Статья по биологии "Формирование экологической культуры школьников через проектно-исследовательскую деятельность"
Не принижая значение традиционной классно-урочной системы, которой со времен Я. Коменского и по сей, день нет достойной полновесной альтернативы, все же хочу отметить потенциал таких инновационных способов и форм ведения образовательной деятельности, как проект и учебное исследование. При этом важно правильно понимать, что такое проект и что такое исследование. Именно с объяснений этих понятий я и начинаю свою работу по созданию проектов.
Проект - это совместная поэтапная деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленная на достижение общего результата.
Исследование – это деятельность, связанная с решением творческой или исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в данной сфере: постановку проблемы, изучение теории, подбор методик исследования, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, выводы.
Главным результатом исследования является неизвестный заранее интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате исследования.
Проектно – исследовательская деятельность с обучающимися позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования , я учу:
- проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем);
- целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
- самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
- представлению результатов своей деятельности и хода работы;
- презентации в различных формах с использованием специально подготовленных продуктов проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
Обучение школьников началам научного исследования возможно через различные организационные формы, но основной формой должен быть урок. Именно на уроке закладываются, формируются и совершенствуются умения и навыки, в совокупности образующие инструмент познания, метод, позволяющий перейти от репродуктивного обучения набору знаний к реконструктивному обучению способам их получения. Этому способствуют современные интерактивные технологии такие, как методы проектов, исследовательские методы, технологии развивающего обучения (проблемный метод, частично-поисковый метод), а также информационные технологии.
Во время проведения лабораторных и практических работ организую исследования, наблюдение, эксперимент. Например, в 6 классе при изучении темы: «Строение растительной клетки» проводится лабораторная работа «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом». Я предлагаю исследовать воздействия спирта на свежий препарат кожицы чешуи лука.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Матвеева Инна Михайловна
→ inna-matveeva2014matveev 19.12.2014 2 3177 387 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.