Выступление на тему "Межпредметная связь при обучении химии и биологии"




Шарипова Миннегуль Идрисовна

Учитель химии МОУ «Рыбно-Слободской средней общеобразовательной школы №2» Рыбно-Слободского муниципального района РТ

Место проживания: п.г.т Рыбная Слобода, ул. Степанова дом 18, Рыбно-

Слободского муниципального района РТ







































Межпредметная связь на уроках химии

Шарипова Миннегуль Идрисовна

Учитель химии «МОУ Рыбно-Слободской СОШ №2»

Рыбно-Слободского муниципального района РТ

Экологическое воспитание-это психолого-педагогический процесс, направ-

ленный на гуманизацию отношений между обществом и природой.

Научная общественность пришла к выводу, что в мире происходит ползучая катастрофа, накапливающиеся последствия которой в обозримом будущем могут стать необратимыми. Принятию против неё неотложных мер мировым сообществом припятствует отставание сознания людей, непонимание большин-

ством их существа экологических проблем. Поэтому главную роль для судеб человечества играет экологическое воспитание миллиардов жителей планеты.

Сегодняшняя задача обучения заботе об окружающей среде заключается в том, чтобы из стен школы вышел не бездушный потребитель, знающий, что и как можно взять у природы, а человек с развитой душой, что ему необходимо отдать родной природе,также осознающий свое место в мире и ответственность перед ним. Это поможет ему наладить правильное отношение с окружающей средой.

Такая задача экологического образования требует изменения содержания и методов обучения,так как целью современного образовательного процесса яв-

ляется сохранение, развитие и продолжение человеческой цивилизации.

Прекрасная природа нашей планеты очень больная, мы должны спасти её.

Тогда человеческая цивилизация не исчезнет с лица земли.

Человек строит свой дом так, как видит себя ,вечность, окружающую его

природу. Задача школы состоит в создании условий для гармоничного развития личности, формирования таких жизненных принципов, которые вывели бы человека на путь сотрудничества с природой и сохранения её целостности.

Чем раньше будет введен в сферу экологических проблем, тем эффектнее будет протекать процесс воспитания у него ответственного отношения к природе.

Роль химии в решении экологических проблем на современном этапе значи-

тельна:а)изучая состав и строение веществ, химия может ответить, как ведет се-

бя то или иное вещество в атмосфере, почве, водной среде, какие воздействия оказывает оно на биологические системы; б)раскрывая механизмы биогеохими-

ческих процессов в природном круговороте элементов, химия способствует решению задачи наиболее естественного вхождения промышленного производ-

ства в природные циклы, делая его частью какой-либо экосистемы;

в)используя разнообразные методики химико-аналитического контроля сос-

тояния объектов окружающей среды или качества готовой продукции ряда от-

раслей промышленности, химия позволяет получить информацию, необходи-

мую для последующего принятия решений о предотвращении поступления вредных веществ в контролируемые объекты, очистке этих объектов, способах их защиты и т.д.

Так же следует выделить прежде всего систему природоохранных понятий, важнейшие из которых следующие :«рациональное природопользование», «комплексное использование сырья и отходов производства»,«экологически бе-

зопасные технологии»,«малоотходные и безотходные технологии»,«производ-

ства экологически чистых материалов и продуктов».

Химический эксперимент- неотъемлемая часть обучения химии. Он стано-

вится активным методом изучения окружающей природной среды, формирова-

ния и совершенствования знаний в области химии, экологии и охраны природы. В настоящее время экологизация химического эксперимента идет в двух нап-

равлениях: использование аналитических методов для определения состояния природного окружения и переработка отходов образующихся в результате хи-

мических реакции. Химический эксперимент служит для объяснения природных явлений и процессов, помогает понять воздействие веществ на живые организмы и экосистемы. Все это находит отражение в разработке практикума. Все опыты безопасны и безвредны для учащихся.

При изучение темы «Первоначальные химические понятия» в 8-ом классе,

учащиеся должны получить начальные представления о химическом элементе и связанных с ним понятиях. Помимо теоретических знаний учащиеся приобрета-

ют практические умения по проведению химического эксперимента ,например при очистке веществ и разделении смесей. В связи с этим представляется воз-

можным ознакомить учащихся с рядом понятий природоохраняемого характе-

ра : загрязнители, источники загрязнений, современные способы очистки веществ (отходов) в промышленности.

Не все вещества, попадающие в окружающую среду являются загрязнителя-

ми к ним относятся только те, которые вызывают нарушение её качества.

К числу химических загрязнителей, которые, например, попадают в организм

человека с пищей, относятся нитриты и нитраты, радионуклиды, пестициды

и продукты их разложения, тяжелые металлы, стимуляторы роста животных.

Их источники – промышленность, сельское хозяйство, энергетика.

Остро стоит модель вопрос об очистке отходов любого производства, поскольку идеальная безотходной технологии ещё не создана. К современным

методам очистки можно отнести: фильтрацию, пыле-, газоулавливание, обез-вреживание, биологическую очистку( при помощи микроорганизмов), обез-

зараживание сточных вод, осаждение, перевод веществ в малорастворимые или нерастворимые соединения.

Учащимся можно порекомендовать ознакомиться с дополнительной лите-

ратурой по этим вопросам и выполнить творческую работу. Не все школьники примут участие в подобной работе, остальным можно предложить следующие

задания:1 )найдите в каких- либо печатных изданиях( газетах, книгах,журналах) сообщения о неблагоприятных экологических ситуациях. Составьте краткий реферат прочитанного вами.2) Прочтите предложенный вам текст или посмот-

рите картинку. Перечислите неправильные действия, которые совершил чело-

век в отношении природы. Как поступили бы вы?

Когда изучаем тему «Кислород. Оксиды. Горение» обсуждается роль кисло-

рода в жизни живых организмов. Учащимся известно, что основная жизнен-

но важная функция организма- это дыхание. Химическая сущность состоит в соединении углерода и водорода органических веществ с кислородом воздуха. Как у животных, так и у растений оно происходит одинаково. Внимание учащихся следует обратить на то, что большинство загрязнителей атмосферы-оксиды, образующиеся в результате реакции горения или неполного окисле-

ния оксиды неметаллов- загрязнители природной среды. Попадая в водоемы (пруды, озера, водохранилища), в ряде случаев они значительно закисляют их, вызывая тем самым гибель практически всех водных обитателей.

Таким образом, изучение вопросов экологии в школьном курсе химии дает возможность раскрыть особую роль этой дисциплины в борьбе с экологическим невежством, привлечь школьников к исследовательской работе по изучению состояния природной среды, воспитать у них чувство личной ответственности за ее сохранение, стремление к активной деятельности.



Использованная литература:

1. Исламова Р.Г Эколого-нравственное воспитание. Казань, КГПУ 1996

2. Ә.Н. Хуҗиәхмәтов. Мәгърифәт-мәңгелек юлдаш. Казан ,Тарих 2002

3. И.И Рахимов, К.К Ибрагимова . Основы общей экологии. Казань, «Новое знание» 2006

4. Л.А. Николаев. Химия жизни. Москва, Просвещение 1977


Полный текст материала Выступление на тему "Межпредметная связь при обучении химии и биологии" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шарипова Миннегуль Идрисовна  minegul
29.03.2011 1 3871 515

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК