Статья "Эксперименты и исследования с использованием цифровой лаборатории Sensedisc"
Бессараб Татьяна Александровна, учитель биологии МБОУ «СШ № 27»
«Эксперименты и исследования на уроке естественнонаучного цикла и во внеурочной деятельности с использованием цифровой лаборатории Sensedisc»
На сегодняшний день одним из важных условий успешной работы учителя является владение техникой современного учебного эксперимента. При изучении естественных наук, большое значение имеет наглядность изучаемого материала.
Ц ифровые лаборатории SenseDisc — это новое поколение школьных лабораторий, позволяющих сочетать наглядные эксперименты по биологии, физике, химии с преимуществами цифровой регистрации параметров, когда измеряемые данные и результаты их обработки отображаются непосредственно на экране компьютера. Если в кабинете установлен мультимедийный проектор, то экран компьютера во время демонстрационного эксперимента отображает на настенном экране результаты в виде графиков, которые будут видны всему классу.
Лаборатория SenseDisc представляет собой диск с датчиками,
которые присоединяются к корпусу. Работать с ней очень просто: подключаем датчики, к датчикам присоединяем нужные приборы, проводим измерения.
Продолжительность автономной работы цифровой лаборатории более 150 часов.
Программное обеспечение цифровой лаборатории:
-
Обеспечивает широкий выбор предустановленных шаблонов для экспериментов.
-
Интерфейс в виде множества папок с отрывными листами, стиль отображения может задаваться самостоятельно.
-
Функция полного согласования статистики и данных.
-
Сохранение настроек для создания шаблона эксперимента.
-
Сохранение результата эксперимента и создание проигрываемого файла.
-
Уникальный операционный интерфейс, обеспечивающий легкость управления.
МБОУ «СШ № 27» приобрела цифровую лабораториюSenseDisсBiochemistryпо предметам «Химия» и «Биология», которая оснащенавстроенными датчиками (акселерометр, GPS, термометр, барометр)и съемными датчиками (определителькислотно-щелочного баланса, относительной влажности, растворенного кислорода, ЧСС).
Датчик атмосферного давления
(Эксперименты: измерение атмосферного давления; изучение соотношения между точкой кипения жидкости и давлением)
Датчик частоты сердцебиения
( Эксперименты:измерение частоты сердцебиения при различных физических нагрузках)
Датчик света
( Эксперименты: изучение соотношения интенсивности освещения и дистанции; изучение поляризации света)
Датчик относительной влажности (Эксперименты:измерение изменения влажности окружающей среды; гигроскопичность веществ)
Датчик уровня PH
(Эксперименты: кислотно-основное титрование; уровень pH различных растворов; механизм поддержания стабильного уровня pH различными организмами)
Датчик растворенного кислорода (Эксперименты: изучение механизмов дыхания у дрожжевых грибов; изучение свойств растворенного кислорода в различных водных средах; изучение факторов воздействия на процессы фотосинтеза.)
Датчик температуры
( Эксперименты: измерение температуры тел живой и неживой природы; естественное охлаждение воды; охлаждение испаряющейся жидкости)
Датчик электропроводимости
(Эксперименты: сравнение проводимости разных водных растворов; изучение чистоты питьевой воды; соотношение размеров частиц раствора и динамики движения материала)
Щуп для измерения температуры Зонд измерения РН
Зонд измерения влажности Зонд измерения кислорода
К цифровой лаборатории «SenseDisc» прилагается сборник методических рекомендаций для педагога, руководящего проектно-исследовательской деятельностью. Методическое пособие разработано с учетом новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) с целью оказания методической помощи педагогу. Предлагаются темы исследовательских проектов: «Буферные системы», «Газированные напитки», «Жесткость воды», «Азот и его соединения», «Черный чай», «Ферменты» и другие. Для каждого проекта в помощь педагогу сформулированы цели и задачи работы, приведен перечень оборудования, перечислены и описаны примерные этапы работы, предложен перечень литературы.
Исследовательский проект «Лишайники»
с использованием ЦЛ «SenseDisc»
Цель работы: формирование систематизированных представлений о лишайниках.
Задачи работы:
-
формирование системы научных знаний о живой природе;
-
освоение доступных способов изучения природы;
-
приобретение опыта использования методов биологии и проведение несложных биологических экспериментов;
-
формирование основ экологической грамотности;
-
повышение уровня компетентности обучающихся в области биологии;
-
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-
формирование умения планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-
социализация обучающихся.
