Статья по биологии "Формирование экологической культуры школьников через проектно-исследовательскую деятельность"


Не принижая значение традиционной классно-урочной системы, которой со времен Я. Коменского и по сей, день нет достойной полновесной альтернативы, все же хочу отметить  потенциал таких инновационных способов и форм ведения образовательной деятельности, как проект и учебное исследование. При этом важно правильно понимать, что такое проект и что такое исследование. Именно с объяснений этих понятий я и начинаю свою работу по созданию проектов.

Проект - это совместная поэтапная деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

Исследование – это деятельность, связанная с решением творческой или исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в данной сфере: постановку проблемы, изучение теории, подбор методик исследования, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, выводы.

Главным результатом исследования является неизвестный заранее интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате исследования.

Проектно – исследовательская деятельность с обучающимися позволяет  вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования , я учу: 

  • проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем);
  • целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
  • самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
  • представлению результатов своей деятельности и хода работы;
  • презентации в различных формах с использованием специально подготовленных продуктов проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);

Обучение школьников началам научного исследования возможно через различные организационные формы, но основной формой должен быть урок. Именно на уроке закладываются, формируются и совершенствуются умения и навыки, в совокупности образующие инструмент познания, метод, позволяющий перейти от репродуктивного обучения набору знаний к реконструктивному обучению способам их получения. Этому способствуют современные интерактивные технологии такие, как методы проектов, исследовательские методы, технологии развивающего обучения (проблемный метод, частично-поисковый метод), а также информационные технологии.    

Во время проведения  лабораторных и практических работ организую исследования, наблюдение, эксперимент. Например, в 6 классе при изучении темы: «Строение  растительной клетки» проводится лабораторная работа «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом». Я предлагаю исследовать воздействия   спирта на свежий препарат кожицы чешуи лука.

 


Полный текст материала Статья по биологии "Формирование экологической культуры школьников через проектно-исследовательскую деятельность" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Матвеева Инна Михайловна  inna-matveeva2014matveev
19.12.2014 2 2811 387

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 2
avatar
2 olgakresty26 • 15:55, 08.01.2015
Полностью согласна с автором статьи. Изученный материал лучше откладывается в головах учеников, если его подкреплять правильно разработанными практическими занятиями.
[Материал]
avatar
1 Sevokin • 20:16, 23.12.2014
Очень важно научить детей и заинтересовать экологией и проектами, особенно в свете ФГОС.
[Материал]