Внеклассное мероприятие "Да, мы кошки, но очень большие"


Оценочный лист



Конкурсанты

Конкурс 1.

«Кошачий кроссворд»

Конкурс 2.

«Кошачьи загадки»

Конкурс 3.

«Сколько ягуаров»

Конкурс 4.

«Тигриный узор»

Конкурс 5.

«Ключ к животному»

Итог















Оценки выставляются по пятибалльной системе.

Оценочный лист



Конкурсанты

Конкурс 1.

«Кошачий кроссворд»

Конкурс 2.

«Кошачьи загадки»

Конкурс 3.

«Сколько ягуаров»

Конкурс 4.

«Тигриный узор»

Конкурс 5.

«Ключ к животному»

Итог















Оценки выставляются по пятибалльной системе.





Конкурс 3. «Сколько ягуаров»


З адание. Есть много представителей семейства кошачьи. Они удивительны и интересны. Каждая команда изображение, на котором нужно сосчитать ягуаров. Кто быстрее? За правильный ответ и быстроту команда получает 5 жетонов.








Конкурс 1. «Кошачий кроссворд»


Задание. Надо решить кроссворд, вписав в клетки названия представителей семейства кошачьих. Продолжительность конкурса – 3 минут. Максимальное количество 5 жетонов.











Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16

г. Таганрога Ростовской области













Внеклассное мероприятие по биологии
в 7 классе

«Да, мы кошки, но очень большие»



подготовила

учитель химии и биологии

Лаврентьева Снежана Павловна

















г. Таганрог

2011г.

Внеклассное мероприятие

«Да, мы кошки, но очень большие»

(слайд № 1)

М етодические рекомендации: мероприятие под таким названием проводится для учащихся 7 классов. Перед началом мероприятия зал оформляется красочными тематическими стенгазетами.


Цели:

  • шире познакомить с образом жизни представителей «Семейства Кошачьих», с взаимосвязью человека и животных;

  • прививать любовь к животным.


Образовательные задачи:

  • закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках природоведения и биологии;

  • вовлечение в словарный запас биологических и экологических слов и выражений;

  • развитие коммуникативных навыков;

  • осуществление межпредметных связей.


Коррекционные задачи:

  • развитие памяти, внимания;

  • развитие образного мышления;

  • развитие творческого воображения;

  • развитие восприятия;

  • повышение самооценки, снижение тревожности.


Воспитательные задачи:

  • воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;

  • развитие творческих способностей учащихся;

  • самореализация личности подростка в коллективе через внеклассную деятельность.


Ход мероприятия


Ведущий: Как вы думаете, о ком сегодня у нас с вами пойдёт речь?


Рыжий, а не лиса,

Полосатый, а не зебра,

Грациозен, да не лань,

Мурлыкает, да не кошка. (Тигр) (слайд № 2)


Сегодня мы поговорим о представителях семейства кошачьих. В лесах, пустынях, приречных зарослях, горах живет 36 видов хищников семейства кошачьих. В нашей стране обитает 12 видов. Раньше их было намного больше.

Зверей семейства кошачьих становится все меньше и меньше. Их отлавливали для зверинцев и боев с гладиаторами, истребляли из-за красивых шкур. Кроме того, человек уничтожал или изменял места их обитания. Все это привело к резкому сокращению их численности и даже поставило на грань исчезновения. Сегодня я хочу с вами поговорить об этих красивых, но исчезающих кошках.

Для того чтобы начать наше мероприятие мне хотелось представить наше многоуважаемое жюри. (представление жюри) За каждый правильно выполненный конкурс вы будете получать жетон в виде следа представителя Семейства Кошачьих. Впереди нас ждут конкурсы и развлечения для команд. Итак, начнём!

С глубокой древности хищники семейства кошачьих вызывали к себе непреходящий интерес. Об этом свидетельствуют многочисленные памятники материальной и духовной культуры. Кошек часто изображали в скульптурах, на барельефах и фресках, украшавших древние храмы и дворцы. Эти изящные, грозные и таинственные животные встречаются во многочисленных мифах и легендах народов мира. Они порождали страхи, питали веру в сверхъестественное. Не случайно кошки были религиозными символами на протяжении многих веков.

