Статья "Технология критического мышления на уроках биологии"


Технология критического мышления на уроках биологии.

Из опыта работы Невмержицкой Людмилы Викторовны,
учителя биологии

Муниципального общеобразовательного учреждения

Средней общеобразовательной школы № 20

п. Баранчинского г. Кушвы Свердловской области


Традиционный урок в обычной школе…

Какие ассоциации приходят нам на ум? Учитель у доски, ученики, записывающие объяснения нового материала. Нет, одним вспоминаются необычные опыты, эксперименты по химии, другим диспуты о литературных героях, но есть то, что в большинстве случаях остается неизменным: большое количество сложного материала, который необходимо выучить.

Для чего?

Чтобы поступить в институт, – скажут родители

Чтобы достичь образовательных стандартов, - заметят учителя

А что дают такие уроки учителю?

Как реализовать свой творческий потенциал? Современный учебный процесс действительно сильно отличается от того, который был 10 – 15 лет назад. Усилилась нагрузка на ученика и учителя. Но есть такие школы, в которых предпринимаются реальные попытки внедрить педагогические инновации. В такой школе работаю и я. Мне очень хотелось познакомиться и поработать в режиме педагогической технологии развития критического мышления на уроках биологии. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года предусмотрено обновление структуры и содержания общего среднего образования, повышение его роли в обеспечении конкурентоспособности системы образования России в современном мире, в подготовке выпускников школы и самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности в условиях рыночной экономики.


Проблема достижения целей биологического образования стоят остро, так как:

1. Человек стремится принимать участие в решении экологических задач, заботится о своем здоровье, меняет отношение к труду

2. Позволяет выполнить социальный заказ общества, где требуются знания о биологических системах: медицине, здравоохранении, о новых биотехнологиях.

Какой выпускник нужен современному работодателю?

Который умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы, то есть применять полученные знания;

обладает творческим мышлением.

Выпускник школы должен:

гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;

самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения;

грамотно работать с информацией;

быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах;

уметь выходить из различных конфликтных ситуаций;

самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

В технологии критического мышления основу составляет трехфазный процесс: Вызов → осмысление содержания → рефлексия (размышление).

Первая стадия - вызова

Эта стадия позволяет:

актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной проблеме;

вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме или проблеме;

побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия - осмысление

Эта стадия позволяет:

получить новую информацию;

осмыслить ее;

соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия - рефлексия

Эта стадия позволяет:

осмыслить всю полученную информацию;

присвоить новое знание;

сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу.

Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы учителя.

Конечная цель – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, размышляют над процессом обучения, подтверждают или опровергают - расширяют наши знания, чувства об окружающем мире.

Предлагаю посмотреть приемы характерные для этой технологии:

3. Прием сводных таблиц:

Как за короткое время освоить большое количество информации?

Ребята не только обмениваются новой информацией, но и думают, как ее объединить? Начинают выделять линии сравнения.

Семейство волчьих

Семейство кошачьих

Класс млекопитающих

Семейство куньих

Семейство медвежьих



1. Место обитания





2. Особенности внешнего строения



В режим работы по данной технологии входят следующие приемы и стратегии:

Эффективная лекция

Таблицы вопросов

Бортовые журналы

Прием «Выглядит как…, звучит как…»

Стратегия «Зигзаг»

Игра «Как Вы думаете?»

Художественные формы письменного осмысления

Организация дискуссий

Синквейны

Я выделяю три существенных компонента группового задания для самостоятельной работы учащихся:

1. ситуация выбора задания,

2. смена ролевых позиций,

3. настрой на доверие участников группы.

Такое общение добавляет новой информации для решения проблемы, проявляется способность социально критически мыслить.

Какова же диагностика результативности работы учащихся в режиме технологии? Как поставить оценку? Как проверить сформированность критического мышления?

Надо уметь оценить партнерские качества в системе учитель – ученик.


Для достижения результатов образования я следую созданию принципиальных условий:

Для этого использую листы-модули, листы-тесты для среза знаний, градации – четко сформулированные правила, при которых работа учащихся заслуживает высокого, среднего или низкого балла. И другие приемы на стадии рефлексии: телеграмма от чьего-нибудь имени, памятка читателю, правила пользования, инструкция по применению, заявление начальнику и т.д.

Как часто можно использовать технологические приемы?

По мере необходимости конкретных целей.

За время эксперимента мои учащиеся стали задавать больше открытых вопросов, в их тетрадях появились незнакомые схемы, рисунки, а проектировочная деятельность позволяет раскрыть творческий, образовательный уровень.

В нашей школе созданы все условия, которые позволяют заниматься научно-исследовательской деятельностью, участвовать в городских и областных конкурсах, акциях, выступать на научно-практических конференциях, т.е. показать себя как развивающуюся личность. В школе функционируют компьютерные классы, мультимедийный кабинет, создается и работает библиотека аудиовизуальных средств в кабинете биологии.


Полный текст материала Статья "Технология критического мышления на уроках биологии" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Невмержицкая Людмила Викторовна  Flox58
31.03.2011 3 10393 788

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК