Статья "Использование интерактивной доски для формирования информационных компетенций учащихся на уроках биологии"




Статья для публикации

  1. В статье автор обобщает практические наработки по проблеме формирования информационных компетенций у учащихся в организации учебного процесса.

  2. Стяжкина Елена Ивановна, учитель биологии высшей квалификационной категории муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №87» города Саратова

  3. Стяжкина

  4. -






































Стяжкина Елена Ивановна,

учитель биологии высшей квалификационной категории

МОУ «Гимназия №87» г. Саратова


Использование интерактивной доски для формирования информационных компетенций учащихся на уроках биологии

В условиях перестройки системы образования, по мнению Кальнея В. А. и Шишова С. Е. невозможно точно определить перечень ключевых компетенций, можно говорить лишь о некоторой совокупности компетенций. Например, для школьной образовательной практики можно выделить следующие ключевые компетенции:

  • коммуникативная – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым;

  • информационная – владение информационными технологиями;

  • автономизационная – способность к самоопределению, самообразованию;

  • социальная – умение жить и работать в коллективе;

  • нравственная – потребность жить по общечеловеческим, нравственным законам.

Использование информационных технологий позволяет перейти от традиционной технологии, к новой интегрированной образовательной среде, включающей все возможности электронного представления информации. Интерактивная доска является одним из новейших инструментов, позволяющих внедрять в практику учителей информационные технологии с целью формирования информационных компетенций учащихся.

Можно выделить основные направления использования интерактивных досок в обучении биологии:

  • использование её как экрана для демонстрации презентаций;

  • использование как экрана для демонстрации слайдов презентации, требующих дополнений в ходе урока;

  • использование готовых мультимедийных разработок к уроку (например, Мультимедийное приложение к учебнику С.Г. Мамонтова, В. Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 кл.»);

  • создание мультимедийного сопровождения к каждому уроку из имеющихся шаблонов;

  • создание систематизированных динамических и интерактивных ресурсов к урокам биологии;

  • создание совместно с учащимися мультимедийного продукта в ходе самого урока с использованием программного обеспечения интерактивной доски или иных приложений.


На уроках биологии с 2007 по 2009 год было организовано систематическое использование интерактивной доски с опорой на идеи сотрудничества субъектов образовательного процесса. Важным шагом явилось обучение учащихся работе с программным обеспечением устройства. Например, в ходе урока изучаемый материал систематизируется с учётом причинно-следственных связей в виде схем, таблиц. Копируя их в новые слайды, далее преобразуем в задания на соответствия. Используя программу Paint, создаём задания по развитию различных циклов. Так, на открытом уроке «Профилактика гельминтозов» для родителей учащихся 7 «в» класса, учащиеся активно использовали ресурсы интерактивной доски: решали кроссворд, используя виртуальную клавиатуру и маркеры; восстанавливали циклы развития печёночного сосальщика и бычьего цепня, используя заготовленные ранее динамические ресурсы; проводили пошаговый анализ тестовых заданий, используя инструмент решётку; представляли презентации долгосрочных заданий по данной теме. Урок, организованный в форме состязания определил хороший его темп и мотивацию учащихся. С помощью интерактивной доски в обучении были задействованы все основные сенсорные системы человека: визуальная, аудиальная и кинестетическая (телесная), что соответствует требованиям личностно-ориентированного обучения с учётом психолого-педагогических особенностей личности.

Таким образом, использование на уроках информационно-коммуникационных технологий с помощью интерактивной доски позволяет учителю моделировать различные условия учебного процесса, к которым учащемуся необходимо быстро адаптироваться, что способствует развитию и проявлению ключевых компетенций.

Литература

  1. Галишникова Е. М. Использование интерактивной доски в процессе обучения // Учитель. 2007. № 4. C. 8.

  2. Кальней В.А., Шишов С.Е. Мониторинг качества образования в школе. М.: Педагогическое общество России, 1999.

  3. Вадим Мелешко «Интерактивные доски: интервью с активным пользователем» // Журнал «ИКТ в образовании», №5. 2007.


Полный текст материала Статья "Использование интерактивной доски для формирования информационных компетенций учащихся на уроках биологии" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Стяжкина Елена Ивановна  Стяжкина
09.11.2010 9 6191 634

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК