Государственное
образовательное
учреждение
Ленинградской
области для
детей,
нуждающихся
в психолого-педагогической
и медико-социальной
помощи,
«Назийский
центр социально
- трудовой адаптации
и профориентации»
Французенко
Татьяна Николаевна,
учитель русского
языка и литературы
Конспект
урока
«Адресаты
лирики Пушкина»
9 класс
Цели урока:
1.Формировать
умение целостного
анализа художественного
произведения.
2.Формировать
личное отношение
современной
интерпретации
вечных тем.
3.Формировать
на литературном
материале
нравственные,
гражданские
убеждения.
4.Формировать
умение вести
диалог, аргументировать
свою позицию.
5.Учить выделять
в произведениях
историко-культурные
сведения.
Ход урока:
1.Вступительное
слово учителя:
«Наш сегодняшний
урок посвящен
адресатам
лирики Пушкина.
О любви писали
Гомер и автор
«Слова о полку
Игореве», Ломоносов
и Державин.
Пушкин и Лермонтов,
Тютчев и Фет.
Вся жизнь Пушкина
в его стихах,
где немало
прекрасных
страниц о любви.
Давайте перелистаем
некоторые из
них и заглянем
в этот особый
мир, который
вдохновлял
поэта на создание
поэтических
произведений».
Первая страница.
Годы учения
Пушкина в Лицее
– 1811-1817 годы. Знакомство
с Екатериной
Бакуниной.
Подготовленный
рассказ ученицы:
- Екатерина
Павловна Бакунина
– сестра лицейского
товарища Пушкина.
«…Прелестное
лицо ее, дивный
стан и очаровательное
обращение
произвели
всеобщий восторг
во всей лицейской
молодежи»,-
вспоминал С.
Комовский.
Милая Бакунина
– предмет первого
юношеского
увлечения
Пушкина. К ней
обращены многие
его стихотворения
1815-1816 годов. О ней
вспоминал он
и долгие годы
спустя в черновых
строфах восьмой
главы «Евгения
Онегина»:
«О ней задумывался
нежно, Весь
день минувшей
встречи ждал
И счастье тайных
мук узнал…»
Ученик в роли
Пушкина:
-29 ноября 1815 года.
Лицей. «Я счастлив
был!..нет, я вчера
не был счастлив,
поутру я мучился
ожиданием с
неописуемым
волнением, стоя
под окошком,
смотрел я на
снежную дорогу
– ее не было
видно. Наконец
я потерял
надежду, вдруг
нечаянно встречаюсь
с ней на лестнице
– сладкая минута!
Как она мила
была. Как черное
платье пристало
милой Бакуниной!
Но я не видел
ее 18 часов – ах!
Какое положение,
какая мука! Но
я был счастлив
– 5 минут!». Эти
строки из дневниковой
записи, сделанной
29 ноября 1815 года.
Ученица в платье
пушкинских
времен:
-Грациозность,
обаяние двадцатилетней
красавицы
очаровали
лицеистов.
Раньше и гуляли,
и играли, и проказили
вместе, а теперь
всяк сам по
себе. Сдав в
начале 1815 года
экзамен, воспитанники
перешли в старшую
группу. «Монашеский
режим кончился,
они почувствовали
себя взрослыми,
это был возраст
снов, надежд,
мечтаний, этот
критический
возраст, когда
и «жить торопятся
и чувствовать
спешат». А что
за жизнь без
самого сокровенного
ее таинства-
любви?»
Учитель:
- Пушкин с чувством
пламенного
юноши описал
прелести Бакуниной
в стихотворении
«К живописцу»,
которое было
положено на
музыку лицейским
его товарищем
Яковлевым и
постоянно
пелось до самого
вы хода из Лицея.
Стихотворение
посвящено
однокласснику
и живописцу
А.Д. Илличевскому,
автору многих
сохранившихся
рисунков из
лицейской
жизни…
До нас дошел
автопортрет
Бакуниной,
акварельная
работа П. Соколова
(1828), рисунок
О.Кипренского
из альбома
Е.Бакуниной
(1810).
Тонкая художественная
натура, Бакунина
увлекалась
живописью
великого живописца
Брюллова.
Вторая страница.
Петербург. Дом
А.Н.Оленина,
президента
Академии художеств.
Именно здесь
произошла
первая встреча
с Анной Керн
в 1819 году. (Звучит
музыка П.И.Чайковского
к «Евгению
Онегину»).
Ученик в роли
Пушкина:
- Помню, как в
моей жизни
появилась
очаровательная
Анна Петровна
Керн.
Ученица в роли
Керн:
- Я воспитывалась
в Тверской
губернии вместе
с моей двоюродной
сестрой. В 16 лет
меня выдали
замуж за генерала
Керна. Вместе
со своими
родственниками
я часто бывала
в доме Олениных.
На одном их
таких вечеров
я встретила
Пушкина.
Ученик в роли
Пушкина:
- « Позволительно
ли быть до того
прелестною!»
- воскликнул
я, увидев впервые
Анну Керн. Весь
вечер я старался
привлечь ее
внимание, заслужить
хотя бы улыбки,
взгляда. Но мне
так и не удалось
приблизиться.
Ученица в роли
Керн:
- Вскоре ужин
кончился, и
гости стали
разъезжаться.
Брат сел со
мной в экипаж,
а Пушкин стоял
на крыльце и
провожал меня
глазами.
Учитель:
- Прошло шесть
лет. 27-летний
Пушкин прибыл
в родительскую
деревню Михайловское
Псковской
губернии. Сюда
его выслали
по распоряжению
царя. В деревне
жизнь вольнолюбивого
поэта сделалась
несносной. Он
зажил там совершенным
отшельником,
бывал только
у соседей в
Тригорском,
расположенном
в трех верстах
от Михайловского.
Это было настоящее
женское царство.
Владелица
поместья Осипова
ее дочери Анна
и Евпраксия,
падчерица
Александра,
племянница
Анна Керн –
таковы обитатели
Тригорского.
А теперь давайте
представим
себе длинный
одноэтажный
дом, наполненный
молодежью, -
шум, говор, смех,
стихи, игры,
пение, музыка.
Ученица в роли
Керн:
- Мы сидели за
обедом и смеялись,
вдруг вошел
Пушкин с большой
палкой в руках.
Он очень низко
поклонился,
но не сказал
ни слова: робость
видна была в
его движениях.
Вскоре мы уселись
вокруг него,
и он прочитал
нам «Цыган».
Я никогда не
забуду восторга,
который охватил
мою душу.
Учитель:
- Вновь вспыхнули
чувства Пушкина,
и он написал
семь восторженных
писем, пестрых
по настроению,
полных противоречивых
чувств, искрящих
страстью и
ревностью,
одновременно
полных преклонения
перед поразившей
его красотой.
Вслушаемся
в этот давний
разговор…(Учащиеся
читают письма
Пушкина к Анне
Керн.)
Ученица в роли
Керн:
- Перед моим
отъездом Пушкин
пришел проститься
и принес экземпляр
второй главы
«Евгения Онегина»
в неразрезанных
листах, между
которыми я
нашла вчетверо
сложенный лист
бумаги со стихами
« Я помню чудное
мгновенье…».
( Звучит это
стихотворение
Пушкина.)
Учитель:
- Прошло пятнадцать
лет. Пушкина
уже не было в
живых, но удивительная
история этого
стихотворения
продолжалась.
Судьбе было
угодно, чтобы
путь его еще
раз скрестился
с судьбой Анны
Керн. Красотой
стихов Пушкина
пленился композитор
Михаил Глинка.
Он положил их
на музыку и
посвятил романс
в 1840 году дочери
Керн, в которую
был страстно
влюблен. (Звучит
романс М.Глинки
на стихи А.Пушкина
« Я помню чудное
мгновенье…».)
Похоронена
Анна Керн на
кладбище недалеко
от Торжка. На
ее могильной
плите – пушкинские
строки « Я помню
чудное мгновенье…».
(Звучит «Сентиментальный
вальс» П.Чайковского.)
Третья страница.
Учитель:
- После Михайловской
ссылки Пушкин
вновь оказался
в столице.
Первая ученица:
- Холодной
сентябрьской
ночью 1826 года
в Михайловское
неожиданно
явился чиновник,
присланный
псковским
губернатором
с предписанием
привезти поэта
в Псков, а затем
доставить его
в Москву к новому
государю. Только
что коронованный
царь освободил
поэта от ссылки,
пообещал свободу
от цензуры,
предлагая
взамен свою
собственную.
Литературная
Москва с восторгом
встретила и
приняла поэта.
В домах московских
литераторов
и своих друзей
он читает написанное
им за два года
Михайловской
ссылки. С охотой
он посещает
салон З.А.Волконской
на Тверской
улице. Здесь
собираются
поэты, художники,
актеры, музыканты,
говорят о литературе,
читают свои
произведения,
слушают изумительное
пение хозяйки.
Так проходит
зима 1826 года.
В мае поэт
уезжает в Петербург,
новое увлечение
овладевает
его фантазией
– Анна Оленина,
дочь президента
Академии художеств.
Это он, искусный
рисовальщик,
украсил своими
заставками
и виньетками
первое издание
«Руслана и
Людмилы». Пушкин
знал маленькую
Анну, но сейчас
это была 19-летняя
красавица,
живая, белокурая
девушка, начитанная,
образованная,
поклонница
поэзии. Поэт
влюбился без
памяти. Зиму
и весну он не
переставал
посещать дом
Олениных…
Вторая ученица:
- Отец Анны не
обрадовался,
узнав, что поэт
готовится
сделать предложение
его дочери: за
Пушкиным успела
закрепиться
слава легкомысленного
человека. Однако
намерение
Пушкина было
серьезным. Ей
он посвятил
множество
восторженных
стихов. Их свидания
происходили
в Летнем саду,
куда оленина
приезжала в
сопровождении
гувернантки.
Поэт поехал
за ней на дачу
в Приютино.
Наконец он
посватался,
но приехал к
концу званого
обеда. Пушкину
было отказано.
Два года спустя
Пушкин напишет
в ее адрес стихи,
которые сейчас
все знают наизусть,-
«Я вас любил…».
Многие композиторы
написали музыку
на эти гениальные
строки…(Звучит
романс Даргомыжского
на стихи Пушкина
«Я вас любил…»)
Учитель:
- А сейчас мы
открываем самые
прекрасные
и самые трагические
страницы в
жизни Пушкина.
По признанию
поэта, Наталья
Гончарова была
сто тринадцатой
его любовь. Но
это было такое
всеобъемлющее
чувство, которое
захватило его
совершенно.
Бурная молодость
прошла, настала
пора зрелости.
Жажда семейного
счастья, стремление
любить и быть
любимым овладели
им. Он встретил
Натали Гончарову
в декабре 1828 года.
Ученица в роли
Гончаровой:
- Моя мать была
суровой женщиной
и воспитывала
нас в строгости.
Она дала нам
хорошее образование.
В детстве мы
изучали французский
язык, мифологию,
литературу,
учились танцам,
музыке. Я очень
любила верховую
езду, увлекалась
вышиванием,
разведением
цветов. Пушкин
познакомился
со мной на одном
их московских
балов. Мне было
тогда 16 лет. Не
сразу я ответила
на его чувства,
да и мать моя
была далеко
не в восторге
от перспективы
такого замужества.
Но Пушкин преодолел
все преграды.
(Школьники
читают письма
поэта к матери
Н.Гончаровой.)
Ученик в роли
Пушкина:
- Как было переполнено
счастьем мое
сердце, когда
Гончарова
согласилась
стать моей
женой.
Учитель:
- Поэт любил
ее красоту, но
еще больше ее
душу. «Мадонна»
- так назвал он
стихотворение,
посвященное
ей. (Звучит
стихотворение
А.С.Пушкина
«Мадона».)
Ученик в роли
Пушкина:
- Я счастлив,
одно мое желание,
чтоб ничего
в моей жизни
не изменилось
– лучшего не
дождусь. Это
состояние для
меня так ново,
что кажется,
что я переродился…
Учитель:
- Позднее Гончарова
первое лето
в Царском Селе
назовет самым
безоблачным
в их жизни. Письма
Пушкина к Гончаровой
полны любви
и нежности.
Ученик в роли
Пушкина:
- Я должен был
на тебе жениться,
потому что всю
жизнь был бы
без тебя несчастлив.
Учитель:
- Наталье Николаевне
не было равных
в Петербурге,
Пушкин считал,
что жена его
прелесть.
Ученик в роли
Пушкина:
- Гляделась
ли ты в зеркало
и уверилась
ли ты, что с твоим
лицом ничего
нельзя сравнить
на свете, - а душу
твою люблю еще
более твоего
лица.
Жена моя прелесть,
и чем далее я
с ней живу, тем
более люблю
это милое, чистое,
доброе создание.
Мое семейство
умножается,
растет, шумит
около меня.
Теперь, кажется,
и на жизнь нечего
роптать, и старости
нечего бояться.
Учитель:
- Но беда
надвигалась…Подметные
письма…Сплетни…Дуэль
и смерть поэта…
Ученица в роли
Гончаровой:
- Очень тяжело
я пережила его
смерть. Перед
самой кончиной
Александр
сказал мне:
«Носи траур
по мне два года,
а потом выходи
замуж только
за порядочного
человека».
Сразу после
похорон Пушкина
я с детьми уехала
в деревню. И
жила в одиночестве.
Я жила для детей
и ради детей.
Все они выросли
достойными,
честными людьми.
Учитель:
- Перевернута
последняя
страница поэтического
дневника Пушкина,
пушкинских
поэтических
страниц, посвященных
адресатам его
лирики, вдохновившим
его на великие,
несравненные
произведения.
2.Тестовая работа
«Адресаты
лирики Пушкина».
3.Домашнее задание:
- Выполнить
анализ стихотворения
« Я вас любил…».
Использованные
источники:
Коровина
В.Я.Литература:
9класс / Метод.
советы В.Я.Коровина,
И.С. Збарский;
Под редакцией
В.И.Коровина.
– М.: Просвещение,
2001.
2. Друзья Пушкина:
Переписка;
Воспоминания;
Дневники.В
2-хт. Сост., биографические
очерки и прим.
В.В.Кунина. –
М.: Правда, 1984.