Мастер-класс "Формирование здоровьесберегающей среды при изучении биологии как средство успешной социализации учащихся"



Седых Елена Викторовна,

учитель биологии МОУ СОШ № 48

г. Белгород


Мастер-класс


Формирование здоровьесберегающей среды при изучении биологии как средство успешной социализации учащихся

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы будем говорить с Вами о главной ценности в жизни. Как вы думаете, что это такое? Здоровье.

Презентация педагогического опыта

Понятие «здоровье» всю жизнь сопровождает человека. Недавно я услышала фразу: «Человек успешен настолько, насколько он здоров». Действительно, благополучие человека во многом зависит от его здоровья.

От чего зависит здоровье человека? Ответим на этот вопрос, используя схему.

Человек - биосоциальное существо. С 1 стороны на него оказывает влияние окружающая среда, т.е. среда обитания, а с другой - социальная среда, от неё зависит социализация личности в обществе. Социализация - сложный процесс взаимодействия человека с окружающим его миром, в результате чего происходит формирование личности (А. В. Мудрик). Успешной социализация будет лишь при создании здоровьесберегающей среды.

Здоровьесберегающая среда – это окружающая и социальная среда, которая способствует полноценному формированию личности, содействует ее физическому, духовному и социальному благополучию (В.С. Мухина). Здоровьесберегающая среда обеспечивает благополучное развитие ребенка, и способствует его успешной социализации, а, значит, позволяет сохранить здоровье.

Тема мастер-класса «Формирование здоровьесберегающей среды при изучении биологии как средство успешной социализации учащихся».

Эпиграфом занятия будут слова Сократа: Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто.

В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека, что подтверждается большим количеством исследований ведущих ученых России и мира (И.А. Аршавский, Н.Г. Веселов, М.Я. Виленский, Н.П. Дубинин и др.). Особую обеспокоенность вызывает здоровье наших детей, ибо здоровье нации и прогрессивная динамика всего общества связаны со здоровьем нового человека XXI века и будущим России.

В проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Президент РФ Д.И. Медведев обозначил 5 основных направлений развития школьного образования. Разработка программы обеспечения здорового образа жизни учащихся школ России является одной из задач деятельности современного учителя.

Существует ряд факторов, определяющих здоровье человека:

окружающая среда – 20-25%;

генетическая предрасположенность – 15-20%;

образ жизни – 50-55%;

здравоохранение – 8-10%.

Увидев эти цифры, я поняла, что моей целью является не только дать ребенку биологические знания, но и научить его использовать эти знания для сохранения и укрепления собственного здоровья, т.е. сформировать здоровьесберегающую среду.

Для достижения этой цели использую: здоровьесберегающие технологии.

Понятие "здоровьесберегающая" относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья учащихся. Здоровьесберегающие технологии (технологию дифференцированного обучения, проектная технология и информационно-коммуникационные технологии) в сочетании дают здоровьесберегающий эффект.

Использование элементов различных современных педагогических технологий позволяет вовлечь ребят в активный творческий поиск знаний, смена видов деятельности способствуют снижению утомляемости нервной системы ребенка, а это, в свою очередь оказывает положительное влияние на организм, его здоровье.

Использование элементов современных здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе способствует социализации личности ребенка и сохранению здоровья. Показателями эффективности используемых технологий, методов, приемов и средств обучения являются:

  • положительная динамика качества знаний учащихся по биологии при 100% успеваемости;

  • повышение познавательного интереса школьников к предмету;

  • значительное улучшение состояния здоровья школьников исследуемой группы (11 А класс) в течение 3 лет;

  • успешное выступление учащихся на предметных олимпиадах, конкурсах и конференциях по биологии и экологии различного уровня.

Применением здоровьесберегающих технологий и функционирование в школе медико-оздоровительного центра в комплексе создают благоприятные условия для формирования здоровьесберегающего пространства.

Представление системы учебных занятий. Имитационная игра.

Для формирования здоровьесберегающей среды использую разнообразные методические приёмы, позволяющие вызвать интерес у ребят, снять напряжение, вовлечь в творческий поиск, а значит, создают условия для успешной социализации каждого ученика. Рассмотрим несколько приёмов социализации.

«Информация к размышлению»

Важным принципом здоровьесбережения является организация обучения через разные каналы восприятия информации (зрение, слух, ощущение). Демонстрация слайдов и видеороликов определённой тематики заставляет учащихся задуматься. Например при изучении тем «Дыхание» и «Генетика» предлагаю следующие слайды.

«Смысловые пары»

Учащимся предлагаются пары слов, используя которые они должны построить предложение или сконструировать вопрос:

устьица – газообмен

бактерия-болезнь

лейкоцит-иммунитет

сердце – кровообращение

нейрон – рефлекс

«Создание проблемной ситуации»

Предлагаю вашему вниманию ситуации, которые позволяют учащимся применить полученные знания и способствуют формированию здорового образа жизни. Рассмотрите их, выберите верный ответ и объясните свой выбор, выступая в роли учащихся.

Ситуация 1. После резкого замечания учителя и полученной двойки ученик шел, раскачиваясь, по коридору школы. Движения его были угловаты, голова опушена, спина сгорблена, живот выпячен. «Ты почему так некрасиво ходишь?» - спросил его классный руководитель. «Ну и что. Мне в балете не выступать!» - мрачно ответил ученик.

Ситуация 2. В старших классах ученик увлекся математикой и поступил на подготовительные курсы, которые посещал после школы. Занятия потребовали работы с дополнительной литературой, которую ученик постоянно носил с собой (чаще в правой руке). "Как ты носишь такую тяжесть? - удивилась мама, попробовав как-то поднять его портфель. Однажды на занятиях физкультурой юноша пожаловался на боль в спине. Осмотрев ученика, медсестра отметила, что правое плечо и лопатка у него значительно ниже левых, и порекомендовала обратиться к врачу. Ученик последовал совету.

Итак, какие ответы вы считаете верными? Обсуждение.

«Антистресс»

В периоды наибольшей утомляемости на уроке предлагаю учащимся две-три пословицы, переведенные на язык биологических терминов. Для обратного перевода ребятам потребуется и образное мышление, и анализ смысла отдельных слов, и чувство юмора.

Уважаемые участники мастер-класса, прошу Вас выступить в роли учащихся и перевести пословицы с русского биологического на русский традиционный.

- Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно все равно смотрит в растительное сообщество. (Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит)

- Сбился с азимута среди 3 растений отдела голосемянных (Заблудился в трех соснах)

- Приблизительно 20 г продукта полукоксования твердого топлива приводит в непригодное к использованию состояние весь продукт переработки нектара растений представителями перепончатокрылых, находящейся в большой деревянной емкости. (Ложка дегтя портит бочку меда).

Одно из требований, предъявляемых к уроку с точки зрения здоровьесбережения – компенсация гиподинамии. Физкультминутка - лучшее лекарство от гиподинамии. Ребенок во время проведения физкультминутки испытывает радость после напряжения умственных сил. Физкультминутки применяю на различных этапах урока.

В начале урока использую следующие упражнения:

«Растирание ушных раковин и пальцев рук» - активизирует все системы организма.

Разогреть руки, потирая их, помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. Растереть уши ладонями.

«Ленивые восьмерки» - активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания.

Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 по 3 раза сначала одной рукой потом другой, затем сразу обеими руками.

Снять напряжение во время урока помогает упражнение «Поза дерева».

Сидя за партой, ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделать спокойный вдох и выдох. Руки плавно поднять вверх, ладонями друг к другу, потянуться всем телом. Сосредоточить внимание на позвоночнике. Представить себя деревом. Удерживать позу 10-15 сек. Можно стоя.

«Гимнастика для глаз» - снимает напряжение с глаз (тренаж со зрительными метками «Божья коровка»).

Мы с вами немного расслабились и переходим к этапу моделирования.

Моделирование

Теперь я предлагаю Вам поработать индивидуально.

Задание: используя любой из рассмотренных приемов, смоделируйте фрагмент занятия в рамках вашей образовательной области.

На данном этапе участники мастер-класса пытаются применить предложенные приёмы в своей предметной области.

Итак, послушаем, что у вас получилось. Назовите предметную область, в которой вы работаете.

Т.о., эти приемы являются универсальными и могут способствовать успешной социализации учащихся в любой образовательной области.

Рефлексия.

Уважаемые участники мастер-класса! Перед вами лежит распечатка слайдов, которые были использованы в мастер-классе. Выделите тот слайд, который для вас имеет практическую

значимость. Объясните свой выбор.

Нашу встречу я хотела бы закончить словами Генриха Гейне «Все здоровые люди любят жизнь». Они наилучшим образом раскрывают смысл нашего с вами учительского труда, порой нелёгкого, но бесконечно позитивного.

Спасибо за внимание. Желаю вам творческих успехов и, конечно, здоровья!











Рабочий лист

Имитационный этап

Задание. Рассмотрите ситуации, выберите верный ответ и объясните свой выбор, выступая в роли учащихся.

Ситуация 1. После резкого замечания учителя и полученной двойки ученик шел, раскачиваясь, по коридору школы. Движения его были угловаты, голова опушена, спина сгорблена, живот выпячен. «Ты почему так некрасиво ходишь?» - спросил его классный руководитель. «Ну и что. Мне в балете не выступать!» - мрачно ответил ученик.

Вопрос 1. Влияет ли неправильная походка на осанку и состояние здоровья человека?

  1. Нет, не влияют.

  2. Улучшают.

  3. Ухудшают незначительно.

  4. Оказывают вредное воздействие:

а) на скелетно-мышечную систему;
б) только на позвоночник;

в) на работу органов и систем всего организма.

Вопрос 2. Что в данной ситуации послужило причиной такой походки ученика?

  1. Нарушение питания.

  2. Недостаточная двигательная активность.

  3. Недостаточное пребывание на свежем воздухе.

  4. Угнетенное настроение, связанное с плохой отметкой.

  5. Несоответствующая росту мебель

  6. Резкое замечание учителя.


Ситуация 2. В старших классах ученик увлекся математикой и поступил на подготовительные курсы, которые посещал после школы. Занятия потребовали работы с дополнительной литературой, которую ученик постоянно носил с собой (чаще в правой руке). "Как ты носишь такую тяжесть? - удивилась мама, попробовав как-то поднять его портфель. Однажды на занятиях физкультурой юноша пожаловался на боль в спине. Осмотрев ученика, медсестра отметила, что правое плечо и лопатка у него значительно ниже левых, и порекомендовала обратиться к врачу. Ученик последовал совету.

Вопрос 1. Как вы считаете, какой вид искривления позвоночника отметил врач у подростка?

1. Сутулость. 2. Лордоз. 3. Сколиоз. 4. Нарушение осанки. 5. Кифоз.

Вопрос 2. Что в данном случае могло стать причиной искривления позвоночника такого вида?

  1. Малоподвижный образ жизни

  2. Нерациональное питание.

  3. Неправильная осанка вследствие:

а) постоянного ношения тяжестей в одной руке;

б) привычки, стоя, опираться на одну ногу;

в) укорочения одной из ног;

г) переутомление.

Вопрос 3. Что помогает избежать такого искривления позвоночника?

  1. Длительные пешие прогулки.

  2. Усиленное питание.

  3. Пребывание на свежем воздухе.

  4. Избавление от вредной привычки постоянно нагружать одну часть тела: руку, ногу.

  5. Постоянный контроль за правильностью своей осанки.

  6. Занятия физкультурой и спортом

  7. Подвижный образ жизни.


Моделирование

Задание: используя любой из рассмотренных приемов, смоделируйте фрагмент занятия в рамках вашей образовательной области.



Приёмы социализации

  • «Информация к размышлению»

  • «Смысловые пары»

  • «Создание проблемной ситуации»

  • «Антистресс»







Полный текст материала Мастер-класс "Формирование здоровьесберегающей среды при изучении биологии как средство успешной социализации учащихся" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Седых Елена Викторовна  Elena3549
19.02.2012 0 4689 695

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК