Ориентационный элективный курс "Жидкие камни, твёрдая вода"; 9 класс
ГОРБАТКОВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА,
учитель физики МБОУ СОШ № 1
Р.п. Екатериновка Саратовской области
ОРИЕНТАЦИОННЫЙ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ( 9 класс)
«ТВЁРДАЯ ВОДА, ЖИДКИЕ КАМНИ»
Пояснительная записка
Программа курса предназначена для углубления знаний о строении и свойствах вещества. Этот курс можно отнести к межпредметному элективному курсу, так как вопросы, изучаемые в этом курсе, частично рассматриваются и на уроках географии (ветры, вулканы, круговорот воды в природе, осадки, атмосферное давление), химии (газы, сплавы), экологии ( биосфера), технологии (свойства твёрдых тел). Тема курса является актуальной и важной прежде всего в развитии мировоззренческих представлений об окружающем мире, о природных явлениях. Предлагаемый курс направлен на изучение физических методов познания природы.
В этом курсе должны быть рассмотрены следующие вопросы:
строение вещества на основе молекулярно-кинетической теории;
графическое построение модели перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое;
обсуждение физических, химических и механических свойств тел, находящихся в разных агрегатных состояниях.
Цели: в нестандартной форме расширить и углубить знания учащихся; показать учащимся, что окружающий нас мир познаваем.
Задачи.
Образовательная - закрепить знания учащихся о явлениях, происходящих в природе.
Развивающая - побудить школьников к самостоятельным наблюдениям и экспериментам;
- развивать логическое мышление, любознательность, сообразительность.
Воспитательная - воспитывать навыки технического моделирования
Элективный курс рассчитан на 12 часов. Итоговый образовательный продукт по каждой теме указан учебно-тематическом плане.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ темы |
Название тем и учебных вопросов |
Все-го ча-сов |
Лек-ции |
практика |
Форма проведения |
Образова-тельный продукт |
1 |
Почему взлетает воздушный шар? (Строение и свойства газов. Реальные и «идеальные» газы) |
2 |
1
|
1 |
1. Лекция 2. Демонст-рация свойств газов 3.Построение чертежей воздушного шара |
Изготовле-ние воздушного шара |
2 |
Почему дует ветер? (Строение воздушной оболочки Земли. Плотность воздуха. Конвекция воздушных масс. Атмосферное давление.) |
1 |
1 |
|
1. Лекция. 2. Демонстра-ция конвек-ции. 3. Просмотр видеомате-риала «Ураганы» |
Изготовле-ние плакатов-стендов «Примене-ние конвекции в быту и технике» |
3 |
Жидкие камни. (Твёрдые тела: кристаллические и аморфные. Моно-и поликристаллы. Плавление твёрдых тел. Механические свойства твёрдых тел) |
2 |
1 |
1 |
1. Лекция 2. Демонстра-ция плавления твёрдых тел 3. Просмотр видеоматериала «Вулканы» |
Коллективное сообщение о Томасе Юнге. |
4 |
Твёрдая вода. (Строение и свойства жидкостей. Каппилярность. Смачивание. Переход жидкостей в твёрдые тела) |
2 |
1 |
1 |
1. Лекция 2.Построение графиков перехода вещества из одного состояния в другое
|
Практичес-кая работа «Изготовле-ние фигурки из парафина» |
5 |
Почему идёт дождь? Почему идёт снег? (Парообразование и конденса-ция. Насыщенный пар. Иней.) |
2 |
1 |
1 |
1.Лекция 2. Решение логических тестовых задач |
|
6 |
Урок - конференция |
2 |
|
2 |
Беседа за круглым столом с сообщениями и демонстрациями. |
|
7 |
Экскурсия на природу |
1 |
|
1 |
Запуск воздушного шара |
|
Приложение
Примерный список тем докладов
Конвекция в жидкостях.
Круговорот воды в природе. Круговорот биогенных металлов в природе.
Доменные печи. Плавление металлов.
Изобретение воздушного шара.
Антуан Лоран Лавуазье и его «Начальный курс химии». Открытие кислорода.
Теория упаковки молекул.
Литература
Л.Л. Сикорук. Физика для малышей.
И.Я.Ланина. Не уроком единым.
А. Томилин. В поисках первоначал.
М.И. Блудов. Беседы по физике.
М.М.Терентьев. Демонстрационный эксперимент по физике.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Горбаткова Татьяна Владимировна
→ Симона6010 03.02.2014 0 3732 491 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.