Статья "Использование технологий вариативного образования с целью повышения мотивации учащихся в образовательной деятельности"
Использование технологий вариативного образования
с целью повышения мотивации учащихся в образовательной деятельности.
Ни для кого не секрет, что сегодня мало быть хорошим специалистом, надо еще быть хорошим сотрудником. Что включает в себя образ хорошего сотрудника? Это:
- инициативный
- умеющий брать на себя ответственность
- умеющий принимать решения в неопределенных ситуациях
- умеющий эффективно работать в группе на общий результат
- умеющий самостоятельно учиться, восполняя недостаток профессиональных знаний, необходимых для решения конкретной проблемы, специалист.
Вот почему идеальный тип человека современности - это самостоятельный, предприимчивый, ответственный, коммуникабельный, толерантный, способный видеть и решать проблемы автономно, а также в группах, готовый и способный постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в команде.
Необходимость обучения подобным качествам по существу и является ответом образования на вызовы общества. Поэтому современное образование сосредотачивается на том, чтобы не увеличить объем информированности человека в различных предметных областях, а помочь ему самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях.
Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него задействованы все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же останется только руководить и направлять его деятельность.
Наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания образовательного процесса и свидетельством его правильной организации. Отсутствие интереса у школьников является показателем серьезных недостатков в организации обучения.
Давайте вдумаемся в слова Л. Фейербаха: «То, для чего открыто сердце, не может составить тайны и для разума». Учитель - человек, который может открывать сердца учеников. Как? Заинтересовать! Личным примером, горящими глазами, похвалой, используя современные методы, формы работы, технологии.
Наиболее обстоятельно в контексте своей педагогической теории рассматривал проблему интереса К.Д. Ушинский. Интерес, по его мнению, связан потребностью личности и является ее качественной характеристикой. Для развития интереса важно использовать природное любопытство ребенка, которое должно перерастать в любознательность, а позднее в убежденность необходимости обучения в течение всей жизни как основы личного благополучия.
При этом мы не должны забывать, что «объект противоречив, непредсказуем и движется не всегда в том направлении».
В современном образовательном пространстве проблема отсутствия интереса школьников к обучению прекрасно решается через использование технологий вариативного образования. Это такие технологии, которые позволяют каждому ребенку на уроке, во внеурочной и внеклассной деятельности проявить себя, работать в свою силу, с учетом своих способностей.
«Педагогическая технология» (по В.В. Монахову) - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. К технологиям вариативного образования относятся:
-
Технологии разноуровнего обучения (авторские варианты: Н.П. Гузик – внутриклассная дифференциация, Е.С. Полат – разноуровневое обучение, В.В Пикан - технология обучения базису без отстающих, В.В. Фирсов - уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов).
-
Диалоговые технологии (авторские варианты: Ш.А. Амонашвили – гуманно-личностная технология, А.Г. Ривин, В.В. Дьяченко – коллективный способ обучения, Е.С. Полат – технология в сотрудничестве, Ч.Темл, Д. Стил, К. Мередит – технология критического мышления).
-
Эвристические (авторские варианты: В.В. Гузеев, И.Д. Чечель – проектная технология, М.И. Махмутов – проблемное обучение, Г.С. Альтшеллер – технология решения исследовательских задач, ПОПС-технология Д. Маккойд-Мэйсона, А.В. Хуторский – технология эвристического обучения, И.П. Волков – программа развития творческого потенциала школьника.
-
Модульные технологии.
-
Индивидуализированные технологии (Г.К. Селевко, А.М. Кушнир, А.В. Хуторский и др)
При организации образовательного процесса очень важно продумывать использование технологий. Так, например, на этапе сообщения новых знаний лучше использовать технологии развития критического мышления (работа с научной статьей, текстом, умение использовать научные знания, анализировать, систематизировать, классифицировать полученную информацию) или исследовательские технологии, проблемное обучение, ТРИЗ-технологию (учащийся сам или в парах, группах ищут ответы на поставленные вопросы). На этапе закрепления очень правильно использовать ПОПС - формулу (особенно, если учесть, что в заданиях Единого государственного экзамена по биологии 7 заданий требует развернутого, научно обоснованного ответа, а дети еще не очень научились говорить после нескольких лет провального «натаскивания» на тесты).
О ПОПС- технологии я узнала в 2011 году. С тех пор данная технология очень выручает, особенно в 5-6 классах, когда необходимо отработать алгоритм устного ответа, для научения школьников выражать собственную позицию.
PRES-formula- интерактивный прием, направленный на рефлексию учащихся, создан профессором права Д. Маккойдом Мэйсоном из ЮАР. В результате перевода получается формула ПОПС. Данная технология сначала прижилась в обществознании, ее использовали для написания эссе, где я, собственно, ее и «подсмотрела».
П – я считаю
О- потому что
П- могу доказать на конкретном примере
С – на основании этого я делаю вывод.
Например, 5 класс – тема «Свойства живых организмов», задание : Доказать, что береза повислая относится к живым организмам» ответ подразумевает: « Я считаю, что береза повислая – живой организм, потому что она обладает всеми признаками живого, могу доказать на конкретных примерах – растет, размножается, питается…. На основании этого я делаю вывод, что береза повислая - живой организм».
Задачи ТРИЗ, которые я часто использую в курсе биологии и экологии, наряду с проблемно-диалоговым обучением, включают в себя несколько видов:
1.Узнавание учащимися модели в условии.
2.Прямое применение учащимися модели. Типовые формулировки задач: Примените
задач:
3. Задачи на применение биологический эффекта (явления)
4.Исследовательские задачи.
Под творческой задачей в системе ТРИЗ понимается проблема. Например, при изучении Отдела Голосеменных в 5 классе можно предложить классу задачу: «В тайгу приехал прокурор. Посмотрел на голые деревья, удивился и спросил: «Это тайга?». Лесник ответил: «Да». Прокурор сказал леснику: «А где листья?». «Облетели». «Вы за это ответите». Придется ли леснику отвечать по всей строгости закона?»
При изучении Класса Пиявки в 7 классе прекрасно работает на формирование интереса к биологии задача о Робинзоне, у которого было высокое давление, и его Пятнице, который регулярно ходил на болото за лекарством. Школьники должны понять что речь идет о медицинских пиявках и их способности понижать давление.
Очень интересны задачи по биологии и экологии с использованием диверсионного анализа ТРИЗ-технологии. Суть диверсионного анализа заключается в том, что вместо вопроса какие нарушения возможны у биологического объекта задается вопрос как вызвать сбой в работе рассматриваемого биологического объекта, используя уже имеющиеся ресурсы (придумывании диверсии). После того как диверсия придумана, можно приступить к ее устранению.
Неотъемлемой составляющей образовательного процесса для меня стало использование во внеклассной работе проектной технологии. Здесь сказывается большое преимущество в достаточности времени. Проектной деятельностью со школьниками занимаюсь с 1999 года. Опыт реализации освещен в ряде периодических изданий г. Красногорска, г.Чехова, электронных образовательных ресурсах МГОУ (Областная экологическая конференция. Природа встречает друзей: 2004год- «Пятнистый олень в средней полосе России» - 2 место, 2005год « Красота спасет мир» - диплом первой степени), в журнале «Экология и жизнь» ( 2009 год – «Потомок древних рептилий», в электронных образовательных ресурсах – материалах областной конференции «Юный исследователь», проводимой в Черноголовке (2013 год – «Здоровый образ жизни» - 2 место, 2014 год – «Птицы моего детства» - диплом первой степени). За каждой работой - огромный труд. За каждой работой стоят бывшие школьники- нынешние успешные граждане нашей великой Родины. Один из них, Виноградов Максим, транслировал опыт проектной деятельности в Германии в 2012 году.
Здесь как нельзя кстати слова А. С. Макаренко: «Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые много умеют делать, у которых всё удается и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах». Именно таких выпускников нам хотелось бы видеть.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Середич Наталья Николаевна
→ Публикатор 07.10.2019 0 1977 332 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы