Формирование исследовательской компетенции по биологии и экологии как средство достижения успешности ученика


Жизнь в обществе меняется очень быстро, изменяется политический и общественный уклад, нравственные ориентиры и жизненные ценности. Важнейшими факторами устойчивого и успешного развития страны становится способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции. Следовательно, в настоящее время «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение своей жизни» - отмечено в документе «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
В связи с этим система общего образования Российской Федерации переживает период активных преобразований. В условиях модернизации образования происходит вполне ожидаемая и естественная переориентация на компетентностный подход, процесс формирования новой модели выпускника, который не только обладает определенным объемом знаний, умений и навыков в разных областях, полученных от учителя, а умеет сам получать и применять необходимые знания в соответствии с требованиями современной жизни. Основная задача современной школы - это создание условий для развития потенциала молодого компетентного успешного человека, самореализации личности и самоопределения.
Всем известно, что человек по сути своей исследователь. Любопытность, любознательность проявляется у него с самого рождения – это один из способов познания окружающего мира. С возрастом большинство ребят теряют способность к открытиям, становятся пассивными потребителями необходимого объема знаний, который даёт им учитель. Как вернуть ребенку интерес к учебе, к открытиям? Как зажечь искорку любознательности в его глазах? Как сделать так, чтобы ребенок почувствовал радость успеха от своих маленьких и больших побед в учебе? Решение, казалось бы все знают, – нужно научить ребенка получать свои знания самостоятельно, только тогда они становятся наиболее ценными. «Знания только тогда знания, - писал Л.Н. Толстой, - когда они приобретены усилиями своей мысли, а не памятью».
Передо мной, как учителем, встала проблема: как развить способности ребенка, научить его самостоятельно думать и принимать решения? Решение проблемы подсказал опыт работы и сама жизнь. Биология - одна из наиболее практико-направленных дисциплин. Ее преподавание напрямую связано с процессом формирования самостоятельности ученика. Из существующего арсенала педагогических методов и технологий я выбрала исследовательскую деятельность, так как именно она служит примером метапредметной компетенции и напрямую связана с мыслительными, поисковыми, логическими, творческими процессами познания обучающихся.
Расставляя приоритеты в своей работе, основной целью я ставлю формирование исследовательской компетенции обучающихся в ходе преподавания биологии.
В статье приведены принципы работы, формы организации деятельности учащихся на уроке и в внеурочной деятельности, методы и приемы, способствующие формированию исследовательской компетенции учащихся, результаты деятельности учителя по данному направлению.
Полный текст материала Формирование исследовательской компетенции по биологии и экологии как средство достижения успешности ученика смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Светлова Елена Александровна  swetlowa
17.02.2013 0 3236 586

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК