Слайд 1
Экологический проект
«Нужное ненужное»
Комарова Ирина Ивановна
воспитатель ГПД
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа №71»
г. Рязани
1.Обоснование выбора проекта.
Актуальность проблемы.
В настоящее время перед человечеством огромной экологической проблемой становится утилизация упаковочного материала из пластика, который загрязняет окружающую среду. Известно, что пластиковые бутылки, будучи захороненными в земле, не меняют своего состава десятилетия. Сжигать их также невозможно - можете ради эксперимента попытаться сжечь простую бутылку из-под минеральной воды: костер будет непоправимо испорчен — химический запах горелого пластика будет преследовать вас еще не один час. Вещества, выделяющиеся при горении пластика, ядовиты. Значительное количество пластиковых упаковок, используемых сегодня, является анти-экологичным, то есть включает в себя сразу несколько материалов: например, литровые пакеты, в которых продается сок, состоят из фольги, пластика, картона; эластичные бутылки для кетчупа часто производятся из нескольких типов пластика. Такая упаковка практически не поддается вторичной переработке и зачастую не сгорает в мусоросжигательных печах. Переработка пластика – дорогой и сложный процесс. На Западе широко распространена практика повторной переработки пластика. Из некоторых видов пластика (например РЕТ — двух- и трехлитровые прозрачные бутылки для прохладительных напитков) можно получать высококачественный пластик тех же свойств, другие (например ПВХ) после переработки могут быть использованы только как строительные материалы. В России до недавнего времени пластик не перерабатывался. Сейчас есть первые попытки сбора и переработки пластиковых бутылок. В Москве установлены специальные автоматы для приема алюминиевых банок и пластиковых бутылок – фандоматы. В Рязани фандоматов нет. Увидев состояние остановки «Сбербанк», мы задумались, как сделать наш город чище и красивее, и решили найти повторное применение ненужным пустым пластиковым бутылкам. Так появился проект «Нужное ненужное».
2. Цель проекта: изготовить из отработанной пластиковой упаковки изделия, применимые в повседневном быту; пропагандировать использование вторичного сырья среди учащихся школы и родителей.
Задачи проекта:
1. Изучить свойства пластика. 2. Собрать необходимые материалы и инструменты. 3.Разработать перечень изделий к изготовлению. 4. Разработать технологию изготовления изделий. 5. Показать виды использования вторичного сырья учащимся школы и родителям.
3. Сроки проекта: ноябрь 2008 – апрель 2009 год.
4. Ожидаемые результаты.
1. Изготовление из отработанной пластиковой упаковки полезных вещей, применимых в повседневном быту.
2. Вовлечение других учащихся школы и родителей в совместную деятельность по изготовлению изделий из отработанного пластика.
5. Из истории создания пластика, исследовательская работа.
Упаковочные материалы вторглись в человеческую цивилизацию с 1809года, когда Николас Апперт изобрел метод сохранения пищи в стеклянных бутылках с пробковыми затычками. Более столетия для упаковки использовали стекло, дерево и бумагу. В 1929году были внедрены алюминиевая фольга и целлофан. Упаковка стала играть важную роль в розничной торговле. Во время второй мировой войны появились промышленная расфасовка, улучшенное консервирование и одноразовые контейнеры для напитков. В послевоенное время упаковочная промышленность развивалась вместе с распространением супермаркетов и ресторанов быстрого питания. Полиэтилен терефталат появился в 1978 году и захватил 100% рынка полутора- и двухлитровых бутылок для прохладительных напитков.
Изучая типы упаковочного пластика, мы узнали, что каждому виду пластика соответствует специальная международная маркировка, определенная «Обществом пластиковой промышленности» (SРI). Коды SРI широко применяются для обозначения типа упаковочного материала.
Соответствие Кода SРI типу упаковочного материала.
Код SPI |
Тип пластика |
История |
Пищевой / непищевой |
РТF или РЕТ |
Полиэтилен терефталат |
Появился в 1978 году и захватил 100% рынка полутора- и двухлитровых бутылок для прохладительных напитков. |
Пищевой |
РНD |
Полиэтилен высокой плотности |
Используется при изготовлении бутылок для моющих средств, иногда для масла и молока, игрушек |
Непищевой |
РVС (ПВХ) |
Поливинилхлорид (ПВХ) |
Применяется с 1927 года. Используется для заворачивания мясных продуктов, предотвращая изменение цвета. Из него также изготовляют бутыли для растительного масла. В 1973 появились сообщения о канцерогенных веществах, якобы попадающих в жидкости, которые хранятся в сосудах из ПВХ, после чего его применение резко сократилось. |
|
РLD |
Полиэтилен низкой плотности |
Применяется со времен второй мировой войны. К 60-м годам полностью заменил целлофан. Используется в прозрачных упаковках, пакетах т. д. |
|
РР |
Полипропилен |
Используется в контейнерах для йогурта |
|
РS
|
Полистирен |
Одноразовая посуда ресторанов быстрого питания, иногда — контейнеры для яиц. Для их изготовления используют ХФУ, которые разрушают озоновый слой |
|
Оther |
Прочие |
Чаще всего это многослойная упаковка или упаковка из смеси нескольких типов пластика |
|
Исследовательская работа.
Используя данные таблицы, мы провели мини-расследование в собственной квартире. Мы исследовали соответствие кода SPI типу упаковочного пластика и обнаружили некоторые пластиковые изделия без полагающихся маркировок, например, бутылка из-под подсолнечного масла «Дары села», бутылочка из-под кетчупа «Егорьевский». Содержимое этих бутылок возможно опасно для жизни.
В своей работе мы использовали только экологически безопасные пластиковые бутылки, с кодом SPI – РЕТ.
6. Материалы, инструменты и приспособления.
Нам понадобились: цветная бумага, картон, самоклеющаяся пленка, универсальный клей, скотч, леска, бусинки, ластик, вязальные спицы, нитки, пластилин. Для работы нам были необходимы очень несложные инструменты: линейка, нож, ножницы, шило, иголка с широким ушком, прибор для выжигания, щипцы для завивки волос.
7.План мероприятий по реализации проекта.
1. Поиск идей. Определение перечня изделий для изготовления. 2. Сбор материала. 3. Изучение литературы по данному вопросу. 4. Изучение технологических карт в книге «Не выбрасывайте». 5. Внесение изменений в технологические карты. 6. Разработка авторских технологических карт. 7. Работа над изделием. 8. Решение реализации готовых изделий. 9. Подготовка окончательного результата к его презентации. 10. Презентация проекта в виде выставки и в электронном виде.
1.Поиск идей. Определение перечня изделий для изготовления.
П оиск идей. Идея №1. Выполнить герб школы в виде мозаики из пробок от пластиковых бутылок. Разрабатывая технологическую карту для герба школы, убедились в невыполнении этого изделия, так как мозаику было бы сделать очень сложно. Сложность заключалась в подгоне крупных круглых деталей друг к другу и особенно по контуру рисунка. Да и не смогли собрать нужное количество белых и зеленых пробок.
Идея №2. Сделать плакат – название для выставки «Нужное ненужное» в виде мозаики из пробок от пластиковых бутылок. Идея №3. Сделать автоматическую кормушку для птиц. Эту идею воплотить не удалось, т.к. мы не нашли подходящие кусочки фанеры и деревянные брусочки и не было соответствующих инструментов для работы. Идея №4. Игрушки для группы продленного дня младших классов. Идея №5. Сувениры для ветеранов. Идея №6. «Бытовые мелочи» для школьной столовой, для кабинета изобразительного искусства.
Идея №7. Из оставшихся пластиковых бутылок оформить клумбу на школьном участке.
Перечень изделий для изготовления.
1) Плакат – название для выставки «Нужное ненужное» 2) Игрушки для группы продленного дня младших классов. 3) Сувениры для ветеранов. 4) Салфетницы для школьной столовой. 5) Оформление клумбы.
2. Сбор материала.
В течение двух месяцев (ноябрь-декабрь) мы собирали необходимый материал: пластиковые бутылки разных нужных размеров, пробки от бутылок разного цвета. Приносили из дома чистые, сухие, экологически безопасные пластиковые бутылки.
3. Изучение литературы по данному вопросу, поиск в интернете.
4-6. Разработка технологических карт.
Сначала изучали технологические карты в книге О.Жаковой и Е. Данкевич «Не выбрасывайте!» и работали по готовым технологическим картам. Затем в готовые технологические карты вносили изменения, упрощали, убирали или добавляли некоторые элементы. Потом стали придумывать и разрабатывать свои авторские технологические карты.
7. Работа над изделием.
В январе начали работу по изготовлению игрушек и по мере накопления пробок делали плакат для названия выставки. Первую игрушку сделали, изучив технологическую карту в книге «Не выбрасывайте!». Получились очаровательные прыгучие медузы.
Вторую игрушку сделали, изменяя технологическую карту из книги «Не выбрасывайте!». Технологическую карту упростили, убрали некоторые элементы. Вместо вездехода, сделали гоночную машину.
Для «Клоуна-каталки», Жидков Вячеслав разработал и сделал друга – «Клоуна-мигалку» под руководством своего дедушки Попкова Сергея Алексеевича.
В феврале мы работали над изготовлением сувениров для ветеранов.
В марте делали салфетницы и карандашницы. Сначала разработали технологическую карту для подсвечника. Добавили новые элементы и сделали технологическую карту для салфетницы ( из маленьких пластиковых бутылок) или вазочки для цветов (из больших бутылок).
В апреле в школе проходил экологический месячник. Мы подготовили выставку своих работ под названием «НУЖНОЕ НЕНУЖНОЕ».
9. Решение реализации готовых изделий.
Сделанные нами игрушки подарили первоклассникам в группу продленного дня. «Гордых петухов» подарили ветеранам войны на 23февраля. Салфетницы отнесли в школьную столовую, а карандашницы – в кабинет изобразительного искусства.
10. Итоги работы над проектом.
Результатами нашей работы над проектом стали:
1. Выставка поделок из пластиковых бутылок. 2. Электронная презентация. 3. Выступление на школьной ученической научно-практической конференции. 4. Выступление на родительском собрании. 5. Выступление в группе продленного дня перед учащимися 5-7классов.
Анализ работы над проектом показал, что мы добились всех поставленных целей и задач и получили намеченные результаты.
Изготовили из отработанной пластиковой упаковки полезные вещи, применимые в повседневном быту.
Показали, как можно использовать вторичное сырье учащимся школы и родителям.
Вовлекли других учащихся школы и родителей в совместную деятельность по изготовлению изделий из отработанного пластика.
4. Научились определять маркировку упаковочного материала из пластика по коду SPI и научили этому родителей.
Использованная литература.
Е.Ю.Колбовский. Изучаем природу в городе.
Ярославль, Академия развития, 2006.
Л.А. Цветков. Органическая химия 10класс
М: Просвещение, 2006
О. Жакова, Е. Данкевич. Не выбрасывайте!
Москва «Росмэн - Лига», 1998
Е. Румянцева. Простые поделки без помощи мамы.
М: Айрис – пресс, 2006
Еженедельник «Родной город» №27, 2008
Автор: Комарова Ирина Ивановна
→ ИрэнК 13.04.2013 0 16612 1289 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.