Экологическая игра "За страницами учебника"


Куликова Ирина Михайловна, учитель биологии

МОУ СШ №5, г Саяногорск

Республика Хакасия, ВКК

Внеклассное мероприятие по биологии для 6-8 классов


…Дитя требует деятельности беспрестанно

и утомляется не деятельность,

а ее однообразием и односторонностью.

К.Д.Ушинский

Играют люди на планете,

Играют птицы и жуки,

Играют все, но только дети,

Играют ото всей души.

И, если в школе на уроке

Вдруг доведется поиграть,

То нет счастливей их на свете

И выучат все-все на пять.


Экологическая игра «За страницами учебника» поможет активизировать познавательную деятельность учащихся, направлена на решение развития интереса к предмету; понимания места и роли человека в природе. Выступает игра в нескольких функциях:

  1. Обучающая функция – развитие общеучебных умений и навыков, таких, как память, внимание

  2. Развлекательные функции – создание благоприятной атмосферы на уроке.

  3. Коммуникативная функция – объединение коллективов учащихся, установление эмоциональных контактов.

  4. Релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении.


Будет ли наша Хакасия существовать? Не разрушит ли ее человечество своими руками? Возобладает ли разум над беспечностью и алчностью? Эти вопросы сейчас стоят перед каждым из нас. Мы сегодня должны хоть на пол шага узнать еще больше того чего, может быть, не знали до сего дня, и сохранить то богатство родного края нашим детям и внукам.

Цель игры: активизировать творческий потенциал учащихся, пропагандировать природоохранную деятельность, вызвать интерес учащихся к экологическим проблемам; воспитание у школьников любви к окружающему миру, выявить и расширить знания школьников о состоянии окружающей среды, глобальных проблемах, установить их причины, следствия, возможные пути выхода из кризиса.

Участники: ведущий, две команды, жюри

Оборудования: карта Хакасии, рисунки, открытки животных, растений, выставка книг посвященная Хакасии, фотовыставка учащихся «Природа Хакасии»

Примерные плакаты:

(Которые развешиваются на стенах кабинета)

  1. Родную природу – люби, сохраняй,

горящие спички в лесу не бросай.

но огня не оставляйте

  1. Природа – единственная книга, все страницы которой полны глубокого содержания. (И.Гете)

  2. Природа не знает остановки в своем движении и казнит всякую бездеятельность. (И.Гете)

  3. Даже в прекраснейших своих грезах человек не может вообразить ничего прекраснее природы. (А.Ламартин)


За страницами учебника

Экологическая игра


Велика наша Родина. Чудесны и необъятны ее просторы. Прекрасна ее природа, обширны ее поля, леса и горы. Сказочно богата ее земля.

На территории нашей страны есть уголок, где ты родился и живешь. Это – твоя родная Хакасия. Чем лучше знает человек свой край, тем больше он его любит. Вот как сказал хакасский поэт Михаил Коков.


В лесу – и зверь пушной, и птица,

В заимке – скот, в земле – металл.

Недаром родиной гордится

Хакас, что равноправным стал.

На склонах гор шумит пшеница,

По волнам рек спешат плоты,

И блещут стройки, как зарницы,

Среди полночной темноты.

И, просыпаясь в дымки синей

От рева мощного гудка,

Седой тасхыл сквозь зыбкий иней глядит на звезды рудника.


Ход игры:

Ведущий: Каждый день мы встаем, умываемся, одеваемся и выходим на улицу. А там нас ждет мир полный чудес и загадок. Иногда спеша, проходим мимо, не замечая их. Иногда пытаемся отгадать какую-нибудь из загадок природы и удивляемся сделанному вдруг открытию.


Ты, человек, люби природу,

Хоть иногда ее жалей;

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей;

В вокзальной суматохе века

Ты оценить ее спеши:

Она – твой давний

Добрый лекарь,

Она союзница души.

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она одна.

Вадим Шефнер


Начинаем игру.


Конкурс 1.

«Лекарственные растения»

Много растений встречается в лесу, на лугу, в поле и на болоте. Многие из них хорошо знакомы.

Какие лекарственные растения Хакасии Вы знаете?

Какие части у растений собирают. Приведите примеры.

Кто больше приведет примеров.

  1. Смородина черная

  2. Крапива

  3. Шиповник

  4. Брусника

  5. Береза

  6. Одуванчик

  7. Черемша

  8. Малина

Ягоды

Листья

Плоды

Ягоды и листья

Почки

Корни

Луковицы и листья

Ягоды, листья, цветы


Конкурс 2.

«Живые барометры»

Вы собираетесь в туристический поход или на прогулку. Какая погода будет завтра? Это вам подскажут «живые барометры». Какие «живые барометры есть?


  1. Пауки. (Они не переносят сырости, поэтому очень редко выходят по утрам на охоту. Утром они появляются лишь тогда, когда нет росы. А это один из признаков приближающего дождя.)

  2. Овцы. (Шерсть легко вбирает влагу из воздуха. Перед дождем она становится сырой.)

  3. Клевер. (Растение стоит прямо или складывает свои листочки – это предвещает наступление бури)

  4. Желтая акция. ( Если возле нее кружатся насекомые – жди ненастье. Перед дождем в цветках накапливается много сладкого нектара, которым питаются насекомые.)


Конкурс 3.

«Карнавал растений. Угадай!»

По очереди каждой команде загадываются загадки.


  1. Много беленьких цветочков

По четыре лепесточка.

Плод – стручочек,

Как мешочек

На спине у пастуха. (Пастушья сумка)


  1. Видишь, согнут стебелек –

Держит красный огонек.

Тройчатый листочек,

Беленький цветочек.

Разгибаем стебельки,

Собираем огоньки. (Земляника)


  1. Тысяча долек в зеленом листе,

Белых цветочков в корзинках не счесть.

К ране открытой меня приложи,

С ранней весны я до осени жив. (Тысячелистник)


  1. Держась рукой за тросточку,

Тебя давно я жду.

Ты съешь меня,

А косточку зарой в своем саду. (Вишня)


  1. Все найдут меня, кто ищет.

Прячу в листьях корневище.

А на нем мои цветки –

Пахнут перцем лепестки.

А название забыто.

Помни – листья, как копыта.

Ты забыть меня не вправе,-

Я расту в тени, в дубраве. (Копытень)


Конкурс 4.

«Цепочка»

Представители от каждой команды по очереди называют водоемы (реки, речки, озера, которые расположены на территории Хакасии).

Для того чтобы сохранить наши реки и озера, мы должны экономить воду. Экономить воду – это значит беречь каждую каплю воды. Вот вам сейчас надо, не растеряв ни одной капельки, составить слово из букв, которые вы найдете на этих капельках. (Каждой группе выдаются формы, вырезанные в форме капельки, с написанными буквами: А О Е И К Н Д В П З) (Заповедник)


Игра со зрителями

Надо отгадать растения, которые выращивают на территории Хакасии. Как их применяют?


  1. На жарком солнышке подсох

И рвется из стручка…..(Горох)


  1. Белая корзинка,

Золотое донце.

В ней лежит росинка

И сверкает солнце. (Ромашка)


  1. Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали

Не одну нашли, а десять!

Как ее название, дети? (Картофель)


  1. Тощий, белый корнеплод

Под землю в глубь растет.

И хотя он очень горек,

В пищу нам вполне он годен;

Все от взрослых до ребят,

С холодцом его едят. (Хрен)


  1. В огороде вырастаю.

А когда я созреваю,

Варят из меня томат, в щи кладут

И так едят. (Помидор)


  1. Лето целое старалась –

Одевалась, одевалась…

А как осень подошла,

Нам одежки от дала.

Сотню одежонок

Сложили мы в бочонок. (Капуста)


Конкурс 5.

«Исключи лишнее»

Выбрать лишнее из числа предложенных и объясни свой выбор.


1.р. Енисей

2.р. Абакан

3.р. Тея

4.р. Лена

1.о. Беле

2.о. Черное

3.о. Байкал

4.о. Иткуль

1. Боградский

2. Июсский

3. Столбы

4. Каратошско -Инейский

1. Кандык сибирский

2. Черемуха

3. Венерин башмачок

4. Золотой корень


Конкурс 6.

«Рыцари Земли»

На доске вывешиваются карточки, на лицевой стороне которых указано количество очков (10, 20, 30, 40 – не менее 3 карточек каждой категории), а на обороте – вопросы соответствующего уровня сложности. Участники команд отвечают по очереди, самостоятельно оценивая свои силы и выбирая карточку того или иного уровня.


10 очков

  1. Все знают, что такое красная книга. А что представляет собой «Черная книга»? (Список видов, исчезнувших с лица Земли в историческое время)

  2. Какое загрязнение природной среды называют антропогенным? (Деятельность человека)

  3. Какие животные Хакасии занесены в Красную книгу?

20 очков

  1. Почему зимой на водоемах рекомендуется пробуравливать лунки? (Доступ кислорода)

  2. Какую рыбу разводят на Маинском водохранилище? (Форель)

  3. Чем опасен САЗ для близ лежащих деревень?

30 очков

  1. Почему автомобиль называют злейшим врагом природы? (Выхлопные газы губительны для живого)

  2. Что такое парниковый эффект? (Приводит к потеплению климата на планете за счет увеличения углекислого газа в атмосфере)

  3. Летом вдоль трасс можно увидеть, как жители города собирают землянику. Может ли такой сбор принести вред человеку? (Да накапливается свинец в ягоде)

40 очков

  1. С какой целью создаются заповедники? Перечисли заповедники Хакасии.

  2. Чем опасны лесные пожары?

  3. Могут ли на территории Саяногорска быть кислотные дожди?


Конкурс 7.

«Биологические шарады»

  1. Слово состоит из 3 букв и 2 ча­стей. Первая часть — звук, который издает животное класса пресмыкающихся, яд его используют в медицине. Вторая часть — результат деятельности головного мозга человека, который отличает его от других животных организмов. А вместе это один из основных загрязнителей городской сре­ды. (Шум.)

Вопрос 1. Почему шум считают загряз­нением?

(Когда интенсивность и частота шума превышают порог предельно допустимых величин (80 Дб), он становится причиной пси­хических и физиологических травм. Даже сла­бый, но постоянный шум вызыват раздраже­ние, усталость, бессонницу. Более сильные шумы - потерю слуха, нервные расстройства, заболевания сердечно-сосудистой системы.)

Вопрос 2. Назовите основные источни­ки шума.

(Основные источники шума - транс­порт, прежде всего автотранспорт, а также промышленные шумы, бытовой шум.)

Вопрос 3. За минуту предложите меры борьбы с шумовым загрязнением.

(Шумопоглощающий асфальт, капсулирование дви­гателей (оболочка, окружающая источник шума), звукозащитные окна, земные насаж­дения, звукозащитные валы и стены вдоль дорог, индивидуальные средства защиты, пробки, наушники.)

  1. Слово из 2 частей. Первая - го­лос коровьей души, вторая — то, что стре­мятся вывести селекционеры, лишенное буквы "т". Соединив их, получишь то, от чего не может избавиться планета. (Мусор)

Вопрос 1. Часть бытовых отходов может быть утилизирована (ликвидирована) ме­тодом компостирования. Что это такое? Обоснуйте экологическую целесообраз­ность этого метода.

(Компостирование из­вестный с давних пор способ превращения от­ходов в почвоулучшающие средства, хорошо ус­ваивающиеся растениями. Компостированию поддается часть бытового мусора, большинст­во органических материалов - листья, древеси­на, садовые и сельскохозяйственные отходы. В результате их интенсивного перепревания по­лучают компост-гумусное удобрение. Это ра­циональный способ ликвидации отходов, поч­ти не оказывающий отрицательного влияния на окружающую среду.)

Вопрос 2. Какие предприятия нашего города наиболее интенсивно загрязняют отходами производства окружающую сре­ду?

(СААЗ, котельные)

Вопрос 3. Последнее время наибольшую тревогу у ученых вызывает повышенное загрязнение окружающей среды тяжелыми металлами, содержащимися в отходах. Что это за металлы? Какое влияние они оказы­вают на человека?

(Это металлы с удельным весом более 4,5 г/см3 (кадмий, ртуть, свинец и др.). Особую проблему представляет накоп­ление тяжелых металлов в пищевых цепях и в человеческом организме. Тяжелые металлы попадают в окружающую среду, как со сточ­ными водами, так и в результате процессов горения. В городском воздухе их содержится значительно больше, чем. в чистом воздухе села, морских побережий, горной местности.)

  1. Если у названия бытового меха­низма, поломка которого может привести к растранжириванию водных ресурсов, на­чальную букву заменить на букву "т" и при­бавить слово, означающее вид человечес­кой деятельности, направленный на оздо­ровление организма, в результате получим то, что является основным источником загрязнения атмосферы.

(Транспорт.)

Вопрос 1. Автотранспорт - добро или зло? Почему?

(Это средство передвижения, перевозки грузов, без которого в настоящее вре­мя человек не может обойтись. С автомоби­лем связаны следующие отрицательные воздей­ствия на окружающую среду: расход топлива и воздуха при эксплуатации; выделение вы­хлопных газов, продуктов стирания шин и тормозов; потребление сырья и энергии для их производства, выброс при этом вредных ве­ществ; шум; транспортные аварии.)


Вопрос 2. Какие вещества входят в со­став выхлопных газов? В чем их опасность?

(Отработанные (выхлопные) газы автомоби­лей содержат преимущественно оксиды азота, диоксид углерода, водяной пар, диоксид серы, свинец, углеводы, сажу. СО блокирует поступ­ление кислорода в кровь, вызывает головные боли, тошноту; свинец - в тяжелых случаях наблюдается малокровие, нервные параличи, поражение почек. Особенно токсичны некото­рые углеводороды, являющиеся канцерогенными (вызывающими рак) веществами.)

Вопрос 3. Назовите за минуту меры, позволяющие уменьшить отрицательное воздействие автотранспорта.

(Развитие малоотходных и экономичных двигателей, обезвреживание отработанных газов, меропри­ятия по уменьшению шума, создание электро­мобилей.)

Вопрос 4. Назовите известные вам виды редких животных и растений, охраняемые на территории нашего края.

Вопрос 5. Назовите заповедные терри­тории, памятники природы района и об­ласти.

Вопрос 6. Какие меры по охране окру­жающей среды проводятся в нашем горо­де?

(Работает комитет по охране окружаю­щей среды, санэпиднадзор, выде­ляются деньги на мероприятия по охране ок­ружающей среды. Производится перевод ко­тельных на газовое топливо..)


Конкурс 8

«Разгадай кроссворд»

Ключевые слова являются лозунгом: «Береги природу»


  1. Дерево, которое часто прославляют в русских песнях.

  2. Охраняемая хищная птица.

  3. Способ получения дистиллированной воды.

  4. Теневыносливое хвойное дерево, выделяющее фитонциды.

  5. природная зона, расположенная южнее тундры.

  6. Все, что окружает нас.

  7. Способ размножения плодовых деревьев.

  8. Природные запасы, которые человек использует для своего существования.

  9. Прибор, защищающий органы дыхания от пыли и дыма.

  10. Вещества, с помощью которых повышают плодородие почвы.

  11. Растительный мир Земли.

  12. Вещества, опасные для жизни всех живых организмов.

  13. Животный мир Земли.






1.

Б

е

р

е

з

а






2.

б

Е

р

к

у

т







3.

п

е

Р

е

г

о

н

к

а






4.

Е

л

ь







5.

т

а

й

Г

а









6.

п

р

И

р

о

д

а





















7.

П

Р

и

в

и

в

к

а


8.

р

е

с

у

Р

с

ы







9.

п

р

о

т

И

в

о

г

а

з




10.

у

д

о

б

Р

е

н

и

я







11.

ф

л

О

р

а









12.

я

Д

ы









13.

ф

а

У

н

а




















Подведение итогов. Награждение команд и самых активных участников.

Заключение:

Возможность путешествовать не только в пространстве, но и во времени всегда было мечтой человека. И хотелось чтобы через многие - многие годы природа, растения и животные нашей Хакасии остались такими же


Навсегда

Все имеется у нас

На потом и на сейчас:

Реки, горы и леса,

Голубые небеса,

Океаны, пальмы, снег

И Земля – одна на всех!

Все она отдать нам рада,

Только жадничать не надо!

И останется тогда

Все для всех и на всегда!

Владимир Орлов




Используемая литература:



  1. Балабанов В.В. «Предметные недели в школе» Издательство «Учитель» - 2001г

  2. Бочкарев Н.Ф. «Система экологического Образования и воспитания у учащихся» Калука ИУУ 196г

  3. Парфилов Л.Д. «Тематические игры по ботанике» Москва «Сфера» -2003г

  4. Султреков С.Н. «Родная Хакасия» Абакан – 1995г





Полный текст материала Экологическая игра "За страницами учебника" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Куликова Ирина Михайловна  vasai
26.11.2010 2 3348 567

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК