Статья "Экологическое образование через имитационные игры"


Экологическое образование через имитационные игры.

Часто преподаватели сталкиваются с тем, что учащиеся бывают не способны применить имеющиеся знания для решения той или иной практической задачи экологического характера. Причин здесь много, но наиболее серьёзная, на мой взгляд, заключается в том, что решение любой проблемы, связанной с состоянием окружающей среды, требует междисциплинарного подхода, тогда как традиционная система образования предполагает раздельное обучение предметам и формирует одномерно-упращённое или асистемное мышление. Другая причина заключается в использовании многие годы пассивных форм обучения, направленных в основном лишь на усвоение учебного материала и его воспроизведения. Умению вести поиск, решать задачи, действовать мы, к сожалению, почти не учим. В последние годы ведётся интенсивный поиск путей выхода из данной ситуации. Экологическое образование становится междисциплинарным, создаются программы интегрированных и элективных курсов, разрабатываются новые интерактивные методы обучения. Отличительной чертой этих методов является то, что процесс образования здесь погружён в процесс общения, а активность обучаемых сравнимо и иногда даже превосходит активность преподавателя. Иными словами обучение происходит в процессе совместной согласованной интеллектуальной работы группы людей, в ходе которой обсуждаются, анализируются и решаются конкретные задачи.


Опыт разработки интерактивных методов обучения применительно к природоохранительному образованию позволило определить последовательность процесса обучения группы учащихся.


  1. Прежде всего, учащиеся проходят тренинг по выработке навыков и культуре ведения дискуссий, умения слушать и формулировать свои мысли, осознавать себя группой единомышленников.

  2. Затем учебная группа осваивает культуру взаимосогласованных действий в процессе ролевой игры.

  3. После этого участники группы осваивают наиболее сложный уровень игрового имитационного моделирования.


Само слово «игра» обычно вызывает ассоциации с чем-то несерьёзным и даже противостоящим ответственным задачам обучения. Такое восприятие метода долгое время являлось «тормозом» к его быстрому распространению, и сегодня ещё требуется разъяснение, что имитационные (деловые) игры, безусловно, серьёзное дело.


Имитационная игра позволяет охватить одновременно процессы, занимающие в естественной природе многие десятилетия, а иногда и столетия, «сжать» их в масштабе игрового времени, моделировать совокупный отклик природной среды на антропогенное воздействие, получая весьма полную картину возможных природных и социальных процессов.


К особенностям имитационных игр принято относить следующие:


  • преподаватель, возглавляющий игру, не имеет авторитарной роли, он выполняет только функции организатора игры;

  • в игре взаимодействием участников создаётся обучающая ситуация;

  • происходит персонализация игрового обучения (даже по ходу общей кооперации);

  • обстановка игры создаёт наибольшие возможности для активности обучаемого и поощряет его в поиске сначала вопроса, а затем и ответа.

В игре проявляются находчивость, смекалка, сообразительность её участников. Более подробно и убедительно описать ход имитационных игр достаточно трудно – ведь каждая игра имеет не только свои особенности, Но и индивидуальна в каждом отдельном случае. Как правило, игры начинаются с создании условной ситуации, затем учитель предлагает изменить какой-то параметр данной модели и предоставляет участникам игры возможность действовать (по принципу «что будет, если …») и исследовать альтернативные варианты принятия решений.


В качестве иллюстраций отдельных элементов приёма наиболее простой имитационной игры предлагаю пример использования кубиков «Экологические факторы».


Игра « Экологические факторы».


Кубики – одна из самых первых и любимых игр многих детей. В данной игре старшеклассникам предлагается вспомнить эти детскую игру и вернуться к забытым кубикам, выступающим в данном случае в качестве иллюстраций экологических факторов окружающей среды (абиотические, биотические, антропогенные).


В школьной программе изучению экологических факторов и их роли в природе отводится сравнительно небольшое место и рассматриваются они, как правило, на отвлечённых примерах. Однако для понимания многих экологических закономерностей этот материал чрезвычайно важен. Сделать его изучение интересным, осмысленным помогут эти кубики.


Для игры, в которой может принять участие любое количество учеников, необходимо подготовить набор игровых кубиков. Каждый кубик несёт информацию об одном из экологических факторов, например, температуре, а каждая из шести его граней означает вариант степени изменчивости данного фактора (t°: + 10° С, + 18° С, + 65° С, - 4° С, - 40° С,

-180° С).
















Игра заключается в том, что её участники, бросая кубики, получают те или иные параметры среды по различным факторам, что даёт возможность составить характеристику среды, экосистемы. Отбирая различные кубики, можно выделять и описывать совокупность реально существующих факторов, демонстрировать их роль, «заселять» среду и экосистемы представителями флоры и фауны.


Один из вариантов игры может начинаться с кубика «температура». Случайное выпадение одной из его граней определяет среднюю температуру среды. Ориентируясь на неё, учащиеся составляют список различных типов природных сообществ, способных существовать в таких температурных условиях, затем называют животных и растения, характерные данным сообществам. Подбрасывание второго кубика, например, «влажность», дополняет характеристику среды и заставляет участников игры сокращать первоначальный список. Использование информации третьего кубика («освещенность», «антропогенная деятельность» и т.п.) приводит к тому, что в списке остается совсем немного названий организмов. Таким образом, учащиеся в процессе активного поиска самостоятельно приходят к выводу о значении экологических факторов.


Предложенные «экологические кубики» являются лишь примером простых подручных средств, которые помогут изменить отношение ученика к процессу обучения, к пониманию законов живой природы.


Л. Шибитова

учитель биологии ОСШ№ 17

города Сарани



Полный текст материала Статья "Экологическое образование через имитационные игры" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лилия Ибрагимовна Шибитова  Дачница
28.05.2011 3 3694 474

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК