Доклад на тему "Самостоятельная работа на уроках биологии
Выступление на городской конференции учителей Санкт – Петербурга 22.03.2011
«Самостоятельная работа на уроках биологии»
Смирнова Евгения Павловна
Учитель биологии
Высшая квалификационная категория
Гимназия № 446
Санкт – Петербург, Колпино, Заводской пр., д.18 корп.2
Введение
Одним из самых доступных и проверенных практикой путей совершенствования эффективности урока является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Она занимает исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной деятельности. Как же эффективнее учить школьников? Задача учителя – не дать знания в готовом виде, а научить их самостоятельно добывать эти знания. «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я, может быть, запомню, вовлеки меня, и я пойму» (Конфуций, 450 г. до н.э.). Именно учитель создает условия для самостоятельной работы, обучает учащихся методам и приемам творческой работы. В результате деятельности самого ребенка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками.
Функции самостоятельной работы
Самостоятельное овладение знаниями и умениями, их углубление, закрепление и повторение.
Отработка практических умений и навыков, доведение их до уровня автоматизма, придание им творческого характера.
Подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности и продолжению образования.
Воспитание у учащихся самостоятельности, познавательной активности, ответственности, активной жизненной позиции.
Развитие мыслительных умений и навыков.
Изучение биологии возможно при использовании активных форм и методов обучения, где различные виды самостоятельных работ занимают важное место. Прочно и надолго усваивается то, что добыто собственным трудом. Данный вид работы сначала вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, думать, искать, выдвигать гипотезы, то есть в конечном итоге добывать знания. Учебный материал должен быть доступным для самостоятельного изучения его учащимися. Самостоятельная работа – это любая организованная деятельность учащихся, направленная на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний (Кропотова, 2001).
Виды самостоятельной работы
работа с книгой: анализ рисунка, графика, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, составление плана ответа;
тренировочные упражнения;
решение задач;
* лабораторные и практические работы;
проверочные работы;
доклады, рефераты;
индивидуальные и групповые задания при проведении экскурсий;
домашние лабораторные работы;
наблюдения;
создание презентаций;
выполнение летних заданий;
групповое «написание» книги и др.;
Из опыта использования некоторых видов самостоятельных работ на уроках биологии
«Написание книги»
Этот вид групповой самостоятельной работы мне показался интересным. Учащиеся заранее получают примерное название будущей книги и её глав, ищут дополнительный материал, оформляют на листах формата А-4 в одинаковом стиле, делают рисунки или подбирают иллюстрации, а потом защищают публично свои страницы, все материалы объединяются в одну книгу. Например, книга на тему «Человек»:
- глава 1 «Кто ты, человек?» (стихи, размышления);
- глава 2 Гипотезы о происхождении человека;
- глава 3 Ископаемые предки человека;
- глава 4 Социальные и биологические факторы антропогенеза;
- глава 5 Раса, нация и народность;
- глава 6 Расизм, социальный дарвинизм. Национальная политика на современном этапе;
- глава 7 Будущее человека (эволюционирует ли современный человек, каким он будет в будущем?).
Выполнение летних заданий, оформление отчета по ним
В конце учебного года ученики получают как традиционные летние задания, предложенные авторами учебников, так и выходящие за рамки этого списка. В сентябре на первых уроках они проводят презентации своих работ. Интересными оказались работы, связанные с озеленением города, например, «Виды растений, используемых в ландшафтном дизайне города», подкрепленных красивыми фотографиями видов. Ученики узнают и запоминают названия растений, выращиваемых в парках, скверах, клумбах.
3. Организация и проведение лабораторных работ
Данный вид самостоятельной работы предусматривает широкое использование натуральных объектов – живых растений, гербарного или фиксированного материала, микропрепаратов и лабораторного оборудования. В рамках национального проекта «Образование» в наш кабинет поступило все необходимое оборудование для лабораторных работ и комплекты микропрепаратов. Поэтому проведение этого вида работ стало намного легче. Инструкции для проведения работ есть в каждом учебнике. Кроме выполнения традиционных лабораторных работ сейчас мы можем работать по – новому, т.к. кабинет располагает цифровой лабораторией «Архимед» и микроскопом Digital Blue QX5, применение последнего позволяет просматривать изображения объектов исследования с увеличением 10/60/200 и выводить с экрана монитора через мультимедийный проектор на большой экран для всего класса. Использование лаборатории «Архимед» расширило рамки лабораторных работ, это новое поколение оборудования. Работа с цифровой лабораторией вызывает интерес у учащихся, формирует навыки исследовательской работы. Также широкое использование она имеет во внеклассной работе. Используя руководство пользователя, были разработаны инструктивные карты, с использованием которых проводятся различные лабораторные работы и демонстрационные эксперименты:
- выделительная и терморегуляторная функции кожи;
- измерение объема легких;
- нарушение кровообращения при перетяжке;
- измерение кислотности (водородного показателя рН) различных напитков;
- испарение воды растениями разных экологических групп и др.
Использование лаборатории «Архимед» для измерения влажности
Виды дидактического материала для проведения самостоятельных работ
Тесты
Разные виды карточек (карточки – задания, карточки – помощники, разноуровневые карточки)
Тексты биологических диктантов с пропущенными словами, терминами
Листы индивидуальной работы
«Немые» рисунки
Незаконченные схемы.
Этапы урока на которых используется метод самостоятельной работы
Проверка домашнего задания
Подготовка к усвоению новых знаний
Изучение нового материала
Закрепление
Использование разных видов самостоятельной деятельности учащихся повышает качество их знаний, умений и навыков, а также эффективность учебно – воспитательного процесса.
Список использованной литературы
1. Методические материалы к цифровой лаборатории по биологии и химии
2. Калинова Т.С., Мягкова А.Н. Методика обучения биологии. – М., 1989
3. Кропотова Л.А. Проектирование и анализ современного урока. – Новокузнецк, 2001
4. Кузнецов И.Н. Настольная книга преподавателя. – Минск, 2005
5. Падалко Н.В. Методика обучения ботанике. – М., 1982
6.Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по биологии. – М., 1998
На странице приведен фрагмент.
Автор: Смирнова Евгения Павловна
→ Эмма 25.03.2011 1 5133 625 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.