Оборудование:
-
ЦЛ «SenseDisc» с соответствующим набором измерительных датчиков.
-
измерительные устройства: встроенные датчики температуры окружающей среды, датчик GPS, барометр, датчик растворенного кислорода, датчик уровня рН, датчик относительной влажности, датчик температуры в эксперименте, датчик звука, датчик УФ-излучения, датчик света.
-
компьютер с установленным программным обеспечением SenseDisciLab.
Примерные этапы работы:
-
Постановка проблемы, формулировка гипотез, цели и задач работы. Разработка критериев эффективности выполнения работы.
-
Составление плана выполнения работы, распределение ролей участников. Возможные творческие группы: «Ботаники», «Микологи», «Экологи».
-
Сбор информации о лишайниках: грибном и водорослевом компонентах лишайников и их взаимоотношениях, морфологии и анатомии слоевища, способах питания, химическом составе, роли в природе.
-
Рефлексия, анализ собранной информации, способов и эффективности ее получения. Возможная корректировка плана выполнения работы.
-
Наблюдение за морфологией, размножением, развитием лишайников, а так же состоянием окружающей среды (температурой и влажностью воздуха, уровнем освещенности, интенсивностью УФ-излучения, наличием загрязнения окружающей среды)
-
Сопоставление возможных изменений биологических показателей с измеряемыми показателями абиотических факторов.
-
Получение и презентация продуктов исследования. Оформление результатов в виде фотоальбомов, докладов, стенгазет.
-
Рефлексия, обсуждение результатов, анализ эффективности выполнения работы.
Лабораторная работа «Дыхание семян»
с использованием ЦЛ «SenseDisc»
Цель работы: сравнить интенсивность дыхания проросших семян различных растений по скорости потребления кислорода.
Оборудование и реактивы:
-
ЦЛ «SenseDisc» с соответствующим набором измерительных устройств;
-
измерительные устройства: датчик температуры в эксперименте, датчик растворенного кислорода;
-
штатив;
-
колба круглодонная на 50 мл.с резиновой пробкой;
-
вода, аэрированная с помощью аквариумного компрессора;
-
проросшие семена (10г) подсолнечника, гороха, пшеницы;
-
компьютер, планшет, смартфон с предустановленными программным обеспечением SenseDiskiLab.
Параметры измерений:частота-1 замер в секунду, продолжительность-30 минут.
Опыт необходимо проводить в условиях затемнения. Температуру аэрированной воды следует поддерживать на уровне +26℃.
Ход работы:
1.Сформулируйтецель лабораторной работы и гипотезу о возможных различиях интенсивности дыхания проросших семян подсолнечника, гороха и пшеницы.
2. Поместите семена подсолнечника (10г.) в колбу, закрепленную на штативе.
3. Заполните колбу семенами с аэрированной водой, температура которой +26℃.
4. Поместите датчики растворенного кислорода и температуры в колбу. Плотно закройте колбу пробкой.
5. Подключите датчики растворенного кислорода и температуры к регистратору данных SenseDiskiLab.
6. Подключите компьютер (планшет, смартфон) загрузите программу SenseDiskiLab.
7. Проведите регистрацию данных в течение 30 мин. Проверьте соответствие параметров измерений растворенного кислорода и температуры характеристикам изучаемого процесса.
8. Сохраните полученные данные (файл опыта).
9. Повторите пп.2-8, используя семена гороха и пшеницы.
10. Выполните обработку и анализ результатов, для этого:
- откройте экспериментальные данные (файл опыта).
- определите скорость потребления семенами растворенного кислорода, сравните соответствующие величины для семян подсолнечника, гороха и пшеницы;
- ответьте на контрольные вопросы.
11. Проанализируйте, достигнута ли цель лабораторной работы, насколько успешным было её выполнение, подтвердилась ли гипотеза.
12. Сформулируйте, в каких областях могут быть использованы полученные результаты.
Контрольные вопросы:
- Каково биологическое значение клеточного дыхания?
- Какие вещества служат субстратами для дыхания у аэробных организмов?
- Какой фактор обычно лимитирует процесс клеточного дыхания?
Применение цифровой лаборатории на уроках и во внеурочной деятельности дает учителю возможность организовать множество практических работ и экспериментов, помогает детям лучше усвоить изучаемую тему, разобраться в трудных вопросах, повышает интерес к изучаемому материалу.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бессараб Татьяна Александровна
→ Публикатор 06.05.2021 0 3168 188 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.