«Исследовательская деятельность, как средство развития личности ребенка». Из опыта работы с одаренными детьми.
Выступление на августовской конференции педагогов Илекского района 27 августа 2010 года.
«Исследовательская деятельность, как средство развития личности ребенка». Из опыта работы с одаренными детьми.
Квасникова Л.А.
учитель биологии
категория высшая
МОУ «Красноярская СОШ»
Одаренность – это генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности
или деградирующий при ее отсутствии.
К.К. Платонов
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.
Одним из пяти основных направлений развития общего образования «Наша новая школа», озвученным Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым, является - система поддержки талантливых, одарённых детей. Поэтому сегодня образование ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, обеспечивая готовность личности к реализации собственной индивидуальности и творческой активности.
Способность мыслить нестандартно, видеть проблемы окружающего мира всегда была важна для человека. Особую актуальность эта задача получила в современном информационном обществе, которое отличается динамичностью и быстро увеличивающимся объемом информации.
Личностно ориентированные технологии, в том числе исследовательская и проектная деятельность, являются одним из методов, призванного решить задачу формирования социально – значимых качеств современного школьника.
Работать с одаренными детьми проще, так как они сами тянутся ко всему новому и неизвестному, а их родители легко идут навстречу учителю.
Для родителей главный аргумент объективная польза для его ребенка. Способствовать этому сможет демонстрация родителям результатов исследовательского труда ребенка. Каждый ребенок может себя не только проявить, но и быть успешным. Для учащихся – подростков это очень важно. Это влечет за собой повышение самооценки, оценки ребенка коллективом.
Работая в обычной общеобразовательной школе, мы имеем дело не только и не столько с одаренными детьми, сколько с обычными детьми, потенциал которых скрыт или они сами не хотят его раскрывать. Мы должны им в этом помочь.
Организацией исследовательской деятельности учащихся занимаюсь давно. Первоначально эта работа реализовывалась через уроки биологии и деятельность кружка «Юннат». Работа, направленная на сильных учеников, привела к тому, что слабые ученики тоже повысили уровень своей результативности. Однако рамки урока сковывали работу с этими детьми, поэтому я максимально использовала внеклассную, внеурочную работу по предмету, индивидуальные занятия, которые дали огромные возможности для того, чтобы заинтересовать детей своим предметом, сделать его любимым.
По мере формирования навыков проектно - исследовательской деятельности у учащихся, становилось очевидным, что нужны иные формы организации. Поняв это, мы с ребятами, пошли по пути взаимодействия всех образовательных учреждений - «Красноярская СОШ, МОЗШ «МИР», ОДЭБЦ «Эрудит» Результат не заставил себя ждать. Мои учащиеся победители и призеры областных, Всероссийских и Международных олимпиад, конкурсов, слетов по биологии и экологии начиная с 2004 года. Из 7 грантов района 4 гранта получили мои учащиеся, 2 из них в 2009году. В этом году Горшкова Л также получит денежную премию в размере 30тысяч рублей. Ребенок не может вариться в собственном соку, ему необходимо соотнести свои знания и опыт с результатами ребят из других регионов. У нас была возможность с ребятами выезжать, выступать, участвовать в мероприятиях различных уровней, даже Международных, благодаря поддержке администрации школы, и ОО, и администрация района. Мы с ребятами благодарим их за это. Особая благодарность и от родителей, не только за знания, а главное за социальную адаптацию детей в обществе. Мои ученики комфортно чувствуют себя в любом обществе, на равных разговаривают с учеными, не боятся отстаивать свою точку зрения. Те ребята, которые уже закончили школу, как Алимов А, Асминкина Л, Нестеров Д, Горшкова Н и сейчас успешны, продолжают образование в ВУЗах области. Благодаря поддержке Главы администрации района, ОО у меня полностью оборудовано рабочее место. Для работы есть все и цифровые образовательные ресурсы и Интернет. Дети свободно владеют и постоянно используют все это в своей работе.
Успешность в работе с одаренными детьми, во многом зависит и от эффективности педагогической деятельности, осуществить которую в полной мере может только педагог – мастер. Чем лучше подготовка учителя, тем более результативна его работа в данном направлении. Ведя исследовательскую работу с детьми, я сама не отстаю от них, провожу работу по изучению родного края, опыт работы обобщен на уровне области. Мною подготовлен УМК по краеведению (учебник, методические рекомендации учителю и учащимся, рабочая тетрадь), который отмечен областным дипломом 1 степени и грамотой Федерального эколого – биологического центра. Сейчас наработанные мной материалы отправлены на областной конкурс «Лучший педагог – эколог образовательного учреждения».
Хотелось бы затронуть еще вопрос организации исследовательского метода обучения в общем процессе обучения.
В основном исследовательская работа с учащимися проводится во внеурочное время и учреждениями дополнительного образования. А для решения новых задач нужны и новые формы организации обучения. Получается цели обучения новые, а средства и формы старые.
Исследовательская работа не умещается в классно – урочную систему. Новые задачи требуют включение учащихся в исследовательскую работу не только в рамках отдельных курсов, но и всего образовательного процесса в целом, что дает возможность построения индивидуальной образовательной траектории для каждого ребенка. Облегчает изменение ее направления при смене образовательных приоритетов и мотиваций, является фундаментом для самоопределения личности, предпрофильной и профильной подготовки.
Разумеется, исследовательские технологии – не панацея от всех бед. Ошибки неизбежны: то чувства застилают разум, то разума просто не хватает. Но их будет намного меньше, а профессиональная деятельность будут комфортнее и успешнее, если мы научим наших детей видеть проблему, искать и находить решение – то есть дадим им в руки инструмент, который нельзя потерять: способность решать исследовательские задачи, встающие перед каждым из нас на всем протяжении ЖИЗНИ.
Не стоит забывать, что в НОВОЙ ШКОЛЕ главное:
«… конечно, не название, а то, что всех пришедших удивит:
Ребенок – смысл своего образования, и личность, и творец, и индивид,
Который ждет таинственно и строго, и предстоящей встречей восхищен,
Такого мастера, такого педагога, которому готов открыться он,
Который в мир души его – привратник,
и перед совестью своей кристально чист,
Он детям друг, родителям соратник, и компетентнейший специалист.
И появляется, о чем мечтали двое, чистейшее, как полевой родник,
Образовательно-субъектное, живое содружество: учитель-ученик.
|
Квасникова Л.А. учитель биологии МОУ «Красноярская СОШ» Илекского района |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Квасникова Лилия Алексеевна
→ ли 15.09.2010 8 6066 1144 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.