Не будет преувеличением сказать, что так или иначе все без исключения кошки, будь то лев или тигр, пума или ягуар, рысь или обыкновенная кошка, превзошли всех других животных в том, что касается степени их проникновения в человеческую культуру, начиная с глубокой древности.

(слайд № 3)

Л ЬВЫ И БОГИ

Лев не только повсеместно считался царем зверей, некоторые народы обожествляли его.

Древние египтяне изображали богиню Сехмет с головой львицы. Она была дочерью бога Ра и именовалась в иероглифах Великой или Владычицей пустыни. Она была хранительницей мира, защитницей людей, и к ней они обращались в минуты опасности. Так, когда в Египте разразилась эпидемия чумы, фараон Аменхотеп III приказал изготовить семьсот статуй богини, чтобы умилостивить разгневанных богов.

Храмы Сехмет воздвигались на краю пустыни, где бродили дикие львы. Богине поклонялись в храме города Гелиополис, где жрецы держали священных львов, и когда такой лев умирал, жрецы совершали церемониальны обряды и объявляли траур.

В греческой мифологии считалось, что лев был сотворен солнечным богом Аполлоном. Таким образом, прослеживалась связь: лев - Солнце. В Вавилоне верили, что лев - спутник и слуга Иштар, грозной богини войны. Вообще лев как символ используется многими мировыми религиями. В Индии, например, он служит Будде престолом, на котором тот восседает. В Японии, чтобы отогнать от деревень злых духов, в особые дни года устраиваются так называемые "пляски льва". В них участвуют ряженные львами мужчины. В христианской религии лев иногда символизирует Иисуса Христа. Есть древняя легенда о том, что львята рождаются мертвыми, и на третий день приходит их отец и вдыхает в них жизнь. Христианская церковь использовала эту легенду как предсказание воскресения Христа на третий день после смерти. Святой евангелист Марк традиционно изображается в виде льва, может быть, потому, что его Евангелие открывается сценой искушения Христа в пустыни, то есть во владениях льва. Лев фигурирует и в житиях других святых, как, например, пророка Даниила или блаженного Иеронима, которые сумели остановить разъяренных львов только силой веры и молитвой. В католической церкви самой известной остается история святой мученицы Бландины, которую бросили на съедение диким зверям, а она силой молитвы превратила их в своих защитников.

(слайд № 4) ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ТИГР, ВЛАСТЕЛИН АЗИИ

Роль, отведенная льву во многих странах, в Азии играл тигр - самый хищник из всех сохранившихся в наши дни кошачьих. В Азии именно он является царем зверей, символом могущества и власти. В китайской письменности слово "царь" изображается в виде полоса лбу у тигра. А во Вьетнаме его называют "ван", что значит "владыка". В азиатских джунглях, где обычно обитали тигры, местные племена поклонялись им, воздвигали алтари и храмы. К тигру относились с почтением и трепетом, он был карающим богом или орудием божественного возмездия. на острове Суматра, где ислам пришел на смену первобытным верованиям, считалось, что тигр - это карающая десница Аллаха, обращенная против дурных мусульман. Тигр как символ связан также с главным богом индуистской религией Шивой, которая изображается в виде тигра или одет в его шкуру. Подруга Шивы, грозная Дурга, восседает на тигре верхом. За этим грозным охотником утвердилась слава пожирателя людей. Малайские легенды говорят, что в посреди джунглей стоит город тигров, построенный из человеческих костей. И даже если эта слава несколько преувеличена, несомненно то, что никакой другой хищник семейства кошачьих не сравнится с ним по числу человеческих жертв. И нападение на человека вызваны далеко не всегда, как пытаются представить защитники тигра, старостью или голодом. Те мне менее в наши дни сам тигр оказался в опасности, и опасность эта исходит от человека.

Но, подобно льву, и кровожадный тигр может выступать в роли защитника. В Китае его изображали на стенах храмов для защиты от злых духов. Тигр охранял мертвых. Изображения тигра в домах отводили болезни. А его зубы, усы и когти повсюду в Азии считались драгоценными а мулетами.

(слайд № 5) КОГДА ЯГУАР БЫЛ БОГОМ

АМЕРИКИ.

В Америке до прихода европейцев ягуару поклонялись многие народы. Он был главным божеством олмеков - племени, жившем в I тысячелетии до нашей эры в центральной Америке. Божество изображалось как полуягуар-получеловек, что, по-видимому означало, что он был предком всего народа.

Гораздо позже индейцы майя придавали тронам властителей форму сидящего на задних лапах ягуара. Ягуар символизировал также ночное "солнце", то, что освещает потусторонний мир и обитель мертвых. Поэтому изображениями ягуара украшали погребальные сосуды.

У племени ацтеков, которые в XIV веке поселились на Мексиканском плато, ягуар был воплощением одного из главных божеств - Тескатлипоки. Он был богом ночи, холода, севера, но одновременно и тем, "кто всевидящ". Ацтеки верили, что своими горящими во тьме глазами он видит все сокровенные мысли и побуждения человека.

У ацтеков было два наиболее почетных воинских формирования, одно - воинов-орлов, то была гвардия солнца, а другое - воинов-ягуаров, гвардия ночи и звездного неба. Во время коронации император ацтеков, восседая на троне, покрытом шкурой ягуара, вливал несколько капель своей крови в полую кость ягуара. Так устанавливалась мистическая связь между богом-ягуаром Тескатлипокой и новым властителем.

Южнее, в Кордильерах, у племени инков символом царственности и объектом религиозного поклонения была пума.

Конкурс 1.

«Кошачий кроссворд»

(слайд № 6)


Ведущий: Участвуют по одному человеку от каждой команды. Им надо решить кроссворд, вписав в клетки названия представителей семейства кошачьих. Продолжительность конкурса – 3 минут. Максимальное количество 5 жетонов. (слайд № 7)


(слайд № 8) 1. Кот. 2. Ирбис. 3. Гепард. 4. Рысь. Слово по вертикали: Тигр.

Жюри оценивают первый конкурс и выставляют первые оценки.


Конкурс 2. «Кошачьи загадки» (слайд № 9)


Ведущий: У домашних кошек очень много родственников. Существует целое семейство кошачьих. У всех этих животных общие признаки – они млекопитающие, у них острый нюх, слух и зрение, они очень ловкие и быстрые.

Будьте внимательнее, сейчас вам буду загадывать. Команды будут отвечать по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 жетон. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.


  1. Царь зверей раскатисто рычит,
    Всех зверей собрать спешит,
    На камень грациозно сев,
    Скажите, кто же это - ... (Лев) (слайды № 10 – 11)


  1. Когда он в клетке, то приятен,
    На шкуре много чёрных пятен.
    Он хищный зверь, хотя немножко,
    Как лев и тигр, похож на кошку. (Леопард) (слайды № 12 – 13)


  1. Живет она в глухих лесах,
     На ушках – кисти, при усах.
     Большая кошечка, однако,
     Размером, прямо, как собака.
     Такой уже не скажешь: «Брысь!».

А это значит: кошка -… (Рысь) (слайды № 14 – 15)


  1. Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается. (Тигр) (слайды № 16 – 17)


  1. Горностай гордится мехом,

Барс- отвагою своей.

Кто своим прекрасным бегом

Удивляет всех зверей? (Гепард) (слайды № 18 – 19)

  1. Изящна, красива, сильна и ловка, 
     Легендами издавна окружена. 
     Глаза изумрудами ярко горят,

К ним так подходит чёрный наряд. (Пантера) (слайды № 20 – 21)


  1. Уж очень вид у них чудной:
    У папы - локоны волной,
    А мама ходит стриженой.
    За что она обижена?
    Недаром часто злится
    На всех мамаша ... (Львица) (слайды № 22 – 23)


  1. У ручья схватил косулю,

С ней легко по лесу мчу.

И на дерево в лесу я

Даже вепря затащу. (Леопард) (слайды № 24 – 25)


  1. Даже по железной крыше
    Ходит тихо, тише мыши.
    На охоту ночью выйдет
    И как днем все видит.
    Часто спит, а после сна
    Умывается она. (Кошка) (слайды № 26 – 27)


  1. Задремлю я и пою
    Песенку тебе свою.
    Но когда я на охоте —
    Неленивый я в работе. (Кот) (слайды № 28 – 29)


Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.


Фосса

(слайд № 30) На острове Мадагаскар сохранились такие животные, которых нет, не только в самой Африке, но и во всем остальном мире. Одним из редчайших животных является Фосса – самое крупное хищное млекопитающее, обитающее на острове Мадагаскар. Внешний вид фоссы немного необычен: это нечто среднее между виверрой и небольшой пумой. Иногда фоссу называют и мадагаскарским львом, так как предки этого животного были намного крупнее и достигали размеров льва. Фосса имеет приземистое, массивное и немного удлиненное туловище, длина которого может доходить до 80 см (в среднем она составляет 65-70 см). Лапы у фоссы длинные, но достаточно толстые, причем задние лапы выше передних. Хвост часто бывает равным длине тела и доходит до 65 см. Туловище животного покрыто густой короткой шерстью, причем на голове она рыжего цвета, а на спине – более темного (ржаво-коричневого). Животное передвигается, ступая всей лапой, наподобие медведя. Продолжительность жизни этого животного в неволе составляет 15-20 лет. Численность фоссов сокращается, и виноваты в этом в основном люди, так как у того самого крупного хищника острова Мадагаскар нет врагов в природе. Среди туземцев фоссы снискали себе репутацию хищника, нападающего и разоряющего не только курятники, но и убивающего коз и свиней, а иногда и людей. Местные жители утверждают, что фосса, истребляя домашний скот, порой уничтожает больше, чем съедает. Люди охотятся за этими животными и употребляют их мясо в пищу. Фоссы внесены в Красную книгу Международного совета по охране природы и природных ресурсов, так как они находятся на грани исчезновения. На сегодняшний день в мире насчитывается всего около 2500 особей, исходя из чего еще в 2000 году фоссы получили статус «вымирающий вид». (показ видео ролика «Фосса») (слайд № 31)


Конкурс 3. «Сколько ягуаров» (слайд № 32)


Ведущий: Есть много представителей семейства кошачьи. Они удивительны и интересны. Каждая команда изображение, на котором нужно сосчитать ягуаров. Кто быстрее? За правильный ответ и быстроту команда получает 5 жетонов. (слайд № 33)

Ответ: 9 ягуаров.


Ж юри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.



Конкурс 4. «Тигриный узор» (слайд № 34)


Ведущий: Команда получает комплект карточек «Тигриный узор», выбирает одну карточку, запоминает ее. Ведущий записывает на листочке номер этого образца. Затем все карточки перемешиваются и быстро по одной предлагаются для просмотра команде. Команды должны узнать и отобрать во время просмотра все «свои» карточки. Команда получает количество жетонов, равное количеству правильно отобранных карточек.
















Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.


Конкурс 5. «Рычание дикой кошки» (слайд № 35)


Ведущий: Вызываются по одному участнику от команды. Сейчас мы узнаем чей рык мощнее? Попробовать задуть рычанием свечу. Оценивается скорость задувания свечи.


Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.


ЯГУАРУНДИ

(слайды № 36 – 37) Отличается однотонной или мелкокрапчатой расцветкой. У этой сравнительно крупной кошки необычайно вытянутое, гибкое тело на коротких ногах, длинный тонкий хвост, что в целом делает ее похожей на мадагаскарскую фоссу. В длину тело ягуарунди равно 55—67 см, хвост — 33—61 см. Новорожденные зверьки пятнистые, тогда как взрослые однотонные — черные, коричневые или серые. Иногда в одном выводке этого зверя рождаются котята всех трех перечисленных цветовых фаз. Ягуарунди распространен от Северной Аргентины до юга США. Он водится в густых лесах, зарослях колючих кустарников, где с удивительной ловкостью проскальзывает среди самой густой травы и чащи ветвей, чему способствует все строение тела хищника. На деревья эта кошка забирается лишь в случае крайней необходимости. Деятельна она в разное время суток. Добычей ей служат всевозможные животные, в том числе домашние птицы. Из-за широкого ареала это животное не относится к охраняемым видам, хотя на юге США оно стало редким. О его численности и экологии известно мало.

До появления европейцев индейцы Латинской Америки, очевидно, приручали ягуарунди для охраны домов от мелких грызунов и прочих вредителей; молодые ягуарунди действительно легко приручаются и привыкают к людям. Однако подобно европейским хорькам ягуарунди разоряют курятники и тем вредят птицеводству; по этой причине в сельской местности их считают вредителями. Мех ягуарунди не обладает ценностью и не является объектом промысла, но ягуарунди порой попадаются в ловушки, поставленные на других животных. Однако основное негативное воздействие на их популяцию оказывает разрушение природной среды обитания и оскудение пищевых ресурсов.


Конкурс 6. «Ключ к животному» (слайд № 38)


Ведущий: Я буду сейчас зачитывать часть описания животного. Ваша задача угадать, о ком идет речь, и получить половину ключа. После того, как вы получите все «ключи», вам нужно найти вторую половину изображения и соединить их вместе. Соединенные попарно карточки выкладываются на столе. За каждую соединенную карточку команда получает 5 жетонов.


Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят окончательные итоги. Объявляется и награждается победитель.


Ведущий: Закончить мероприятие хочу стихотворением:

Дикая кошка (слайд № 39)

Ходила по лесу красивая кошка,

Ходила по лесу, виляя хвостом.

Конечно, для кошки большая немножко,

Но, в сущности, стих мой совсем не о том.

Ходила красавица, горя не зная,

Не ведала голода, смерти, беды.

Всего, в чем нуждалась, ей было в избытке:

Тепла и любви, и еды, и воды.

Никто не тревожил размеренной жизни

Прекрасного тигра, царя всей тайги.

И кто б мог подумать, что дикая кошка

Попросит ребенка: «Ты мне помоги!»

Но вот наступил день ужасной расправы,

На тигра охота открыта была.

Забыты все кодексы, этика, нравы.

Все жадность назад отмести помогла.

Сейчас, когда кошек осталось так мало,

Когда каждый тигр у нас на счету,

Желание грабить у многих пропало,

И стали носить извиненья коту.

Давайте же вместе беречь этих кошек,

Что много веков берегли этот лес.

И пусть не мешает красавице – кошке

Наш современный техничный прогресс.

К. Сипивая,

МОУ СОШ с. Каменушка


Стихотворение поучительное. Наши дикие кошки заслуживают уважения и, если хотите, восхищения. Печально, что они занесены в Красную книгу редких и исчезающих животных. А это значит, что без особой опеки человека ей не выжить на земле.

Спасибо за внимание! (слайд № 40)









Используемая литература:

1.В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные» 7 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.

2. http://www.prozagadki.ru (загадки)

3. http://ru.wikipedia.org (картинки Ягуарунди)

4. http://www.zooblog.ru (картинки Фосса)

5. http://arsstudio.ru (КОШАЧЬИ И РЕЛИГИЯ)

6. http://www.mifoteka.ru (Брие - Дикие кошки [Мифы и легенды])

7. Г. М. Чан, Про тигра и тигрят. Сборник методических материалов для работы с детьми. Владивосток: WWF — Россия, 2008. — 144 с., ил.



12


Слайд 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16 г. Таганрога
Слайд 2
Слайд 3
Тигр
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
К О Т И Р Б И С Г Е П А Р Д Р Ы С Ь
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Лев
Слайд 13
Слайд 14
Леопар д
Слайд 15
Слайд 16
Рысь
Слайд 17
Слайд 18
Тигр
Слайд 19
Слайд 20
Гепард
Слайд 21
Слайд 22
Пантер а
Слайд 23
Слайд 24
Львиц а
Слайд 25
Слайд 26
Леопард
Слайд 27
Слайд 28
Кошка
Слайд 29
Слайд 30
Кот
Слайд 31
Фосса
Слайд 32
Фосса.wmv
Слайд 33
Слайд 34
Слайд 35
Слайд 36
Слайд 37
Ягуарунд и
Слайд 38
Слайд 39
Слайд 40
Слайд 41
Слайд 42

Полный текст материала Внеклассное мероприятие "Да, мы кошки, но очень большие" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лаврентьева Снежана Павловна  snezhik
21.05.2011 0 3195 546

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК