Внеклассное мероприятие по биологии "Путешествие по страницам Красной книги Алтайского края", 6-8 классы
Фиатович Марина Николаевна,
учитель биологии МБОУ «Лицей №73»,
г. Барнаул
Сценарий игры «Путешествие по страницам Красной книги Алтайского края»
(внеклассное мероприятие)
« Там, где вырождаются растения,
не может жить человек».
Г.Ф.Гегель.
Цель: формирование экологической культуры школьников.
Задачи: 1) расширить и углубить знания учащихся о Красной книге Алтайского края, о редких и исчезающих видах растений Алтайского края, их охране;
2) развивать интерес к природе родного края;
3) воспитывать бережное и ответственное отношение к природе.
Сопровождение: слайдовая презентация, маршрутные листы, Красная книга Алтайского края (3 тома).
Подготовка к мероприятию: для проведения игры выбираются три команды. За две недели до проведения мероприятия учитель знакомит игроков с темами игры, дает список источников информации.
Ход мероприятия
Ребята, посмотрите на фотографии растений на экране. Как вы думаете, что их объединяет? Все эти растения стали редкими. Первый шаг в борьбе за сохранение таких видов - создание Красных книг. Красная книга – не просто список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений, эта книга-памятка, предупреждающая, что описанные в ней виды требуют внимания и охраны. Красные книги бывают различного уровня — международные, национальные и региональные. В 1996 году постановлением Администрации края была учреждена Красная книга Алтайского края. Ни в одном регионе страны нет столь полного списка растений и животных, которые надлежит сохранить. Но это вовсе не значит, что мы хуже всех относимся к природе: истребили, вытоптали, уничтожили и теперь льем слезы в память об утраченном. Количество представителей флоры и фауны, занесенных в Красную книгу, говорит об уникальности нашего края. Некоторые растения, занесенные в краевую Красную книгу, могут нам встретиться на лугу или водоеме, в лесу. Чтобы охранять и не повредить их, такие растения нужно хорошо знать. А вы знаете редкие и исчезающие растения нашей родины? Чтобы познакомиться с ними еще лучше, давайте совершим путешествие по тому Красной книги Алтайского края, в который занесены редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений.
В ходе путешествия каждая команда должна посетить 5 станций. Командиры получают маршрутные листы. Победит команда, набравшая наибольшее количество баллов. На каждой станции будет определен лучший игрок. Путешествие начинается. Счастливого пути!
Игра начинается с разминки. Команда, которая выиграла разминку, первая начинает путешествие. За разминку дается 5 баллов.
Разминка «Кто же это?»
Латинское название этого растения (его изображение на экране) переводится как «игральная доска». Действительно, лепестки у него пестрые, словно раскрашенные чередующимися светлыми и темными, почти прямоугольными пятнами. Из-за красоты и удивительной расцветки эти растения часто становятся добычей собирателей букетов. Как называется растение? Не забудьте, что видовое название состоит из двух слов.
Команды по очереди называют буквы, которые, как они считают, должны быть в этом слове. Учитель открывает правильно угаданные буквы.
Р |
я |
б |
ч |
и |
к |
|
ш |
а |
х |
м |
а |
т |
н |
ы |
й |
Далее команды передвигаются по станциям, согласно маршрутным листам, на которых указаны все станции. На каждой станции, на игровом поле расположены номера вопросов и указано количество баллов за каждый вопрос. Когда игроки выбирают номер вопроса, открывается его содержание.
1. Станция «Жалобная книга природы»
Каждая команда выбирает три вопроса, цена вопроса -5 баллов.
1. Почему Красная книга так называется? Кто предложил такое название? (Питер Скотт, председатель Комиссии по редким видам; красный цвет символизирует сигнал опасности.)
2. В 1963 году появилась первая Красная книга МСОП (Red Data Book). Два тома представляли собой сводку о 211 таксонах млекопитающих и 312 таксонах птиц. Это были скрепленные между собой как перекидной календарь страницы, каждая из которых посвящалась отдельному виду. Почему книга была задумана в виде перекидного календаря? (Предполагалось, что листы будут выниматься и дополняться новыми в зависимости от ситуации с охраной редких животных.)
3. Сколько томов Красной книги было выпущено в Алтайском крае? Назови их. (В Алтайском крае выпущено 3 тома Красной книги: первый – «Растения», 1998; второй – «Животные», 1998; третий – «Особо охраняемые природные территории», 2002 г.)
4. Сколько было изданий Красной книги Алтайского края? Когда они были изданы? (2 издания: 1998 г. и 2006 г.)
5. Сколько видов растений занесено в первое и во второе издания Красной книги растений Алтайского края? (144 и 212 видов соответственно)
6. В первой Красной книге Алтайского края все виды растений распределены по трем разделам: 1 раздел - Папоротниковидные, 2 раздел – Цветковые. Как называется третий раздел? (Ресурсные)
7. Сколько разделов во втором издании Красной книги Алтайского края? Какие разделы были добавлены? (7 разделов; добавлены «Плауновидные», «Моховидные», «Лишайники», «Грибы»)
8. В рубрике "Статус" каждый вид отнесен к одной из категорий: 2 -уязвимые, 3 - редкие, 4 - неопределенные. Как называется первая категория? (исчезающие)
9. В Красной книге Алтайского края страницы обычного белого цвета, а в Красной книге МСОП страницы разного цвета. Найди соответствие. Категории: 1-исчезающие виды, 2-уязвимые виды, 3-редкие виды, 4-неопределенные виды.
Цвет страниц: а) белые, б) серые, в) желтые, г) красные (1г, 2в, 3а, 4б)
10. Какие виды размещаются в Красной книге МСОП на черных страницах? (исчезнувшие виды)
2. Станция « Кто есть кто?»
Каждая команда выбирает два вопроса (по 3 и 8 баллов).
1. Подберите к научному русскому названию растения соответствующее обиходное (бытовое) название. (3 балла)
1- адонис весенний, 2- цмин песчаный, 3- родиола розовая
А- бессмертник, Б- золотой корень, В- горицвет, стародубка. (1В, 2А, 3Б)
2. Подберите к научному русскому названию растения соответствующее обиходное (бытовое) название. (3 балла) 1- красоднев желтый, 2- пион уклоняющийся, 3- водяной орех
А- марьин корень, Б- чилим, В – лилейник. (1В, 2А, 3Б)
3. Волчеягодник, голосемянник, ревень, лук, тюльпан… У этих растений одинаковое видовое название, оно связано с географией их распространения. Назовите видовое название данных растений. (Алтайский) (3 балла)
4. Название этого растения произошло от персидского слова «тюрбан» за сходство его бутонов с восточным головным убором, напоминавшим чалму. Яркость красок и изящество формы сделали его одним из самых любимых садовых цветов. Назовите хотя бы один из видов этого растения, занесенных в Красную книгу Алтайского края. (Тюльпан алтайский, одноцветковый, поникающий, разнолепестный). (8 баллов)
5. Название этому растению дал Гиппократ, в переводе с греческого оно означает «радуга». Разнообразие и богатство окрасок цветков этих растений поистине удивительно. В греческой мифологии так звали богиню, которая опускалась с Олимпа на Землю, чтобы возвестить людям волю богов. Русское название этого растения «касатик». Назовите хотя бы один из видов этого растения, занесенных в Красную книгу Алтайского края. (Ирис сибирский, Людвига, Палласа, сизоватый, тигровый) (8 баллов)
6. Родовое название этого растения произошло от латинских слов «день» и «красота», так как цветение каждого цветка продолжается всего один день. Видовое название связано с окраской венчика. Из-за крупных, похожих на лилию воронковидных цветков, его еще называют желтой лилией. Разводится в садах как декоpaтивное paстение. В Китае цветочные почки заготавливают в огромных количествах для приправы, которая считается здесь утонченным деликатесом, для добавки в рис, пшено, сою. (Красоднев желтый) (8 баллов)
3. Станция «Угадай по описанию»
С помощью четырех подсказок угадайте, о каких известных растениях идет речь. За выполнение этого задания команда получает 3 балла. Если отгадать растение получиться после третьей подсказки, добавляется 1 балл.
1. А. Это растение известно человеку с глубокой древности из-за съедобных вкусных орехов.
Б. Черешки листьев имеют так называемые «плавательные пузыри».
В. Латинское название произошло от слова «рогатка», так как плод похож на рогатку, употреблявшуюся древними римлянами против конницы.
Г. Одно из названий - «водяной каштан», так как плоды напоминают по вкусу вареные каштаны. (Водяной орех)
2. А. Является одним из прославленных целебных растений.
Б. Старинное алтайское поверье гласит: тот, кто отыщет его, будет до конца дней своих удачлив и здоров, проживёт два века.
В. В виде чая пьют для снятия усталости и переутомления, для повышения работоспособности и выносливости.
Г. Корневище имеет золотистый отблеск, а его запах напоминает розовое масло. (Родиола розовая)
3. А. Семя этого растения, чтобы прорасти, вступает в симбиоз с гифами гриба.
Б. Зацветает на 10—15 год после прорастания семени.
В. Один из лепестков, так называемая губа, исполняет роль «ловушки» для насекомых-опылителей.
Г. В Англии этот цветок называют «дамскими туфельками», в Америке – «мокасинами». Самая крупная «северная орхидея». (Башмачок крупноцветковый)
4. Станция «Экологическая»
Игрокам предлагается 4 игровых поля, на которых изображены 1- лес, 2 - водоем, 3 - болото, 4 - степь, а также изображения растений с названиями.
Где вы можете встретить перечисленные краснокнижные растения? Поместите изображения растений в привычную для них среду обитания.
1. Кувшинка чистобелая, копытень европейский, ковыль перистый, кальдезия белозеролистная. (2,1,4,3) (8 баллов)
2. Тюльпан алтайский, сальвиния плавающая, росянка английская, бруннера сибирская. (4, 2, 3, 1) (8 баллов)
3. Башмачок крупноцветковый, адонис весенний, чилим, росянка круглолистная. (1, 4, 2, 3) (8 баллов)
Бонус. Если команда правильно ответила на основной вопрос, она может заработать еще 4 балла, ответив на дополнительный вопрос.
Как вы думаете, по каким причинам эти виды растений сокращают свою численность или ареал? (4 балла)
5. Станция «Охранная»
Каждая команда выбирает по 2 вопроса (каждый вопрос 5 баллов).
1. Какие меры рекомендованы в Красной книге Алтайского края для сохранения редких видов? (Создание заказников, введение редких видов в культуру, поиск новых местонахождений вида, контроль за состоянием популяций, запрещение сбора цветущих растений, ограничение заготовок лекарственного сырья.)
2. Какие виды, встречающиеся на территории Алтайского края, подлежат охране на всей территории России и входят в состав Красной книги РСФСР? (Башмачки настоящий и крупноцветковый, водяной орех, кандык сибирский, пальчатокоренник балтийский.)
3. Кто такие «эндемики»? (Эндемики (от греч. endemos — местный), виды, роды, семейства или др. таксоны животных и растений, ограниченные в своём распространении чаще относит, небольшой географической областью.)
4. Кто такие «реликты»? (Реликты (лат. relictum — остаток) — животные или растения, сохранившиеся от прошлых геологических эпох.)
5. Что такое «интродукция»? В каком научном учреждении края занимаются интродукцией редких растений с целью их сохранения? (Интродукция
(от лат. introductio - введение) - введение в культуру (в агробиоценозы) или в биоценозы инорайонных видов растений и животных. В Южно - Cибирском ботаническом саду.)
6. Как называется заповедник на территории Алтайского края, в котором осуществляется охрана редких видов растений? (Тигирекский заповедник)
Команды, прошедшие все станции, возвращаются на место старта, где подводятся итоги игры.
Подведение итогов. Рефлексия. Наше путешествие подошло к концу. Ребята, кто сегодня познакомился хотя бы с одним новым видом растений, подлежащим охране, похлопайте в ладоши. С двумя? Тремя? Что бы вы почувствовали, если бы эти растения на самом деле исчезли из нашей природы? Как вы думаете, можно ли их сохранить? Что нужно для этого сделать? Что бы вы посоветовали своим сверстникам?
Нам
жить в одной семье,
Нам петь в одном
кругу,
Идти в одном строю,
Лететь
в одном полете...
Давайте сохраним
Ромашку
на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву
на болоте.
Коль суждено дышать
Нам
воздухом одним,
Давайте же мы все
Навек
объединимся.
Давайте наши
Души
сохраним,
Тогда мы на Земле
И сами
сохранимся...
Н.Старшинов
Командам присуждаются места, награждаются лучшие игроки.
Список использованных источников информации
1. Агеева И. Д. Веселая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 352 с.
2. Жизнь растений. В 6-ти т. / Гл. ред. А. Л. Тахтаджян — М.: Просвещение, 1981. — Т. 5(2) Цветковые растения. Под редакцией А. Л. Тахтаджяна.
3. Красная книга Алтайского края. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1998. – 306с.
4. Красная книга Алтайского края. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений. - Барнаул: ОАО «ИПП «Алтай», 2006. - 262с.
5. Предметная неделя биологии в школе/А.В. Грабар; под общ. Ред. К. Н. Задорожного. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 221 с.
6. http://www.ap.altairegion.ru/054-03/5.html
7. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/336382 - реликты.
8. http://www.ecosystema.ru/07referats/slovgeo/720.htm - эндемики.
9.http://dic.academic.ru/dic.nsf/ecolog/513/%D0%98%D0%9D%D0%A2%D0%A0%D0%9E%D0%94%D0%A3%D0%9A%D0%A6%D0%98%D0%AF – интродукция.
10. http://www.tatsel.ru/song/3school.htm - нам жить в одной семье.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Фиатович Марина Николаевна
→ 17mari 31.01.2013 2 14221 739 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.