Использование комнатных растений для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии


5


Использование комнатных растений для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

Введение


Специфической особенностью преподавания биологии является широкое использование натуральной наглядности, постановка опытов и наблюдений за живыми объектами. Умелое использование натуральных объектов в сочетании с другими средствами обучения, организация самостоятельной работы учащихся с живыми растениями на уроках и во внеурочное время активизирует детей. Изучение биологии не должно сводиться к рассматриванию изображений объектов на таблицах и запоминанию символов. Каждый ребенок и интуитивно, и сознательно стремится к познанию природы, естественной среды, окружающей человека.

В жизни городского человека очень редки контакты с естественной природой, ее отдельными биоценозами. Вместе с тем есть великолепные объекты природы, интересные для изучения со всех точек зрения и явно недостаточно оцененные педагогами, - это комнатные растения. Превосходный живой материал, который можно успешно использовать и для образования, и для воспитания детей. И что особенно важно – независимо от сезонных или погодных неудобств.

Огромное значение имеют комнатные растения для оформления интерьера, очищения воздуха, создания благоприятной эмоциональной обстановке в классе.

Комнатные растения можно широко использовать как демонстрационный материал для постановки опытов и наблюдений практически во всех темах ботаники, общей биологии, а также при изучении некоторых вопросов зоологии и анатомии, физиологии и гигиены человека. Кроме того, комнатные растения могут служить учителю и во внеурочной и внеклассной работе.

Выполнение работ, связанных с проведением опытов и наблюдений за комнатными растениями, способствуют выработке у учащихся приемов и навыков самостоятельной познавательной деятельности, которые впоследствии могут стать основой для более серьезных исследований. Работая с комнатными растениями, учащиеся усваивают важнейшие приемы и трудовые навыки по уходу за ними, пересадке и размножению их. Эти приемы могут оказаться полезными в повседневной жизни, а, возможно, и в будущей профессии. Если школьник начинает увлекаться выращиванием комнатных растений, то у него обязательно появляется обязательно стремление узнать о них как можно больше: откуда происходят эти растения? Каковы условия их жизни на родине? Какие условия необходимо создать для их лучшего произрастания в помещении. Важно поддержать любознательность ученика, подсказать, в какой литературе он сможет найти ответы на вопросы. Это будет способствовать формированию школьника потребности в приобретении новых знаний. Интерес к комнатным растениям, познание их жизнедеятельности могут развить стремление познания разнообразия живой природы. В связи с вышеизложенным, учитывая значимость даной темы, я хочу поделиться своим опытом организации деятельности учащихся на уроках и во внеклассной работе с использованием комнатных растений.


2. Комнатные растения кабинета биологии. Содержание и использование в оформлении.


За двадцать пять лет работы в данной школе мною собрана довольно обширная коллекция субтропических и тропических растений (см. приложение 1 «Список растений кабинета биологии»).

Накопление материала шло постепенно. На первых этапах в кабинете биологии преобладали самые распространенные растения, такие как хлорофитум, традесканция и др. Со временем количество видов постепенно увеличивалось. Ребята и их родители откликнулись на призыв озеленить кабинет, поделившись своими растениями или черенками. На уроках по теме «Вегетативное размножение» проводились практические работы, на которых учащиеся сажали укорененные дома черенки, пополняя коллекцию. Увеличение количества растений ведется целенаправленно. В настоящее время это происходит за счет увеличения не количества экземпляров, а многообразия видов, принадлежащих одному роду, семейству. Одним из критериев приобретения растения является возможность использования его на уроках или для украшения интерьера.

Растения паспортизированы с помощью учащихся. В паспорте содержатся краткие сведения о названии растения и семействе, к которому оно принадлежит, родине произрастания, условиях содержания и способах размножения. Уход за растениями берут на себя учащиеся 6-7 классов - члены кружка «Комнатное цветоводство». В летнее время организовано дежурство старшеклассников, интересующихся биологией и имеющих навыки работы с комнатными растениями.

Говоря о комнатных растениях, хочу коротко коснуться вопросов их содержания в кабинете и использования в его оформлении.

Растения рассажены в пластмассовые горшки и помещены в кашпо, которые установлены на подоконниках и шкафах. На стенах закреплены декоративные решетки для лиан. Оформлены два зеленых уголка, основу которых составляют крупнолиственные растения (монстера, бегония, панданус, драцена, кливия). На учительском столе размещаются цветущие сенполии. Одна из полок шкафа отведена под сад-террариум.


3. Использование комнатных растений при изучении ботаники и общей биологии.


При изучении биологии в шестом классе я широко использую комнатные растения. Благодаря своему многообразию, они могут служить хорошим демонстрационным материалом в темах по морфологии и систематике растений, в проведении опытов по физиологии растений, при выяснении влияния окружающих условий на рост и развитие растений.

Уже на первом уроке, в теме «Общее знакомство с цветковыми растениями», комнатные растения служат демонстрационным материалом, иллюстрирующим рассказ учителя о многообразии растительного мира. Формируя понятие «цветковые растения», знакомя учащихся с органами цветкового растения, демонстрирую цветущие фиалки, бальзамин, гибискус и др.

Демонстрация комнатных растений с плодами всегда вызывает живой интерес у учащихся. Для этой цели я использую паслен перечный, кливию.

Клеточное строение растений учащиеся изучают с помощью микропрепаратов органов растений, изготовленных самостоятельно (листья кливии, лепестки бегонии, корни хлорофитума и т. д.). Изучение внешнего и внутреннего строения корня провожу на придаточных корнях бегонии, сингониума. Воздушные придаточные корни легко образуются у пилеи во влажной камере. У монстеры воздушные корни достаточно крупные и корневой чехлик виден невооруженным глазом. Поглощение корнем воды с растворенными в ней минеральными солями легко демонстрировать на бальзамине султанском, поливая его накануне водой, подкрашенной красными чернилами.

В корнях циперуса видны воздушные камеры – приспособление растения к жизни на болоте.

При изучении темы «Лист» комнатные растения становятся незаменимыми живыми объектами, т. к. эту тему изучают в зимние месяцы.

На крупных листьях бегонии клещевинолистной можно наглядно показать, что такое листовая пластинка и черешок листа. Сидячие листья можно наблюдать у традесканции, кливии, пандануса, драцены. Листья, близкие к округлой форме, демонстрирую на примере сенполии; яйцевидной формы – у гибискуса, бальзамина; обратнояйцевидной – у пеперомии; овальной формы – у воскового плюща; стреловидной формы – у белокрыльника, сингониума; ланцетной формы – кливии, пандануса; узколинейной формы – у циперуса.

Различный характер жилкования листа можно показать на листьях бегонии (сетчатое), традесканции (дуговое), циперуса, пандануса (параллельное).

Расположение листьев на стебле удобно демонстрировать на примере пеларгонии (очередное), красулы (супротивное).

Живые растения помогут учащимся усвоить целый ряд понятий о побеге и его составных частях. Хорошо видны узлы и междоузлия у гибискуса, фикуса, пеларгонии. На любом комнатном растении класса двудольных видны пазухи листьев, верхушечные, пазушные почки.

На гибискусе, фикусе, бегонии и др. удобно провести опыт по формированию кроны растений.

При изучении темы «Вегетативное размножение растений» комнатные растения используются для проведения несложных опытов и практических работ:

-размножение стеблевыми черенками (гибискус, аукуба, сциндапсус);

- размножение усами (хлорофитум, папоротники);

- размножение корневищами (сансевиера, рускус, аспарагус, циперус);

-размножение корневыми отпрысками и корневыми черенками (драцена, кливия);

-размножение листьями (бегония, сенполия, пеперомия, красула).

Со строением цветка учащиеся знакомятся, рассматривая цветки гибискуса, кливии, зигокактуса, герани, бегонии (тычиночные и пестичные).

Изучая строение соцветий, можно использовать ряд цветущих комнатных растений, цветки которых собраны в соцветия. Простой зонтик – кливия, пеларгония, восковой плющ; соцветие метелка у бегонии, колеуса; початок – у белокрыльника, спацифиллюма. Конечно, цветение не всегда совпадает с изучением темы, но всегда есть возможность рассматривать живые объекты при повторении изученного материала.

На комнатных папоротниках можно показать расположение сорусов.

При изучении многообразия покрытосеменных растений и их приспособленности к различным условиям жизни из имеющихся в кабинете растений составляю группы в зависимости от среды обитания их в природе:

-растения тропических лесов (бальзамин, бегония, монстера, колеус);

-растения субтропиков (аспарагус, гибискус, кливия, сенполия);

-растения пустынь (алоэ, кактусы, молочай);

-растения болот (циперус, белокрыльник).

На уроках в старших классах я так же широко использую имеющиеся в кабинете комнатные растения. Например, в теме «Критерии вида» демонстрирую разные виды одного рода (бегония королевская, бегония клещевинолистная, бегония всегдацветущая; руэллия Портеллы и руэллия каролинская)

Для объяснения тем «Искусственный отбор» и «Селекция» использую сорта сенполии, гибискуса (Hamburg и Rosa).

Соотносительную изменчивость, проявляющуюся в том, что изменение одного органа вызывает зависимое изменение других, можно увидеть у сенполии (форма листа – особенности окраски и формы цветка).

Влияние условий среды на формирование фенотипа можно показать , демонстрируя пеперомии, выращенные из листьев одного растения, но произрастающие в горшочках разной величины (или одно в песке, другое – в питательной почве).

И это далеко не полный перечень примеров использования комнатных растений при изучении ботаники и общей биологии. На любом уроке живой объект вызывает интерес у детей, активизирует их познавательную деятельность.




4. Использование комнатных растений во внеклассной работе.


В нашей школе ежегодно проводятся декады биологии, во время которых учащиеся выступают с сообщениями на темы: «Лекарственные растения на подоконнике», «Комнатные растения кабинета биологии», проводят викторины «Знаешь ли ты комнатные растения?».

На районных, городских научно – творческих конференциях учащихся были представлены работы:

  • «К вопросу о влиянии стимуляторов роста на корнеобразование у растений», в которой ставились опыты с черенками комнатных растений. Жигалова Оксана, 10 класс

  • «Морфология комнатных растений». Комаров Женя, 6 класс.

  • «Вегетативное размножение фиалок» Егорова Лена, 9 класс

  • Жуковская Даша «Комнатные растения в интерьере», 8 класс



Очень часто дети спрашивают название комнатных растений. Для удовлетворения их любознательности с помощью учащихся 10 – 11 классов составлен фотокаталог растений кабинета биологии в электронном варианте. Желающие могут ознакомится с ним и пополнить свои знания.




В статье использованы материалы пособия для учителя «Комнатные растения в школе» Н.И. Клинковской и В.В. Пасечника. Москва «Просвещение»,1986 г

5



Полный текст материала Использование комнатных растений для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кириллова Светлана Семеновна  K@tti
17.09.2008 0 6061 2734

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК