине плеч. Руки - перед собой на уровне живота, пальцы соединить «домиком».

-Глаза смотрят в пол, веки закрыть.

- Язык- кончик языка упирается в небо.

Это стадия стабилизации, находится в нем 1-3минуты до ощущения комфорта.

Выполняется непосредственно перед сложной ситуацией, неприятным разговором, или после того, как произошло что-либо, оцениваемое вами как стресс.


№2 «Крюки Кука»


Сядьте на стул, закиньте ногу на ногу, но не так как всегда, а под острым углом. Возьмитесь руками за ногу: одна рука в области лодыжки, а другая- в районе колена. Посидите так несколько минут, насладитесь покоем. Если есть время, поменяйте ногу и повторите сначала.

Это упражнение используется для профилактики стресса.

Башмакова Е.А.

ОПРОСНИК «Типология характера»

( на основе типологии К.Леонгарда, опросников Шмишека и Л. Горшенина)


В процессе работы с опросником тестируемому предлагается заполнить следующую матрицу:


1 7 13 19 25 31 37 43 49 55


2 8 14 20 26 32 38 44 50 56


3 9 15 21 27 33 39 45 51 57


4 10 16 22 28 34 40 46 52 58


5 11 17 23 29 35 41 47 53 59


6 12 18 24 30 36 42 48 54 60



Инструкция. Вам предлагается 60 утверждений. Если утверждение соответствует Вашим личным особенностям, то справа от соответствующего порядкового номера поставьте знак «+», если не соответствует, то знак «- ».


1.Мне нравиться наблюдать за людьми

2.В обществе я люблю быть в центре внимания.

3.Меня трудно переубедить.

4.В детстве у меня было много травм.

5. Люблю путешествовать.

6.Мне случается испытывать антипатию к человеку.

7.Я испытываю страх перед публичными выступлениями.

8.Люблю украшения

9.Мое уважение к человеку зависит от того, какое место в обществе он занимает.

10. Я люблю ходить по улице без цели.

11. Могу даже при неудачах посмеяться над собой.

12.Иногда мне трудно признаться в своих ошибках.

13.В первой половине дня я более работоспособен.

14.Я хорошо запоминаю одежду людей.

15. Я человек ревнивый.

16. Люблю громко включать музыку.

17.Я человек предприимчивый.

18. Иногда я могу посплетничать об отсутствующих.

19. Мне свойственно перепроверять сделанную работу.

20.Мне нравится, когда за мною наблюдают.

21. Трудности на моем пути никогда не заставят меня отступить.

22.У меня часто бывают головные боли.

23.Люблю возиться с малышами, придумывать разные игры.

24.Был случай, когда я придумал вескую причину, чтобы оправдаться

25.Я устаю от долгого пребывания в обществе людей

26.Мне нравиться, когда люди восхищаются тем, как я одет

27.Я считаю, что быть доверчивым глупо.

28.В гневе я могу разбить или сломать что- нибудь.

29.Вечером я более работоспособен.

30.Иногда мне неприятно, когда ко мне обращаются с просьбой.

31.Я стремлюсь к тому, чтобы в моем доме каждая вещь имела твердо закрепленное за ней место.

32.Я человек творческий.

33.Мне важно быть не хуже других в своем деле, в работе, в учебе.

34. В общественных местах я часто сталкиваюсь с грубостью и бесцеремонностью.

35.Отправляясь в дорогу, я предпочитаю брать с собой кого-нибудь из друзей или знакомых.

36.Был случай, когда я бросил что-то делать, потому что не был уверен в своих силах.

37.Мне случалось, уйдя из дома, возвращаться и проверять, не осталось ли что-нибудь невыключенным.

38.Мне нравится мечтать, сочинять, фантазировать.

39.Меня восхищают целеустремленные люди.

40.В детстве мне часто делали замечания за непорядок в одежде.

41.Мне трудно долго оставаться на одном месте.

42.Были случаи, когда я настаивал, чтобы делали по-моему.

43.Мне часто тревожно даже без видимой причины.

44.Я охотно выступаю на сцене и произношу речи перед людьми.

45.Я долго помню нанесенные мне обиды.

46.Мне нравится заниматься тем, что требует физических усилий: физической работой, силовыми видами спорта.

47.У меня много друзей и часто возникает желание собрать их на вечеринку.

48.Был случай, когда я завидовал успехам других.

49.Мне часто трудно принять решение, я долго и мучительно взвешиваю все «за» и «против».

50. Я быстро забываю неприятное.

51.Мои заслуги часто остаются непризнанными.

52.Я часто нетерпелив.

53.Мне удается быстро развеселить компанию, рассмешить людей.

54.Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили по заслугам.

55.Меня часто беспокоят мысли, что со мной и моими близкими может случиться что-то плохое.

56.Я могу сыграть любую роль и при необходимости легко ввести в заблуждение любого человека.

57.Я всегда готов активно бороться за правду и справедливость.

58.Я многим увлекался в жизни, но ни на чем долго не останавливался.

59. Мне не стоит труда заговорить и познакомиться с любым человеком.

60.Иногда меня «задевает», когда высказывается мнение, противоположное моему.

Каждой строке матрицы ( по горизонтали) соответствует шкала определенного типа характера:

1- педантический тип 4- возбудимый тип

2- демонстративный тип 5-гипертимный тип

3- застревающий тип 6- шкала готовности к тестированию

При обработке результатов учитывается только количество «плюсов» по каждой отдельно взятой строке. Каждый «плюс» -это балл. Чем больше количество баллов, тем ярче выражены черты соответствующего типа характера. При наборе 9…10 баллов по шкале, можно предположить наличие соответствующей акцентуации характера. Чем больше баллов набрано по последней 6-ой шкале, тем надежнее остальные ответы.


Полный текст материала Элективный курс "Здоровый образ жизни"; 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Глотова Тамара Васильевна  Corfu
11.12.2013 0 8364 1296

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0